|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диалектика как философское учение о движении (развитии)Бытие представляет собой неразрывное единство материи и движения, или движущуюся материю. Следовательно, материя неразрывно связана с движением. Движение есть процесс универсального изменения, саморазвития объективного материального мира. В движении всегда существуют элементы покоя, т.е. устойчивости, равновесия. При этом движение материальной первосубстанции абсолютно, а её покой относителен. Виды движения. Движение предполагает (1) развитие. Критерием развития служит усложнение уровня организации движущихся материальных систем. Это выражается в появлении более организованных форм материального движения. Противоположностью развития выступают деструктивные изменения. Это второй вид движения. Он сопровождается понижением уровня организации материи, ее упрощением. Возможен также третий вид движения – круговорот. Философской теорией движения, развития служит диалектика. В истории философии принято выделять следующие исторические формы диалектики: 1. Стихийная, наивная диалектика древнего мира и античности (яркий представитель – Гераклит). 2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX века (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). 3. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс, Ленин и др.). Классификацию основных форм движущейся материи дал Энгельс. Он выделил пять основных форм движения. Им отвечают основные разделы всего естествознания. 1. Наиболее простой из основных форм движения материи является механическое движение. (Его часто называют пространственным перемещением макро- и микрообъектов.) Оно бывает равномерным, ускоренным, прямолинейным, вращательным, колебательным, может совершаться по определенным траекториям и без траекторий. Механическое движение в XIX в. понималось, главным образом, как перемещение макроскопических тел в пространстве. Ныне установлено, что пространственные перемещения свойственны всем материальным образованиям - от простейших частиц до живого организма. 2. Физическая форма движения материи включает: движение элементарных частиц, внутриядерную, внутриатомную, электромагнитную, гравитационную формы. 3. Химическая форма движения становится одной из ведущих на «атомном» уровне материи, но не распространяется на весь атомный уровень, не проникает внутрь атома, ее «сфера действия» находится лишь в верхних пределах данного уровня и переходит в следующий. Физические процессы продолжают существовать здесь в роли «подчиненных», «неглавных». 4. Б иологическая форма движения материи. 5. На «вершине» форм движения материи располагаются общественные процессы. Носителем общественной формы движения материи является человеческая (или другая пока неизвестная нам) общность.
Все формы и уровни движущейся материи взаимосвязаны и неразрывны. Основой их взаимной связи является материальное единство мира. Одна форма движущейся материи при соответствующих условиях способна превращаться в другую. Все формы движения включают в себя многие низшие формы, на базе которых они возникли. Например, человеческий организм функционирует на основе взаимодействия физико-химических и биологических форм движения. Одновременно человек выступает субъектом, или носителем, общественной формы движения материи. Итак, высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде предшествующие им низшие формы. Окружающий нас мир, при всём своём многообразии, един. Единство мира проявляется в общности законов движения, сходстве материальных систем, однородности физико-химического состава тел. Философское понятие материи охватывает собой все объективно существующие предметы и явления, в том числе те, которые еще неизвестны человеку, но могут быть открыты в ходе познания мира. Его не способны поколебать никакие дальнейшие открытия в естествознании. В любом случае остается незыблемым положение о материи как объективной реальности (первосубстанции). Таким образом, необходимо отличать философскую и естественнонаучную картины мира. Естественнонаучная КМ в большей степени связана с уровнем, достигнутым наукой и практикой в данный момент. Философское учение о материи нельзя сводить к сумме знаний о ее многочисленных свойствах, нельзя смешивать с учением о физическом или химическом строении материи. Синергетика показала, что существуют одни и те же принципы самоорганизации различных по своей природе систем, от электронов до людей. В неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и хаоса, а к "самопроизвольному" возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. Синергетика изучает когерентное, согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Они подвержены лишь малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям, находятся в состоянии нестабильности, т.е. - в неравновесном состоянии. Синергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен. Однако применение синергетики в исследовании социальных процессов ограничено.
Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов, 1998 и 1999. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. Канке В.А. Философия. Уч. 3-е изд. М., 2000. Философия. Уч. Пособие / Под ред В.Н.Лавриненко. М., 1996 и сл. изд.
Как определяют понятие бытия (реальности)? Бытие или реальность – это все существующее вокруг нас. Как типологизируют концепции бытия (реальности)? Различают монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия (реальности).
В чем разница между монизмом материалистическим и идеалистическим? В материалистических концепциях пкервосубстанцией признается движущаяся материя. В идеализме в качестве первосубстанции выступает какое-либо духовное начало: Абсолютная идея (объективный идеализм), сознание человека (субъективный идеализм).
Как в материализме определяется категория материи? Материя – объективная реальность. Что означает термин «объективная»? Термин «объективная» означает существование вне и независимо от сознания человека. Субъективные (психические) процессы не могут существовать абсолютно независимо от их материальной основы.
Что принято относить к атрибутам материи? К атрибутам материи принято относить пространство и время.
Что представляют собой пространство и время, и сколько измерений они имеют? Пространство выражает протяженность, а время длительность материальных объектов. Пространство трехмерно, время имеет одно измерение и течет от прошлого к будущему (стрела времени).
В чем выражается единство мира? Единство мира выражается в общности законов движения, сходстве и функциях материальных систем, однородности физико-химического состава тел. Что представляют и как взаимосвязаны между собой движение и покой? Движение – это процесс всеобщего универсального изменения. Покой – это элементы устойчивости, равновесия, существующие в общем потоке движения. Движение абсолютно, покой относителен.
Каковы основные формы движения? В группу основных форм движения принято включать пять форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.
Картины мира Картина мира – это совокупность представлений об окружающей человека реальности. Универсальным признаком КМ выступает ее ЦЕЛОСТНОСТЬ. Научная картина мира Огромные достижения науки сделали её глубоко престижной и уважаемой областью знания. Рисуемая наукой картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, вселенной. При этом нередко забывают, что наука постоянно развивается. Cегодняшняя картина мира не равна вчерашней. Между тем мы живем научной картиной прошлых лет, а сама наука уже ушла далеко вперед. Общенаучную КМ разделяют на естественнонаучную, социально-гуманитарную и техническую. В свою очередь, естественнонаучная КМ может быть физической, астрономической, биологической и т.д. В общенаучной КМ определяющей выступает область научного знания, занимающая лидирующее положение на данном этапе развития науки. Исторически первой естественнонаучной КМ была (1) механистическая картина Нового времени. Она напоминала часы. В ней нет места случайности. Человек здесь – ошибка, курьезный случай. Он побочный продукт (эпифеномен) звездной эволюции. Представление о Вселенной как о гигантской заводной игрушке преобладало в XVII-XVIII веках. Но XIX век пришел к парадоксальному выводу: «Если бы мир был гигантской машиной, - провозгласила термодинамика, - то такая машина неизбежно должна была бы остановиться, так как запас полезной энергии рано или поздно был исчерпан». В XX веке произошла коренная смена естественнонаучной картины мира. Вплоть до начала XX века господствовала система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта. Механистическая система Ньютона состоит из атомов – маленьких неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанных таинственным законом тяготения. Она организована в трехмерное пространство эвклидовой геометрии. Это пространство абсолютно, постоянно и всегда находится в покое. Также и время абсолютно, автономно и независимо от материального мира. Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого через настоящее в будущее. В целом Вселенная - это огромный полностью детерминированный часовой механизм. С механистическойточки зрения появление жизни и сознания – не только загадка, но и явление достаточно странное, абсурдное. Оно противоречит второму началу термодинамики, согласно которому всякая сложная система неуклонно стремится стать простой, но не наоборот. В начале XX века сделан целый ряд открытий, они в корне изменили картину мира. (Радиоактивность, электрон и др.) Революционный переворот в физической картине мира совершил А.Эйнштейн, содавший теорию относительности. Всё это привело к формированию (2) квантово-релятивистской КМ. Ныне всё большее подтверждение получает гипотеза о том, что, наряду с видимой нам материей, существует невидимое вещество. Оно необычно, так как не излучает свет, следовательно темное. В суммарной массе Вселенной оно составляет примерно 25 %. Это открытие радикально изменило фундаментальные представления науки. Значительная часть вещества во Вселенной, «темная» материя и «темная» энергия сконцентрированы в «пожирателях звезд» - черных дырах. Это гравитационная бездна, откуда нет выхода. Буквально в последние годы открыто более 2,5 млн. черных дыр. Выдвинута также гипотеза о существовании так называемых «кротовых нор». В неё можно войти и выйти наружу в другой точке Вселенной или даже в другой Вселенной. Таким образом, во Вселенной есть разные пути между точками – можно двигаться миллионы световых лет, а можно пройти через пространственный тоннель. Современное развитие науки ведёт к формированию (3) новой общенаучной КМ – теории глобального эволюционизма. Религиозная картина мира Все религии считают, что наша эмпирическая действительность носит производный, вторичный характер. Она – результат другой, настоящей, истинной реальности – Бога. Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы. Эти силы могучи, таинственны, чудодейственны. Их власть над земным бытием огромна. Религиозное сознание невозможно без культа: обрядов, ритуалов, богослужений, молитв и необходимых для этого храмов, утвари и т.д. Культ призван соединить верующего со сверхъестественным высшим миром, позволяет ему быть услышанным всемогущими божественными силами. В центре любой религиозной картины мира – образ Бога или Богов. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, но в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. В политеистических представлениях главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевс не создает земного мира и Космоса, не создает их и Будда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме – огромное множество. В отличие от Зевса, подчиненного слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному усмотрению. Каково место человека в религиозных картинах мира? Буддизм определяет человеку весьма печальную судьбу. Человек принадлежит к низшим ступеням мира, он подчинен закону кармы – причин и следствий. Тело умирает, но причины, созданные поведением человека при жизни, определяют, где и кем ему снова родиться. Душа возвращается в мир и пожинает плоды своего прошлого поведения, хотя и не помнит, чем провинилась прежде. Земная жизнь – это сплошное страдание: болезни, утраты, разочарования, смерть. Поэтому, высшая цель для человека – прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурную бесконечность. Человек желает стать Буддой, т.е. просветленным, отказаться от желаний и перейти в состояние нирваны – вечного блаженного покоя. Потеря личности, индивидуальности – важнейшая цель человека. От индивидуальности – все зло. Христианство, как никакая другая религия, рассматривает бытие человека в качестве трагического и разорванного. Человек создан по образу и подобию божьему, он может быть поистине «сыном божьим», но грех Адама и Евы выбросил человечество из райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенства и смерти. Человек грешен, даже новорожденный младенец. Всех людей ждет впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Воскрешенные Господом в теле (а душа и тело для христианства едины), одни обретут вечное блаженство, другие – вечные муки. Тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства, молиться Христу, не поддаваться искушениям плоти и гордыни. На Западе Бог выбирает людей, давая им Откровение через пророков и святых. На востоке люди сами выбирают богов или Бога и действуют не по откровению, а на основе собственной интуиции, стремясь к самосовершенствованию. Отсюда разное отношение к религиозным ценностям у людей разных культур. В одних религиях (иудаизм, христианство, ислам) выбор делается человеком, как правило, на всю жизнь. Вероотступничество рассматривается как предательство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Человек должен достаточно жестко (особенно в исламе) следовать традиционным нормам и публично демонстрировать свою принадлежность к данной конфессии. Пренебрежение этим влечет за собой соответствующие социальные санкции. Религии Востока (буддизм, синтоизм и др.) более «мягкие». Они не запрещают человеку поклонение другим богам, если это не противоречит его личным убеждениям
Философская картина мира Даже современная научная картина мира не является вполне единой и единственной. Тем более не было и нет единой философской картины мира. В целом, сложились и существуют несколько разновидностей философской картины мира: материалистическая и идеалистическая, диалектическая и недиалектическая, рационалистическая и иррационалистическая. Классический рационализм подчеркивал такие черты реальности, как ее системность, упорядоченность, симметричность. Напротив, классический иррационализм акцентирует внимание на хаотичности, асимметричности бытия. Сегодня эти картины мира сближаются В области социальной философии продолжается дискуссия между представителями формационной и цивилизационной методологий. В конце XX столетия значительно вырос интерес к нетрадиционным мировоззренческим учениям. Они пытаются соединить в одно целое философское мировоззрение с религиозным, знание и веру, рационализм и иррационализм. Пример тому – теософия, эзотерические учения. ЛИТЕРАТУРА Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. Философия. Уч. Пособие…/ Отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 2001 и сл. Изд. Философия. Уч. Пособие / Под ред В.Н.Лавриненко. М., 1996 и сл. изд.
Какие картины мира чаще всего принято выделять? Базовыми КМ выступают научная, религиозная, философская. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ 1. Сущность, основные свойства и противоречия, структура сознания Сознание (духовное, ментальное) есть идеальный процесс, характеризующий деятельность человека и животного. Следовательно, отличительный признак сознания – идеальность, т.е. нематериальность. Образ огня не жжет. Тем не менее, различные версии вульгарного материализма не оставляют попыток сведения сознания к какому-либо материальному субстрату. В свое время французский философ П. Кабанис выдвинул тезис о том, что «мозг предназначен для мышления, как желудок для пищеварения или печень для выделения желчи из крови». Позднее эту идею подхватил немецкий естествоиспытатель и философ К. Фохт. Он заявил, что «мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится к печени или моча к почкам». До сих пор продолжаются безуспешные поиски особо тонкой материи сознания, неуловимой имеющимися у нас приборами. Сознание неразрывно связано с языком и мышлением. Их не следует ни отождествлять, ни чрезмерно противопоставлять. Единство сознания, языка и мышления обусловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отношению к сознанию и друг к другу известной самостоятельностью. Язык - более устойчивая сторона, мышление - более подвижная сторона сознания. Язык есть средство коммуникации. Язык призван обеспечить взаимопонимание. Язык – это герменевтическое сознание. Язык – это система знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, превращаются, или кодируются, в устные (звуки) или в письменные знаки (слова, чертежи, различную символику). Формы языка многообразны. Они включают в себя естественные (вербальные и невербальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм играет вербальный речевой язык. Мышление – это динамичный, изменчивый способ существования сознания. Мышление нередко ломает устоявшиеся и привычные лексические значения. Мысль не всегда облечена словом, она может предшествовать появлению речи. Единицы мысли и речи не совпадают. Содержание будущего высказывания конструируется раньше формы его выражения в речи. Следовательно, существует несловесная мысль. Сознание внутренне противоречиво. Наибольшие различия складываются между его светлым и темным спектрами. Это различие выступает как противоречие между осознаваемыми и неосознаваемыми сторонами сознания. Сознание имеет свою структуру. К структуре сознания относятся сенсорный, семиотический и семантический его виды. Сенсорное сознание основывается на прямых показаниях чувств человека. Семиотическое сознание - мышление с помощью знаковых систем. Семантическое сознание – это мышление смыслами и фактически высший уровень в структуре сознания.
Самосознание Сознание человека неразрывно связано с его самосознанием. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего» я» от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человекам своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком собственного тела, своих движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Человек также осознает себя через созданную ими материальную и духовную культуру.
Литература Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов, 1999. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. Философия. Уч. Пособие…/ Отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 2001 и сл. изд. Философия. Уч. Пособие / Под ред В.Н.Лавриненко. М., 1996 и сл. изд.
Как определить понятие сознания? Сознание – идеальная (субъективная) сторона бытия (реальности).
Что можно отнести к основным свойствам, сторонам основного противоречия и структуре сознания? Основными свойствами сознания вступают язык и мышление, основным противоречием осознаваемая и неосознаваемая его стороны, структурными компонентами сенсорное, семиотическое и сенсорное сознание.
Что такое самосознание? Самосознание - это осознание человекам своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Теоретические модели общества Важным философским вопросом является представление об основных факторах, детерминирующих общественную жизнь. В XX и XXI веках продолжается развитие натуралистических концепций. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса, солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гумилев), особенностями природно-климатической среды (.Мечников), эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология). В идеалистических моделях развития общества его сущность усматривается в идеях, верованиях, мифах и т.д. Прежде всего это религиозные концепции общества. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм) и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройства общества и государства. Их суть – в божественном предопределении устройства общества. Оно должно обеспечить человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни. Не все философы являются сторонниками монистического подхода к объяснению исторического процесса. Существует плюралистическая (факторная) модель (М. Вебер, Р. Арон). Она рассматривает общество как переплетение различных факторов - экономики, права, морали, религии и др. При этом отрицается наличие единого детерминирующего фактора. Все факторы равнозначны и играют одинаковую роль. Но в конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социального развития. Однако на деле все факторы не могут быть одновременно равноценными в определении развития исторического процесса или конкретной ситуации. Ныне идёт разработка подхода к обществу на основе идей синергетики. (Это наука о самоорганизации сложных систем). Общество рассматривается как открытая, нелинейная система, предполагающая «выбор». Решение проблемы соотношения сознательной деятельности людей и объективной закономерности, субъективного и объективного факторов противоположно фатализму и волюнтаризму. Фатализм изображает необходимость в виде фатума (роковой, неотвратимой силы) и отрицает роль субъективного фактора. Волюнтаризм, напротив, абсолютизирует роль субъективного фактора в истории. Волю человека он превращает в творца действительности и отрицает общественные закономерности, необходимость в обществе. Общественные законы могут быть динамическими и статистическими. В динамических законах историческая необходимость проявляется по преимуществу как неизбежность. Однако в общественных процессах велика роль случайных факторов. Поэтому общественные законы чаще всего имеют статистический характер, это законы массовых явлений и имеют вероятностную природу. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Эти понятия весьма актуальны для современной России. Развитие государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово «гражданин» вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому «град», т. е. город. Гражданин — это житель города, полиса в античной Греции. В античности граждан, занятых делами города-государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, называли «идиотикос», т. е. обывателями. По Гегелю, государство призвано контролировать сферу частных интересов. Это позволяет развиваться гражданскому обществу, а не превратиться в арену «войны всех против всех». В концепции К. Маркса гражданское общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической формации. Исчезновение классовых антагонизмов, по Марксу, должно привести к исчезновению насилия и государства. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство. Как заметил Вл. Соловьев, государство не предназначено для осуществления рая на земле; оно существует, чтобы предупредить ад. Что же можно сейчас представить в качестве современной модели гражданского общества? Прежде всего, авторитет права, господство Закона. Еще в античную эпоху возникает представление о естественных (священных) правах человека, которыми он наделен в силу факта своего рождения. Они рассматриваются как следствие общности природы всех людей или способ реализации единого для всех божественного закона. Между тем право исторически изменчиво и зависит от социальной структуры общества, отношений собственности, морали, общественной психологии, религии, традиций и т. д. Правовое государство — это не только власть и законы, но и общественный договор, т. е. готовность граждан исполнять эти законы и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично несогласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Несогласие с системой права и законами может и должно выражаться в многообразных формах политической жизни общества, в деятельности партий, общественных объединений и т. п. Единственное условие — сохранить правовое государство, без чего невозможно развитие гражданского общества. Действия политических сил должны реализовааться в цивилизованных формах, исключающих насилие, ложь, обман и другие способы манипулирования волей и сознанием людей. В правовом государстве вопрос о соотношении прав человека и государства решается так, как записано в ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Для обеспечения прав и свобод гражданина еще в античном мире выработан принцип демократии, народовластия. Он предусматривает право на участие каждого в управлении государством. Выдающийся афинский политический деятель Перикл так характеризовал демократию: «У нас государственный строй таков, что не подражает чужим порядкам; скорее мы сами служим примером для других… И называется наш строй демократией, ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства. По законам в частных делах все имеют одинаковые права; что же касается уважения, то в общественных делах преимущество дается сообразно с тем, насколько каждый славится в том или ином отношении — не в силу поддержки какой-нибудь партии, а по способностям. Никогда также человек, способный принести пользу государству, не бывает лишен к тому возможности из-за бедности, вследствие ничтожности своего положения...» Демократия — это не просто власть большинства, но и защита прав и свобод меньшинства и, в конечном итоге, каждого человека. Реализация демократического принцип - очень трудная задача, ибо демократические принципы должны войти в «плоть и кровь» человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальноcти. Если в духовной культуре народа не сложилась еще парадигма «свобода в рамках закона», а господствует авторитарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданского общества. Если миллионы граждан не доверяют власти и не считают строгое соблюдение законов нормой жизни, общество обречено на постоянное противоборство, на «хромающее развитие» и политическую нестабильность. Государство принуждает людей к соблюдению законов, карая за их нарушения, но в то же время это не способствует развитию гражданского и правового самосознания как доминирующей системы ценностей. В свою очередь, это может объясняться тем, что еще не сформирована в достаточной степени культурная потребность общества в таких ценностях. В России развитие государства и гражданского общества существенно отличалось от аналогичных процессов на Западе. Там эволюция государства и гражданского общества была двуединым процессом, итогом которого стало формирование личности, защищенной от произвола власти. В нашей стране примат государственности в различных ее формах на долгие годы затормозил развитие гражданского общества и его институтов, сделав человека винтиком oгромной государственной машины. Даже сейчас, на рубеже столетий, при наличии законов, призванных стимулировать процесс создания гражданского общества, очевидно, что преодоление стереотипов сознания, складывавшихся десятилетиями, невозможно изменить на протяжении жизни одного поколения.
Литература Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. Философия. Уч. Пособие…/ Отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 2001 и посл. Изд. Философия. Уч. Пособие / Под ред В.Н.Лавриненко. М., 1996 и сл. изд.
Для каких целей нужно государство? Современное государство призвано обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Какой основной принцип лежит в основе правового государства? Для обеспечения прав и свобод гражданина выработан принцип демократии, народовластия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |