|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методики диагностики нравственных отношений
ОПРОСНИК СКП 2 (Социокультурной позиции). Разработана и апробирована Н.Я. Большуновой (2005)
Методика является исследовательской. Проверена на надежность и валидность. Она позволяет выявлять ответчивость человека определенным социокультурным основаниям и включает высказывания известных философов, писателей, педагогов и пр. Методика может быть использована для исследования динамики социокультурной ответчивости в условиях развивающего (формирующего) эксперимента, в лонгитюдных, кросскультуральных и сравнительных исследованиях (например, социокультурные особенности юношей и девушек, жителей города и села и пр.). Рассчитана на испытуемых от 16-18 лет. Инструкция Внимательно прочтите записанные утверждения. Все они представляют собой высказывания известных философов, писателей, ученых, политиков. Выберите те, с которыми Вы скорее согласны. Напишите "да". Выберите утверждения, с которыми Вы скорее не согласны. Напишите "нет". Если у Вас нет определенного отношения к некоторому утверждению, напишите "не знаю". Если Вы с каким-либо утверждением категорически не согласны, или абсолютно согласны, напишите "нет +" или "да +". Список высказываний 1. Совершенство рождается от чистоты сердца. 2. Душа не священна сама по себе; она священна духом и своей одухотворенностью. 3. Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно. 4. Интрига составляет силу слабых. 5. Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество. 6. Не тот глуп, кто глупость совершил, а кто совершив, не скрыл. Доброе имя зависит больше от твоего молчания, нежели от поведения; раз уж грешен, будь хоть осторожен. 7. Все ценится не за суть, а за вид. Иметь достоинство и уметь его показывать - двойное достоинство: чего не видно, того как бы и нет. 8. Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшнее, чем на избитых. 9. Жизнь человека - борьба с кознями человека. 10. Лучшие душевные движения не значат ничего, если не приводят к добрым действиям. 11. Человека, меняющего свои воззрения на угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. 12. Люди бывают обыкновенно до того слепы и заняты своими насущными потребностями, что человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману. 13. Полезнее быть отважным, чем осмотрительным, ибо счастье - женщина; чтобы подчинить его себе, необходимо обращаться с ним грубо; оно охотнее покоряется людям, способным на насилие, чем людям холодного расчета. 14. Без великодушных идей человечество жить не может. 15. Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения. 16. Обстоятельства переменчивы, принципы никогда. 17. Ум не терпит неволи. 18. Мудрость состоит в том, чтобы знать, как поступать в следующий момент, добродетель состоит в самом поступке. 19 Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой. 20. В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей. 21. И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Чтобы любовью не дышало. 22. Все люди злы и всегда склонны обнаруживать свою испорченность, как скоро к тому представится удобный случай. 23. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. 24. Быть рабом страха - самый худший вид рабства. 25. Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью. 26. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им. 27. Тот, кто принимает мир, тот включает в свой жизненный путь творческое делание в этом мире, т.е. совершенствование в духе и себя, и ближних, и вещей. 28. Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев. 29. Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство. 30. Душа человека заключается в его делах. 31.Люди поступают хорошо только по необходимости; но как только им предоставляется выбор и как только они могут действовать по произволу, немедленно возникают всякие смуты и беспорядки. 32. У кого много пороков, у того много и повелителей. 33. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно. 34. Не можешь надеть шкуру львиную, носи лисью. Вовремя уступить – победить. Кто своего достиг, того не осудят. 35. Действовать лишь тогда, когда не сомневаешься. Благоразумие не допускает неуверенности, оно всегда шествует при полуденном свете разума.
Способ обработки. Выделено шесть шкал: 1. Шкала чувствительности к манипуляциям 2. Шкала чувствительности к несвободе. 3. Шкала ответчивости возвышенному. 4. Шкала устойчивости принципов. 5. Шкала стремления к действенности. 6. Шкала ответчивости мудрости.
Каждая шкала включает в себя 7 высказываний. Учитывая, что по каждому высказыванию можно получить от –2 до 2 баллов, общее количество сырых баллов по каждой шкале может быть от –14 до 14. (Можно делать подсчет баллов по принципу от 1 до 5. т.е. -2 это 1 б., -1 – 2 б. 0 – 3 б, 1 – 4 б., 2 – 5 б. и т.д. В этом случае по каждой шкале можно получить от 7 до 35 баллов). Подсчет баллов по каждой шкале осуществляется суммированием баллов за каждый ответ (знак минус означает, что балл, поученный по данному пункту суммируется с отрицательным значением, т.е. вычитается): 1. 4)+; 6) -; 7) -; 12)-;13) -;22)-; 34)- 2. 8)+;17)+; 23)+; 24)+; 25)+;31)-; 32)+. 3. 1) +; 2) +;3);+14) +; 21) +; 27)+; 28)+. 4. 5)+; 9) -; 11)+; 15)+; 16)+;19)+; 33)+ 5. 10)+; 18)+; 20)+; 26)+; 29)+; 30)+; 35) -. 6. 9)-; 11)+; 17)+; 18)+;19)+; 22)-;31)-
Высказывания принадлежат по порядку: Антонию Великому, И.А.Ильину, Ф.М. Достоевскому, У. Шекспиру, И. Фихте, Б.Грациану, Б.Грациану, Ю.Фучику, Б.Грациану, Ж.Жуберу, Добролюбову, Н.Макиавелли, Ф.Достоевскому, И.М.Сеченову, О.Бальзаку, Д.И.Писареву, Д.Джордану, Цицерону, Ф.Шиллеру, А.К. Толстому, Н.Макиавелли, Публилию Кару, Б.Шоу, Л.Н. Андрееву, Марк Аврелию, И.А. Ильину, С.Л.Франку, Иоанну Лествичнику, Цицерону, Г.Ибсену, Н.Маккиавелли, Петрарке, А.Данте, Б.Грациану, Б.Грациану.
Список вопросов по шкалам. 1.Шкала чувствительности к манипуляциям
4. Интрига составляет силу слабых. 6. Не тот глуп, кто глупость совершил, а кто совершив, не скрыл. Доброе имя зависит больше от твоего молчания, нежели от поведения; раз уж грешен, будь хоть осторожен. 7. Все ценится не за суть, а за вид. Иметь достоинство и уметь его показывать - двойное достоинство: чего не видно, того как бы и нет. 12. Люди бывают обыкновенно до того слепы и заняты своими насущными потребностями, что человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману. 13. Полезнее быть отважным, чем осмотрительным, ибо счастье - женщина; чтобы подчинить его себе, необходимо обращаться с ним грубо; оно охотнее покоряется людям, способным на насилие, чем людям холодного расчета. 22. Все люди злы и всегда склонны обнаруживать свою испорченность, как скоро к тому представится удобный случай. 34. Не можешь надеть шкуру львиную, носи лисью. Вовремя уступить – победить. Кто своего достиг, того не осудят.
2. Шкала чувствительности к несвободе.
8. Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшнее, чем на избитых. 17. Ум не терпит неволи. 23. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. 24. Быть рабом страха - самый худший вид рабства. 25. Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью. 31.Люди поступают хорошо только по необходимости; но как только им предоставляется выбор и как только они могут действовать по произволу, немедленно возникают всякие смуты и беспорядки. 32. У кого много пороков, у того много и повелителей. 3. Шкала ответчивости возвышенному.
1. Совершенство рождается от чистоты сердца 2. Душа не священна сама по себе; она священна духом и своей одухотворенностью. 3. Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно. 14. Без великодушных идей человечество жить не может. 21. И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Чтобы любовью не дышало. 27. Тот, кто принимает мир, тот включает в свой жизненный путь творческое делание в этом мире, т.е. совершенствование в духе и себя, и ближних, и вещей. 28. Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев.
4. Шкала устойчивости принципов.
5. Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество. 9. Жизнь человека - борьба с кознями человека. 11. Человека, меняющего свои воззрения на угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. 15. Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения. 16. Обстоятельства переменчивы, принципы никогда. 19. Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой. 33. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно. 5. Шкала стремления к действенности.
10. Лучшие душевные движения не значат ничего, если не приводят к добрым действиям. 18. Мудрость состоит в том, чтобы знать, как поступать в следующий момент, добродетель состоит в самом поступке. 20. В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей. 26. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им. 29. Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство. 30. Душа человека заключается в его делах. 35. Действовать лишь тогда, когда не сомневаешься. Благоразумие не допускает неуверенности, оно всегда шествует при полуденном свете разума.
6. Шкала ответчивости мудрости
9. Жизнь человека - борьба с кознями человека. 11. Человека, меняющего свои воззрения на угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. 17. Ум не терпит неволи 18. Мудрость состоит в том, чтобы знать, как поступать в следующий момент, добродетель состоит в самом поступке. 19 Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой. 22. Все люди злы и всегда склонны обнаруживать свою испорченность, как скоро к тому представится удобный случай. 31.Люди поступают хорошо только по необходимости; но как только им предоставляется выбор и как только они могут действовать по произволу, немедленно возникают всякие смуты и беспорядки.
Методика "Четыре вопроса". Разработана и апробирована Н.Я. Большуновой (2005)
Методика является исследовательской. Проверена на надежность и валидность. Особенность методики состоит в том, что ее вопросы обращены к разным уровням психики и сознания. Первый вопрос апеллирует к сознанию и самосознанию человека, он требует достаточно хорошо отрефлексированных и вербально обозначенных ответов. Второй и третий обращены к области переживаний, чувств, эмоций. Четвертый вопрос является проективным. Это позволяет осуществить качественный анализ внутренней согласованности ценностей. Может быть использована для исследования динамики ценностей в условиях развивающего (формирующего) эксперимента, в лонгитюдных, кросскультуральных и сравнительных исследованиях (например, социокультурных особенностей юношей и девушек, жителей города и села, представителей разных слоев общества, конфессий и пр.). Рассчитана на испытуемых от 12 – 13 лет. Инструкция Ответьте, пожалуйста, на четыре вопроса, касающиеся Ваших ценностей и предпочтений. На каждый вопрос можно давать от трех до пяти ответов в порядке предпочтения, т.е. на первое место ставится то, что является для Вас самым важным и т.д. Что Вы больше всего цените в жизни?......................................................................... ………………………………………………………………………………………………….. Что Вы больше всего ненавидите в жизни?................................................................ ………………………………………………………………………………………………….. Чего Вы больше всего в жизни боитесь?..................................................................... ……………………………………………………………………………………………
Если бы Вы были волшебником, что бы Вы сделали в первую очередь?
При обработке рекомендуется (в процентах) выявлять частоту встречаемости определенных ценностей, предпочтений в сравниваемых выборках. В целом, анализ результатов имеет, скорее, качественный, содержательный характер. Опыт оценки результатов методики позволяет рекомендовать анализировать ответы по категориям. В ответах на первый вопрос можно группировать указываемые испытуемыми ценности следующим образом: Любовь; Друзья; Семья; Доверие, открытость, взаимопонимание; Жизнь; Добро, доброта; Правда, совесть, искренность; Здоровье; Деньги, благосостояние; Карьера, успех; Вера в Бога; Саморазвитие; Свобода; Конкретные (бытовые) вещи и явления (мороженное, весну, купаться и пр.). Ответы на второй вопрос группируются по следующим параметрам: Ложь, обман; Лицемерие, ханжество; Предательство, измену; Зло; Коварство, хитрость, подлость; Грубость, наглость; Высокомерие; Жадность; Равнодушие; Несвободу, ограничения; Конкретные явления (животные, пища и т.д.). По третьему вопросу можно осуществить следующее группирование ответов: Измены, предательства; Не достичь цели в жизни, разочароваться, не реализовать мечты; Одиночества, быть не понятым; Неопределенности; Потерять близких; Смерти; Болезни, старости; Потерять себя; Лжи; Экзаменов, отчисления; Конкретных событий, явлений (животных, стихийных бедствий и т.д.). По четвертому вопросу можно делать следующие группировки: Сделал бы что-либо для всех: Установил мир, уничтожил насилие; Дал счастье, радость, любовь; Бессмертие, здоровье; Добро, уничтожил зло, ложь, обман; Материальное благополучие, деньги; Уничтожил власть денег, рыночные отношения, платное обучение; Решил проблемы экологии; Изменил мир, законы, сделал их справедливыми и достойными в России; Помог всем, бедным, нищим; Уничтожил несвободу; Дал разум; Дал сплоченность. Для себя лично: Удовлетворил свои желания; Здоровье; Учеба; Удовольствия (музыка, путешествия и др.); Близкие были рядом; Деньги, благосостояние; Изменение себя (разум, уничтожить слабости и.д.). Для родных и близких: Здоровье, бессмертие; Деньги, благосостояние и благополучие; Исполнил любые желания; Защитил от всех неприятностей; Счастье. Ничего не стал бы делать (по четвертому вопросу). Другое Методика «Гармония характера». Разработана и апробирована Н.Я. Большуновой (2010). Методика является исследовательской. Проверена на надежность и валидность. Может быть использована для исследования представлений о ценности определенных черт характера в различных социокультурных условиях и их динамике с применением ретроспективного анализа. Может дать материал для понимания гармоничности – конфликтности черт характера, особенно о наличии социокультурного конфликта (Например, испытуемый считает, что для достижения успеха в жизни нужны одни черты характера, а у себя хотел бы иметь другие, свойственные другой эпохе или культуре). Методика может быть включена в программы лонгитюдных, кросскультуральных, сравнительных и пр. исследований. Рассчитана на испытуемых от 14 - 15 лет. Инструкция В каждом обществе и в разные эпохи могут быть особенно востребованы определенные черты характера, отвечающие традициям, обычаям, требованиям данной культуры и тем социокультурным задачам и проблемам, которые решает общество. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся Ваших представлений о востребованности черт характера человека. На каждый вопрос можно давать несколько ответов по Вашему желанию. 1. Как Вы думаете, какие черты характера были наиболее востребованы в 70-ых – начале 80-ых годов прошлого века, когда Ваши родители были детьми и подростками................................................................................................................................... ……………………………………………………………………………………………. 2. Как Вы думаете, какие черты характера особенно востребованы в наше время…….………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………. 3. Как Вы думаете, какие черты характера современного человека могут обеспечить ему успех в жизни…………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………. 4. Какие черты характера Вы хотели бы иметь у себя……………………………….. ………………………………………………………………………………………….....
При содержательном анализе результатов выделяются следующие параметры: 1. Количество совпадающих ответов (черт) на первый и второй вопросы (в %). 2. Количество различающихся ответов (черт) на первые два вопроса (в%). 3. Количество противоположных черт характера в ответах на первые два вопроса(в %). 4. Количество совпадающих ответов (черт) на (в %). 5. Количество различающихся ответов (черт) на 6. Количество противоположных черт характера в ответах на третий и четвертый вопросы (в%). Аналогичный анализ осуществляется по всем прочим парам вопросов. Этот анализ позволяет ответить на следующие вопросы: насколько выражены у испытуемого ощущения социокультурных изменений в обществе (изменения в представлении о ценностях тех или иных черт характера); переживаются ли эти изменения как позитивные или негативные; какие требования общества к человеку (востребованные черты характера) он считает наиболее «сильными»; насколько он согласен с этими социокультурными требованиями; переживает ли он себя как «человека своего времени»; насколько выражен аксиологический конфликт. Методика «Нравственный потенциал личности» (Г. Резапкина, 2010). Методика приводится в изложении ее автора. Хотя моральные нормы фактически однородны во всех религиях, семантическое пространство содержит прямо противоположные утверждения, касающиеся фундаментальных понятий (отношение к людям, богатству, труду, болезни, смерти и др.). Это относится как к фольклору, так и к высказываниям известных людей, которые порой воспринимаются некритично потому, что их авторы обладают непререкаемым авторитетом. Если человек не подвержен гипнозу имен, он задумается, кто прав: Фрейд, считавший, что интерес к смыслу жизни — признак заболевания, или Франкл, убежденный, что “только животное не бывает озабочено смыслом своего существования”. На принципе выбора близких до духу высказываний и основана методика «Нравственный потенциал личности», которая представляет собой двадцать семь пар противоположных по смыслу топов, сгруппированных по девяти темам. Выбор высказывания фиксируется в бланке. Бланк методики
I 1. а) Умеренность — здоровье души. б) Бери от жизни всё. 2. а) Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело. б) Сладострастие – это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды. 3. а) Сытое брюхо к ученью глухо. б) Ешь больше, проживешь дольше. II 4. а) Рука дающего не оскудеет. б) Деньги отпирают все двери. 5. а) Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает. б) С помощью имущества приобретаешь господнее могущество. 6. а) Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. б) С деньгами и в аду не пропадешь. III 7. а) Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти. б) Гнев слаще меда. 8. а) На добро отвечать добром — дело каждого, на зло добром — дело отважного. б) Месть — это блюдо, которое подают холодным. 9. а) Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей. б) Бойтесь первого движения души, потому что оно обыкновенно самое благородное. IV 10. а) Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности. б) Пессимист — это хорошо информированный оптимист. 11. а) Пессимист — человек, который, вдыхая аромат цветов, озирается, ища гроб с мертвецом. б) Оптимизм — религия революций. 12. а) Нет ничего утомительнее невеселого ума. б) Нередко оптимизм — всего лишь еще одно проявление лености мысли. V 13. а) Не стремись быть первым во вселенной. б) Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе. 14. а) Кто много начинает, очень мало осуществляет. б) Только большие проблемы дают большие возможности. 15. а) Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно. б) Всё великое совершили великие люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо. VI 16. а) Зависть — это скорбь по благополучию близких. б) Лучше десять завистников, чем один сострадалец. 17. а) Великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий. б) Нам мало добиться успеха — надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах. 18. а) Зависть непримиримее ненависти. б) Самая чистая радость — это злорадство, которое мы ощущаем, наблюдая несчастия тех, кому мы завидуем. VII 19. а) Просите — и дадут вам, ищите — и найдете, стучите — и откроют вам. б) Не верь, не бойся, не проси. 20. а) Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, мы уподобляемся человеку, выдергивающему росток из земли, чтобы убедиться, растут ли корни. б) Пусть меня Бог бережет от того, кто мне внушает доверие, а с тем, кого я остерегаюсь, я и сам справлюсь. 21. а) Доверяй людям, и они будут верны тебе; обращайся с ними как с великими людьми, и они проявят подлинное величие. б) Каждого незнакомца считай вором. VIII 22. а) Кто не работает — тот не ест. б) Кто не работает, тот ест. 23. а) Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти. б) Работа не волк, в лес не убежит. 24. а) Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой. б) Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет. IX 25. а) Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас. б) Плетью обуха не перешибешь. 26. а) Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно, он слышит звук другого марша. б) Вся рота не в ногу, один он в ногу. 27. а) И один в поле воин. б) Один в поле не воин. Выбор высказывания определяется отношением человека к следующим нравственным понятиям: Умеренность — Излишества (I); Нестяжание — Сребролюбие (II); Кротость — Гнев (III); Жизнелюбие — Уныние (IV); Смирение — Тщеславие (V); Великодушие — Зависть (VI); Доверчивость — Подозрительность (VII); Трудолюбие — Безделье (VIII); Самостоятельность в поступках и суждениях — Зависимость (IX). Утверждения “а” соответствуют добродетелям, общим для всех культур, “б” — порокам, что, конечно, не может свидетельствовать о добродетельности или порочности человека, но говорит о его этической направленности. Расхождение между выбором модели поведения и реальным поведением человека, которое оппоненты ставили в упрек Колбергу, предсказуемо и почти неизбежно. Но в данной ситуации важно, принимает ли человек то или иное высказывание как созвучное своим убеждениям или отвергает. Задачи методики выходят за рамки диагностики, которая бессмысленна и безнравственна, если не ставит своей целью развитие личности. Многие высказывания настолько привычны, что воспринимаются как аксиомы, даже если они противоположны по смыслу. Авторство афоризмов сознательно не указывается, чтобы избежать давления авторитетов, — не лишенные остроумия слова “Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки” воспринимаются по-другому, если знаешь, что впервые их произнес Адольф Гитлер. И достойные люди иногда с преступной небрежностью разбрасывались эффектными, но сомнительными фразами, о чем впоследствии жалели. Оскар Уайльд признавался, что готов поступиться истиной ради хорошего афоризма. Механизмы самоидентификации неразрывно связаны с системой ценностей. Смысл воспитания заключается в способности различать добро и зло, в развитии добродетелей и преодолении пороков — категорий, универсальных для всех времен и народов. Смысл, который сегодня старательно вымывается из педагогики и психологии.
Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности в адаптации В.Н. Карандашева (2004). Текст методики и пояснения приводятся в изложении автора его адатации (с некоторыми сокращениями). Методика разработана Ш. Шварцем, исходным материалом для него служила методика М. Рокича, однако она существенно модифицирована на основе концептуальной позиции Ш. Шварца, который рассматривает ценности с точки зрения их мотивационной цели (как ценностные ориентации) и универсальности базовых человеческих ценностей[1]. Отдельные ценности в методике сгруппированы в типы по признаку общности их целей. Согласно данным В.Н. Карандашева (2004), Ш. Шварц считает, что базовые человеческие ценности представляют универсальные потребности человеческого существования и представляют десять мотивационно отличающихся типов. — власть (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами; — достижение (Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами; — гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие; — стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна; — самостоятельность (Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия; — универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы; — доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей; — традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи; — конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям; — безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.
Рис. 1. Теоретическая модель отношений между десятью мотивационными типами ценностей (по Ш. Шварцу)
Опираясь на разработанную им теорию динамических отношений между ценностными типами, Ш. Шварц считает, что психологические, практические и социальные последствия действий, совершаемых в соответствии с каждым типом ценностей, проявляются как конфликт или совместимость с другими типами. Общая схема конфликтности и совместимости между ценностными типами представлена на рис. 1. Конкурирующие ценностные типы находятся на противоположных полюсах, дополнительные типы располагаются по степени близости, образуя круг. Опросник, включающий 57 ценностей, на основе которых можно определить выделенные ценностные типы. был разработан Ш. Шварцем в 1992 году (Карандашев, 2004). Ценности личности, по мнению автора, могут существовать на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Нормативные идеалы относительно стабильны и отражают представления человека о том, как нужно поступать. Индивидуальные приоритеты более зависимы от внешней среды и соотносимы с конкретными поступками. Шварцем разработано две методики изучения ценностей: · на уровне личности (индивидуальных различий), · на уровне культур (различий в социальных культурах). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.031 сек.) |