АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Наследование по закону в древнем, классическом и постклассическом праве
В древнем римском праве порядок наследования по закону основывался на агнатическом родстве — люди считались родственниками, потому что жили и трудились совместно под властью одного pater families. Наследование чаще всего происходило согласно законному, или интестатному, порядку наследования, поскольку в древний период pater families редко распоряжался своим имуществом mortes causa, т. е. составляя завещание. Законный, или интестатный, порядок наследования древнего права был определен Законами XII таблиц (пятая таблица): si intestate moritur cui suus heres nee escit, agnatus proximus familiam habeto. Si agnatus nec escit, gentilies familiam habendo — если кто-либо умрет без завещания и при отсутствии наследников разряда sui, пусть примет наследство ближайший агнат. Если нет и агнатов, наследство достается членам рода. (529) Таким образом, было сформировано три разряда наследников: sui, agnati, gentili. а) Первый разряд наследников составляли heredes sui. Это были лица, жившие вместе с pater familias и в момент его смерти становившиеся sui juris с правом управления имуществом семьи. Heredes sui являлись легитимные и приемные дети peter familias, его жена. В виде исключения и более дальние агнатические родственники, непосредственные предки которых вышли из под patria potestas перед смертью pater familias. Heredes sui этой степени родства делили наследство per capita, агнатические родственники различной степени родства делили наследство тем же способом, которым агнатический родственник более дальней степени родства получал то, что его предок, если бы был жив, получил бы в момент наследования — per stirpes, или право репрезентации. б) Второй разряд наследников по закону составляли агнаты, при этом правом наследования среди них обладал только самый близкий агнат — agnatus proximus. Остальные агнатические родственники этой степени родства делили наследство per capita. He возникало ни права репрезентации, ни права деволюции, если ближайший агнат не принял наследства. (530) в) Третий ряд наследников составляли gentiles. Они получали наследство, лишь если de cuius не оставлял завещания, не было heredes sui и agnatus proximus. (531) Имущество, наследуемое gentiles, если это была земля, включалось в ager gentilicus или расходовалось согласно решениям рода.
В течение периода республики римское общество претерпело глубокие общественные и хозяйственные изменения, особенно в области семьи, родства и собственности. Это привело, при участии преторов, к созданию нового интестатного порядка наследования по закону, который базировался на когнатическом родстве с de cuius. А именно, претор эдиктом предоставлял наследство близким когнатическим родственникам de cuius, что противоречило предписаниям Законов XII таблиц. Эти лица не получали статуса цивильных наследников — heres, но имели лишь статус преторских наследников — bonorum possessores. В случае спора с heres преторские наследники оставались без наследства, так как их право было "sine re" — без защиты. Позднее претор ввел правовые средства, ехсерtio doli generalis или denegatio actionis, с помощью которых отклонялись иски цивильных наследников. Таким образом, преторские наследники стали bonorum possessores cum re (522), защищенными не только против цивильных наследников, но и против всех. Это осуществилось путем введения преторского интестатного порядка наследования. Этот
порядок включал четыре группы наследников. а) Первый разряд наследников, согласно преторскому эдикту, составляли "unde liberi". В него входили дети наследодателя, как легитимные, так и приемные (путем адопции или агрегации), а также ранее эмансипированные дети, до этого не входившие в heres. Все эти лица разделяли наследство per capita и per stirpes — по праву репрезентации. Эмансипированные дети и их потомки предварительно обязаны были присоединить к наследству все то, что приобрели собственным трудом или получили от de cuius (colatio bonorum). (533) б) Второй разряд наследников составляли "unde legitimi". Сюда входили наследники, имеющие право наследования и по Законам XII таблиц, обычно, agnatus proximus, так как sui heredes наследовали по разряду unde liberi, а право наследования gentilis прекратилось. в) Третий разряд наследников составляли "unde cognati", когнатические родственники наследодателя до шестой, а в виде исключения — и седьмой степени родства. Наличие родственников ближайшей степени родства исключает родственников дальнейшей степени. Деволюция наследства была возможна и в рамках одного разряда наследников и между различными разрядами. г) Четвертый разряд наследников составляли "unde vir et uxor", т. е. переживший супруг, если до смерти de cuius брак был правомочен. д) Взаимные наследственные права между матерью и потомками регулировались с помощью senatus consultum Orphitanum и senatus consultum Tertulianum.
Когнатический характер наследования и далее вводился в законный или интестатный порядок наследования. Полную реформу законного или интестатного порядка наследования завершил Юстиниан новеллами 118 и 127. К законно-интестатному наследованию можно было призывать четыре разряда наследников: а) первый разряд составляли все потомки наследодателя — десценденты. Потомки одинаковой степени родства делили наследство per capita, в то время как более дальние родственники — внуки и правнуки могли наследовать per stirpes — на основе репрезентации; (534) б) второй разряд наследников состоял из предков наследодателя — асцендентов, а также из полнородных братьев и сестер наследодателя. Более близкие асценденты — мать и отец — исключали более дальних — бабку и деда. В конкуренции с братьями и сестрами отец и мать делили наследство per capita. Право репрезентации имели лишь внуки братьев и сестер; в) третий разряд составляли неполнородные братья и сестры (consanguinei и uterini). Родственники той же степени родства делили наследство per capita с применением принципа репрезентации — per stirpes; г) четвертый разряд наследников составляли боковые кровные родственники — collaterals. Более близкие боковые родственники исключали более дальних. Родственники той же степени родства делили наследство per capita с применением принципа репрезентации — per stirpes; д) пятый разряд состоял из мужа и жены (vir et uxor). Они согласно преторскому праву могли требовать bonorum possessio. Требовалось улучшить наследственно-правовое положение вдов без приданого, что и было сделано 53 и 117 новеллами. Жене, не имеющей ни приданого, ни других ценностей, Юстиниан дал право наследовать вместе с детьми, при этом такую же часть, что и дети, но без права распоряжения, а лишь с правом пользования плодами (ususfructus); е) наследство без наследников доставалось государству или корпорации и называлось bonum vacans.
Наследование по завещанию. Формы завещаний в разных стадиях развития римского права. Содержание завещаний.
Понятие наследования по завещанию. Собственник имущества имел право сам определять, к кому и в каком объеме после его смерти должны перейти входящие в это имущество права , 145 и обязанности. Волевой акт собственника, посвященный вопросам такого рода, называется завещанием. Завещание, как определял его римский юрист Модестин,—это «справедливое решение нашей воли о том, что должно быть сделано после нашей смерти» (Testamentum est voluntatis nostrae justa sententia de eo, quod quis post mortem suam fieri velit). Но чтобы такое решение приобрело юридическую силу, оно нуждалось в определенном оформлении. Цивильное право допускало три различных способа составления завещаний: testamentum comitiis calatis—провозглашение завещателем своей предсмертной воли в куриатных комициях (в народном собрании, созываемом по куриям); testamentum in procinctu— завещание воина, объявлявшееся в строю перед военным сражением; testamentum per aes et libram— завещание посредством меди и весов, иначе именовавшееся завещанием в виде манципации (testamentum per mancipationem). Последнее имело наиболее широкое распространение и заключалось в том, что наследодатель подыскивал особое доверенное лицо, готовое принять на себя функции мнимого покупателя наследственного имущества (familiae emptor). Такому покупателю посредством обычной манципации продавалось на-следодателем имущество, но в произносимую при покупке словесную формулу вносились добавления, из которых с очевидностью явст.вовало, что совершенная продажа имела своей целью передачу имущества через мнимого покупателя наследникам мнимого продавца. Указанный вывод еще более усиливался благодаря тому, что после «покупателя» выступал «продавец», делавший к формуле о покупке определенное дополнение — пип-cupatio. Оно как раз и представляло собой собственно завещание, поскольку именно здесь определялась судьба имущества на случай смерти собственника. Со временем из простого добавления к мнимой продаже нункупация превратилась в решающий, а мнимая продажа в чисто формальный акт. С переходом же от устной к письменной форме ее изложения она меняет и свое название, именуясь "теперь не нункупацией, a testamentum— завещанием. Этим обстоятельством и воспользовался претор, который вовсе отказался от мнимой продажи, оставив одну лишь нунку-пацию. Составленная в присутствии семи свидетелей преторская нункупация приобретала силу завещания. В результате не только упрощалась завещательная процедура, но указанные в завещании лица становились наследниками с самого начала, a familiae emptor либо вовсе отсутствовал, либо выступал не в мнимом, а в подлинном своем качестве исполнителя предсмертной воли завещателя. В праве послеклассического периода было принято различать частные и публичные завещания. Они впоследствии и были закреплены Уложением Юстиниана. Частные завещания составлялись в присутствии семи сви- 146 детелей. Если завещание провозглашалось устно, его называли nuncupatio. При письменном оформлении применялось наименование testamentum tripatrium. Публичные завещания совершались перед магистратом,
судом или императором. Совершенное перед магистратом или судом, завещание заносилось в протокол и получало название testamentum apud acta conditum, Когда же письменно оформленное завещание вручалось императору, оно фигурировало под наименованием testamentum prin-cipi oblatum. Содержание завещания. В завещании прежде всего определялись наследники, назначенные его составителем. Для назначения наследников необходимо было обладать активной завещательной способностью (factio testament! activa). Такой способности не было у умалишенных, несовершеннолетних и расточителей, а также у всех подвластных (personae alieni juris), кроме воинов, за которым^ признавалось право завещательного распоряжения военным пекулием (peculium castrensae). С другой стороны, назначить наследниками можно было лишь кого-нибудь из числа тех, кто обладал пассивной завещательной способностью (factio testamenti passiva). Такая способность не признавалась ни за перегринами, ни за объединениями (universitas). Понятно также, что ее не было у рабов. Но если завещание освобождало из рабства, то разрешалось здесь же назначить отпускаемого на свободу наследником по завещанию. Более того, сам факт выделения хотя бы части наследства рабу превращал его в вольноотпущенника даже при отсутствии в завещании соответствующих прямых указаний. Одновременно с назначением допускалось и подназначенив наследников—так, называемая субституция (substitutio). Последняя сама выступала в трех различных вариантах: а) обычная субституция (substitutio vulgaris)—на случай отпадения назначенного наследника вследствие смерти или по-иным причинам в завещании указывался какойглибо другой наследник («Если наследником не станет Тит, пусть наследником будет Стих»); ^субституция для несовершеннолетнего (substitutio pu-pillaris)—имущество завещалось несовершеннолетнему, - однако в завещании указывался другой наследник на случай его смерти после принятия наследства до достижения совершеннолетия («Пусть наследником будет Тит; если Тит умрет ранее достижения совершеннолетия, то пусть наследником будет Стих»); в) субституция как бы для несовершеннолетних (substitutio quasi-pupillaris)—она применялась к душевнобольным, если бы, приняв наследство, они умерли до выздоровления. Наряду с назначением и в необходимых случаях подназна-чением наследников завещатель определял наследственную долю, выделяемую каждому из них. Размер выделенной доли зависел от усмотрения завещателя. Однако некоторые из числа 147 законных наследников не могли быть лишены наследства полностью. Круг таких наследников с переходом от одной эпохи к другой меняется. В-самые поздние времена-к их числу относились восходящие и нисходящие родственники, а /также родные братья и сестры наследодателя. Меняется и размер той части наследственного имущества, которая переходила к ним в обязательном порядке. На позднем этапе послеклассического периода он составлял 1Л законной доли (quarta legitimae partis). Так, если у умершего было два законных наследника и каждому из них обеспечивалось право на наследство в указанном размере, то при отсутствии завещания они-получили бы по 1/г наследственного имущества, а оставленное наследником завещание в пользу посторонних лиц не могло бы лишить их 1А этой доли, и каждый все равно получил бы 1/g наследственонго имущества. Помимо перечисленных в завещании нередко решались и различные иные вопросы: о назначении исполнителя воли наследодателя, об отпущении на свободу рабов, о лицах, которым поручалась опека над детьми умершего, и т. п. Для того," однако, чтобы совершенный акт имел юридическую силу завещания, он •во всяком случае должен был определить наследников с указанием либо на передачу всего наследственного имущества одному наследнику, либо о выделении определенных долей каждому из них. Легат, фидеикомисс и дарение на случай смерти. Завещание могло строиться так, что имущество завещалось определенному наследнику, но он обязывался указанную в завещании вещь или1 обозначенную часть наследства передать другому лицу. Такое завещательное распоряжение называлось легатом (legatum). Лицо, в 1пользу которого вводился легат (легатарий), не становилось наследником, а приобретало право требовать выдела" легата от наследника, им обремененного. Но чтобы легат не причинил урона кредиторам умершего, он выдавался лишь после погашения всех долгов, обременявших наследство. С другой стороны, во избежание поглощения легатом всего наследственного имущества принятый в I в. до н. э. закон Фальцидия (lex Falcidia) установил, что 1А этого имущества (quarta Fal-cidia) при всех обстоятельствах должна быть свободна от легата. Следовательно, распоряжение о легате не могло по своему объему выйти за пределы 3/^ наследственной массы. Условие о легате включалось в завещание, а впоследствии допускалось его отдельное оформление в так называемом коди-цилле. Тем самым обременить легатом можно только завещательного, но не законного наследника. Если легатарий от легата отказывался, соответствующее имущество оставалось у наследника, обремененного легатом. В случае же, когда от обремененного легатом наследства отказывался наследник, легатарий все равно мог получить причитавшееся ему предоставление за счет наследственного имущества. 148 От легата отличался фидеикомисс (fideicomissum—доверительное поручение). Он тоже был сопряжен для наследника с имущественными обременениями, установленными наследода-телем в пользу определенного лица. Но такие обременения вводились кодициллом лишь для наследников по закону, а не по завещанию. К тому же их выполнение не обеспечивалось иском и зависело от добросовестности обязанного лица. Но уже в I в. до н. э. фидеикомисс приобрел юридически обязательную силу, а при Юстиниане слился с легатом. У легата (включая поглощенный им фидеикомисс) есть несомненные черты сходства с дарением. Сами римляне определяли его как завещательное дарение (legatum est donatio tes-tamento relicto). Необходимо при этом учитывать, что римское право различало два вида дарения: между живыми и на случай смерти. Дарение между живыми (donatio inter vivos) основывалось на договоре с одаряемым и исполнялось самим дарителем. Ввиду безвозмездности этого акта римляне не усматривали в нем достаточного смысла,и подвергали его различным ограничениям. В доклассический и классический периоды действовала система cincia, вводившая определенный лимит возможных дарственных актов, который не распространялся лишь на отношения между близкими1 родственниками. С переходом к прслекласси-ческому периоду устанавливается система insinuatio, требовавшая.регистрации дарственных актов в.магистрате. Дарение не могло быть также совершено одним супругом в пользу другого, кроме послебрачного дарения (donatio propter nuptias) со стороны мужа, предоставлявшегося как противовес приданому (dos), которое вносилось со стороны жены. Не исключалось и обратное истребование врученного дара (revocatio), если одаряемый проявлял в отношении дарителя неблагодарность или если дарение было совершено под фактически не наступившим условием (sub modo), например под условием вступления в брак, на самом деле не состоявшийся. Дарение на случай смерти (donatio mortis causa) также имело своим основанием, заключенный с одаряемым1 договор, но исполнялось лишь после смеруи дарителя. Оно более всего приближается к легату, было способно обеспечить достижение аналогичных целей и не подвергалось никаким другим ограничениям, кроме того, которое вводилось для легата (например, по закону Фальцидия, который из числа возможных объектов дарения на случай смерти исключал 1Л имущества, остававшегося после смерти собственника). Но и такое дарение было все же договором, а не односторонним актом завещателя. Поскольку одаряемый становился кредитором непосредственно наследодателя, нужно было принять особые меры, чтобы путем использования дарения на случай смерти не наносился ущерб другим кредиторам наследодателя (in fraudem creditorum). Эти 149 меры состояли в признании такого дарения недействительным. Кроме того, легат воплощался либо в определенной вещи, либо в точно обозначенной части наследственного имущества. Что же касается дарения, даже и заключенного на случай смерти дарителя, то оно могло состоять в dare (например, дать какую-либо вещь), obligare (например, принять на себя перед
одаряемым денежное обязательство) или liberare (например, освободить одаряемого от долга, который с него причитался в пользу дарителя). Отмена и недействительность завещания. Завещатель не был связан составленным завещанием и мог отменить его в любое время. В период действия доклассического и классического права для этого необходимо было совершить акт такой же по форме, как и ранее составленное завещание, но с противоположным содержанием (contrarius actus), например объявить о новом решении в куриатных комициях, перед строем и т. п. В после-классический период положение существенно упростилось. На-следодатель мог теперь составить новое завещание, и это автоматически приводило к утрате юридической силы ранее составленного завещания по правилу: testamentum posterior derogat testament! priori (позднее завещание отменяет предыдущее). Но если отмена завещания зависела от составителя, то признание его недействительным предопределялось обстоятельствами, указанными в законе. К числу таких обстоятельств относились: несоблюдение формы. При этом имеется в виду не только необходимая для составления завещания процедура, но и все другие формальные требования, касающиеся отдельных его указаний, словесных оборотов и т. п. Так, в древнеримские времена при назначении завещательными наследниками лиц, не относившихся к так называемым своим наследникам (sui heredes), -нужно было прямо указать, что последние лишены наследства (exheres esto). Иначе завещание считалось недействительным; нарушение права на обязательную долю. Ранее уже говорилось о наследниках, которые не могли быть лишены наследства полностью и за которыми при всех ^условиях признавалось право на обязательную долю, исчисленную в виде определенной части от законной доли. Доюстиниановское право допускало возможность полного лишения их наследства по справедливым основаниям (например, ввиду неблагодарности по отношению к наследодателю), а Юстиниан свел эту возможность к 22 основаниям, прямо им перечисленным. Но при отсутствии достаточных оснований завещание, вторгавшееся в обязательную долю, объявлялось недействительным, и только при Юстиниане вместо недействительности оно приводилось в соответствие с правилами об обязательной доле; отсутствие завещательной способности. Это относится в равной мере как к активной, так и к пассивной способности, т. е. к способности не только составить завещание, но и быть в нем 150 указанным в качестве наследника. Однако активная способ- 1 ность должна сохраняться на протяжении всего времени от составления завещания до смерти завещателя. Ее утрата в какой угодно момент указанного периода делала завещание недействительным. Напротив, пассивная способность необходима лишь на моменты составления завещания и принятия наследства. Все, что происходило в промежутке между этими моментами, не могло нанести вреда юридической силе завещания (media tem-рога поп nocent). 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | Поиск по сайту:
|