АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТРУКТУРА КУРСА И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ

Читайте также:
  1. I. Условия конкурса
  2. II. Порядок проведения конкурса
  3. II. Программные условия конкурса
  4. II. СТРУКТУРА отчетА по Практике по профилю специальности
  5. II. Участники конкурса.
  6. II. Цели и задачи Конкурса
  7. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
  8. III. СТРУКТУРА КУРСА
  9. III. Структура курсовой и ВКР
  10. IV Международного фестиваля-конкурса
  11. IV Структура и стратегия фирмы, внутриотраслевая конкуренция
  12. IV. Условия проведения Конкурса

Последовательность тем и разделов отражает логику и основной замысел курса.

 

Тема 1. Современное культурологическое знание: его структура и особенности. Основные понятия культурологии.

По значению и содержанию эту тему можно обозначить как «самосознание» науки (в нашем случае – «культурологии»). С подобной темы традиционно начинается большинство учебных дисциплин. Здесь речь идет о том, когда и по каким причинам возникла культурология, о ее предмете, основных принципах и понятиях, об отношении культурологии к другим наукам, изучающим культуру, о методах культурологических исследований. Эти сведения можно найти в учебниках и пособиях по курсу, здесь отметим лишь несколько принципиальных положений.

Возникновение культурологии как самостоятельной дисциплины.

Культурология как самостоятельная дисциплина формируется в первой половине ХХ века. До этого различные аспекты культуры и культурные явления, процессы изучались в рамках других наук и философии. Особую роль в изучении культуры сыграла возникшая в середине ХIХ века этнология. Так, например, первое научное определение культуры дал в своем труде «Первобытная культура» (1871 г.) английский этнолог и антрополог Э. Тэйлор.

Среди причин, поставивших на повестку дня выделение культурологической проблематики в самостоятельное направление научных исследований, и, как следствие, появление культурологии как отдельной науки, следует отметить следующие:

Во-первых, осознание Западом кризиса своей культуры (см., например, фундаментальный труд О. Шпенглера «Закат Европы» 1918, 1922 г.г.). Это поставило на повестку дня осмысление специфики Западной (Европейской) культуры по сравнению с неевропейскими, что, соответственно, предполагало и осмысление специфики этих, последних. Здесь следует отметить, что еще в 1868 году была опубликована книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», в которой показывалось качественное отличие русской («славянской») культуры от европейской («германо-романской»).

Во-вторых, в первой половине ХХ века не только усилилась борьба стран Востока против колониальной зависимости, но и четко обозначилось их нежелание безоговорочно следовать в фарватере «передовой» западной культуры и ее ценностей и стремление сохранить уникальное своеобразие своей культуры.

В-третьих, на фоне указанных выше обстоятельств, происходило интенсивное складывание единого мирового экономического, политического и духовного пространства, что чрезвычайно повышало значения этно-национального фактора для успешного сотрудничества народов и государств. Таким образом, одновременно повысилось значение общечеловеческих культурных ценностей и региональных, этно-национальных. Потому философия культуры и социология культуры изучающие общечеловеческое и социологическое в культуре – с одной стороны, и этнология и антропология, изучающие эволюцию и своеобразие этносов, их культуры – с другой, оказались недостаточными. Требовались знания, интегрирующие общечеловеческое и национально-своеобразное. Этим требованиям и отвечала культурология.

В-четвертых, в условиях все возрастающего влияния массовой культуры, требовалось изучение культурных потребностей человека потребительского общества их динамику и тенденции.

Эти и некоторые другие причины и обусловили необходимость системного изучение культуры как особого среза жизни человеческого общества, народов и государств. Для всех стало абсолютно очевидно, что без учета культурного своеобразия народов эффективная внешняя и внутренняя политика, взаимопонимание и сотрудничество между народами невозможны. Культурология отвечала этим потребностям.

В первом приближении предмет культурологии можно обозначить так: исследование культуры как некоторой интегральной характеристики, среза жизни человеческого общества, народов и стран.

Значительный вклад в процесс институционализации культурологии внес американский антрополог Л. Уайт, в результате деятельности которого в 1948 году ЮНЕСКО рекомендовал «культурологию» в качестве самостоятельной дисциплины для преподавания в вузах. В России первая кафедра культурологи появилась в 1989 году в Ленинградском (ныне – Санкт-Петербургском) университете.

 

Понятие культуры.

Среди основных понятий культурологии центральное место занимает категория (понятие) «культура». Авторы учебников по данной дисциплине говорят о сотнях вариантов определения культуры имеющих место в соответствующей литературе. Продолжая анализ этой проблемы, они сводят это многообразие определений к обозримому (обычно 6-8) количеству подходов к определению данного понятия: ценностному, деятельностному, символическому, семантическому, социологическому, структурно-функциональному и др. В данном пособии предлагается ценностно-деятельностный подход к определению понятия «культура».

 

, анализируется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», говорится о функциях культуры в общественной жизни, предлагается определенная трактовка структуры культуры. Особое внимание следует обратить на то, что «культура» это очень емкое понятие, оно является интегральной характеристикой Человека и Общества, охватывая все сферы жизнедеятельности человека, как в материальном, так и в духовном плане. Т.е. культура не ограничивается характеристикой поведения человека, или обозначением таких социальных институтов и соответствующих форм деятельности как искусство, образование, музейная деятельность и т.п.

Прочитайте в словаре данного пособия рубрики: Категории культурологии, Культура, Норма культурная, Народная культура, Массовая культура, Элитарная культура, Субкультура, Контркультура, Маргинальность культурная.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)