|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие дикции и артикуляцииДикция (греч.) – произношение (по латыни dictio - произносить, dicere - произношение.). Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для того, чтобы слушатели поняли услышанные им слова, т. е. чтобы исполнители сумели донести до слушателей сюжет, идею литературного текста исполняемого ими хорового произведения, одного ясного произношения гласных и согласных (т. е. одной только дикции) недостаточно. Для этого исполнители должны ещё знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), орфоэпии (правильность произношения гласных и согласных в словах и сочетаниях слов) и логики речи (нахождение и выделение основного, ударного, несущего на себе логическое ударение слова, помогающего понять мысль, заключенную в данной фразе). Дикция - это всего лишь один из составных элементов работы над художественным качеством звучащего слова. Именно логика построения фразы, верная расстановка ударений, акцентов, пауз, а вовсе не дикция определяют в первую очередь выразительность речи и её смысловое воздействие. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо потому, что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Важно научить хор приёму редуцирования и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.
Хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. У хорошего хора слиты воедино свободно льющийся естественный вокальный звук и живое выразительное слово. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Особое внимание следует обратить на рот певца. Очертание губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той или иной произносимой гласной. Четкость произношения в разговорной речи связана с певческой дикцией, то есть с ясным произношением слова при пении. Тем не менее, певческая дикция отличается некоторыми особенностями. ВСТРетим; счаСТЛивей; поД КРышей; оТКРыты, СДРужились; куСТ Ракиты; я сеЙчяС С ДРутим сольюсь; наС С Солнцем, пуСТЬ Пули. (Все приведенные примеры заимствованы из школьных песен.) Упражнения о четком произношении этих и им подобных слов без пения должны предшествовать певческой работе над ними. Всего легче поется гласная а. Согласная л помогает легкой атаке звука (начало певческого звучания). Согласная д облегчает твердую атаку звука. ма Последнее сочетание слогов содержит постепенное раскрытие певческих гласных от узкого и до широких а, о, с прикрытием рта (и звука) на гласной у. Основное правило произношения согласных звуков—четкость и краткость. Известно, что все мастера хорового пения добиваются абсолютно точного (вплоть до мельчайших долей секунды) совпадения произношении согласных звуков при пении. Деление слов на слоги при пении не всегда совпадает с грамматическим делением. Как правило, группа согласных или одна согласная присоединяются при пении к следующему за ними гласному звуку, например: Расчленение на слоги грамматически правильное: Расчленение на слоги, требуемое при пепии: Следование этому правилу совершенно необходимо при выработке пения легато (связного пения, кантилены). Большое значение при пении имеет положение языка во рту поющего. Нормальное певческое положение языка следующее: он должен лежать плоско, касаясь кончиком основания нижних зубов Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся: 1. Певческая установка 2.дирижёрские жесты 3. Дыхание и паузы 4. Звукообразование 5. Дикция 6. Строй, ансамбль. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |