|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отклонения в развитии характера, психологическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведениемПроблема отклонений в развитии характера в настоящее время становится все более актуальной и востребованной для психологии воспитания, педагогики, криминологии, социологии и в целом для общества. Обыкновенно нарушения в развитии характера рассматриваются сквозь призму отклонений в поведении человека, что достаточно правомерно, учитывая, что характер и проявляется и развивается в поведении, в поступках. В качестве синонима понятия «отклоняющееся поведение» в психологической, педагогической, социологической и пр. литературе используется термин «девиантное поведение» (от лат. deviatio - отклонение). Исследователи, описывающие девиантное поведение, обычно выделяют ряд признаков. Сошлемся на мнение известного девиантолога Е.В.Змановской (2004), которая выделяет ряд признаков наличия отклоняющегося поведения. Во-первых, это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Правда, как справедливо отмечает автор, нормы, традиции, правила могут быть разными в разных культурах, этносах, исторических эпохах. Соответственно, речь должна идти, прежде всего, о наиболее значимых для данного сообщества в данное время социальных нормах. В то же время, следует отметить, что за этим внешним поведенческим признаком, по-видимому, стоит два очень важных для понимания содержания характера аспекта. С одной стороны, поскольку мы определяем характер как индивидуально выраженную форму духовности, то можно говорить и о некоторых универсальных ценностях, которым не соответствует отклоняющееся поведение. С другой стороны, содержательно такое несоответствие, видимо, можно рассматривать и как проблемы саморегуляции, либо самоопределения, либо адаптации. Во-вторых, отклоняющееся поведение и человек, его демонстрирующий, негативно оценивается другими, что может усиливать проблемы дезадаптации и самоопределения, обуславливать обострение таких черт характера как враждебность, агрессивность, конфликтность, недоверчивость и пр., «программируя» соответствующее развитие характера. (Вспомним здесь таинство исповеди и прощения в христианстве, которое, безусловно, имеет не только духовный, но и глубокий социально-психологический смысл). Третья особенность девиантного поведения состоит в том, что оно разрушительно как для других людей, так и для самого девианта (в отношении здоровья, жизни, материального состояния, привычного образа жизни, морального ущерба, психологического состояния и пр.) и сопровождается страданием. Это важный признак, поскольку с этой точки зрения не всякое отклонение от принятых норм может быть обозначено как девиантное, асоциальное (например, креативность или пассионарность, которые, зачастую, оцениваются обыденным сознанием как нестандартные и потому нетерпимые; или подростковый максимализм в отношении следования моде в музыке, одежде и пр., что также может стать причиной неадекватного осуждения такого поведения). В-четвертых, отклоняющимся поведением (и соответствующей негативной чертой характера) может быть названо лишь такое, которое является достаточно устойчивым, стойко повторяющимся (многократно или длительно). Этот признак также важно учитывать в практике психологического консультирования и сопровождения с тем, чтобы не закреплять негативные проявления характера, отчуждая человека от референтного позитивного взаимодействия с другими. Крайне важно вовремя и грамотно оказать психологическую помощь в ситуации случайного или обусловленного кризисными состояниями проступка (очевидно, что исключением здесь являются серьезные правонарушения). Пятый признак – соответствие проступков и поведения в целом общей направленности личности (кроме поведения в различного рода кризисных ситуациях: посттравматический синдром, реакция горя, самооборона и пр.) В-шестых, отклоняющееся поведение необходимо отличать от патологических состояний, т.е. оно укладывается в границы психической нормы, хотя не исключается его перерастание в патологию (психопатию, например, или наркоманию, алкоголизм). Отклоняющееся поведение может также сопровождать психические расстройства в силу утраты больным контроля и критического отношения к себе и миру. Эти случаи необходимо тщательно дифференцировать, поскольку помимо психологической и педагогической работы при психических расстройствах необходимо медицинское вмешательство. Еще одна (седьмая) особенность отклоняющегося поведения состоит в том, что оно, как правило, сопровождается социальной дезадаптацией, которая в то же время может усиливать негативные черты характера или быть их причиной. Наконец, в-восьмых, отклоняющемуся поведению свойственно индивидуальное, культуральное, возрастное и гендерное своеобразие, т.е. оно в разной мере, в разных формах, с разными последствиями может проявляться у юношей и девушек, в разных типах культур, у детей разного возраста, у лиц с различными эмоционально-волевыми и другими особенностями. Например, недопустимо приписывать отклоняющееся поведение и нарушения характера дошкольникам и очень осторожно делать это в отношении младших школьников. В психологическом сопровождении важно учитывать, как сам человек относится к своим проступкам (испытывает ли чувство вины, угрызения совести, или, напротив, гордится ими). С точки зрения Е.В. Змановской (2004) девиантное поведение представляет собой устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Такое поведение можно рассматривать как социальную позицию личности, выступающую в форме девиантного стиля и образа жизни. К этому определению, учитывая наш подход к пониманию характера, мы бы добавили, что девиантному поведению свойственно либо недостаточно сформированное, либо искаженное аксиологическое самоопределение, отчуждение от духовной составляющей бытия, неопределенность, убогость или искаженность жизненных смыслов. Последнее обусловливает необходимость социокультурного (духовного) воспитания при планировании психологического сопровождения детей и подростков группы риска в отношении отклоняющегося поведения. В современной психологии имеется несколько вариантов классификаций отклоняющегося поведения. Например, Ю.А. Клейберг (2003, с. 50) выделяет в целом три типа (группы) девиаций, внутри которых могут существовать более дробные деления: негативные (например, алкоголизм, наркомания и пр.), позитивные (креативность, пассионарность) и социально-нейтральные (интернет-зависимость и др.). Вслед за Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1990) мы будем под отклоняющимся поведением иметь в виду только деструктивные (в отличие от нестандартного поведения) для личности и общества варианты отклонения от «нормы». Указанные авторы выделяют здесь: - аддиктивное поведение, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема определенных веществ или устойчивой фиксации на определенных формах активности или предметах (алкогольные, наркотические, сексуальные аддикции, работоголизм, гэмблинг, интернет-аддикция и пр.); - антисоциальное поведение, проявляющееся как противоречащее этике и морали, безответственное и игнорирующее права других людей, общественные нормы и законы (хулиганство, проституция, жестокость и пр.); -конформистское поведение, характеризующееся отсутствием оригинальности, самобытности, приспособленчеством, некритичным следованием мнению большинства, официальным точкам зрениям и указаниям лиц, обладающих властью и авторитетом; - суицидное поведение, для которого характерен высокий риск совершения самоубийства; - нарциссическое поведение, проявляющееся в наличии чувства собственной грандиозности, значимости, сопровождающегося соответствующими фантазиями и действиями, повышенной чувствительностью к внешним оценкам и отсутствием сопереживания другим людям; - фанатическое поведение, выражающееся в абсолютной, узкой и слепой приверженности какой-либо идее или доктрине при нетерпимости к инакомыслию, многообразию мира, нередко сопровождающиеся действиями насильственного характера; - аутистическое поведение, которому свойственны трудности в общении, оторванность от действительности, погруженность в фантазии и мечты. Классификация поведенческих отклонений Е.В. Змановской основана на таких критериях как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Автор выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное) и аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. - Антисоциальное (делинквентное) поведение включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством (правонарушения, влекущие за собой уголовную или гражданскую ответственность), оно противоречит правовым нормам и угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей (хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками, у более младших детей оно проявляется в насилии по отношению к малышам или сверстникам, жестоком обращении с животными, воровстве, мелком хулиганстве, разрушении имущества, поджогах). - Асоциальному поведению свойственно уклонение от выполнения морально-нравственных норм, проявляющееся в неблагополучных, нарушенных межличностных отношениях (агрессивность, сексуальные девиации, азартные игры, бродяжничество, иждивенчество; у подростков – уходы из дома, промискуитет, агрессивность, школьные прогулы, ложь, сленг и пр.; у детей - побеги из дома, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство и др.) - Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, угрожающее целостности и развитию самой личности (суицидальность, пищевая, химическая или компьютерная зависимости, вовлеченность в деструктивно-религиозные культы, аутичность, виктимность, занятие экстремальными видами спорта и др.). Эти виды отклоняющегося поведения различаются по направленности (на себя или на других) и степени выраженности (активное или пассивное) и могут быть смешанными и индивидуально специфичными.
Причины отклоняющегося поведения Как правило, отклоняющееся поведение начинает формироваться уже детском или подростковом возрасте в результате комплекса причин. Различные факторы и их система могут оказывать усиливающее, провоцирующее и поддерживающее влияние на девиантное поведение. Обычно, во-первых, выделяются биологические (конституциональные, генетические, врожденные) причины, которые мы рассматриваем как предпосылки отклоняющегося поведения и которые могут проявиться, актуализироваться (или не реализоваться) при определенных социальных и социокультурных условиях. К биологическим, природным предпосылкам разные авторы относят органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы, генетические особенности, особенности темперамента и т.д. Например, Г. Айзенк и М. Айзенк (2001), на основе изучения связи индивидуально-типологических особенностей и поведения заключенных считают, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты, причем, такая связь биологически обусловлена. Существуют данные о биологической детерминированности склонности к химической зависимости, к которой более предрасположены лица с повышенной чувствительностью и низкой способностью переносить стресс (Змановская, 2004). А. Томас с сотрудниками выделяет у детей темпераменты с определенным неблагоприятным сочетанием их свойств, при котором уже в раннем возрасте формируется риск появления неблагоприятных поведенческих проявлений в условиях неправильного семейного воспитания (по Стреляу, 1982). Сторонниками преимущественно биологической обусловленности индивидуальности, в том числе и криминальных поведенческих проявлений были Чезаре Ломброзо (1836 -1909), Фрэнсис Гальтон (1822 - 1911), Конрад Лоренц (1903-1989), Уильям Шелдон (1898- 1984) и др. Например, Ч. Ломброзо, - знаменитый итальянский психиатр и криминалист, особенно известен как создатель биосоциологической теории, согласно которой преступное поведение характерно для дегенеративных личностей, отставших в своем развитии от развития человечества, причем, их преступные наклонности обнаруживаются в антропологических признаках (анатомическом строении лица, черепа и пр.). Он считал, что существует ряд характеристик (стигматов - признаков или меток) «врожденного преступного типа», например, к ним относятся низкий лоб, большие челюсти, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, неправильная форма черепа и т.д. Другие исследователи считают, что именно социальные факторы являются основными детерминантами отклоняющегося поведения. К социальным факторам обычно относят, во-первых, собственно социальную ситуацию в широком смысле, в которой идет становление, жизнь человека и его ближайшего окружения (специфика социально-экономических процессов, культурно-историческая ситуация, традиции, политические процессы, мода, деятельность средств массовой информации, образование и др.); во-вторых, влияние социальной специфики групп, к которым человек ощущает свою принадлежность, и социальным экспектациям которых стремится соответствовать (этнические характеристики, субкультурные установки, стратификационная принадлежность, социальные и профессиональный статус, характеристики референтной группы); наконец, в третьих – влияние отношений и состояния микросоциальных групп (взаимоотношения в семье, детско-родительские отношения, семейные традиции и «мифы», круг друзей, отношения с соседями и пр.). Изучением первых обозначенных нами социальных факторов занимались, скорее, социологи. Наиболее известными здесь являются Э.Дюркгейм, Р. Мертон, М.Вебер, Т. Парсонс, О.Конт, Г. Тард, А.Кетле и др. Например, немецкий христиански ориентированный (протестант) социолог М.Вебер (1864-1920) сформулировал понятие социального действия, которое «по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" (Вебер, 1990, с. 602-603). Соответственно отклоняющееся поведение появляется тогда, когда оно перестает по своему смыслу ориентироваться на действия и смыслы других людей и согласовываться с ними. Поэтому в работах социологов исследуются такие факторы и социальные ситуации, при которых происходит утрата или нарушение социального действия. Среди них указываются: кризис культуры, который проявляется в непримиримом конфликте между ценностями различных людей и групп и порождает интенсивную борьбу в форме роста преступности, жестокости, насилия, самоубийств и пр., несоответствие распределения благ личным качествам людей (П.Сорокин); сложившаяся система норм и внешняя регуляция, осуществляемая посредством одобрения/неодобрения отклоняющегося поведения (М.Вебер); несоответствие нормативных, ценностных, смысловых ожиданий участников социального взаимодействия статусным, функциональным, ролевым действиям определенных лиц (Т. Парсонс); обучение нормам девиантной культуры и субкультуры (Р.Клауорд, Л.Оулин) особенно в условиях их противоречий, конфликтов с нормами официальной структуры общества. Основателем социологии девиантного поведения является французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917), который склонялся к тому, что в его основе лежат именно социальные, но не биологические (наследственность) и не психологические факторы. Например, он показывает на основе статистических данных, что преступность, самоубийства и в целом количество поведенческих аномалий существенно возрастает в периоды войн, социальных и экономических кризисов, что свидетельствует, с точки зрения Э.Дюркгейма, о социальных детерминантах этих явлений. Социальные девиации Э.Дюркгейм (1994) объясняет с позиции предложенной им концепции аномии («аномия» фр. anomie — отсутствие закона), согласно которой состояние социальной дезорганизации, характерное для общества во время смут, перестроек и других социальных катаклизмов, приводит к разрушению базовых элементов культуры, к такому нравственному и психологическому состоянию индивидуального и общественного сознания, при котором происходит разложение системы ценностей и этических норм. Прежние нормы и ценности перестают соответствовать нарождающимся отношениям, а новых еще нет или они отвергаются определенными социальными группами. Э.Дюргейм считал, что социальные девиации представляют собой объективное явление, они свойственны любому обществу и уровень преступности не снижается по мере развития социума. Более того, он считал, что отклоняющееся поведение может быть полезно для «общественного здоровья», поскольку оно подготавливает изменения в общественной морали и нравственности. Так, некоторые поведенческие проявления считаются аномальными на одном историческом этапе, но на следующем этапе признаются как нормальные или даже достойные. Например, тех, кого в 70-х годах прошлого века в России называли спекулянтами, в двухтысячных называют бизнесменами. Известный американский социолог Р.Мертон(1910 – 2003), развивая идеи Э.Дюркгейма, формулирует, что аномия обусловлена дисгармонией между культурными целями и социальной структурой, институализирующей средства их осуществления, иначе говоря, она связана с невозможностью людей в данном мире и в данное время с помощью легальных средств соответствовать нормам, существующим в обществе и принимаемым ими. Неравенство в отношении доступности этих средств обуславливает применение сомнительных способов. Так, если ценностью общества является успех или благосостояние, но человек не имеет возможности достичь соответствия этим нормам посредством ответственного отношения к делу, творчества, способностей, он может склониться к обману, воровству и пр., которые, конечно, не одобряются обществом. Р. Мертон разработал типологию позитивного/негативного адаптивного поведения личностей в их отношении к целям и средствам, в основе которых лежат: - конформизм - принятие культурные целей и институциональных средств, одобряемых в обществе (здесь речь идет о лояльном члене общества); - инновации - достижение принимаемых человеком культурных целей осуществляется не институциональными (не легитимными) средствами и способами (в том числе незаконными и криминальными); - ритуализм – абсолютизация институциональных средств (ритуалов, церемоний, правил), которые доминируют по отношению к целям (формалист, чиновник-бюрократ, функционер) - ретризм - отказ как от культурных целей, норм, так и от институциональных средств их достижения (алкоголизация, наркомания и пр.); - мятеж, бунт – отрицание как средств, так и культурных целей; создание новой системы норм, ценностей и средств их достижения. Как видим, согласно классификации Р.