|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концепция ГегеляГегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. В своих работах «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории» и др. Гегель представляет грандиозную картину становления человечества как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа. Так, например, в «Феноменологии духа» духовная культура человечества представлена в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». В процессе своего воплощения разум осуществляет некий идеальный «план», «проект». Гегель называет его «абсолютной идеей». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный мировой дух одновременно познает себя как творца. Этот «мировой разум», «Абсолютный дух», по сути, сближается с понятием христианского Бога. Но в отличие от теистического (богословского) Бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке и человеческой истории, осуществляясь при этом как внутренне закономерная необходимость. В процессе своего воплощения «Дух» подразделяется на «субъективный дух», характеризующий антропологические и психологические особенности человека, «объективный дух» охватывающий сферы социальной и политической жизни, и проявляющийся через различные связи и отношения людей, и «абсолютный дух» включающий формы, посредством которых «абсолютная идея» являет, показывает себя человеку. Историю Гегель рассматривает как прогресс духа в сознании свободы. Сама же свобода определяется как «познанная необходимость» (т.е. осознание человеком «плана», «проекта» развития мира – «абсолютной идеи»). Т.о. свободным будет тот, кто в своих действиях, поступках будет руководствоваться знанием истины, знанием законов развития познания, человека и общества. Напротив, те кто действует произвольно, спонтанно будут натыкаться на сопротивление среды, и, следовательно, будут ограничены в свободе своих действий. Достижение этого состояния возможно только при соответствующем развитии духа: «субъективного» - достижения определенного уровня в развитии антропологических и психических качеств: мышления, воображения, памяти, умения сосредотачиваться, способности к различного рода деятельности и др.; «объективного» - развитии права, морали и нравственности и их институциональных форм – семьи, гражданского общества и государства; «абсолютного» - получения адекватного знания о законах развития мира, об «абсолютной идее». Идея показывает себя через посредство трех форм абсолютного духа: искусство, религию и философию (понимаемую как «наука наук»). Только последняя форма, достигшая высот в творчестве самого Гегеля, являет собой адекватную модель мирового процесса. Рассматривая историю как «прогресс духа в осознании свободы», в «Философии истории» Гегель показывает, как это происходит через «дух» отдельных народов. Географически этот прогресс имел направление с Востока на Запад. В Восточном мире, -говорит Гегель, - был свободен один – царь, император, фараон; в Греческом и Римском мире – некоторые, а в Германском мире создаются условия, чтобы свободными стали все.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |