|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие правовой системы. Основные правовые системы современностиИсторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового сознания, правовой культуры. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания и др.). Право – это ядро и нормативная основа правовой системы, ее связывающее звено. Право и правовая система соотносятся как часть и целое. По характеру права в данном обществе можно судить о сущности всей правовой системы этого общества. Помимо права правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, правовые отношения, правосознание, законность, ответственность и др. Причем это не случайный конгломерат разнородных и не связанных друг с другом элементов, а сложное, динамическое, многоуровневое образование. В каждом государстве существует своя национальная правовая система (правовая система в узком смысле) – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Национальная правовая система – это элемент конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические и культурные особенности. Однако, наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить общие черты, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран. Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Англосаксонская правовая семья (семья общего права). Общее право действовало на территории всей Англии в виде судебных прецедентов. С XI в. формируется централизованная судебная система, появляются разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Вырабатываемые такими судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при решении подобных дел. Именно судебный прецедент был и остается главной формой выражения и закрепления права. Прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями. Другим важным источником права является закон (статут). Обычай признается в качестве источника права, но его роль непрерывно уменьшается. Особое место среди источников права занимает юридическая доктрина. Кодифицированные отрасли права отсутствуют, нет классического деления на право частное и право публичное. Норма права носит казуистический (индивидуальный) характер. Общее право приоритет отдает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм правореализации. Романо-германская правовая семья. Романо-германское право возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основным источником права является закон, который может быть конституционным и обычным. Закон может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. Важное место среди обычных законов занимают кодексы. Романо-германское право в отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объединению, систематизации нормативного материала (инкорпорации), а к объединению внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного материала – кодификации. Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-правовые, уголовные, семейные и др.) и становятся «центрами притяжения» для других норм данных отраслей. Кроме законов принимается множество подзаконных актов (указы, инструкции, приказы, циркуляры и др.) Признается в качестве источника права правовой обычай. Но он играет второстепенную роль, выступая в качестве дополнения к закону. Право делится на частное и публичное. Частное право опосредует отношения между равноправными независимыми субъектами и в нем преобладают диспозитивные нормы (гражданское право, семейное право, торговое право и др.) Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц (конституционное право, уголовное право, административное право и др.) Нормы права привязаны к конкретным отраслям и институтам права. Главной особенностью нормы романо-германского права является ее абстрактный характер. Законодатель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб, не прибегая к перечислению частных случаев поведения. Мусульманская правовая система. Эта система возникла как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. Под нормой права понимается правило, основанное не на логических выводах, а на религиозных догмах. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к существующим общественным отношениям. Искусство правоприменителя часто состоит в том, чтобы не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата. По содержанию нормы мусульманского права существенно отличаются от европейских. В их основе лежит обязанность, долг. Первым по значимости источником признается Коран – священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, датируемая периодом с 610 по 631 годы. Сами тексты представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам. Второй источник – сунна, сборник преданий о жизни Мухаммеда. Третий источник – иджма, общее решение авторитетных исламских правоведов. Четвертый источник – кийяс, обычное решение по аналогии. Закон относится к числу вторичных источников права, хотя в нем могут содержаться нормы, идущие вразрез с Кораном. Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Структура мусульманского права имеет существенные особенности, вытекающие их его природы. Здесь сущесвуют иные принципы интеграции норм. Можно выделить комплексы норм в соответствии с основными мусульманскими толками – суннитскими (ханифитскими и др.) и несуннитскими (шиитским и др.).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |