|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обычай и закон как источники римского частного права
Обычай — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Обычай — это древнейшая форма обазования римского права. Черты обычая: 1.Устный источник; 2.Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая); 3.Не должен иметь конкретного автора; 4.Обычай существует в силу того, что члены общества осознают его как эталон правильного поведения; 5.Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая). Значения обычаев: 1.Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов; 2.Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике Законодательно это выражается в обще позитивном разделении — это выражает и судебное санкционирование — судебных решений. Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей. Для признания обычая правовым, т.е. дающим основание для защиты судом, он должен был: 1.Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения; 2.Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия; 3.Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая. Специфика правого применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался. Особенность римского правового обычая — неразрывность, понимая обычая с нравами. Закон (Leges) — главное воплощение римского писаного права. «Законы — это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистром, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистра и только в пределах его компетенции. Римские законы получали как правило наименование по его инициатору: Закон Корнелия, Закон Аквилия и т.д. Черты закона: 1.Это текст, т.е. письменная форма; 2.Универсальность для всех; 3.Акт высшей юридической силы; 4.Акты, которые принимался строго определенными органами или лицом, деятельность в пределах своей компетенции (и изменяются и дополняются в том же порядке что и принимается и тем же органом.) Закон должен был содержать обязательные элементы: 1.praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания; 2.rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т.п.; 3.sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей. Классификация законов по Ульпиану: 1.Законы совершенного вида (в качестве санкции в этих законах была предусмотрена ничтожность акта); 2.Закон менее совершенного вида (в качестве санкции за их неисполнение — штраф); 3.Несовершенный вид (в качестве санкции – что-то иное). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |