АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. История и особенности культуры России

Читайте также:
  1. Heilsgeschichte (История спасения)
  2. I. История болезни
  3. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  4. VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
  5. VIII. История и психология
  6. XII. Особенности несения службы участковым уполномоченным полиции в сельском поселении
  7. Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике
  8. Административная ответственность: основания и особенности. Порядок назначения административных наказаний.
  9. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
  10. Акции, их классификация и особенности
  11. Анализ культуры
  12. Анализ особенностей и перспектив развития венчурного инвестирования за рубежом и в России.

В контексте выбранной методологической установки Россия рассматривается как своеобразная культура-цивилизация. Основным лейтмотивом анализа исторического пути России является установление связей и влияний данной культуры-цивилизации с таковыми Востока и Запада.

Важнейшая проблема здесь: отношение России и Западной Европы. Взаимное влияние этих культур – неоспоримо. Но вот вопрос является ли Россия отсталым Западом, или она есть особенная цивилизация, - актуален уже третье столетие. С его ясной постановки западниками и славянофилами начинается классический этап формирование национального самосознания русского народа. Свое всестороннее идейное выражение это самосознание получило в трудах русских мыслителей – философов, историков, писателей, ученых и общественных деятелей середины 19-го – начала 20-го веков.

В советское время данная проблема в таком виде не существовала. В политике и идеологии возобладал не вполне аутентичный (т.е. не вполне верный, не соответствующий классической теории) марксистский вариант «линейной» концепции. Считалось, что, сохраняя лучшие достижения Западной культуры, в СССР создается справедливое общество, осуществляющее вечные мечты человека о справедливости и счастье.

Как полагает А. Дугин, самой общей причиной приведшей к краху СССР было неспособность советского руководства найти адекватный ответ на новый вызов времени – становление общества постмодерна. Концепция информационного, постиндустриального общества не вписалась в постулаты официальной советской идеологии. А государственной и политической воли прислушаться к мнению ряда ученых (и общественников и естественников) у тогдашних руководителей недостало.

В период 90-ых годов «молодые реформаторы – прагматики», заявили о том, что страна безнадежно отстала от «передового Запада» и возглавили так называемые «реформы», по сути, они повторяли большевистский принцип «разрушим до основания, а потом … построим у нас общество, подобное американскому». Как и советские руководители, они исходили из «линейной» концепции культурно-исторического процесса, которая исчерпала свой потенциал. Причем, что поразительно! Основывали свою модель преобразования общества не на кейсианских принципах государственного капитализма с планово-индикативно управляемой экономикой и социально-ориентированной политикой, благодаря которой США вышли из «Великой депрессии», а на классической – смито-риккардовской, потерявшей актуальность в тридцатые годы XX века.

Сверхзадача данного курса - организовать усвоение и осмысление материала таким образом, чтобы стало очевидным необходимость сохранения многообразия человеческих культур. Чтобы было осознано завещание В.С. Соловьева, что, только заботливо сохраняя свое прошлое: неся бремя ошибок – с одной стороны, и с гордостью помня достижения предков – с другой, можно строить надежное и гармоничное будущее.

 

6. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОЧНИКОВ.

 

Тема 1.Современное культурологическое знание: его структура и особенности.

1. Становление культурологии и проблема предмета культурологии.

2. Культурология и другие дисциплины, изучающие культуру (история, философия культуры, социология культуры, культурная антропология).

3. Многообразие подходов к определению понятие культуры.

3.1. Деятельностно-ценностное понимание культуры и его социальное значение.

4. Культура в жизни общества: структура и функции культуры.

5. Методы культурологических исследований.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. - М.: Библионика, 2005. Раздел I. Сущность и предназначение культуры. Глава 1. Культура как предмет культурологии. Глава 2. § 9 Концепция игровой культуры. Глава 3. Культура как система.

2. Культурология. Ред. Драч Г.В. раскрываются наиболее сложные и узловые темы и проблемы курса.Ростов-на-Дону, 2008. Введение. Культурология как система знания; Раздел 1. Теория культуры.

3. Культурология. под ред. Марковой А.Н. – М.: Юнити-Дана, 2008.

4. Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М.: Юрайт, 2011.

5. Касьянов В.В. Культурология - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

6. Культурология ХХ век. Словарь. – СПб.: Универс.книга, 1998.

* * *

7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-академия», 1992.

8. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М.: Наука, 1991. С.3 – 50.

 

Тема 2. Основные теории культурно-исторического процесса и проблема типологии культур.

Занятие 1. «Линейные» модели культурно-исторического процесса.

1. «Линейная» и «нелинейная» модели культурно-исторического процесса.

2. Система Гегеля и проблема будущего культуры и цивилизации (концепции Ф. Фукуямы);

3. Марксистское понимание культуры и основные этапы ее эволюции. Культура будущего по Марксу;

4. О. Конт об основных этапах эволюции общества. Критика сциентизма в общественной и культурологической мысли 20 века.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. - М.: Библионика, 2005. Раздел I. Глава 2. Основные школы и концепции культурологи - § 1 Философия Гегеля как теория культуры. Раздел II Глава 9. Кризис культуры 20 века и пути его преодоления.

2. Культурология. Ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 2006. Раздел 1. - 1.3. Осмысление культуры в Новое время. С. 26 - 30; Раздел 1. - 1.2. Современные культурологические теории.

3. Кармин А.С. Основы культурологии. С.-Пб., 1997. Гл. 5. С. 359 - 407. (Идея общественного прогресса; Западноевропейская философия 19 века: поиски новых законов истории).

4. Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М.: Юрайт, 2011.

5. Касьянов В.В. Культурология - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

* * *

6. Гегель Г.Ф.В. Философия истории – СПб.: Наука, 1993.

7. Гегель Г.Ф.В. Философия права. – М.: Мысль, 1990.

8. Гегель Г.Ф.В. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия Духа. - М.: Мысль, 1977.

9. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении) – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 256 с.

10. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 13.

11. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии 1990, № 3. С. 134-148.

12.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: Изд-во АКТ, 2004.

 

Занятие 2. «Нелинейные» модели культурно-исторического процесса.

1. Концепция «культурно-исторического типа» Н.Я. Данилевского. Критика европоцентризма.

2. «Закат Европы» О Шпенглера и его значение для осмысления кризиса европейской цивилизации.

3. История человечества как история цивилизаций (концепция А. Тойнби).

4. Социальная и культурная динамика, и типология культур в трудах П.Сорокина.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. - М.: Библионика, 2005. Раздел I. Глава 2. Основные школы и концепции культурологии. - § 2. Философия культуры Оствальда Шпенглера. - § 6. «Вызов и ответ» - движущая пружина в развитии культуры: концепция А. Тойнби. - § 7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А. Сорокин); Раздел II. Глава 9. Кризис культуры 20 века и пути его преодоления.

2. Культурология. Ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 2006. Раздел 1. – 1.2. Современные культурологические теории; Раздел 3. Культурология и история отечественной культуры. – 3.2. Культурологические теории в России.

3. Кармин А.С. Основы культурологии. С.-Пб., 1997. Гл. 5.

4. Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М.: Юрайт, 2011.

5. Касьянов В.В. Культурология - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

* * *

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

7. Культурология ХХ век. Антология. М., 1995.

8. Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.

9. Сорокин П. Кризис нашего времени. // Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С. 427 – 504.

10. Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1996.

11. Шпенглер О. Закат Европы. Т 1. – М.: Мысль, 1993: Т.2. - М.: Мысль 1998.

 

Тема 3. История мировой культуры как смена основных типов культур.

Занятие 1. Традиционные культуры.

1. Понятие "осевого" и "доосевого" времени (К.Ясперс).

2. Понятия «культуры традиционной», «культуры модерна», «культуры постмодерна».

3. Традиционные культуры древних цивилизаций. (Египет, Месопотамия, Древние Индия и Китай).

4. Специфика античная культуры. Космоцентризм.

5. Христианская культура европейского средневековья. Теоцентризм.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. - М.: Библионика, 2005. Раздел II. Глава 2. Культура Древнего Востока. Глава 3. История античной культуры.

2. Культурология. под ред. Марковой А.Н. – М.: Юнити-Дана, 2008. Гл.2, 3, 4, 7.

3. Культурология. Ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 2008. Раздел 2. Культурология и история мировой культуры.

* * *

6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. // Смысл и назначение истории. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1991. С. 28 – 286.

 

Занятие 2. Культура общества модерна в Новое время и традиционные культуры.

1. Зарождение культуры модерна.

2. Антропоцентризм культуры эпохи Возрождения.

3. Рационализм и эмпиризм, прагматизм Нового Времени.

4. Особенности и динамика конфуцианско-даосистского, индо-буддийского и исламского типов культуры.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. - М.: Библионика, 2005. Раздел II. Глава 4. Христианство как духовный стержень европейской культуры. Глава 5. Культура западной Европы в средние века. Глава 6. Культура западноевропейского возрождения. Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение. Глава 8. Культура эпохи просвещения. С. 207 - 281

2. Культурология. Ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 2006. Раздел 2. Культурология и история мировой культуры.

3. Культурология. под ред. Марковой А.Н. – М.: Юнити-Дана, 2008. Гл. 8,9, 10.

* * *

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения – М.: Прогресс, 1990. С. 61 – 272.

Занятие 3. Культура XIX – XXI веков.

1. Кризис идеалов Европейского просвещения в 19 в. и его последствия.

2. Социокультурная ситуация в 20 веке и ее основные тенденции. Концепция С. Хантингтона и ее критика.

3. Зарождение культуры постмодерна и ее влияние на социокультурные процессы в мире.

4. Проблемы социализации и инкультурации личности в начале 3-го тысячелетия.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. - М.: Библионика, 2005. Раздел II. Глава 9. Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления. Глава 10. Художественная культура ХХ века: модернизм и постмодернизм.

2. Культурология. Ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 2008. Раздел 4. Актуальные проблемы современной культуры.

3. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997. Часть первая. Тема 7 Социализация и инкультурация индивида. С. 83 - 98.

4. Культурология. под ред. Марковой А.Н. – М.: Юнити-Дана, 2008. Гл. 12, 16.

* * *

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. / "Полис", 1994, № 1. (см. дискуссию по этой статье - "Полис", 1995, № 1.)

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций – М.: Изд-во АКТ, 2002.

 

Тема 4. История и особенности культуры России.

Занятие 1. Становление традиционной православной цивилизации.

1. Основные истоки становления культуры Киевской Руси. Язычество, византийская и греческая культура.

2. Специфика традиционной православной культуры.

3. Становление евразийской православной цивилизации в средние века. Россия в поисках идентичности: концепция "Москва-третий Рим".

3. Просвещение в России в 18 - 19 веках; формирование национального самосознания.

4. Культура России в 19 - нач. 20 вв., «золотой» и «серебреный» «века» русской культуры

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. - М.: Библионика, 2005. Раздел 3. Глава 1. Становление культуры России. (языческая, принятие христианства, Киевская Русь). Глава 2. Расцвет российской культуры. (16 - 19 века). С. 318 - 355.

2. Культурология. Ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 2008. Раздел 3. Культурология и история отечественной культуры

3. Культурология. под ред. Марковой А.Н. – М.: Юнити-Дана, 2008. Гл. 5, 6,11.

* * *

4. Вехи. (Сборник статей о русской интеллигенции). Из глубины. (Сборник статей о русской революции) - М.: Изд-во «Правда», 1991.

 

Занятие 2. Православная цивилизация в эпоху модерна и постмодерна.

1. Достижения отечественной науки и культуры в 20 веке.

2. Успехи и беды построения индустриального общества модерна в СССР.

3. Кризис 80-ых годов и его социокультурные и общественно-политические последствия.

4. Россия в 21 веке: соотношение традиционных, модернистских и постмодернистских черт в обществе и культуре.

5. Особенности и проблемы социализации и инкультурации личности в современной России.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. - М.: Библионика, 2005. Раздел 3. Глава 3. "Серебренный век" российской культуры. Глава 4. Советский период развития культуры России. С. 356 - 382.

2. Культурология. Ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 2008. Раздел 3. Культурология и история отечественной культуры

3. Культурология. под ред. Марковой А.Н. – М.: Юнити-Дана, 2008. Гл. 12, 13, 17.

* * *

5. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к 21 веку. - М.: Лабиринт, 1994.

6. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

7. Русская идея. - М.: Республика, 1992.

8. Культурология ХХ век. Словарь. – СПб.: Универс.книга, 1998.

 

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ.

 

Современное культурологическое знание: его структура и особенности.

1. Становление культурологии и проблема предмета культурологии.

2. Культурология и смежные дисциплины (философия культуры, социология культуры, культурная антропология).

3. Проблема определения понятия культуры.

4. Структура культуры и функции культуры.

5. "Линейная" и "нелинейная" модели культурно-исторического процесса и их представители.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. - М.: Библионика, 2005. Раздел I. Сущность и предназначение культуры. Глава 1. Культура как предмет культурологии. Глава 2. § 9 Концепция игровой культуры. Глава 3. Культура как система.

2. Культурология. Ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 2008. Введение. Культурология как система знания; Раздел 1. Теория культуры; Раздел 4. Актуальные проблемы современной культуры.

3. Культурология ХХ век. Словарь. – СПб.: Универс.книга, 1998.

4. Кармин А.С. Основы культурологии. С.-Пб., 1997. Гл. 5.

5. Гуревич П.С. Культурология – М., 2003. Тема 19. Россия: своеобразие цивилизации.

6. Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М.: Юрайт, 2011.

7. Касьянов В.В. Культурология - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

 

8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

1. Формирование культурологи как отдельной науки о культуре.

2. Культурология и другие науки о культуре (философия культуры, культурная антропология, социология культуры).

3. Понятие культуры в культурологи.

4. Структура и функции культуры.

5. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

6. Проблема типологии культур в культурологической мысли.

7. "Линейная" и "нелинейная" модели культурно-исторического процесса.

8. Идея общественного прогресса в западноевропейской мысли 19 века.

9. Г. Гегель о 3-х мирах как восхождении Абсолютного Духа.

10. О. Конт о трех стадиях эволюции человечества. Критика европоцентризма.

11. Формационная модель К. Маркса. Классовое понимание культуры.

12.. Концепции "локальных культур или локальных цивилизаций" в культурологии.

13. Концепция "культурно-исторический типа" Н.Я. Данилевского.

14. Понятия "культуры" и "цивилизации" в "Закате Европы" О. Шпенглера.

15. История человечества как история цивилизаций (концепция А. Тойнби).

16. Концепция «вызова-и-ответа» как механизм возникновения и смены цивилизаций у Тойнби.

17. Социальная и культурная динамика и типология культур в трудах П. Сорокина.

18. Культурология и история культуры.

19. Понятие "осевого" и "доосевого" времени (К.Ясперс).

20. Отличительные черты культур традиционного общества, общества модерна и общества постмодерна.

21. Современная модель культурно-исторического процесса.

22. Культура древнего Египта.

23. Культура древней Месопотамии.

24. Эволюция и особенности конфуцианско-даосистского типа культуры.

25. Эволюция и особенности индо-буддийской культуры.

26. Культура исламского типа.

27. Основные черты античной культуры. Космоцентризм.

27. Культура европейского средневековья. Теоцентризм.

28. Антропоцентризм культуры Возрождения.

29. Рационализм и эмпиризм, прагматизм Нового Времени.

30. М. Вебер о формировании «духа капитализма»

31. Кризис идеалов просвещения в 19 в. и его последствия.

32. Основные стили в искусстве Западной Европы 9 - 20 вв. как выражение «духа эпохи».

33. Глобальные катаклизмы современного мира и будущее культуры.

34. Концепция С. Хантингтона и ее критика.

35. Основные истоки становления культуры Киевской Руси (язычество, византийская и греческая культура). Принятие христианства

36. Культура Русского царства. 15-16 вв.

37. Культура Российской империи 18-нач 19 вв.

38. России в 19 в. и формирование национального самосознания.

39. Выдающиеся деятели русской культуры и науки 19 - начала 20 веков («золотой» и «серебреный» «века» русской культуры).

40. Культура России в 20 – нач. 21 в..

41. Место и роль России в мировой культуре.

42. Особенности и проблемы социализации и инкультурации личности в начале 3-го тысячелетия.

 

 

9. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тест № 1

 

 

1. «Культурология» как особая наука о культуре формируется:

 

а) в эпоху Возрождения;

б) в середине 19 века;

в) в 20 веке.

 

2. В современной науке существует определений понятия «культура»:

 

а) более 20

б) более 500

в) более 5000

 

3. Культура занимает в бытии следующее место:

 

а) Культура - единственная форма бытия;

б) Культура и природа - две формы бытия;

в) Культура есть форма природы, единственного варианта бытия.

 

4. Существуют следующие наиболее общие роды культуры:

 

а) Духовная и физическая;

б) Материальная и духовная;

в) Культура общения, труда, познания и оценки;

 

 

5. Основоположником культурологии как науки считают:

 

а) Э. Тэйлора

б) О. Шпенглера

в) Л. Уайта

 

6. К виду «локальных культур» относится концепция культурно-исторического процесса:

 

а) Г. Гегеля;

б) О. Шпенглера;

в) К. Маркса.

 

7. К виду «линейных» относится концепция культурно-исторического процесса:

 

а) О. Конта;

б) Н.Я. Данилевского;

в) П. Сорокина;

 

8. «Отважной» О. Шпенглер называл культуру:

 

а) античную;

б) европейскую;

в) египетскую.

 

9. Автор концепции «вызова-и-ответа»:

 

а) А. Тойнби;

б) П. Сорокин;

в) Г. Юнг.

 

 

10. Эпоха становления европейской культуры обозначаемая как «теоцентрическая»:

 

а) античность;

б) средневековье;

в) Новое Время.

 

11. Основное содержание «осевого времени»:

 

а) формирование первых цивилизаций;

б) формирование мировых религий;

в) формирование человека современного типа.

 

12. Культура Нового времени характеризуется следующими свойствами:

 

а) рационализм, эмпиризм, прагматизм;

в) технократизм, сциентизм;

г) расцвет демократии.

 

13. Культура России может быть охарактеризована как:

 

а) уникальна и неповторима;

б) имеющая преимущественно свойства восточных культур;

в) имеющая преимущественно свойства западных культур;

 

14. Какой временной период развития русской культуры характеризуют как «серебряный век»?

 

а) конец 19 в.;

б) конец 19 – начало 20 вв.

в) первая половина 20 в.

 

15. Творчество каких деятелей русского искусства относят к «золотому веку»?

 

а) А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Глинки, О. Кипренского;

б) А. Блока, А. Чехова, С. Рахманинова, К. Станиславского, М. Врубеля;

в) А. Твардовского, М. Шолохова, Д. Шостаковича, А. Довженко, И. Глазунова.

 

Тест № 2

 

1. Родоначальник культурологии как особой науки о культуре:

 

а) Л. Уайт;

б) О. Шпенглер;

в) Э. Тайлор.

 

2. Современная культурология считает, что понятия «культура» и «цивилизация» соотносятся:

 

а) «культура» и «цивилизация» - тождественные понятия;

б) «цивилизация» - основное (родовое) понятие, а «культура» - одна из характеристик, черт цивилизации;

в) «культура» и «цивилизация» – два разных аспекта, среза жизни общества.

 

3. Специфика культуры определяется как:

а) духовная сторона человеческой деятельности;

б) мир человеческих ценностей;

в) совокупность человеческих ценностей и способ человеческой деятельности.

 

4. «Культура быта» это элемент:

 

а) материальной культуры;

б) культуры общения;

в) культуры отдыха.

 

5. Считал, что сущностными характеристиками человека являются «творчество» и «любовь»:

 

а) Н. Бердяев;

б) Б. Франклин;

в) Й. Хейзинга

 

6. К типу «циклическая» относится концепция культурно-исторического процесса:

 

а) А. Тойнби;

б) П. Сорокина;

в) О. Конта.

 

7. К типу «линейная» относится концепция культурно-исторического процесса:

 

а) Н.Я. Данилевского;

б) Г. Гегеля;

в) П. Сорокина.

 

 

8. «Фаустовской» О. Шпенглер называл культуру:

 

а) античную;

б) европейскую;

в) арабскую.

 

9. Понятие «культурно-исторический тип» употреблял:

 

а) Н.Я. Данилевский;

б) К. Маркс;

в) К. Юнг.

 

10. Эпоха становления европейской культуры, которую квалифицируют как «антропоцентрическая»:

 

а) античность;

б) средневековье;

в) Возрождение.

 

11. Культуру, которую можно отнести к «осевому времени»:

 

а) древнеегипетская;

б) культура Шумеров;

в) культура греческих городов-полисов.

 

12. Определяющее влияние на формирование «духа капитализма» по М. Веберу оказала:

 

а) наука;

б) философия;

в) религия.

 

13. Культура «средних веков» характерна для:

 

а) только для Европы и России;

б) только для западной Европы;

в) всех регионов Земли.

 

14. «Золотой век» русской культуры относится к периоду:

 

а) первая половина19 в.;

б) конец 19 – начало 20 вв.;

в) первая половина 20 в.

 

15. Творчество деятелей русского искусства относящееся к «серебряному веку»:

 

а) А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Глинки, О. Кипренского;

б) А. Блока, А. Чехова, С. Рахманинова, К. Станиславского, М. Врубеля;

в) А. Твардовского, М. Шолохова, Д. Шостаковича, А. Довженко, И. Глазунова

 

 

Тест № 3

 

 

1. Одно из самых первых научных определений культуры было основано на разграничении:

а) Культуры и природы

б) Культуры и общества

в) Культуры и цивилизации

 

2. Первое научное определение культуры предложил:

 

а) О. Конт;

б) Э. Тэйлор;

в) Цицерон.

 

3. Культура занимает в бытии следующее место:

 

а) Культура - единственная форма бытия;

б) Культура и природа - две формы бытия;

в) Культура есть форма природы, единственного варианта бытия.

 

4. «Философия» это элемент:

 

а) материальной культуры;

б) культуры общения;

в) духовной культуры.

 

5. Понятие «человек играющий» ввел в современную науку:

 

а) Зигмунд Фрейд

б) Карл Маркс

в) Йохан Хейзинга

 

6. Античная Греция относится к культуре:

 

а) традиционного общества;

б) общества модерна;

в) общества постмодерна.

 

7. В разряд «линейных» можно включить концепцию культурно-исторического процесса:

 

а) О. Конта;

б) Н.Я. Данилевского;

в) П. Сорокина;

 

8. «Магической» О. Шпенглер называл культуру:

 

а) античную;

б) европейскую;

в) арабскую.

 

9 Автор концепции «осевого времени»:

 

а) К. Ясперс;

б) Н. Бердяев;

в) К. Юнг.

 

10. Эпоха становления европейской культуры обозначаемая как «антропоцентрическая»:

 

а) античность;

б) средневековье;

в) Возрождение.

 

11. Основное содержание «осевого времени»:

 

а) формирование первых цивилизаций;

б) формирование мировых религий;

в) формирование человека современного типа.

 

12. Формирование «духа капитализма» М. Вебер связывал с:

 

а) наукой;

б) философией;

в) религией.

 

13. Культура России занимает следующее место в истории мировой культуры:

 

а) Она уникальна и неповторима;

б) Она имеет преимущественно свойства восточных культур;

в) Она имеет преимущественно свойства западных культур;

 

14. Какой временной период развития русской культуры характеризуют как «золотой век»?

 

а) первая половина19 в.;

б) конец 19 – начало 20 вв.;

в) первая половина 20 в.

 

15. Творчество каких деятелей русского искусства относят к «золотому веку»?

 

а) А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Глинки, О. Кипренского;

б) А. Блока, А. Чехова, С. Рахманинова, К. Станиславского, М. Врубеля;

в) А. Твардовского, М. Шолохова, Д. Шостаковича, А. Довженко, И. Глазунова.

 

Тест № 4.

 

 

1. Реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов изучает:

 

а) теория культуры;

б) история культуры;

в) прикладная культурология.

 

2. Метод культурологии, который основан на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру текста или любого культурного объекта:

 

а) сравнительный;

б) семиотический

в) диахронный

 

3. Специфика культуры определяется как:

 

а) духовная сторона человеческой деятельности;

б) мир человеческих ценностей;

в) совокупность человеческих ценностей и способ человеческой деятельности.

 

4. Существуют следующие наиболее общие роды культуры:

 

а) духовная и физическая;

б) материальная и духовная;

в) культура общения, труда, познания и оценки;

 

5. Считал, что сущностными характеристиками человека являются «творчество» и «любовь»:

 

а) Н. Бердяев;

б) Б. Франклин;

в) Й. Хейзинга

 

6. Автор, чья концепция культурно-исторического процесса относится к виду «локальных культур»?

 

а) Г. Гегель;

б) О. Шпенглер;

в) К. Маркс.

 

7. Автор, чью концепцию культурно-исторического процесса можно включить в разряд «линейных»:

 

а) Н.Я. Данилевский;

б) Г. Гегель;

в) П. А. Сорокин.

 

8. «Аполлоновской» О. Шпенглер называл культуру:

 

а) античную;

б) европейскую;

в) арабскую.

 

9. Автор, использующий понятие «общественно-экономическая формация»:

а) К. Ясперс;

б) К. Маркс;

в) К. Юнг.

 

 

10. «Теоцентрической» называют эпоху становления европейской культуры:

 

а) античность;

б) средневековье;

в) Новое Время.

 

11. К «осевому времени» мы отнесем культуру:

 

а) древнеегипетскую;

б) культуру Шумеров;

в) культуру греческих городов-полисов.

 

12. Культура Нового времени имеет следующие свойства:

 

а) рационализм, эмпиризм, прагматизм;

в) расцвет науки и техники;

г) расцвет демократии.

 

13. Культура средних веков характерна для:

 

а) только для Европы и России;

б) только для Западной Европы;

в) всех регионов Земли.

 

14. Отечественный ученый автор концепции «ноосферы»:

 

а) К. Циолковский;

б) В. Вернадский;

в) Н. Вавилов.

 

15. Писатель, лауреат нобелевской премии:

 

а) А. Чехов;

б) М. Булгаков;

в) М. Шолохов.

 

Тест № 5.

 

 

1. Культурология в России преподается с:

 

а) 1948 года;

б) 1989 года;

в) 1998 года.

 

2. Культура занимает в бытии следующее место:

 

а) Культура - единственная форма бытия;

б) Культура и природа - две формы бытия;

в) Культура есть форма природы, единственного варианта бытия.

 

3. Существуют следующие наиболее общие роды культуры:

 

а) Духовная и физическая;

б) Материальная и духовная;

в) Культура общения, труда, познания и оценки;

 

4. «Религия» это элемент:

 

а) материальной культуры,

б) культуры общения,

в) духовной культуры.

 

5. Определил сущность человека как «совокупность общественных отношений»:

 

а) Гегель

б) Маркс

в) Юнг

 

6. К виду «локальных культур» относится концепция культурно-исторического процесса:

 

а) Г. Гегеля;

б) А. Тойнби;

в) К. Маркса.

 

7. В разряд «линейных» относится концепция культурно-исторического процесса:

 

а) О. Конта;

б) Н.Я. Данилевского;

в) П. Сорокина;

 

8. «Аполлоновской» О. Шпенглер называл культуру:

 

а) античную;

б) европейскую;

в) арабскую.

 

9. По Шпенглеру «Пещера» есть прасимвол культуры:

 

а) арабской;

б) европейской;

в) античной.

 

10. Автором концепции «вызова-и-ответа» является:

 

а) А. Тойнби;

б) П. Сорокин;

в) Г. Юнг.

 

11. Автором «Заката Европы» является:

 

а) О. Шпенглер;

б) М. Вебер;

в) П. Сорокин.

 

12. А. Тойнби является автором:

 

а) «Капитала»;

б) «Феноменологии духа»;

в) «Постижения истории».

 

13. Культура средних веков характерна для:

 

а)Только для Европы и России;

б)Только для западной Европы;

в) Всех регионов Земли.

 

14. А. Тойнби был гражданином:

 

а) Германии;

б) Франции:

в) США.

 

15. Отечественные литераторы лауреаты Нобелевской премии:

 

а) Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский; И. Тургенев;

б) А. Блок, С. Есенин, А. Чехов;

в) М. Шолохов, Б. Пастернак, И. Бродский.

 

 

Тест № 6

 

1. Работа, в которой Э. Тэйлор дал первое научное определение понятия «культура»:

 

а) «Научная теория культуры»;

б) «Древнее общество»;

в) «Первобытная культура».

 

2. К «аксеологическому» мы можем отнести следующее определение культуры:

 

а) «процесс и результат созидающей человеческой деятельности»;

б) «совокупность материальных и духовных ценностей»;

в) «уровень духовного развития человека».

 

3. Отечественный ученый, автор концепции «диалога культур»:

 

а) Ю.Н. Лотман;

б) В.С. Библер;

в) А.Я. Гуревич.

 

4. «Искусство» это элемент:

 

а) материальной культуры,

б) культуры общения,

в) духовной культуры.

 

5. Человека как «политическое животное» определял:

а) З. Фрейд

б) К. Маркс

в) Аристотель

 

6. К виду «локальных культур» относится концепция культурно-исторического процесса:

 

а) Г. Гегеля;

б) О. Шпенглера;

в) К. Маркса.

 

7. В разряд «линейных» можно включить концепция культурно-исторического процесса:

а) К. Маркса;

б) Н.Я. Данилевского;

в) П. Сорокина;

 

8. По Шпенглеру «Бесконечность» есть прасимвол культуры:

 

а) арабской;

б) европейской;

в) античной.

 

9. Автором работы «Социальная и культурная динамика» является:

 

а) А. Тойнби;

б) П. Сорокин;

в) Г. Юнг.

 

10 «Теоцентрической» квалифицируют следующую эпоху становления европейской культуры:

а) античность;

б) средневековье;

в) Новое Время.

 

11. К «осевому времени» можно отнести культуру:

 

а) Древнеегипетскую;

б) Культуру Шумеров;

в) Культуру греческих городов-полисов.

 

12. Культура Нового времени имеет следующие свойства:

 

а) Рационализм, эмпиризм, прагматизм;

в) Расцвет науки и техники;

г) Расцвет демократии.

 

13. Культура России занимает следующее место в истории мировой культуры:

 

а) Она уникальна и неповторима;

б) Она имеет преимущественно свойства восточных культур;

в) Она имеет преимущественно свойства западных культур;

 

14. «Серебряный век» характеризует следующий временной период русской культуры:

 

а) конец 19 в.;

б) конец 19 – начало 20 вв.

в) первая половина 20 в.

 

15. Славянофилами были:

 

а) Н. Карамзин, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь;

б) Т. Грановский, Г. Белинский, К. Кавелин, В. Боткин;

в) А. Хомяков, К. Аксаков, И. Аксаков, П. Киреевский.

 

Ключи к тестам:

Тест № 1: 1. в; 2. б; 3. б; 4. б;5. в; 6. б; 7. а; 8. в; 9. а; 10. б; 11. в; 12. а; 13. а; 14. б; 15. а.

Тест № 2: 1. а; 2. в; 3. в; 4. а; 5. а; 6. б; 7. б; 8. б; 9. а; 10. в; 11. в; 12. в; 13. б; 14. а; 15. б.

Тест № 3: 1. а; 2. в; 3. б; 4. а; 5. в; 6. а; 7. а; 8. в; 9. а; 10. в; 11. в; 12. в; 13. а; 14. а; 15. а.

Тест № 4: 1. б; 2. б; 3. в; 4. б; 5. а; 6. б; 7. б; 8. а; 9. б; 10. б; 11. в; 12. а; 13. б; 14. б; 15. в.

Тест № 5: 1. б; 2. б; 3. б; 4. б; 5. б; 6. б; 7. а; 8. а; 9. а; 10. а; 11. а; 12. в; 13. б; 14. а; 15. в.

Тест № 6: 1. в; 2. б; 3. б; 4. в; 5. в; 6. б; 7. а; 8. б; 9. б; 10. б; 11. в; 12. а; 13. а; 14. б; 15. в.

 

10. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

 

10.1. Основные требования к контрольной работе.

I. Работа должна являть собой результат самостоятельного труда студента. Показателями того, что студент освоил тему, служат:

1. Авторская структуризация работы. Т.е. разбивка изложения содержания на части («параграфы», «разделы», «пункты» – без разницы) последовательно раскрывающие тему. План (Содержание) является необходимой составной частью контрольной работы. Пункту плана должна соответствовать страница, на которой начинается его изложение (как в оглавлении любой книги).

2. Введение к работе. Здесь студент дает общую характеристику темы: объясняет место соответствующей проблематики в культурологии, значение поднимаемых вопросов и проблем в жизни общества и человека, указывает (там, где это уместно) на степень важности их решения для современного общества. Во Введении указывается цель работы и задачи, решение которых ведет к достижению цели. Иными словами – о Чем (Ком) и Что вы хотите рассказать, и в какой последовательности это будете делать. (Научным языком это звучит так: обоснование содержания работы и логики его изложения).

Объем Введения – 1,5 – 3 страницы.

3. Заключение. Здесь, опять же своими словами, студент подводит итог работе и делает выводы. Выглядит это, примерно, так: «решая названные во введении задачи, мы пришли к следующим выводам: 1,2, 3...». Далее можно указать на значение данных проблем для современного человека, общества, культуры (если этого не было во введении) и для себя лично. Возможны и другие варианты. Главное – и введение и заключение – должны свидетельствовать о том, что студент действительно освоил материал и готов им пользоваться самостоятельно без текста перед глазами.

Конечно, идеальным вариантом контрольной работы является текст, в котором сопоставляются различные точки зрения, а автор – студент - выступает одним из участников диалога. Представленные же выше положения отражают минимум требований, обеспечивающих определенный рост личностного уровня студента.

Объем Заключения – 1,5 – 2 страницы.

 

II. Объем работы: объем должен составлять не менее 0,5 печатного листа (12 страниц печатного текста, размер шрифта - 14 ПТ, интервал «полуторный») и не более 1-го печатного листа (24 страницы). Работы более 1-го печатного листа не рассматриваются. (Кстати, умение контролировать объем (сокращать или, напротив, расширять, пояснять содержимое) без ущерба для раскрытия темы, также показатель работы над текстами источников).

III. Структура контрольной работы. Она включает: План (Содержание), Введение, Основную часть, Заключение, Список литературы и источников.

План, Введение и Заключение – см. выше.

Основная часть. Она может иметь название, а может и не иметь – собственно, ее названием является тема контрольной. Главное: основная часть должна быть разделена не менее чем на три пункта (параграфа, раздела - как угодно), названия которых отражают последовательную логику раскрытия содержания темы. Например, тема «Серебреный век» русской культуры». Основная часть может включать такие разделы как: «Литература и поэзия», «Философия», «Наука», «Театр» и т.п..

 

IV. Список литературы и источников.

Список литературы дается в алфавитном порядке.

Примеры оформления литературы и источников:

А) Источник – отдельное авторское издание:

Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Б) Источник - коллективный труд, написанный под редакцией одного человека:

Культурология под ред. Проф. Драча Г.В. – Ростов-на Дону: Феникс, 2006.

В) Источник находится в составе сборника трудов:

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения – М.: Прогресс, 1990. С. 61 – 272.

Г) Источник – статья в журнале:

Фукуяма Ф. Конец истории? / Вопросы философии 1990, № 3. С. 134-148.

Д) Источник – статья, работа в составе коллективного сборника:

Гуревич А.Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры. Вып. 1. – М.: ОГИ, 2002. С. 39 – 55.

Е) Пример оформления Интернет источника:

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [Электронный документ] // Электронная Интернет-библиотека «Вехи». Режим доступа: http://www.vehi.net/. Проверено: 10.01.2009.

 

 

10.2.Темы контрольных работ.

(Некоторые темы предлагаются с возможными вариантами. По согласованию с преподавателем студент может выполнить работу на предложенную им самим тему).

1. Основные подходы к определению понятия "культура" в культурологии.

2. Основные этапы формирования культурологии как науки и ее предмет.

3. Предмет и функции культурологии.

4. Культурология и смежные дисциплины.

5. Проблема типологии культур.

6. Единство и многообразие культур: проблема культурных универсалий.

7. Основные концепции культурологии (Концепция Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, Н. Бердяева, Ортеги-и-Гассета, В.С. Библера по выбору студента; другие персоналии - по согласованию с преподавателем).

8. Культура Древнего Египта (или Древней Индии, Древнего Китая …).

9. Культура Античности (Древней Греции, Древнего Рима).

10. Исламская культура: возникновение, особенности, перспективы. (или Индо-буддийская культура, Конфуцианско-даосистская культура.)

11. Культура современного Китая (или Индии, США, Франции и др. по согласованию с преподавателем).

12. Культура средневековой Европы.

13. Пространство и время бытия средневекового человека.

14. Карнавальная культура Средневековья и Возрождения.

15. Гуманисты Возрождения.

16. Искусство Возрождения. (Можно отдельно – Культура Итальянского Возрождения; Культура Северного Возрождения)

17. Деятели науки и культуры Возрождения. (или Деятели науки и культуры Нового Времени; Просвещения, 19 в, и т.д.).

18. Эволюция, особенности и творцы барокко. (или классицизма; рококо; романтизма; критического реализма; натурализма; импрессионизма; модерна и тп. – других стилей и направлений искусства).

19. Массовый человек и массовая культура как особенности социокультурной ситуации 20 века.

20 Проблема будущего культуры. (Можно: Проблема будущего культуры в трудах

А. Тоффлера, В.С. Бибилера, Н.Н.Моисеева, С. Лема, А.С. Панарина и др. по согласованию с преподавателем.).

21. Концепция "Столкновения цивилизаций" С. Хантингтона и ее критики.

22. Формирование и особенности культуры Киевской Руси.

23. Мифология Восточных славян.

24. Памятники русской культуры 11 - 15 вв.

25. Русская культура в период перехода от Средневековья к Новому Времени (17 век).

26. Наука, образование и искусство России в 18 веке.

27. Проблема особенности России в трудах славянофилов и западников.

28. Будущее России в трудах поздних славянофилов (Н. Данилевский, К. Леонтьев).

29. Творчество передвижников.

30. "Могучая кучка".

31. Выдающиеся русские ученые 19 - начала 20 веков.

32. Мировое значение русской классической литературы.

33. «Золотой век» русской культуры.

34. «Серебреный век» русской культуры.

35. Авангардизм в русском искусстве первой трети 20 века.

36. Русский космизм и его мировое значение.

37. Роль культуры в решении глобальных проблем современности.

38. Проблемы инкультурации личности в современных условиях.

 

 

11. ЛИТЕРАТУРА

 

Учебники и пособия.

Культурология под ред. Проф. Драча Г.В. – Ростов-на Дону: Феникс, 2008 (и др.).

Культурология. Ред. Радугин А.А. - М., 2009 (и др.)

Культурология под ред. Марковой А.Н. – М.: Юнити – Дана, 2008.

Культурология ХХ век. Словарь. – СПб.: Универс.книга, 1998.

Багдасарьян Н.Г. Культурология. Учебник. – М.: Юрайт, 2011.

Касьянов В.В. Культурология - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие - М.: Омега-Л, 2009.

Гуревич П.С. Культурология - М.: Юнити, 2006.

Дугин А.Г. Обществоведение для граждан новой России – М.: Евразийское движение, 2007.

Кравченко А.И. Культурология – М.: Проспект, 2006.

Платонова Э. Конспект лекций по культурологии – М.: Айрис Пресс, 2005.

Розин В.М. Культурология – М.: Гардарики, 2004.

Романов Ю.И. Культурология Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.

Хоруженко К.М. Культурология Схемы. – М.: Владос, 2003.

Хоруженко К.М. Культурология Тесты: М. Владос, 2003.

Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. Спб., 1997.

 

Основная литература

Бьюкенен Патрик Дж. Смерть Запада. – М.: Изд-во АКТ, 2004.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения – М.: Прогресс, 1990. С. 61 – 272.

Гегель Г.Ф.В. Философия истории – СПб.: Наука, 1993.

Гегель Г.Ф.В. Философия права. – М.: Мысль, 1990.

Гегель Г.Ф.В. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия Духа. - М.: Мысль, 1977.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении) – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 256 с.

Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 13.

Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М.: Наука, 1991. С.3 – 50.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры – М.: Искусство 1991. С. 309 – 350.

Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Русская идея. - М.: Республика 1992.

Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени. // Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С. 427 – 504.

Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1996.

Фукуяма Ф. Конец истории? / Вопросы философии 1990, № 3. С. 134-148.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: Изд-во АКТ, 2004.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. / "Полис", 1994, № 1. (см. дискуссию по этой статье - "Полис", 1995, № 1.)

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций – М.: Изд-во АКТ, 2002.

Шпенглер О. Закат Европы. Т 1. – М.: Мысль, 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. Т 2. – М.: Мысль, 1998.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. // Смысл и назначение истории. М.: Изд-во политич лит-ры, 1991. С. 28 – 286.

 

Дополнительная литература и литература к контрольным работам.

Античность как тип культуры. Отв. ред. Лосев А.Ф. М., 1988.

Антропология культуры. Вып. 1. – М.: ОГИ, 2002.

Березкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991

Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Бонгардт-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

Бычков В., Бычкова Л. ХХ век: Предельные метаморфозы культуры // «Полигнозис», 2000, № 2. С. 63-76; № 3. С. 67-85.

Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего востока. М., 1986.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. С-Пб., 1994.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Вехи. (Сборник статей о русской интеллигенции). Из глубины. (Сборник статей о русской революции) М., 1991.

Вивекананда Свами. Четыре йоги. М., 1993.

Всеобщая история искусств: в 6т. М., 1960-1966.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Ч.1. М., 1980, Ч.2. М., 1987.

Галич Мануэль История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гарэн Э. Проблема итальянского Возрождения. М., 1994.

Гачев Г. Образы Индии. М., 1993.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

Гуревич А.Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры. Вып. 1. – М.: ОГИ, 2002. С. 39 – 55.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства - М.: Искусство, 1990.

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.: Искусство 1989.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1-3. М., 1969,1991,1993.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

Заблуждающийся разум, многообразие вненаучного знания. М.,1990.

Иванов Вяч. Вс. Гадание и предсказание будущего на Древнем Востоке и в античном мире // Антропология культуры. Вып. 1. – М.: ОГИ, 2002. С.193 – 199.

Игнатенко А.А. В поисках счастья Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М.: Мысль, 1989.

Ильина Т.В. История искусств. Западное искусство. М., 1993.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

Индуизм – Минск. Книжный дом, 2006.

Ислам в истории народов Востока. М., 1981.

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

История древнего Востока. М., 1983.

Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. – Киев: «София», М.: ИД «София», 2003.

Корольков А.А. Духовная антропология. – СПб.: Из-во С. – Петерб. ун-та, 2005.

Кузьмищев В. Тайна жрецов майя.М., 1968.

Кузьмищев В. Царство сынов солнца. М., 1982.

Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

Ле Грофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1,2. – М.: Искусство, 1994.

Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства. – СПб.: «Академический проект», 2004.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989.

Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1994.

Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, 2006.

Малиновский Б. Научная теория культуры. – М.: О.Г.И., 2006.

Маркс К. Письмо к П.В. Анненкову 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 27.

Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 3.

Массе А. Ислам. М., 1982.

Мастера искусства об искусстве: в 7т. М., 1965-1970.

Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Минск, 1997.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах.М.,1995.

Мировая художественная культура. Россия в 9-19 веках. М., 1997.

Мифы в искусстве старом и новом. М., 1992.

Мифологический словарь. М., 1991.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1992.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1992.

Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. / Под. Ред. П, Бергера и С. Хангтинтона - М.: Аспект Пресс, 2004. – 379 с.

Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.

Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к 21 веку. - М.: Лабиринт, 1994.

Неру Д. Открытие Индии. В 2-х кн. М., 1989.

Несбит Д. Мегатренды – М.: ООО «Издательство АКТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 380с.

Новое в синергетике: взгляд в третье тысячелетие. – М.: Наука, 2002.

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. - М.: Наука, 1990.

Панарин А.С. Народ без элиты. – М.: Алгоритм, 2006.

Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Алгоритм, 2003.

Проблема человека в западной философии - М.: Прогресс, 1988.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т. М.,1993

Рашкова Р. Католицизм - СПб.: Питер, 2007.

Ревуненко Н. Протестантизм - СПб.: Питер, 2006.

Русская идея. - М.: Республика, 1992.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.

Столович Л. Красота. Добро. Истина. М., 1996.

Струве В.В. Культура Древнего Египта. М., 1975.

Тайлор Э.П. Первобытная культура. - М.: Изд-во политической литературы 1989.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека – М.: Наука, 1987.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

Тоффлер А. Третья волна. М., 1998.

Тоффлер А. Метаморфозы власти. М., 2001.

Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изабразительных произведениях. М., 1993.

Флоренский П. Иконостас. Соч. В 4 т., т. 2., М., 1996.

Флоренский П. О реализме. Соч. В 4 т., т. 2., М., 1996.

Форрестер Джей Мировая динамика - М.: ООО «Издательство АКТ»; СПб. Terra Fantastica, 2003.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Дж. Уилсон, Т. Якобсен. В предверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: Изд-во политической литературы 1983.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на Дону, 1997.

Честертон Г.К. Вечный человек - М.: Изд-во политической литературы 1991. (Святой Франциск Ассизский, Святой Фома Аквинский)

Чумакова Т. Православие. – СПб.: Питер, 2006.

Шапиро Р. Прогноз на будущее - М.: АСТ МОСКВА, 2009.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью - М.: Прогресс, 1992.

Шлезингер А. Циклы американской истории – М.: Прогресс, Прогресс-академия, 1992.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21.

Эррикер К. Буддизм – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2005.

 

 

12. СЛОВАРЬ

АККУЛЬТУРАЦИЯ — процесс взаимодействия культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Понятие А. начало использоваться в американской культурной антропологии в (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи).

АРТЕФАКТ (от лат. — искусственно сделанный) — в обычном понима­нии любой искусственно созданный объект. В культурологию это поня­тие пришло из археологии, где использовалось для различия естественных и искусств, объектов. К основным модальностям существования артефактов можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сум­ма модификаций при его использовании), семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

АРХЕТИП (греч.) — прообраз, первоначало, образец. Понятие разработано в аналитической пси­хологии Юнга. Архетипы коллективного бессознательного отличаются Юнгом от «комплек­сов», содержащихся в личностном бессознательном, в которые входят преж­де всего вытесненные из сознания представления. Тем самым Юнг отли­чает свою аналитическую психологию от психоанализа Фрейда. Коллективное бессознательное включает в себя не только вытесненные на протя­жении индивидуальной жизни влечения, но также память всего человеческого рода. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно переда­ется по наследству и является тем самым основанием, на котором вырас­тает индивидуальная психика. Подобно тому, как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие для все­го живого инстинкты, и специфически человеческие бессознательные реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутреннего мира. Под влиянием врож­денных программ, универсальных образцов находятся не только элемен­тарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. Архетипы коллективного бессозна­тельного являются своеобразные когнитивными образцами, на которые ориен­тируется инстинктивное поведение: интуитивное схватывание Архетипы пред­шествует действию, «спускает курок» инстинктивного поведения. (См.: Архетипы культурные).

АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ - базисные элементы культуры, фор­мирующие константные модели духовной жизни. Содержание архетипов культурных со­ставляет типическое в культуре, и в этом отношении они объективны и трансперсональны. Формирование архетипов культурных происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в про­цессе систематизации и схематизации культурного опыта. Наиболее фундаментальны в составе культуры а) универсальные архетипы культурные и б) этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы).

а) Универсальные архетипы культурные — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного со­юза мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века» и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеческого существования. В культуре, понятой как «ненаследственная память коллекти­ва» (Б.А. Успенский), архетипы культурные выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллектив­ного опыта. Охраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные архетипы культурные обеспечивают преемственность и единство обще­культурного развития.

б) Этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы) представ­ляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каж­дой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа.

В германской духовности Юнг выделяет архетипический образ Вотана — «данность первостепенной важности, наиболее истинное выражение и непревзойденное олицетворение того фундамен­тального качества, которое особенно присуще немцам» (Юнг, «Вотан»). Как о русских этнокультурных архетипах можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах «града Китежа» или фольк­лорного Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духов­ности, как «отзывчивость» или «открытость», «женственности» образа России и др.

В этнокультур­ных архетипах в сгущенном виде представлен коллективный опыт наро­да; собственно, они есть результат превращения этнической истории в базо­вые модели этнического культурного опыта. Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый историческийй контекст. Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть «шаг в прошлое», возвращение к архаическим ка­чествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присут­ствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры.

АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и ус­ваивают культуру другой этнической группы. Довольно часто термин «ассимиляция» обозначает особую политику доминиру­ющей национальной группы в отношении этнических меньшинств, направленную на искусственное подавление их традиционной культуры и создание таких социальных условий, при которых участие меньшинств в институциональных структу­рах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов (образцов) данной группы.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — искусственно созданная компью­терными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнут­ри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощуще­ния. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно всту­пать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

ГЕРМЕНЕВТИКА — 1) искусство понимания как постижения смыс­лов и значения знаков; 2) теория и общие правила интерпретации тек­стов; 3) философское учение об онтологии понимания и эпистемологии интер­претации. Герменевтика возникла и развивалась как способ толкования сак­ральных, исторических, или художественных текстов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.202 сек.)