|
||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура пособияМатериал для его осмысления студентом дается в следующем порядке: Тематический план всего курса. Комментарии к плану. Структура курса и его концепция. Планы семинарских занятий для очников. План семинарского занятия для студентов-заочников. Перечень вопросов к зачету (экзамену). Тестовые задания Основные требования к содержанию и оформлению контрольных работ. Темы контрольных работ и литература. Словарь понятий и терминов.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4. КОММЕНТАРИИ К ПЛАНУ.
В комментариях к плану дается общая панорама курса, его логика, объясняется и обосновывается данная последовательность тем и разделов. Особо следует подчеркнуть, что каждая предыдущая тема предлагает необходимый материал для осмысления последующих тем и, одновременно, является их методологической базой. Это значит, что в предыдущей теме содержатся необходимые материалы для понимания проблем, рассматриваемых в следующей теме, а также средства, инструменты их системного, обоснованного рассмотрения. Последнее можно пояснить и так: одно из положений структурализма гласит: текст можно понять только через другой текст. Этот «другой текст» есть ваши знания (ваш багаж) и та установка, с которой вы приступаете к осмыслению нового текста. Поэтому, усваивая, осмысливая одну тему, вы развиваете, дополняете, корректируете свой первоначальный «текст» и готовитесь к прочтению нового «текста» (новой темы).
Взгляните внимательно на приведенный выше план. Вы обнаружите в нем названия существовавших в прошлом и существующих сейчас культур и цивилизаций, некоторые известные и неизвестные вам понятия, знакомые и незнакомые имена мыслителей, философов. Часть пунктов плана представляют собой постановку проблем о прошлом, настоящем и будущем общества, культуры, человека. Вот вы читаете названия древних цивилизаций: Египет, Шумер, Вавилон, Индия, Китай; чуть ниже - название больших эпох становления европейской культуры: Античная культура, Христианская культура Средневековья, культура Возрождения, культура Нового Времени, европейская культура 19-20 веков; история и особенности культуры России. Постарайтесь восстановить в своей памяти то, что вы уже знаете о древних и современных культурах и цивилизациях. (Вспомните школьные курс истории и литературы, курс «мировая художественная культура», прочитанные Вами произведения художественной и популярной литературы, соответствующие программы телевидения, фильмы, пригодятся и знания, приобретенные при изучении других дисциплин в ВУЗе и т.д.). Представьте себе основные достижения этих цивилизаций в промышленности, в сельском хозяйстве, в государственном строительстве, в духовной культуре (философии, науке, искусстве и др.). Вспомните, из каких социальных слоев и групп состояло то или иное общество (священники, воины, чиновники, ремесленники, рабочие, колхозники, ковбои, програмисты, и т.п.). Представьте их поведение в быту (где жили, как одевались, что ели и т.п.). И, наконец, главное – подумайте, во что верили, о чем мечтали и на что надеялись эти люди? В чем состояла удача или неудача в их жизни? Какой жизненный путь почитался как праведный, достойный подражания, а какой нет? Т.е., в чем представители разных культур и эпох, слоев и классов, этносов, возрастных и профессиональных групп видели смысл своей жизни? Расположите культуры (цивилизации), эпохи по шкале времени по принципу последовательности их существования: «до - одновременно - после». Теперь задумайтесь: могли ли они как-то влиять друг на друга? В чем это влияние могло бы выражаться? Ощущается ли это влияние сегодня? Припомните, что вы знаете о названных в плане мыслителях (Гегеле, Марксе, Конте, Данилевском, Шпенглере, Тойнби, П. Сорокине, К. Ясперсе)? Что происходило в то время, когда они жили и творили? (Европа и Россия 19-й – первая половина 20-го веков) Как их современники и они сами относились к происходящим событиям, как оценивали прошлое и настоящее, и каковым им представлялось будущее человека и общества? Есть что-либо общее между проблемами, стоящими перед людьми того времени и проблемами, стоящими перед нами? Подумайте о том мире, в котором мы сейчас живем. Сохранились ли сейчас те или иные достижения и особенности существовавших ранее культур, цивилизаций? Влияют ли они на процессы, происходящие в жизни стран и народов? Сбылись или нет предсказания и чаяния названных мыслителей? Если да, - то в какой степени? Если нет, то почему? Что ждет мир и Россию в ближайшем и отдаленном будущем? Ответы на эти вопросы и составляют основную проблематику курса культурологии. Поэтому размышление над этими вопросами может стать первым и весьма продуктивным шагом на пути проникновения в содержание и дух новой дисциплины. Причем, было бы хорошо, если бы вы смогли где-то зафиксировать, записать ваши рассуждения и ответы на вышеназванные вопросы. Затем, после окончания курса, опять вернитесь к этим вопросам. Теперь вы сможете сопоставить старые и новые рассуждения и ответы. Надеюсь, что вы сразу увидите, как изменится аргументация ответов, возрастет степень их альтернативности и гибкости, убедительней станет их доказательная и фактологическая база. Следует ли говорить о том, что, шаблонных ответов нет? Каждый должен найти свои ответы и прийти к ним самостоятельно! А это далеко не тождественно скоропалительным суждениям на основе обыденного опыта или спешного применения знаний, приобретенных при изучении других дисциплин. «Самостоятельно» означает здесь: «полученное в результате собственных усилий». Ваш труд должен возвышать вас до уровня людей, понимающих всю сложность современного состояния культуры и проблем, стоящих перед человечеством, связанных с ее сохранением и преумножением. А для этого вам следует вступить в диалог с ведущими мыслителями. А чтобы этот диалог был плодотворным, он должен вестись на одном языке, т.е. вы должны понимать то, о чем эти мыслители пишут. Для этого вам необходимо знать основные понятия культурологии, а также концепции этих мыслителей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |