АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Первобытный тип культуры
Крылова Наташа
Характерные черты
| Характеристика
| 1) Гомогенность
| система, которая в изоляции постоянно воспроизводит свой начальный уклад; в ней отсутствуют аксиологический плюрализм и социальные группы с разными интересами; недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие плюрализма ценностей блокирует формирование новых интересов. Подобные процессы консервируют целостную социально-культурную систему.
Первобытная социально-культурная система владеет собственной динамикой развития, которая служит воссозданию существующей структуры. Эта система из-за отсутствия действия внешних факторов не подвластна никаким существенным изменениям, которые периодически повторяют ритуалы обновления, позволяют избежать нагромождения напряжения и регенерируют свой социальный состав с помощью инициирующих церемоний.
| 2) Синкретизм
| Синкретизм - нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически.
| 3) Язык
| Главным условием начала культурного процесса явился язык. Именно язык и речь открывают путь не только к самоопределению и самовыражению древнего человека. Они формируют важнейший межчеловеческий информационный канал -устное вербальное общение. Это позволяет индивиду перестать опираться только на коллективные представления и дологический строй мысли. У древнего человека начинают появляться собственные мнения и размышления по поводу определенных событий, действий и их последствий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям, которые становятся их символами. Постепенно любой жизненный феномен (предмет, растение, животное, да и сам человек) получают свое, обозначенное словом, место в действительности, формируя тем самым общую картину культуры древнего мира.
| 4) Наличие родовой общины
| Общекультурными принципами родовой общины являются кровное родство людей по материнской линии; экзогамия, или недопущение брачных отношений внутри рода
| 5) Отношение к индивиду
| В этом типе культуры выдающийся индивид - это не тот, кто отклоняется от общепринятых норм, а тот, кто их строго соблюдает.
| 6) Ритуал
| Актуализировал глубинные смыслы человеческого существования в древности. Он стал главным воплощением человеческой способности ко всем сферам деятельности. В ритуале тесно переплетались молитва, песнопение и танец. В ритуале предок подражал различным явлениям природы, пытался соединиться с божеством и усилить чувство солидарности всех членов своего племени.
| 7) Отношение к природе
| Первобытный тип культуры подвергается сильному воздействию физического и биологического уровней природы. Экстремальные условия окружающей среды обуславливают возникновение экстремального типа физиологического приспособления. Разделение труда существует в интересах всего сообщества.
| 8) Искусство
| Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в позднем палеолите (ок. 30 го тыс. до н. э.) и отражало образ жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы П. и. связаны с разложением первобытного строя.
| 9) Магические представления о мире древнего человека.
| Согласно этим представлениям, успех любой деятельности был обусловлен не столько умениями и знаниями человека, сколько соблюдением им определенных правил и выполнением специальных ритуалов. К таким магическим ритуальным действиям относятся, например, танцы и обрядовые действия, предварявшие охоту и военные походы. В них отрабатывались технологии всех значимых трудовых процессов древности. Никакой разницы между трудовыми и магическими действиями для человека первобытной культуры не было.
| 10) Отсутствие письменности
| Отсутствие письменности обусловило медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда — и медленные темпы культурного и социального развития.
| 11) Коллективизм
| Индивидуальное самосознание в условиях первобытной эпохи развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.
| 12) Табу
| Обычай табу возник одновременно с тотемизмом и являл собой важный механизм контроля и регуляции социальных отношений. Половина вековое табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер еды, назначенной вождю, воину, женщине, детям. Другие табу были связаны с неприкосновенностью жилья, источника огня, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Определенные вещи, в том числе и еда, что принадлежали вождю, также были подданными табу.
Таким образом, табу блокируют самый сильный инстинкт самосохранения и парализуют потребность человека в новациях социально-экономической сферы. Это с наибольшей "классической" ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества.
| 13) Формы религии
| тотемизм - поклонение рода, племени животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;
анимизм - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;
фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;
магия - вера в действенность особых обрядов.
| 14) Мифологический тип мышления
| В живописном творчестве человека каменного века значительными являются две главных функции мифа - освоения пространства и времени. Это значит, что от начала существования культуры, ее содержание определяется мифом, который выступает как описание, средство познания мира. Миф органически связан с фундаментальным стремлением человеческого творчества к овладению и преодолению пространства и времени. В системе мифов утверждается и обосновывается представление человека об окружающем мире. Затрагивается много фундаментальных вопросов образования мира.
|
Поиск по сайту:
|