АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава третья. Проблемы арабской культуры. (Там же)

Читайте также:
  1. I Этап. Определение проблемы
  2. Magoun H. I. Osteopathy in the Cranial Field Глава 11
  3. Актуальные проблемы биоэтики.
  4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
  5. Актуальные проблемы медицинской журналистики
  6. Актуальные проблемы образования и воспитания школьников
  7. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
  8. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства и ОРД
  9. Актуальные этико-правовые проблемы взаимодействия человека и общества.
  10. Арифурэта. Том третий. Глава 1. Страж глубины
  11. Арифурэта. Том третий. Глава 2. Обиталище ренегатов
  12. АРХЕТИПЫ И ПОВТОРЯЕМОСТЬ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

…Несоизмеримое различие фаустовской и русской души обнаруживается в некоторых словесных звучаниях. Русское слово для «Himmel” – «небо», то есть отрицание (н). Человек Запада смотрит вверх, русский смотрит вдаль, на горизонт. Так что порыв того и другого в глубину следует различать в том отношении, что у первого это есть страсть порыва во все стороны в бесконечном пространстве, а у второго – самоотчуждение, пока «оно» в человеке не сливается с безграничной равниной. Точно так же понимает русский и слова «человек» и «брат»: человечество также представляется ему равниной. Русский астроном – ничего более противоестественного быть не может. Он просто не видит звезд; он видит один только горизонт. Вместо небесного купола он видит небесный откос. Это есть нечто, образующее где-то вдали с равниной горизонт. Коперниканская система для него смехотворна в душевном смысле, что бы там она ни значила в смысле математическом.

“Schicksal” звучит как фанфары, «судьба» внутренне подламывается. Под этим низким небом не существует никакого «я». «Все виноваты во всем», то есть «оно» на этой бесконечно распростершейся равнине виновно в «оно» – вот основное метафизическое ощущение всех творений Достоевского. Потому и должен Иван Карамазов называться убийцей, хотя убил другой. Преступник несчастный – это полнейшее отрицание фаустовской персональной ответственности. В русской мистике нет ничего от того устремленного вверх горения готики, Рембрандта, Бетховена, горения, которое может дойти до штурмующего небеса ликования. Бог здесь – это не глубина лазури там, в вышине. Мистическая русская любовь – это любовь равнины, любовь к таким же угнетенным братьям, и все понизу, по земле: любовь к бедным мучимым животным, которые по ней блуждают, к растениям, и никогда – к птицам, облакам и звездам. Русская «воля», наша “wille” значит прежде всего отсутствие долженствования, состояние свободы, причем не для чего-то, но от чего-то, и прежде всего от обязанности личного деяния. Свобода воли представляется здесь таким состоянием, в котором никакое другое «оно» не отдает приказания, так что можно отдаться собственной прихоти.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель ( Смысл и назначение истории.- М.: Республика, 1994.)

Преамбула

Карл Ясперс (1883-1969), один из основателей экзистенциализма, немецкий философ, публицист, психиатр. В работе "Смысл и назначение истории" Ясперс рассматривает проблему духовности, духовного самоопределения культур как основу подлинного единства истории.Согласно его концепции истории человечество едино по происхождению и пути развития и именно духовная связь между разными народами лежит в основе этого единства, возникающая на основе подлинного (экзистенциального) общения. Ясперс делит историю человечества (культуры) на четыре эпохи.

- Прометеевская эпоха (примерно 5 тысяч лет тому наз) – докультурный период («первое становление человека», «образование групп и сообществ», «возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем», мифов).

- «Великие исторические культуры древности» - появление письменности, «специфической технической рационализации (египетская, шумеро-вавилонская, архаическая китайская и пр.)

- «Осевое время» (начинается в середине первого тысячелетии до н.э.) - характеризуется резким поворотом в истории, связанным с духовным развитием и самоопределением культур, одухотворением человеческого бытия, появлением человека современного нам типа, формулированием общечеловеческих ценностей, которые и сейчас определяют жизнь людей, отношения между ними, становление дихотомии Восток – Запад.

- Научно-техническая эпоха («вторая прометеевская эпоха») характеризуется появлением новых технологий и внутри нее происходит подготовка к появлению новых культур и закладываются основы второго осевого времени, которое и станет «подлинным основоположением человечества».

История движется в сторону бесконечного обретения ею универсального характера, основанного на подлинном духовном общении разных народов и культур.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)