АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория структурации Гидденса

Читайте также:
  1. I,5: ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В САНКХЬЯ-ЙОГЕ
  2. I. Теория прибавочной стоимости.
  3. II. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ
  4. III. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ
  5. IV. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ
  6. XIII. Теория воспроизводства Дестюта де Траси
  7. Альтернативная теория
  8. Альтернативная теория: «АСТ» нужно «Эксмо» для наращивания стоимости»
  9. Б) Теория речевого развития
  10. Базовые элементы теории структурации
  11. Без предварительного установления точного текста не может существовать ни история, ни теория литературы.
  12. Билет 3. Теория конъюнктуры (Маркс, Туган-Барановский, Зомбарт, Кондратьев).

Основные положения изложены в работе 1984 года «Конструирование общества: очерк теории структурации» и развиты в работах 1980-1990-хх годов.

В данной теории ставит задачу преодолеть ограниченность предшествующих социологических парадигм (функционализма и структурализма проповедующих

 

главенство социального объекта и понимающей социологии, основанной на доминировании предмета). Термин структурация (структурирование социальных отношений в пространстве и времени) был введен Гидденсом для обозначения результата взаимодействия существовавшей прежде социальной структуры с деятельностью конкретного индивида.

Согласно теории структурации предмет социальных наук - социальные практики, упорядоченные в пространстве и времени. Социальные действия людей цикличны подобно природным явлениям, поэтому они не создаются социальными акторами, а постоянно воспроизводятся ими, причем теми же способами, посредством которых люди реализуют себя как акторы. В процессе и через собственную деятельность социальные деятели воспроизводят условия, делающие эту деятельность возможной.

Практика имеет характер преемственности и упорядоченности.

Социальные практики не являются неизменными, разнятся в разных странах, и они своеобразны в одной и той же стране в разные периоды ее истории. Но практики «одинаковы» в определенном времени и пространстве и это возможно благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется как «мониторинг (отслеживание) течения социальной жизни».

А индивиды, усваивая в ходе социализации законы и навыки социальной деятельности, обеспечивают повторение социальных практик, что и делает возможным их типизацию и научный анализ.

Ни структура, ни действия не могут существовать независимо друг от друга.

 

Социальные действия создают структуры, и только через них осуществляется и воспроизводство структур, так что последние могут существовать более или менее продолжительное время. (пример язык как структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы язык сохранялся на нем должны писать и говорить индивиды согласно существующим правилам. Но будучи в употреблении, язык меняется, появляются новые слова, исчезают старые. Таким образом, благодаря своим действиям люди могут трансформировать и производить. структуры, то есть социальные практики. Так же и в политической партии (партия как


структура) - члены партии благодаря своим действиям могут и воспроизводить и трансформировать определенные социальные практики, которые в свою очередь детерминируют их поведение).

Структура - образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве, который предполагает соответствующие модели поведения индивидов. (на этом основании социальные институты -партии, государство, семья - рассматриваются как определенные отношения людей и как образцы поведения, существующие какой-то промежуток времени - социальные практики).

Выделяет 2 вида структур: правила ц ресурсы.

Правила - процедуры, которым индивиды могут следовать в социальной жизни, они вторгаются в рутинные социальные практики. Это способность применять обобщенную процедуру в правильном, общественно одобряемом контексте с учетом моральной оценки действий как «справедливых» и «несправедливых». Наиболее важны правила, которые способствуют производству институциализированных практик, характерных для определенного времени и пространства (практики, характерные конкретному социальному институту- партия, семья и тд.)

Ресурсы - возникают в результате человеческой деятельности. Могут проявляться в 2-х видах:

1. В локализованной форме (полезные ископаемые, земля, инструменты производства, товар). Эти ресурсы не существуют сами по себе, становятся ресурсами благодаря человеческой активности.

2. В форме власти (властные ресурсы -нематериальные ресурсы, проявляются в том, что одни индивиды способны доминировать над другими, заставлять их выполнять свои желания и в этом смысле люди становятся ресурсами, которые могут быть использованы другими). Власть на ресурсы может существовать лишь тогда, когда она воспроизводится в процессе человеческой интеракции. Власть не является чем-то, что человек имеет, до тех пор пока он ею не пользуется.

Таким образом, ресурсы - средства (материальные или властные) используемые индивидами для достижения своих целей в процессе взаимодействия. Их значимость, характер поддерживаются и воспроизводятся людьми, но они могут изменяться.

«Ресурсы представляют собой структуральные свойства социальных систем, возникающие и воспроизводимые в процессе человеческой деятельности, в ходе социального взаимодействия....Ресурсы - средства, с помощью которых осуществляется власть как рутинная составляющая поведения в процессе социального воспроизводства. Власть в рамках социальных систем предполагает регулярные отношения автономии и зависимости междуиндивидуальными акторами или коллективами в контексте социального взаимодействия. Однако все формы зависимости предполагают некоторые ресурсы, посредством которых «подчиненные «могут влиять на «подчиняющих» = «диалектика контроля»» (стр. 57-58)

 

Правила и ресурсы, которыми индивиды руководствуются при взаимодействии, должны рассматриваться и как средства производства социальной жизни в качестве продолжающейся деятельности, и одновременно как продукты, производимые этой деятельностью (принцип дуальности).

Дуальность структуры - главная теорема теории структурации позволяет разрешить спор между детерминистами (человеческое поведение зависит от внешних сил) и волюнтаристами (люди действуют в соответствии со своими желаниями и обладают свободой).

Структура обладает дуальностью и может проявляться:

1. В виде регулярно воспроизводящих правил и ресурсов, характерных для

определенного времени и пространства.

2. В виде «отпечатков» социальной практики в памяти индивидов, знания социальных возможностей других людей и самого себя, что позволяет продолжать воспроизводить социальную жизнь во всем многообразии.

То есть структура есть и «внешним» (как у Дюркгейма), так и «внутренним» фактором, который не только принуждает, но и дает возможности.

Структура создает ограниченную свободную сферу для творческой деятельности индивида.

Структура влияет на человеческое поведение благодаря знанию об обществе,

которым располагает индивид, (в обществе есть «общее знание» о том, как себя вести и

 

как поступать с вещами, что позволяет индивидам ориентироваться в повседневной жизни).

Индивиды в своем поведении используют знания правил общества, которые существуют в его структуре, используют материальные и властные ресурсы, являющиеся частью структуры общества. Знания, которыми располагают индивиды, постоянно включаются в производство и воспроизводство социальных структур. Момент производства действия индивида является также моментом воспроизводства определенной социальной практики. При этом индивиды воспроизводят и условия, которые делают такие действия возможными.

Таким образом, субъектов деятельности и структуры нельзя рассматривать как две независимые друг от друга категории. «Стуктуральные свойства социальной системы выступают и как средства производства социальной жизни в качестве продолжающейся деятельности и одновременно как результаты, производимые и воспроизводимые этой деятельностью. Структура не является чем-то «внешним» по отношению к индивидам: будучи своего рода «отпечатками» в их памяти и проявляясь в социальной практике, она представляется скорее «внутренней», чем «внешней». Структуру нельзя отождествлять с принуждением, она всегда как ограничивает, так и создает возможности для действия» (стр. 70)

Тем не менее, результат действия индивида получается иным, чем это представляется людям, так как включает в себя и преднамеренное и непреднамеренное.

«Дуальность структуры - всегда является главным основанием преемственности социального воспроизводства во времени и пространстве. Это предполагает рефлексивный мониторинг агентов в ходе повседневной социальной деятельности. Однако сознательность всегда ограничена. Поток действия производит последствия,

 

которые являются ненамеренными, и эти непредвиденные последствия могут также формировать новые условия действия посредством обратной связи. История творится преднамеренной деятельностью, но не является преднамеренным проектом. Она постоянно ускользает от попыток повести ее по какому-то задуманному направлению», (стр. 72)

В циклическом упорядочении социальных практик участвует специфическая рефлексивная форма познания, используемая индивидами. Целостная последовательность практик предполагает рефлексивность, которую следует понимать как наблюдаемое свойство и характерную особенность движущегося потока социальной жизни. Быть человеческим существом, значит являться целеустремленным деятелем, который одновременно осознает причины собственной деятельности и способен в случае необходимости детально развить и конкретизировать их (или ввести в заблуждение). Человеческая деятельность предстает в виде непрерывного потока поведенческих проявлений. При этом целенаправленное действие не является совокупностью намерений, причин и мотивов. Скорее всего рефлексивность - явление, основанное на непрерывном мониторинге деятельности, осуществляемом самими индивидами и окружающими их людьми. Рефлексивный мониторинг (или контроль) зависит от рационализации, которая понимается как процесс и связана со способностями и уровнем компетентности деятелей.

«Деятельность» нельзя рассматривать как простую комбинацию «действий»: действия возникают благодаря дискурсивному моменту внимания к потоку пережитого опыта. Деятельность не может обсуждаться в отрыве от человека, его посредничества и связи с окружающим миром и гармоничности действующей «самости».

 

Стратификационная модель действующей «самости» (личности) включает в качестве составных элементов:

Рефлексивный мониторинг - рутинная функция повседневной жизни, предполагающая контроль не только собственно поведения, но действий окружающих. Сознательное отслеживание агентами не только своей деятельности, но и ожидание, что другие поступают аналогичным образом. Также отслеживаются и социальные контексты, в которых происходит деятельность - «регулярно контролируют социальные и физические факторы своего окружения».

Рационализацию - акторы в установленном порядке поддерживают целостное «теоретическое представление» о мотивах собственных действий. Подразумевается компетентность в поведении - агенты в состоянии объяснить, что они делают и

понимать, что делают другие. Вместе с этим она позволяет на уровне сознания индивидов представить процесс взаимодействия как непредсказуемый процесс, зависящий также от неопределенных, изменчивых условий его протекания. Принцип, посредством которого окружающие оценивают общую «компетентность» акторов.

Рефлексивный мониторинг + рационализация позволяют агенту, контролируя свою деятельность, соизмерять свои желания с возможностями в контексте взаимодействия с другими людьми.

Мотивацию деятельности - относится к потенциалу действия, порождая общие

планы или проекты, в рамках которых разыгрываются конкретные поведенческие

сценарии. Большинство повседневных действий напрямую немотивированно.

 

Мотивация не связана напрямую со связностью и последовательностью действий. Касается скорее потенциальных возможностей деятельности, чем традиционного, привычного для деятеля образа действий.

Социальные практики в той или иной степени имеют ненамеренные и непредвиденные последствия. «Непредвиденные последствия регулярно

«распределяются» как побочный продукт регулярного поведения, рефлексивно

\

поддерживаемого его исполнителями».

Практическое сознание. Фундамент теории структурации (отсутствует в структурализме, характерно только для феноменологии и этнометодологии)

Граница между дискурсивным и практическим сознанием изменяется под воздействием различных аспектов социализации и образованности деятеля. Между ними нет преград - речь идет о несовпадениях между тем, что может быть сказано, и тем, что обычно делается. Есть различия между тем, что индивид действительно сделал и тем, что он мысленно намеревался сделать. Практическое сознание связано с тем, что делается. Практическое сознание обозначает то, что агенты подразумевают, но не могут выразить словами, то есть «рефлексивный контроль за собственным поведением».

«Дискурсивное сознание связано с теми формами вспоминания, которые возможно выразить вербально. Практическое сознание включает вспоминания, к которым субъект имеет доступ в процессе действия, не будучи способным выразить то, что он или она таким образом «знают». (стр. 98)

Понятиями дискурсивное сознание, практическое сознание и бессознательные мотивы предлагал заменить триаду - Оно, Я, Сверх-Я.

Порядок. Рутинизация социальных практик становится условием социальной стабильности в условиях крайнего динамизма и разрывах, характерных для современности. Она обеспечивает адекватное взаимное восприятие поступков индивидов и не требует рациональных аргументов.

Рутина - устоявшиеся, типичные образцы социального поведения, социальные практики, основанные на бездумном характере повседневного взаимодействия.

Рутина - важный фактор непрерывности социального воспроизводства.

«Рутина обеспечивает целостность личности социального деятеля в процессе его повседневной деятельности, а также является важной составляющей институтов общества, которые являются таковыми лишь при условии своего непрерывного воспроизводства»(стр. 111).

 

При дерутинизации (природные катаклизмы, перевороты, культурный шок и тд.) происходит процесс замещения традиционных социальных практик новыми практиками, что приводит к новой рутине и обновленному социальному порядку.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)