|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ XIX-XXI ВЕКОВПомимо школ с односторонней философской ориентацией, в мировой духовной культуре всегда существовало стремление к интеграции знаний и ценностей, универсальной картине мира. Для этих школ характерно стремление тесно связать философию с наукой, искусством, всей духовной и материальной жизнью людей. Попытку увязать принципы религии с современной философией и наукой сделала западная религиозно-философская мысль. Типичное направление такого рода – НЕОСХОЛАСТИКА. Приоритет в рамках любых ее школ принадлежит вере. Неосхоластическое движение открыли две папские энциклики (1879 и 1907). В 1950 г. папа указал, что не следует принимать схоластическую философию как археологический памятник. Важно видеть в ней неумирающее живое наследие христианской эпохи. Одной из наиболее мощных ветвей неосхоластики является НЕОТОМИЗМ. Традиция, на которую опирается неотомизм, насчитывает семь столетий и восходит к учению средневекового схоласта Фомы Аквинского (1225-74). В 1879 г. духовное наследие Ф. Аквинского объявлено официальной философской доктриной католической церкви. Разумеется, его учение под натиском новых реалий подвергается модернизации. Наиболее колоритными фигурами среди неотомистов являются Жак Маритен (1882-1973) и Этьен Жильсон (1884-1978). Неотомисты пытаются преодолеть «крайности» материализма и идеализма. Свою философию они называют «реализмом». В качестве первоосновы сущего принимается духовная субстанция, именуемая Богом. Центральный принцип неотомизма - положение о гармонии веры и разума. Источник веры сам Бог. Источник рационального познания – человек. Ему многое доступно. Он способен постигать свойства природных явлений и проникать в содержание относительных истин. Однако добытые рациональным путем знания требуют постоянного контроля со стороны веры. И вера, и разум направлены на познание безусловного духовного Абсолюта, т. е. Бога. Характерная черта сотворенного мира иерархическая упорядоченность. При этом структура мироздания описывается в оценочных категориях. Разные слои бытия — первоматерия, неорганическая природа, растительный, животный и человеческий миры, наконец, царство чистых духов — ангелов — обладают различной ценностью. Начиная с первоматерии, ценность каждого последующего слоя бытия нарастает. Высшая ценность — Бог как подлинное воплощение абсолютного блага. Главный смысл существования личности – стремление к высшему благу. Неотомизм – бесспорный лидер религиозной философии. Впрочем, существенной модернизации подверглась религиозная западная философия в целом. Она проявляет повышенное внимание динамичной, активной стороне человеческого личностного бытия. Это не характерно для предшествующих этапов развития религиозно-философской мысли. Как именуют свою философию неотомисты? Неотомисты именуют свою философию «реализмом».
Каков стержневой принцип неосхоластической и неотомистской философии? Стержневой принцип неосхоластической и неотомистской философии заключается в положении о гармонии веры и разума.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |