АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Античная философия, ее генезис. Философская мысль древнего Китая

Читайте также:
  1. Античная философия, ее генезис
  2. Античная философия: идеалистические школы и направления досократического периода (пифагорейцы, элейская школа).
  3. Античная философия: материалистические школы и направления досократического периода: милетская школа, атомисты.
  4. Генезис географических явлений и районирование
  5. Генезис массовой коммуникации. Основные этапы эволюции.
  6. Генезис розвитку проблеми спілкування
  7. Історична наука про проблему генезису феодалізму в Європі.
  8. Капитализм, его характерные черты, периодизация и предпосылки генезиса.
  9. Лекція 1. Генезис сучасних економічних теорій
  10. Предпосылки генезиса самости
  11. ТЕМА 1. Генезис сучасних економічних теорій

Философская мысль древнего Китая

1)Даосизм
Даосизм (‘путь’) возник в эпоху Чжоу (XIII-III вв. до н.э.) – время зарождения китайской культуры. Основателем даосизма является Лао-Цзы. Дао – это космическая душа, это первоначало всего, сочетающее в себе духовно-телесные начала. Реальное бытие уходит в небытие, что означает постоянный источник движения. Везде ‘развито’ Дао. Принципы жизни человека – это слияние с Дао, которое можно достичь с помощью медитации или специальной гимнастики. В Даосизме проповедовался ‘Культ Неба’. Проповедником замыслов Неба на земле считался Император. Смысл правления Императора заключался в том, чтобы способствовать слиянию народа с Дао. Мудрый Император не пытается управлять, он только следует Дао (гармонии). Философия чиновников заключается в том, чтобы помочь Императору довести Дао до людей и таким образом предотвратить социальные конфликты.

2)Конфуцианство
Конфуций не оставил ни одной зафиксированной речи. Его учение опиралось на Дао, но оно является учением социального характера. Конфуций развивал принципы государственного управления. До сих пор эти принципы лежат в идеологии Китая. Основополагающая идея – Идея Неба. Небо – это первопредок, наделенный разумом. Вся жизнь Человека предопределена Небом. Человек по мнению Конфуция изначально добродетелен. Он обладает следующими добродетельными импульсами:
• Любовь к людям
• Справедливость
• Искренность
• Любовь к родителям
Эгоизм человека мешает его проявлению любви. Эгоистичные люди – ничтожества, добродетельные люди – благородные. В основе учение о государстве лежит принцип стремления к добру. Главное – это не закон, а добродетель. Считалось, что Император поставлен Небом специально, чтобы сделать народ добрым.


Античная философия, ее генезис

Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII — VI вв. до н. э. Социальными предпосылками, обусловившими специфику философии Древней Греции, были: высокая степень социального динамизма по сравнению с традиционными обществами Востока; демократическая форма государственного правления и торгово-ремесленные отношения, которые способствовали переходу древнегреческого общества к товарно-денежным экономическим отношениям. В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока в философии Древней Греции процесс демифологизации опирался на научно-критическое мышление, которое подвергало сомнению архаическое мировосприятие и рождало не мнение, а рационально обоснованное знание. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.
Отличительными чертами философской мысли Древней Греции являлись прежде всего онтологизм и космологизм. Онтологизм (греч. ontos- сущее, loqos — учение) состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, а также (в противоположность мифологической традиции) в формировании системы категорий как логических средств познания бытия: “субстанция”, “единое-многое”, “бытие-небытие” и др. Космологизм (kosmos — организованный мир, loqos — учение), выражавший устойчивую тенденцию к демифологизации мира, состоял в создании ряда альтернативных моделей Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого. Развитие античной философии положило начало формированию категориального аппараты философии, конституировало жанры философствования и варианты функционирования философии в культуре. Философия Древней Греции не только задала основные стратегии мирообъяснения, но и сформировала духовные ценности западной культуры в целом, которые в эпоху Нового времени легли в мировоззренческий фундамент техногенной цивилизации: рациональную и рефлексивную позицию по отношению к традиционным основаниям культуры, логико-рационалистическое построение знания, активно-преобразующее отношение к социально-природному миру.


6. Сократ: жизнь и деятельность. Сократическая ирония и майевтика

Сократ—первый афинский (по рождению) философ. У греков времен Сократа не было принято писать биографии. Они ставили на первый план общественную деятельность человека как гражданина полиса и уделяли мало внимания его личной жизни (кроме, разумеется, особых случаев); полноценным гражданином они считали того, кто активно участвовал в общественной жизни и заботился о благе полиса как единого целого. Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал.

Майевтика и ирония
Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

7. Мир идей платона. Становление космоса

Платон (427—347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он — предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Об отношении идей к вещам. Платон говорит: “Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим”. Космос — это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он — цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов, как говорили тогда), вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте(1). По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии(2).

8. Философия как образ жизни: эпикуреизм, скептицизм

С завоеваниями Александра Македонского кончается классическая эпоха в истории античности. Так наступила эллинистическая эпоха, которая совпала с концом классической античной философии, вершину и конец которой представляет собой философия Аристотеля. Эта эпоха условно продолжалась до 529 года уже новой эры, когда была закрыта последняя языческая философская школа. Дальнейшая судьба философии будет связана уже с христианством. Философия из теоретической системы в эллинистическую эпоху превращается в умонастроение и выражает, прежде всего, самоощущение человека, потерявшего себя в мире. Эпикур и эпикуреизм. Занимаясь с 14 лет науками, Эпикур (341/340—270 до н. э.) ознакомился с атомистическим учением Демокрита, общался с платоником Памфилом, возможно слушал тогдашнего главу платоновской Академии Ксенократа. Зарабатывая на жизнь преподаванием, поначалу в городах Малой Азии, а затем в Афинах, Эпикур основал свою собственную школу под названием «Сад Эпикура». На воротах этого сада была надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие — высшее благо». Из трехсот сочинений Эпикура до нас дошли только три послания: к Геродоту, Пифоклу и Менекею, работа под названием «Максимы» и ряд фрагментов.

Скептицизм. Утратой себя и неуверенностью в себе порождено и такое направление эллинистической философии как скептицизм. «Скепсис» в переводе с греческого означает «сомнение». Основателем скептицизма как особого направления в античной философии явился Пиррон (ок. 360—275/270 до н. э.). Он участвовал в азиатских походах Александра Македонского, где повстречал «гимнософистов», т. е. «нагих мудрецов», как греки именовали индийских магов. После смерти Александра Македонского Пиррон возвращается на свою родину в Элиду, где занимается преподаванием. Подобно великому Сократу, Пиррон умер, не написав ни слова.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)