|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СТИМУЛЯЦИЯ ГОЛОСОВЫХ РЕАКЦИЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИС детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, стимуляция голосовых реакций начинается с вокализации выдоха ребенка. На фоне эмоционально-положительного общения ребенка со взрослым проводят вибрацию его грудной клетки и гортани, с тем чтобы вызвать у ребенка голосовые реакции. Для этого ребенок предварительно располагается в положение на спине, под шею подкладывается валик, чтобы несколько откинуть назад голову, ноги сгибаются в коленях, руки также сгибаются в локтях и приводятся к груди. В дальнейшем голосовые реакции у детей начинают появляться при контакте со взрослым без дополнительной стимуляции, как составная часть начавшего развиваться «комплекса оживления». Голосовые реакции ребенка также можно вызвать и во время проведения легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани ребенка. Возможность вокализировать выдох закрепляется многократным повторением этого упражнения в течение дня в периоды бодрствования. Одновременно со стимуляцией голосовых реакций ребенка логопед начинает формировать у него навыки различения интонаций голоса. Для этого взрослый, обращаясь к ребенку, меняет громкость, высоту и тембр голоса. При этом логопед старается, чтобы ребенок сосредоточил внимание на лице взрослого. Упражнение выполняется 3—5 раз в день по 1 —1,5 мин. Стимуляцию гуления начинают проводить с детьми, находящи 1. Гуление у ребенка вызывают ласковым голосом илич пением. Сначала ребенку дают возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса. Научить ребенка вслед за взрослым по подражанию произносить звуки гуления можно, когда у него есть зрительное и слуховое внимание. Ребенка укладывают в адекватной для него позе, в которой не проявлялись бы патологические тонические рефлексы, т. е. «рефлекс запрещающие позиции». При этом ребенок должен смотреть на лицо взрослого. Затем логопед медленно произносит звуки а, агы, гу и др., широко открывая рот, для того чтобы ребенок мог видеть артикуляцию взрослого. Если ребенок не повторяет этих движений за взрослым, то пассивно вырабатывают подражательную реакцию. Легко поглаживая губы ребенка, в определенном ритме в момент произнесения взрослым звука открывают рот ребенка. Прием 1 повторяют в течение дня 4—6 раз. 2. При стимулировании гуления необходимо добиваться спонтанной, непроизвольной подачи голоса. С этой целью производят вибрационный ручной массаж грудной клетки, гортани, под нижней челюстью, который стимулирует проприоцептивные ощущения, отвлекая ребенка от акта фонации. Это способствует спонтанному вызыванию голоса, так как во время массажа логопед произносит напевные звуки гуления. Прием 2 повторяется 1—2 раза в день. У детей старше одного года жизни особенно сложной является задача создания положительной мотивации речевой деятельности. Они обычно привыкают к общению со взрослым с помощью мимики, жестов и не стремятся к чрезвычайно сложному для них речевому общению. В этих случаях особую значимость приобретает работа с ребенком в паре с другим ребенком, владеющим речевыми средствами общения. Подражательные действия и пассивные движения артикуляционных мышц становятся основными средствами развития самостоятельных артикуляций ребенка. В занятия с детьми, которым нужна постоянная стимуляция возникшего у них гуления, включаются музыкально-двигательные игры. Музыкально-двигательные игры с детьми, страдающими церебральным параличом, приобретают особо важное значение, в силу того что они поднимают эмоциональный тонус ребенка. Ни один ребенок не остается равнодушным к ним. Дети очень живо реагируют на музыку, улыбаются, начинают гулить, у них расслабляется мышечный тонус. Музыкальные занятия, таким образом, направлены на создание эмоционально-положительного настроения ребенка; активизацию голосовых, звуковых проявлений; развитие интонационно-выразительных средств речи; общее мышечное расслабление; обучение движениям в ритме, умение остановить движение с окончанием музыки. Для этого используются пластинки и магнитофонные записи с детскими музыкальными произведениями минорного или мажорного характера. Под спокойную музыку, например, проводят массаж оральной зоны. Под ритмичную музыку обучают манипулятивно-предметным действиям, например: постучать погремушкой, похлопать в ладоши. Занятия под музыку проводятся 1—2 раза в неделю. После появления у ребенка с церебральным параличом немо-дулированных голосовых реакций и гуления приступают к их закреплению, обозначая действия, явления, различные чувства ребенка (у —гудит машина, а — плач ребенка, и — смеется ребенок и т. д.).' Стимуляция лепета проводится у детей, достигших III уровня доречевого развития. С этой целью стараются вызвать у ребенка «комплекс оживления». У ребенка появляется улыбка, он начинает фиксировать свое внимание на артикуляции логопеда, который низко наклоняется к ребенку, разговаривает с ним, произносит певучие звуки. 1. Логопед произносит звуки а, у, слоги бу, ма в момент выдоха 2. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных воз 3. Если удается вызвать у ребенка новый звук, то логопед 4. Далее проводятся занятия, направленные на пассивное произ 5. После закрепления этого вида игры переходят к следую то слышится слог, близкий по звучанию к бы-бы. Проводится неоднократно в течение дня по 3—4 минуты. 6. По подражанию у детей таким же путем можно вызвать звук м, который в сочетании с определенными укладками губ и произвольной вокализацией создает условия для произнесения слогов ма, мо, му, мы. Это умение произносить отдельные слоги с пассивной помощью со стороны логопеда постепенно автоматизируется, и в дальнейшем слоги произносятся ребенком без посторонней помощи. Дальнейшее совершенствование речеслухового анализатора, артикуляционной моторики и усиление ротового выдоха создают возможность для произнесения подряд нескольких слогов: ба-ба, ма-ма, Бу-бу, пы-пы. Лепетные звукокомплексы, произносимые ребенком, соотносятся с определенными действиями, предметами, явлениями (бо-бо — больно, ба — упало, му — корова и т. д.). Стимуляция речевой активности с целью вызывания физиологических эхолалий, лепетных слов проводится с детьми, достигшими по своему развитию IV доречевого уровня. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, т. е. ауто-эхолалии, что способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализатора, вместе с тем и лепетной активности. С целью формирования умения произносить звуки, и звукокомплексы по подражанию (физиологические эхолалий) используют три вида упражнений, предложенные В. И. Бельтюковым и А. Д. Салаховой: а) вызывают ответные звуки и звукокомплексы, которыми ре б) произносят звуки, отсутствующие у ребенка в произвольном в) произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка в активе Учитывая то, что в норме носовые-ротовые, звонкие-глухие звуки возникают одновременно, у детей с церебральным параличом они вызываются попарно: б — м, д — н, п - — б (звуки твердые-мягкие, смычные-щелевые у детей этого возраста не вызываются). Как в норме процесс усвоения звуков определяется постепенностью развития функции речедвигательного анализатора, так и у ребенка с церебральным параличом этот процесс связан с уровнем развития его речедвигательного анализатора. Последовательность появления звуков следующая: гласные а, у и сонорные (носовые), и шумные согласные и их противопоставления (м, п, б, н, т, д), звонкие и глухие (п — б, т — д). Дальнейшее развитие речевой активности идет по пути от грубых артикуляционных дифференцировок ко все более тонким. Усвоение конкретных звуков осуществляется постепенно в процессе перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному1. Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают действия, явления и чувства ребенка (у — машина, а — плач, о — ревет медведь, и — смех, улыбка, ко-ко — курочка, га-га — утка, му — корова и т. п.). Занятия проводятся ежедневно в течение 5—8 минут. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |