|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учение о бытии (реальности)
1. Проблема субстанциальности бытия Большинство философских учений в качестве исходного понятия используют понятия бытия, реальности или существования. Достаточно традиционным является построение картины мира, исходящей из единой реальности. Человек издавна пришел к выводу: предметы природы, а также мысли, идеи "есть”, наличествуют, имеются в рамках единого мира, единой реальности. Иными словами, существование всего, что есть, было и будет – предпосылка единства мира. \?!\ Р еальность (бытие) следует определить как все существующее вокруг нас, как неделимую целостность, лежащую в основе всей вселенной, материи и сознания. Концепции реальности бывают монистическими, дуалистическими и плюралистическими. Монизм признает в качестве абсолютной лишь одну субстанцию– материальную или духовную. [Субстанция от лат. – сущность, то, что лежит в основе] Монистическими концепциями выступают последовательный материализм и идеализм. Дуалистические концепции исходят из двух равноценных начал. Плюралистические концепции признают множество более или менее равноценных основ бытия. Так, у К.Поппера три начала.
В современных материалистических учениях (неомарксизм и др.) первосубстанцией признается движущаяся материя. Это означает, что материя и движение абсолютны, т. е. несотворимы и неуничтожимы. Тогда как психика и сознание вторичны и относительны; они не могут существовать самостоятельно, вне и помимо своей материальной основы. При этом реальны как материя, так и сознание. В идеалистических учениях первосубстанцией выступает некоторое духовное начало, а все материальное вторично и несамостоятельно. Такова Абсолютная идея Гегеля в системе объективного идеализма, таково сознание субъекта (в субъективном идеализме). В основе материалистического монизма лежит категория материи. В основе идеалистического монизма лежит категория сознания (духовного). Итак, в основе материалистических и идеалистических учений лежат категории материи и сознания. Что же такое материя и сознание? Развитие науки позволило понимать материю как вещество. Оно обладает инерцией, непроницаемостью и неделимостью (такова механистическая концепция материи). Открытия в физике на рубеже XIX-XX вв. показали ограниченность такого понимания. Был сделан вывод о том, что материя существует не только в виде вещества, но и в виде поля. В связи с этим философское понятие материи у совершенствовали. Её стали определять как объективную реальность, данную нам в ощущении. Понятие реальности шире категории материи. Материя – это не вся реальность в целом, а ее объективная сторона. Термин «объективная» означает существование вне и независимо от сознания субъекта, т.е. человека и человечества. К объективной реальности относятся все окружающие нас материальные объекты: галактики и их скопления, звезды и планетные системы, молекулы и атомы, и т. д. Помимо объективной реальности, или материи, существует также реальность субъективная, т.е. психическая (духовная). Это чувства человека и животного, их ощущения, восприятия, представления и т.д. Атрибутами, или основными свойствами, материи выступают пространство и время. Общий признак, который объединяет материю с пространством и временем – признак объективности. Иными словами, пространство и время существуют вне и независимо от сознания субъекта. Однако не все философские направления с этим согласны. Так, представители субъективного идеализма (Беркли, Кант, Авенариус, Мах и др.) усматривали в пространстве и времени формы организации человеческих восприятий и представлений, т.е. считали пространство и время субъективными. Пространство и время, будучи двумя разными атрибутами материи, обладают специфическими чертами. Пространство выражает протяженность, время – длительность материальных объектов. Что означают эти черты? Протяженность пространства связана с сосуществованием материальных объектов, их расположением относительно друг друга (слева-справа, ниже-выше и т.д.). Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Длительность времени означает порядок следования материальных событий друг за другом, их цикличность и определенную ритмику изменения. Время имеет одно измерение (настоящее) и течет от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему (стрела времени). Субстанциальный подход к пониманию пространства и времени в рамках классической механики связан с представлениями о пространстве как «пустом вместилище для тел» и о времени как «чистой длительности». Согласно этим представлениям, свойства пространства и времени не зависят от свойств движущейся материи. Реляционный подход. В начале XX века сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира. Каким же мир предстает глазами современного ученого? Согласно Теории Относительности пространство и время не являются отдельными и самостоятельными сущностями. Они тесно переплетаются. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Свойства пространства и времени зависят от особенностей движущейся материи, в частности от массы тел: возле гигантских космических тел пространство искривляется, а время замедляется. Другие современные теории установили факт необратимости времени. Преемственность ТО с механистической картиной мира заключается в признании объективного характера материи, пространства и времени.
Литература Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов, 1998 и 1999. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. Канке В.А. Философия. Уч. 3-е изд. М., 2000 и посл. изд. Философия. Уч. Пособие / Под ред В.Н.Лавриненко. М., 1996 и сл. изд.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |