АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Средневековая философия
Истоки средневековой философии
· Идеи античных мыслителей.
· Установка монотеистической религии (христианство).
Особенности средневекового философского мышления
· Теоцентризм (Бог – абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага).
· Сотериология (от лат. – спаситель – ряд идей и образов, связанных с искуплением, достигнутым через смерть и воскресение).
· Креационизм (от лат. – творение – учение о сотворении мира Богом из ничего).
· Провиденциализм (понимание истории как проявления воли Бога).
· Откровение (невозможность постичь Бога земными средствами, его сущность обнаруживается только сверхъестественным способам с помощью веры).
· Традиционализм в стиле мышления. Библия, Священное Писание – авторитет. «Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». Отрицательное отношение к новаторству.
| Этапы
| Апологетика(от греч. – защита) – иногда выделяют как раннюю патристику.
1/2- 3 вв.
| Патристика(от греч. – отец)
3-8 вв.
| Схоластика (от греч. – школа)
До 14 вв.
| Общая характеристика
| · Защита основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых.
· Обоснование принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией.
| · Формирование авторитетными христианскими мыслителями, «отцами церкви», исходных принципов христианской философии.
· В целом опирается на философию Платона.
| · Схоластами называли учителей учрежденных церковью школ.
· Обоснование религиозных догм логическими методами доказательства.
· В целом опирается на философию Аристотеля.
| Проблема веры и разума
| Тертуллиан Выступал против соединения философии и христианства, т.к. между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Не стоит искать логику в том, что кажется нам абсурдным. Для того и дана человеку вера, чтобы воспринимать буквально то, что выше человеческого разумения. Так родилась формула: «Верую, ибо абсурдно», т.к. за тем, что порой кажется абсурдным, может скрываться великая тайна.
| Августин Блаженный
Августин восстанавливает разум в правах. Вера и разум идут вместе.
Вера не подменяет и не заменяет разумного понимания. Напротив вера стимулирует и подвигает понимание. Вера – это способ согласного понимания, именно поэтому без мысли нет и не может быть веры. → «Верю, чтобы понимать». Ученик сначала просто доверяет словам учителя и только потом начинает понимать их смысл.
| Фома Аквинский
Сверхразумное (Откровение) и естественное знание не противоречат друг другу, так как истина одна. Рациональное познание уступает Откровению только в быстроте постижения и в чистоте полученного знания. Поэтому человек должен постигнуть истину тем путем, который для него более доходчив. Философия выполняет служебную роль – она может убедить сомневающихся в вере → философия – служанка теологии. Разум может ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость.
| Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.
Проблема универсалий – проблема общих понятий. В зависимости от ее решения выделяют реалистов и номиналистов.
Реалисты – утверждали, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей.
Номиналисты считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
Доказательство бытия Бога. Томизм Фомы Аквинского // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. М., 2004, с. 216-218.
Поиск по сайту:
|