АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы особенности этики как науки

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. X. Исторические науки о культуре
  3. XII. Особенности несения службы участковым уполномоченным полиции в сельском поселении
  4. Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике
  5. Административная ответственность: основания и особенности. Порядок назначения административных наказаний.
  6. Актуальные проблемы биоэтики.
  7. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
  8. Акции, их классификация и особенности
  9. Анатомо-физиологические особенности сердца.
  10. Андрогинность и особенности мужского и женского личного влияния
  11. Артистические и музыкальные способности и типологические особенности.
  12. Б. Особенности нервного и гуморального механизмов регуляции функций организма.

Понятие «этика» происходит от древнегреческого «этос» – обычай, нрав, характер. Оформление этики осуществляется по мере изменения взглядов на мир и место человека в этом мире и усложнения общественных отношений людей. Исторически этика складывается как совокупность нравственных представлений, как система фундаментальных запретов, повелений, переплетающаяся с традициями, правом, общественным давлением на человека, с религиозными обычаями и привычками. Простейшие этические понятия человека отражают факт нравственной неудовлетворенности характером бытия, предполагают его радикальное изменение, как следствие развивается моральное сознание, а этические нормы получают теоретическое обоснование.

Очень глубокие, но еще не образовавшие науку этические размышления сложились в древнейших цивилизациях Индии, Китая и Греции, одновременно являющимися центрами развития философского знания. Становление древнеиндийской этической традиции было направленно на размышления о жизни и смерти, древнекитайской – о человеке и обществе. Формирование этики как науки и теории нравственности обозначилось в Древней Греции (V в. до н. э.) постановкой Сократом вопроса о достижении общечеловеческой нравственной истины [42], мыслью Платона «о мире идей» как мире идеальных образов, высший из которых – благо [25]. Окончательно теоретические основы этического учения систематизированы Аристотелем в его учении о способе достижения добродетели через формирование привычек и закреплены в первом учебнике этики «Никомахова этика» [22].
У Аристотеля этика имеет два значения. Первое складывается из понимания этики как практической философии, или науки об этических добродетелях. Аристотель считал, что цель этики – не знания, а поступки. Тем самым этика как практическая философия была отделена от метафизики, т. е. теоретической философии. Исходным принципом этики является не теория, а опыт общественной жизни. Из чего вытекает второе понимание этики как политической науки, т. е. науки о полисе. В данном случае этика рассматривает высшую цель человеческой деятельности, имеющей своим содержанием устройство государства. В дальнейшем развитие этики связано с изучением различными этическими школами Древней Греции (стоицизм, эпикуреизм и др.) всего диапазона вариантов поведения человека.

Средневековая этика вычленяется из аристотелевской версии, но не в индивидуалистическом, а в социально-полисном варианте. Рассмотрение высшего человеческого блага и путей его достижения – такова цель средневековой этики. Обоснованием средневековой этики была теология, а авторитетным источником этических норм – Бог. Иными словами, этика Средневековья уповает на трансцендентные моральные сущности.

В Новое время этика как наука базируется на различных, даже противоположных друг другу принципах. В ее основе находятся гуманистические идеи, развитые в эпоху Возрождения. Принцип личной ответственности, введенный через протестантскую идеологию, либеральный принцип, поставивший отдельного индивида с его желаниями в центр рассуждения и полагающий высшие функции государства в защите прав и свобод личности. В дальнейшем этические теории ориентируются на чувственные стороны бытия человека. Однако в этот же период происходит мощный всплеск утилитарного подхода в этике. Таким образом, идея всеобщей формы выражения нравственного требования получает свое завершенное теоретическое осмысление лишь в этике Нового времени. В этот же период оформляется понятийный (категориальный) аппарат этики как науки.

В современном обществе актуальность нравственной проблематики обусловливается интересом ко всем аспектам этического исследования. Девальвация моральных ценностей как очевидный и печальный результат развития нашего общества определяет необходимость реконструкции прерванных культурных традиций, реализации приоритета общечеловеческого, что в немалой степени зависит от нашей способности разобраться в специфике исторического становления морали и этической рефлексии.
В современной этике предпринимаются попытки сформулировать практические правила человеческого общения, распространить нравственные понятия на всю природу и создать глобальную этику, рассчитанную на массовое потребление.

В процессе становления этики как науки обозначились проблемные области ее изучения и оформилась ее структура.

В круг основных вопросов изучения этики входят:

– идеальные моральные ориентиры и высшие нравственные ценности. Как правило, это высокие абстракции (смысл жизни) или высшие ценности – те ценности, ради которых люди жертвуют другими ценностями, идеалы;

– конкретно-исторические нормы и ценности, которые содержат в себе общечеловеческие ориентиры и моральные принципы – милосердие, гуманизм и пр.;

– реальные нравы, царящие в той или иной период истории, их соотношение с идеально-должным моральным повелением. Например, самые общие универсальные повеления и запреты (не убий, не укради, будь честным и т. д.), которые нередко выражают не только общечеловеческие устремления, а позицию и интересы конкретных социальных групп;

– диалектика морального сознания и поведения личности, взаимодействие социальной и индивидуальной морали.

Наиболее важными элементами структуры этического знания являются:

– теоретическая этика, или философские проблемы этики. Сюда относятся вопросы: о предмете этики и природе этического знания; социальной сущности и специфике морали, ее общественной функции; социальной обусловленности нравственности и закономерностях ее исторического развития; соотношении необходимости, свободы и ответственности в морали; нравственном аспекте проблемы смысла жизни; структуре морали и нравственном сознании; соотношении в моральном сознании рациональных и эмоциональных элементов, природе моральных убеждений и чувств, взаимоотношении мотивов, действий и внешних условий в поведении; связи нравственного сознания с мировоззрением людей и многие другие проблемы, требующие философского анализа. Иными словами, она задает целеценностную основу человеческого бытия;

– практическая этика, которая учит добродетельности (моральности); она связана с практикой и аргументируемым выбором самого человека;

– нормативная этика, ориентированная на эмпирический, воспитательный аспект. Можно выделить следующие нормативные программы: этику удовольствия, этику счастья, этику прощения, созерцания, долга, любви, сострадания, пользы, героизма, сентиментализма, этику разумного эгоизма, этику ненасилия, этику благоговения перед жизнью и т. д. Нормативность этики нельзя путать с моральной проповедью, моралистикой, морализированием. Нормативные этические программы апеллируют к опыту и логике, этим они отличаются от религии;

– описательная этика содержит описание нравов, существующих у представителей различных социальных, профессиональных и других общностей, констатирование моральных фактов, объяснение этических проблем, раскрытие их субъективных и объективных причин;

– прикладная этика занимается моральными коллизиями в конкретных сферах общественной практики и существует как совокупность дисциплин – биоэтики, этики бизнеса, этики науки, политической этики и т. д., которые стали составными элементами самих этих практик;

– индивидуальная и социальная этика. Критерием их различения является рассмотрение морали как способа самосовершенствования личности или формы упорядочения общественной жизни;

– метаэтика. Аналитическая этика возникла в рамках аналитической философии и идентифицировала себя как метаэтика, имеющая своим содержанием критический анализ языковых форм моральных высказываний.

Этика как теория нравственности, объектом изучения которой выступает человек, тесно взаимодействует практически со всеми науками гуманитарного плана, со всей духовной культурой общества. Этика является разделом философии. Философия как теоретическое мировоззрение ставит перед человеком вопросы о сущности его бытия, а в поисках ответа на них человек учится самостоятельности мышления, развивает духовный потенциал и интеллектуальную культуру личности, формирует правила поведения и ценностное отношение к миру.

Этика взаимодействует с историей, этнографией, антропологией, которые помогают ей в изучении и реконструкции нравов и морали различных исторических эпох, стран и народов, в понимании и объяснении общечеловеческих элементов морали.

Вся нравственная жизнь общества и человека, ее различные стороны отражаются в искусстве и литературе. Примером гармоничного единства морали и искусства является совпадение моральности и красоты.

Влияние этики на экономику проявляется в оформлении этических норм производства, культуре труда. Нравственность служит одним из условий развития общественных производительных сил. Особенно в условиях высокого уровня развития техники и технологии широкие масштабы человеческой деятельности требуют ясного самосознания работников и организаторов, высокой ответственности с их стороны, понимания общественного долга. Трудолюбие и честность – этические нормы, сопровождающие экономическую жизнь общества.

В крайне противоречивых отношениях с моралью находится политика. Политика в большей или меньшей степени ориентируется на моральные ценности и идеалы социальной справедливости, свободы, долга, добра и другие этические категории. В то же время политика – область отношений безраздельного доминирования – использует в качестве моральной регуляции методы, противоречащие моральным нормам: вероломство, обман, диктат, т. е. «для достижения целей все средства хороши».

Взаимодействие морали с политикой происходит в процессе формиро­ва­ния политической и правовой составляющей государства – законопослу­шности, где соблюдение нравственных правил и норм связано с принуж­де­нием. Таким образом, связь морали с политикой реализуется в упорядо­чении жизни общества через власть; с правом – через правовые нормы, кодексы.

В преимущественно описательных и нормативных разделах этика опирается на данные различных областей знания, как следствие возникают отрасли этического комплексного и прикладного значения:

– эмпирическая история нравов;

– психологические проблемы морали;

– этические вопросы отклоняющегося поведения;

– логический анализ моральных суждений;

– ядерная этика;

– компьютерная этика;

– этика социального (или другого) работника;

– биоэтика и т. п.

Этика как наука пользуется специфическим понятийно-терминологическим аппаратом. Такие понятия и категории, как «поступок», «нравы», «нравственные отношения», «моральные нормы», «ценности», «идеалы», «добро» и «зло», «долг», «совесть» и многие другие, употребляются только в этике или преимущественно в ней.

В результате становления этика приобретает характер практической и теоретической дисциплины. Специфическая особенность этики как науки состоит в том, что она стремится ответить на нравственные вопросы в теоретической форме, помочь в решении практических нравственных проблем, которые стоят перед большинством людей в их повседневной жизни.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)