Мертоначеловек и общество всегда противостоят другу, и у человека есть возможность либо приспособиться к социальным обстоятельством, либо вступить в ту или иную форму конфронтации. Понятно, что с этой точки зрения работа с людьми, имеющими отклонения в поведении, должна вестись, прежде всего, в контексте развития процессов адаптации. Здесь нет места субъектному развитию, выбору собственного пути, нет оснований для сотрудничества и солидарности, процессам, которые особенно подчеркиваются в большинстве направлений отечественной психологии. Однако очевидно, что в современной России имеются социокультурные условия для появления девиантного поведения, что с особой остротой ставит вопрос о формулировании психологически обоснованных подходов к развитию. В докладе председателя комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Елены Николаевой от 7 апреля 2011 года говориться: «Существенной угрозой для будущего России является уровень распространенности социальных болезней в молодежной среде. По данным исследований, более 80% подростков потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков; 66% молодых людей имели опыт курения, 62% к 17 годам уже вступали в половые связи. Тотальное распространение среди молодых людей приобрело использование матерной брани. По самооценкам матерятся 80% учащихся старшей школы. Такое положение дел способно привести к маргинализации населения страны, к резкому ухудшению ее демографического положения». Такое положение, прежде всего, связано с разрушением прежних ценностных оснований жизни и неопределенностью нарождающихся, которые вступают в катастрофическое противоречие со всеми исторически сформированными ценностями. В силу специфики исторического развития в России дважды в течение нынешнего столетия произошел разрыв, смещение в истории духовной жизни социума, в очередной раз "прервалась связь времен". В начале века был дискредитирован и отвергнут социокультурный образец человека Духовного, Благодатного, характерный для христианства; к концу века обнаружилась утопичность социокультурного образца "человека социалистического типа". В массовом сознании произошла утрата представлений о существовании неких абсолютных ценностей, с которыми может и должна соизмеряться жизнь человека, что особенно опасно в отношении духовного развития ребенка, поскольку именно дети оказались сейчас вне пространства ценностей. Необходимы специальные усилия, и прежде всего, в сфере образования, для того, чтобы обозначить ребенку горизонт ценностей, причем, делать это нужно, давая себе ясный отчет в том, что существующая социокультурная ситуация не является для этого благоприятной. Иначе говоря, необходимо создавать условия для развития субъектности, что станет важнейшим фактором предупреждения отклонений в развитии характера и поведения. Как известно, легче предотвратить, чем исправить. Субъектность представляет собой социокультурное явление, она развивается в ходе социокультурного (духовного становления человека) в контексте и вместе с развитием соответствующей возрасту субкультуры. В основе периодизации становления субъектности лежит возрастная специфика детской, подростковой и юношеской субкультур. В то же время субъектность это явление индивидуальности человека. Субъектность обеспечивает целостность, единство и подлинность индивидуальности. Она есть результат «встречи» с духовными основаниями человеческой жизни и ответчивости человека этим основаниям. Поэтому именно в развитии субъектности происходит и субъектностью актуализируется становление адекватной индивидуальности формы духовности, т.е. становление субъектности дает возможность человеку на каждом этапе жизненного пути, оставаясь самим собой, одновременно восходить в социокультурную позицию, переживать принадлежность человеческому роду не только биологически, социально, но и духовно. Становление субъектности обуславливает выбор человеческого способа жизни, что собственно и проявляется в способности к поступку. Субъектность проявляет себя в способности быть причиной самогосебя на основе различения духовного и наличного «Я» (Флоренская, 2001), конечного и бесконечного (Арсеньев, 2001) в себе и в мире, ориентируясь на родовую сущность человека, понимаемую как единство биологического, психологического, социального и социокультурного (духовного). Сущность человека состоит в том, что он больше, чем его природа, и чем то, что в нем социально обусловлено и присвоено. Согласно идеям русских религиозных философов (Хомяков, 1982, Франк, 2000, Зеньковский, 1996 и др.) человек богочеловечен, обращен к бесконечности, к вечности. Субъектность и есть то в человеке, что позволяет ему обнаружить вечное и реализовать, «опрокинуть» бесконечное в «дольнее». Субъект в поступке осуществляет бытие социокультурных (духовных) оснований человеческой жизни, проявляет родовую сущность человека (бесконечное) в конечной человеческой жизни (соединяет конечное с бесконечным). Содержание субъектности представляет собой взаимную ответчивость человека и мира, диалогическую встречу человека и мира. Субъектность явлена в деянии, наиболее полным и подлинным выражением которого является поступок как момент диалогического взаимопроникновения, согласия человека с миром и с самим собой. На разных этапах человеческой жизни в качестве средства и меры развития субъектности выступают социокультурные образцы как выражениеродовой сущности человека, представленные разными формами (текстами), соответствующими возрасту и содержанию социокультурного развития. Развитие субъектности осуществляется через ее проявление и реализацию в процессе человеческой жизни. Для каждого типа культуры существует свой базовый социокультурный образец, в котором особым образом представлена родовая сущность человека. В европейской культуре таким образцом является человек духовный, выраженный в христианстве. Рождение субъектности осуществляется в процессе социокультурного развития. Условием развития субъектности является становление человека в формах соответствующей возрасту субкультуры (деятельности, общения, ценностей и картины мира, включая способы и средства ее представления, мышления). Средства развития субъектности специфичны для каждого возраста. Для того, чтобы выполнять эту функцию, быть средствами развития субъектности, они должны включать в себя все содержание и все структурные уровни социокультурного развития; они должны быть личностно значимыми для конкретного человека и переживаемы им (входить в структуру переживания), эти средства должны быть одновременно развернуты и в человека, и в социокультурные основания. Такими средствами являются на наш взгляд тексты, поскольку согласно М.М. Бахтину: «Дух (и свой и чужой) не может быть дан как вещь…, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для себя и для других» (Бахтин, 1979, с. 284). Текст (могущий существовать в любых формах, как любое высказывание) при этом выступает как особый голос, в котором есть нечто, «имеющее отношение к ценностям» (Там же, с. 299). Переход от одного возраста к другому связан со сменой субкультур: младенческой, раннего возраста, дошкольной, младшего школьного возраста, подростковой, юношеской. Результатом такого развития становится вхождение человека во взрослую субкультуру, превращение юноши во взрослого человека, обретение им взрослой субкультуры: смыслов, ценностей, целей, задач, деятельностей, характера общения, менталитета. Однако внутри каждой субкультуры представлены разные уровни социокультурного развития. Юноша, взрослый, дошкольник, находящиеся на низком уровне социокультурного развития, не становятся от этого не юношами, или не дошкольниками, или не взрослыми. Они являются взрослыми, дошкольниками или юношами, но не имеющими развитой субъектности, а, следовательно, не обладающими ярко выраженной, сформированной индивидуальности, характеризующейся подлинностью и глубиной. Эта подлинность и глубина появляется на социокультурном уровне развития, т.е. тогда, когда имеется возможность появления и субъектности. Субъектность предполагает возможность и способность выбора социокультурного пути развития, а, следовательно, наличие некоторой определенности «Я», сопровождающейся некоторым уровнем и способом рефлексии и ответчивости социокультурным основаниям человеческой жизни, представленным в тексте, как средстве развития субъектности. Выделим специфические характеристики субкультуры для каждого возрастного этапа и возрастные особенности становления субъектности в рамках соответствующей субкультуры. Средством развития младенца является колыбельная, произносимая близким взрослым, формой организации развития (деятельностью) является сосредоточение, формой общения - отношения близости со взрослым (коммунитас в форме любви). Субъектность существует как ответчивость на любовь и заботу со стороны взрослого и востребование ребенком любви и заботы от взрослого. Рефлексия носит неосознанный характер и направлена на открытие себя как человека, своего тела как социокультурного явления. На этом этапе происходит выбор человеческого, социокультурного пути развития. В качестве поступка здесь выступают различные действия, поведение, направленные на преодоление биологических и соматических ограничений, усилие к человеческому способу существования, преодоление физиологического аутизма, проявляющееся в потребности в понимании, по С.Л. Рубинштейну, в улыбке, действиях с игрушками, первых словах, ориентировочно-исследовательской деятельности и т.д. Средством развития ребенка в раннем детстве являются потешки, прибаутки, через которые ребенок вводится в предметный мир, одухотворенный социокультурными (человеческими) смыслами, формой организации развития является предметно-манипулятивная деятельность, в основе общения лежит коммунитас (общение типа близости, не функциональное, человеческое общение по Н.А. Бердяеву) в форме любви и делового сотрудничества со взрослым. Субъектность актуализируется как ответчивость другому, сопереживание другому (близкому взрослому, игрушке, растению, животному и т.д.). Рефлексия направлена на выделение себя как особой индивидуальности, отличной от других людей, независимой от предметного мира (хозяин вещей). Выраженность сопереживания предполагает относительно высокий уровень сформированности «Я» (автономность) и актуализацию поступка в форме различных способов проявления этого сопереживания (поделиться игрушкой со сверстником, отпустить «жучка к маме», пожалеть бабушку и т.д.). Средством развития субъектности ребенка в дошкольном возрасте является сказка, формой организации развития является сюжетно-ролевая игра, формой общения – коммунитас в форме любви и сотрудничества со сверстниками по поводу игры, со взрослыми по отношению к познанию мира. Субъектность выражена в ответчивости базовым абсолютным ценностям, метафорически обозначенным в сказке, и рефлексии, связанной с выделением себя как субъекта социокультурного выбора и поступания. Поступок существует как непосредственное социокультурное деяние, осуществляемое в процессе игры и драматизации сказки. Задача, смысл всего периода раннего развития (от новорожденности до начала школьного обучения) обретение, открытие своей субъектности, обнаружение в себе и другом человека в контексте социокультурных горизонтов человеческой жизни. Средством развития ребенка в младшем школьном возрасте является ритуал, обряд, социальная норма, выраженная, оформленная в речи и представленная в соответствующих литературных, учебных текстах, поступках взрослых и т.д.; формой организации развития (условием развития) является творчески продуктивная деятельность (в том числе учебная), формой общения - коммунитас как сотрудничество и дружелюбные отношения (еще не дружба как таковая) со взрослыми и сверстниками в процессе освоения социального мира. Субъектность реализуется как ответчивость такой ценности, как справедливость, правильность или неправильность поведения, которое соизмеряется с требованиями и нормами, приобретающими социокультурный смысл. Ребенок пытается проводить нормы в жизнь, апробировать нормы жизнью (появление трансградиентности по отношению к самому себе, диалогическое согласие с образом социального человека, освоение норм, характерное для формализованности образа я). Задача этого возраста в контексте соответствующей субкультуры – освоение образа мышления и действия социального человека, однако, не утрачивая при этом потенциала социокультурного развития. Этот потенциал содержится, на наш взгляд, в рефлексии ценности справедливости, понимании оснований справедливости. (Здесь следует заметить, что далеко не все оказываются способными подняться выше ценности справедливости, как особого социокультурного образца). Содержанием социокультурного развития в подростковом возрасте является рефлексия образцов социального поведения, критическое осознание норм (освобождение от авторитетов, кумиров), осуществляемое на основе текстов, в которых представлен образ жизни сверстников в мире взрослых, а также собственно поступков сверстников и взрослых. Формой организации развития субъектности подростка является исследовательская деятельность, в которой осуществляется не только осознание отношений предметного мира и способов его познания, но также социальных и социокультурных отношений. Об этом свидетельствует, фиксируемое многими исследователями подросткового возраста, их стремление к самостоятельности, апробации различных социальных ролей, взрослых вариантов поведения, увлечения техническим творчеством, пробы себя в различных видах деятельности, интерес к экспериментированию в учебной деятельности и т.д. Формой общения является коммунитас как дружба со сверстниками. Субъектность существует как ответчивость к разрыву, расхождению между социальными и социокультурными ценностями, ценностями детской и взрослой субкультур. А.Г Лидерс (2001) использует весьма удачную метафору для определения сущностной специфики этого возраста - подросток в отличие от младшего школьника уже «соизмерим» со взрослым в интеллектуальной, личностной сферах, сфере самосознания и соматических характеристиках. Смысл данного возрастного периода и состоит в том, чтобы осуществить «поворот» в своем развитии, сделать выбор в сторону взрослой субкультуры. Поэтому поступок (проступок) выступает как выбор поведения, противостоящего социальной, обыденной нормативности. Поступок становится опосредованным деянием, актуализированным осознанным (но не развитым, незрелым) диалогом с авторитетом, с социальной нормативностью и ценностными основаниями. В юношеском возрасте этот выбор взрослой субкультуры уже должен быть сделан. Произошло «прощание с детством». Необходимо осуществлять самоопределение уже мире взрослых. Средством социокультурного развития здесь является текст с точки зрения его смысла, того в нем, «что имеет отношение к истине, правде, добру» (Бахтин, 1979, с. 283), появляется рефлексия – трансцендирование, совершаемая из оснований вечности, абсолютных, объективных ценностей; особой формой деятельности становится созерцание; приобретает значимость такая форма общения как любовь, дружба со сверстниками и взрослыми. Субъектность проявляется как вненаходимость (открытие в диалоге «третьего» автора – «высшего нададресата», осуществляющего «абсолютно справедливое ответное понимание» (Бахтин, 1979, с. 305), становится особенно выраженной ответчивость социокультурному самоопределению. Появление вненаходимости создает предпосылки к актуализации субъектности в поступке как собственном авторском тексте. Безусловно, что становление субъектности не завершается в юношеском возрасте, однако ее дальнейшее развитие осуществляется через формы построения своей жизни, выбор жизненного пути, поступков в различных условиях и обстоятельствах своей жизни и ее истории. Рассмотрим эти положения более подробно в отношении социокультурного развития дошкольников. - Прежде всего, необходимо создать условия, при которых ребенок с первых лет жизни обнаруживает себя в пространстве ценностей (не только в социальном пространстве, но и пространстве культуры и духа). Для ребенка-дошкольника наиболее адекватный способ представления ценностей - это сказки, где в формах мифологического мышления, свойственного дошкольнику, обозначены смыслы, ценности, тайна человеческой жизни. Несомненно, что уже в дошкольном детстве ребенок должен быть введен в систему базовых человеческих ценностей, обозначенных в духовных книгах, (например, в Библии, в Евангелии для детей, относящихся к христианскому типу культуры). Горизонт ценностей и смыслов открывается также ребенку через ритуалы обыденной и духовной жизни (например, праздники), которые обязательно должны быть введены в систему организации образования дошкольников. Это создает условия, при которых у ребенка появляются предпосылки для становления адекватного культуре "я-идеального", а вместе с тем, появляются предпосылки развития рефлексии как способности давать себе отчет в своих действиях, соизмерять свою жизнь с Истиной и Правдой. Важным условием позитивного социокультурного развития ребенка является зримая представленность ему его места в культуре, места в цепи поколений; при этом понятно, что история народа явлена ребенку, прежде всего, в истории его семьи, истории своих "корней", своего рода. В этом случае система ценностей (образ человека), осваиваемая ребенком, соответствует специфике родной культуры и, в то же время, ребенок имеет возможность знакомиться с образцами иных типов культур (тем самым ребенок получает возможность понять, почувствовать, что ценности имеют всеобщий характер). Ребенок также должен обрести чувство собственной ценности, значимости, уместности, "духовное достоинство". Это означает, что отношения между взрослыми и детьми, между детьми должны быть выстроены так, чтобы это духовное достоинство, а также место ребенка в социуме, в группе было признано и обозначено (посредством доверия, уважения, любви и т.д.) характером и типом коммуникаций в группе. - Социокультурное развитие необходимо строить исходя из понимания специфики детской субкультуры, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника, и средством развития которой является сказка как базовое средство детского (мифологического) мышления и становления детской картины мира. - Развитие ребенка, в том числе и социокультурное, необходимо строить, опираясь на идею А.В Запорожца об амплификации (обогащении), а не его ускорении: важно создать условия, при которых ребенок сможет максимально актуализировать тот потенциал, который представлен спецификой возраста. - Развитие ребенка может полноценно осуществляться только в условиях близкого, интимного неформального общения со взрослым, предполагающим уважение к личности ребенка и его правам, учет его индивидуальных особенностей; создание атмосферы заботы и любви, как факторов обуславливающих развитие чувства защищенности, уверенности в своих силах и свободы самореализации; восприятия ребенка как субъекта деятельности и общения, предполагающее признание права ребенка на принятие решений и ответственность за них в пределах его компетентности, право на собственное мнение и выбор. - Социокультурное развитие носит комплексный характер, т.е. оно реализуется во всех формах деятельности дошкольника (не только на играх - занятиях по социокультурному развитию, но представлено в самой организации жизни ребенка и является связующим «системообразующим» фактором при продумывании сценариев всех прочих занятий) Переходя к анализу социально-психологических факторов девиантного поведения, отметим, что, зачастую, отечественные практические психологи, следуя идеологическим установкам советского периода, искали и продолжают искать причины отклонений в поведении и характере, главным образом, в неправильном семейном воспитании. Такая установка исходила из положения, что в самом устройстве социалистического общества не может быть оснований для формирования негативных особенностей личности. В то же время, очевидно, что появление отклоняющегося поведения и негативных черт характера связано с системным взаимодействием самых разных факторов, причем в каждом конкретном случае на первый план могут выходить определенные причины, тогда как другие выступают в качестве катализатора развития девиантности. Соответственно, психологическая работа с детьми, имеющими проблемы в поведении, также должна носить системный характер и учитывать разные варианты взаимодействия условий и обстоятельств их развития. Наш опыт работы в дошкольных учреждениях и школах свидетельствует, что нередко не семья, а, например, школьные отношения (недостаточная психологическая квалификация педагога, неумение учитывать возрастные и индивидуальные особенности детской психики, элементарное отсутствие педагогической этики) актуализируют нарушения поведения детей и подростков, фактически провоцируют девиантность, обусловливают поиск ими референтной группы вне школы, которая вовсе не всегда бывает социально приемлемой с точки зрения бытующих в ней ценностей и мотивов поведения.Среди психологических факторов становления девиантности, помимо условий семейного воспитания, негативных отношений между членами семьи и неконструктивных детско-родительских отношений, болезненно переживаемых человеком, обыкновенно выделяются: - Возрастные особенности: в периоды возрастных кризисов, особенно подросткового, чаще и легче актуализируется поведение, которое в последующем может закрепиться как девиантное; - Низкий уровень интеллектуального развития и задержка психического развития в целом вне зависимости от ее генеза – психофизиологические последствия родовой травмы, наследственность, педагогическая запущенность и пр. Например, известно, что у детей с ЗПР чаще фиксируются отклонения в поведении, причем, важное значение здесь имеет не только состояние познавательной сферы, но и эмоционально-волевой; задержка в эмоционально-волевой сфере может оказывать неблагоприятное влияние на поведение даже при высокой интеллектуальной сохранности детей и подростков; - Наличие психической травматизации в ранний период жизни, в подростковом, юношеском и других возрастах. (К психическим травмам относят негативные последствия неблагоприятных факторов среды, значимых для человека событий, длительных или острых эмоциональных переживаний, проявляющиеся в специфических состояниях, называемых обычно посттравматическими. В качестве события, инициирующего посттравматическое состояние, может стать болезнь или смерть близких людей, предательство, несправедливость, обман, конфликты, психологическое насилие в семье или в школе, сексуальное насилие, террористические акты, техногенные катастрофы, природные катаклизмы. Психотравма может иметь шоковый характер, быть острой, кратковременной или хронической, связанной с длительным воздействием неблагоприятных ситуаций. Причем неблагоприятные события или условия жизни могут по-разному сказываться на состояниях человека в зависимости от его индивидуальных особенностей – сензитивности, самооценки, психической уравновешенности или неуравновешенности. Конечно, исход психотравмы определяется также наличием или отсутствием психологической поддержки и квалифицированной помощи); - Затянувшаяся адаптация в детском саду, школе может развиться в дезадаптивное поведение, которое становится предпосылкой возникновения девиаций; - Индивидуальные особенности психики (например, высокая эмоциональная чувствительность сопровождается переживанием беспокойства по поводу общения, результатов деятельности, неуверенностью в ситуациях взаимодействия с другими людьми, раздражительностью, что может обусловить трудности в самореализации и различные формы делинквентности; высокая одаренность при наличии препятствий для ее реализации со стороны учителей или родителей может обусловить протестное поведение; эпилептоидные черты характера могут при определенных обстоятельствах проявляться как озлобленность и дисфоричность и т.д.); - Переживание ребенком своей «нестандартности» в соматическом ли отношении или в плане наличия каких-либо психофизиологических, социально-психологических особенностей (заикание, хромота, рыжий цвет волос, несоответствие родителей материальным или статусным стандартам, культивируемым в группе, и т.д.). Остановимся несколько подробнее на некоторых конкретных причинах, могущих актуализировать девиантное поведение. Весьма важным и, как правило, слабо учитываемым в работе с проблемными детьми обстоятельством, как показывают наблюдения, является так называемая стигматизация, которая проявляется в «наклеивании ярлыков», «клейма»: «хулиган», «недалекий», «трус», «клоун» и т.д., что обусловливает формирование соответствующей репутации и вынуждает человека соответствовать навязываемой ему социальной роли. Причем такая стигматизация наблюдается и в семье (иногда ее обозначают как родительское программирование), и в школе, в группе сверстников, в кругу родственников, соседей и т.д. Теория стигматизации приобрела популярность в шестидесятых годах прошлого века. Ее основоположником является ученый Колумбийского университета Ф. Танненбаум, а его последователи Э. Лемерт и Г. Беккер (американские криминологи) считали, что при постоянной негативной оценке подростка он может утратить положительные начала своей личности. И хотя отрицательные оценки необходимы, поскольку они могут выполнять функцию удерживания от антисоциальных поступков, однако при чрезмерном их применении, «чрезмерной драматизации зла», они могут инициировать криминализацию личности и отчуждение от общества. Э. Лемерт выделил несколько этапов криминализации личности: а) нарушение человеком правил поведения: 6) реакция окружающих людей в форме отрицательной оценки; в) вторичное правонарушение, вызванное чувством обиды и враждебным отношением к окружению; г) осуждение, влекущее стигматизацию; д) укрепление лица на преступном пути, восприятие роли преступника. Такое понимание динамики развития преступного поведения предполагает изменение практики работы с преступностью, включающее отказ, по-возможности, от тюремного заключения в случае, если человек не представляет опасности для общества; само же пребывание в тюрьме должно быть организовано так, чтобы оно не сопровождалось полным отчуждением человека от общества (заключенные участвуют в общественной жизни, получают образование, они могут быть отпущены домой на выходные, организуются выставки творческих работ заключенных и пр.) (по: Клейберг, 2003, с. 13). Девиантное поведение может быть актуализировано потребностью подростка быть принятым в группу. В ситуации переживания одиночества подросток, юноша, ради того, чтобы обрести референтное общение, может принять и демонстрировать в поведении ожидаемые от него социальные и культурные нормы, бытующие в соответствующей девиантной группе. Причем, окружающие и близкие люди могут сами провоцировать такой путь развития ребенка. Переживание одиночества усиливается при отсутствии теплых любовных отношений в семье, разводе родителей, отвержении (бойкоте) ребенка при каких-либо его проступках и пр. Наблюдения показывают, что подтолкнуть подростка к участию в девиантной группе может также одиночество в школе, отверженность его сверстниками в силу самых разных объективных и субъективных причин: от наличия телесных недостатков или «бедности», до черт характера, не понимаемых или не принимаемых сверстниками, или дурной репутации, созданной действиями учителя или самого ребенка. В этом случае именно педагог (классный руководитель, психолог и др.) обязан понять проблему, найти способ повлиять на ситуацию, разработать психокоррекционную программу и психологически безопасный вариант помощи детям. Мы не случайно рассматриваем здесь переживание одиночества как одно из конкретных обстоятельств, могущих актуализировать девиантность. Наши исследования (Большунова, 2005) показывают, что страх одиночества, утраты близких людей наиболее часто встречается среди отечественных респондентов, в том числе в юношеском возрасте. Вероятно, для российской выборки, одиночество является особым, значимым страданием, способным провоцировать рождение девиантных форм взаимодействия с миром. Еще один интересный для организации превентивной работы факт обнаружен нашей аспиранткой Ю. В. Лебедевой (2010). Согласно ее данным девиантность чаще наблюдается у детей и подростков с низким уровнем эмоциональной отзывчивости. Соответственно, важное значение приобретает специальная работа, направленная на ее развитие. Причем, наиболее эффективной она является в период дошкольного возраста, сензитивный к развитию социальных эмоций (Запорожец, Неверович и др., 1986). Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном детстве выступает, согласно данным Ю.В. Лебедевой, как достаточно успешная профилактика появления девиантного поведения в последующем. Нам близка также позиция Л.Б. Шнейдер (2005), которая считает, что девинтное поведение является результатом «неуспешного личностно-сценарного построения жизнедеятельности, рассматриваемого в контексте времени, основанного на социопатической системе убеждений» (2005, с. 5). Поэтому работа с девиантными подростками и профилактика нарушений в поведении должна основываться на развитии ценностно-смысловой сферы личности посредством решения личностно значимых задач, развития ценностного отношения к времени жизни, овладения соответствующими уровнями самоорганизации. Таким образом, девиантное поведение и девиантные черты характера нельзя объяснять отдельными, частными причинами биологического социального или психологического порядка, девиантность является результатом трагического для человека и общества стечения обстоятельств, при котором именно данный человек при данных индивидуальных его особенностях не смог найти конструктивного выхода, и рядом с ним не нашлось тех, кто смог бы дать ему поддержку и помощь. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |