АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поколения» прав и свобод человека и гражданина

Читайте также:
  1. Актуальные этико-правовые проблемы взаимодействия человека и общества.
  2. АЛКОГОЛЬ – СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА
  3. АНТИГЕНЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
  4. Антропогенез. Споры о возрасте человека и его прародине.
  5. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
  6. Безопасность личности и общества - коренная потребность человека
  7. БЕССМЕРТИЕ И СВОБОДА
  8. Билет 2. Взаимодействие объектов хоз.деят-ти человека с ОС. Классификация загрязнений ОС.
  9. Более подробно о том, как смягчить грех аборта или освободиться от него, Вы можете прочитать в Журнале «Благодарение с любовью» № 4.
  10. В 4. Вибрация, физические характеристики, нормирование и действие на организм человека. Виды средства защиты от вибрации.
  11. В 4. Вредные вещества, их классификация, нормирование, воздействие на организм человека. ПДК. Средства и методы защиты от воздействия вредных веществ на человека.
  12. В 4. Микроклимат производственных помещений, параметры микроклимата и их воздействие на организм человека. Способы нормализации микроклимата.

 

В литературе права человека разграничивают не только по сферам жизнедеятельности личности и гражданского общества, по субъектам, по форме осуществления и т.д. Французский юрист Карэл Вазак ввел понятие «три поколения прав человека». Оно базируется на трех основных лозунгах французской революции: свобода (первое поколение прав человека), равенство (второе поколение), братство (третье поколение).

Развивая эту мысль, Е.А. Лукашева, в частности, указывает: «Права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда - появление понятия «поколения прав человека». Безусловно, такая структуризация правомерна и необходима. Но полагаем, что в ее основании лежит не момент возникновения прав, а определенный исторический период, в который эти права получили государственное признание и юридическое оформление. Ибо, как уже подчеркивалось нами ранее, большинство прав человека возникают у индивида с момента рождения, а большинство прав гражданина - с момента, установленного законом. В противном случае мы должны целиком и полностью вернуться к позитивистскому подходу и признать, что правами на жизнь, неприкосновенность, свободу вероисповедания и прочими правами «первого поколения» люди, жившие в добуржуазную эпоху, не обладали. А ведь «право вообще нельзя сводить к писаной его части… Кроме позитивного правового регулирования, всегда подверженного опасности перегибов и соблазнам авторитарных решений, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Эти представления относятся к вечным ценностям…» Именно «естественное право обусловило главные цели демократических революций, происшедших в Европе и Америке в XVII - XVIII вв.» Одним из главных результатов этих демократических революций и явилось юридическое признание со стороны государства основополагающих прав личности, так называемых прав «первого поколения».

Кроме того, в «первое поколение» прав справедливо включают и политические права.

Формирование «второго поколения» прав человека началось в конце XIX века, в связи с «ростом притязаний трудящихся на улучшение экономических условий существования». В немалой степени этому процессу способствовала Октябрьская революция 1917 года в России и закрепление широкой системы социально-экономических прав в первых советских конституциях. И хотя писаные нормы далеко не всегда соответствовали реальным общественным отношениям, опыт СССР и желание избежать социальных потрясений заставили политические элиты буржуазных государств признать право каждого на достойную жизнь и свободное развитие. Показательна в этом отношении преамбула Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.: участвующие в настоящем пакте государства признали, что «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».

К правам «второго поколения» относят право на труд, на выбор рода деятельности и профессии, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование и т.д.

Вопрос о природе «третьего поколения» прав человека является дискуссионным. По нашему мнению, следует согласиться с авторами, которые включают в эту группу коллективные права народов, общностей, ассоциаций. Свое юридическое закрепление они получили после Второй мировой войны, в таких международно-правовых документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция относительно коренного и племенного населения в независимых странах 1989 г. и др.

Как справедливо подчеркивает О.И. Тиунов, между индивидуальными и коллективными правами «нет какого-либо барьера. Коллективными правами пользуется весь народ и лица, относящиеся к данному народу. Коллективные права народов укрепляют права и свободы отдельной личности. Если же коллективные права нарушаются, то это приводит к нарушению прав и свобод человека».

К правам человека «третьего поколения» относят:

а) право народов на существование, которое означает запрет любых действий, направленных на уничтожение или дискриминацию определенной общности людей по признакам расы, языка, религии (геноцид, апартеид);

б) право народов на самоопределение, означающее возможность свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие;

в) право народов на благоприятную окружающую среду;

г) право национальных меньшинств на сохранение собственной культурной самобытности;

д) право народов на развитие, то есть на постоянное улучшение уровня и качества жизни, на справедливое и равноправное участие в международном экономическом сотрудничестве. В частности, Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993 г.) обратилась к международному сообществу с предложением облегчить бремя внешней задолженности развивающихся стран, которое позволило бы проживающим в них народам более полно реализовать свои экономические, социальные и культурные права.

Право народов на развитие приобретает в последние годы особую актуальность в связи со стремительным ростом популярности практически на всех континентах движения против «глобализации экономики», направленного на защиту интересов стран «третьего мира». Во многом под воздействием весьма агрессивных требований «антиглобалистов» главы восьми наиболее развитых стран мира в 2001 г. приняли решение о списании долгов беднейшим государствам планеты.

 

Контрольные вопросы:

1. Определите юридическую природу и социальное содержание основных прав, свобод и обязанностей.

2. Дайте понятие и признаки субъективного права личности.

3. Охарактеризуйте юридическую обязанность личности.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)