|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. 5 страницаматериалов в пику современности. Его учение опиралось на мощь и незыблемость индивидуального духа в царстве природы. Как подлинный опыт древних германцев, эта религия должна была воскреснуть в вере и моральном единении нового движения пангерманистов.
Для воссоздания древнего знания Лист использовал понятия современной теософии. В этом ему послужили два различных источника. Первым стало творчество Мак- са Фердинанда Зебальдта фон Верта (1859-1916). Зе- бальдт начал свою литературную карьеру как издатель журнала «Практическое христианство» (1891) при со- трудничестве Морица фон Эгиди, выдающегося пред- ставителя Lebensreform в Германии. Много писал о путе- шествиях и чужих странах. В 1897 начал публиковать толстые тома по сексологии. Его «Ванидис» (1897) и D. I. S. «Сексуальные религии» (1897) описывают сек- суальные религии арийцев, священные евгенические практики, предназначенные для укрепления чистоты расы. Обе работы опубликованы Вильгельмом Фридрихом в Лейпциге, известным своими теософскими изданиями и проилллюстрированы магическими кривыми свастики; рисунки делал теософский художник Фидус. Затем Зе- бальдт опубликовал «Генезис» (1898-1903) в пяти томах, где исследовал эротизм, либидо, манию в контексте сек- сологии и расизма.
Берлинский автор с очевидностью предвосхитил ариософию, соединив расовые доктрины с оккультными идеями и сопроводив это сочетание причудливым истол- кованием тевтонских мифов. Содержание «Ванидиса» указывает на его склонность к выявлению метафизиче- ского смысла символики немецкого пантеона. По Зе- бальдту древняя арийская космология определялась твор- ческим актом бога Мундельфори (Mundelfцri), который создал мир из первоначального огненного хаоса. После чего определилась двойственность полярных начал ма- терии и духа, мужского и женского. Он настаивал на значении евгенических мероприятий для арийского пре- восходства, поскольку только соединение «чистых противоположностей» могло бы освободить первоначаль- ную энергию, заложенную в этой двойственности и тем самым способствовать рождению отличного потомства. Схожие идеи в последующие годы появились и в труда Листа.
Первое указание на то, что Лист знаком с творчество Зебальдта содержится в его анонимной статье «Germanischer Lichtdienst», опубликованной в «Des Scherer», сатирическом тирольском ежемесячном журна- ле, сотрудничавшем с австрийскими пaнгepмaниcтaми. Обсуждая религиозное значение языческих солнечных феерий. Лист высказывал предположение, что этот риту- ал символизирует первоначальное рождение солнца. Он также утверждал, что свастика является священным арийским символом, поскольку происходит Feuerquirl -- огненной метелки (венчика), вращением ко- торой Мундельфори приводил космос к бытию. В сен- тябре 1903 венский оккультный журнал «Гнозис" опубликовал статью Листа, также отсылающую к 3е бальдту. В ней исследуется «древнеарийская сексуальная религия» и мистическая космогония, фазы которой иллюстрируются иероглифами <f2.gif>. Здесь Лист также впервые упоминает о бессмертии, перевоплощении и кармической предопределенности. Он различает мeжду экзотерической (вотанизм) и эзотерической (арманизм) формами религиозного учения и пишет о неограниченной власти, которую посвященные имели над обычными людьми в древней Германии. Тевтонские боги, Вотан, Донар и Локи понимаются им как символы эзотерйческих, космологических идей, что является зембальдтианским штампом, очевидным для современников. Этой статьей Листа отмечен первый этап в истолковании германской оккультной религии, главной заботой этого этапа высту- пала расовая чистота.
В последующие несколько лет работы Листа приобрели откровенно теософский характер. Его заметки и ссылки постоянно указывают на «Тайную доктрину Блаватской, опубликованную в немецком переводе Вильгельмом Фридрихом, и на немецкое издание «Ут- раченной Лемурии» Вильяма Скотта Эллиота с описанием сказочного континента и исчезнувших цивилизаций. Лист больше не употребляет привычное «немцы» и «народ», но пользуется словами «ариогерман- цы» и «раса», как будто подчеркивая совпадение с пятой корневой расой в этнологической схеме Блаватской. Жре- цы Вотана, вопрос о которых Лист впервые поднял в 1890-х годах, теперь превратились в просветленную гностическую элиту посвященных (Armanenschaft), что соответствовало иерофантам «Тайной доктрины». в «Таинствах ариогерманцев» (1908) основные элементы теософской космогонии в их предполагаемом отношении к арийской вере хлынули потоком. Скрытые и явные божества, рождение мира божественным дыханием, первичный огонь как источник силы, напоминающей Fohat, постепенная эволюция космоса в соответствии с подчинением этой силы «законам природы», -- все это получило здесь детальную проработку. Заголовки разде- лов сопровождались теософскими надписями и знаками <f3.gif>. В синтезе теософии и немецкой мифологии за- кладывался фундамент мировидения (weltanschaung) Листа. Тогда как в первых трех «исследовательских отче- тах» слово «теософия» применительно к воображаемому миру тевтонских верований встречалось только случайно.
Лист обнаружил глубокое знание теософических де- талей. Жизнь у него развивалась в соответствии с «раз- мерностью», ее усиление предполагало прогрессивное вос- хождение через круги. Он также упоминал о дирижаблях и циклопических постройках атлантов. «Религия ариогер- манцев» (1910) содержала долгое обсуждение индуистских космических циклов, воодушевленное гипотезой Блаватской. Лист был глубоко захвачен количественным соответствием между арифметическими загадками «Гримнизмал» в Эдде и числом лет в Калиюге, самой короткой и наиболее упадочной из индуистских эпох. Источником своих размышлений он считал «Тай- ную доктрину» Блаватской. Астрологические анализы в его книгах появились в 1910 году, в том же году Тео- софский Издательский Дом выпустил первый популярный немецкий астрологический журнал.
В «Die Bilderschrift der Arro-Germenen (1910) тео- софская космогония описана следующим образом: изу- чение того, как божество обнаруживает себя, ведет к трем формам Логоса и соответствующим кругам огня, воздуха, воды и земли. Лист изображает эти этапы при помощи индуистских знаков Блаватской <f4.gif> и связывает первые четыре круга с мифологическими тев- тонскими царствами Муспильхайм, Асгард, Ваненхайм и Мидгард, в которых правили соответственно драконы огня, боги воздуха, титаны воды и люди. В его адаптаци семи корневых рас для каждого круга тоже сказывается влияние Блаватской. Лист полагал, что ариогерманцы представляли пятую действующую расу в нынешнем кру- ге, а имена мифических тевтонских гигантов приписывал четырем предшествующим расам. Дилювиальные атланты были признаны родственными титану Бергельмиру, пережившему потоп в северной мифологии, а треть раса -- титану Трудгельмиру. Соглашаясь с Блаватской Лист полагал, что третья раса (ее лемурианцы) первой перешла к половому размножению. Две первые расы родственные Имиру и Оргельмиру, были андрогинами соответствовали астральной и гиперборейской расам схеме Блаватской.
Эта германизация теософии представлена трем таблицами в приложении. Первая из них иллюстрируя эволюционные ступени одного полного циклического перехода от единства к множественности и до возвра- щения к единству. Теософские понятия неявного и явного божества, трех форм Логоса, пяти первоначальных сфер (включая эфир) и появление человечества Лист сопро- водил германизованными мифологическими эквивален- тами. Так, божество Аллватер раскрывалось у него трех формах Логоса, каковы Вотан, Вили и Ви. Серии направленных против часовой стрелки трискелионов свастик, перевернутые треугольники, символизировал этапы космической эволюции нисходящего цикл (движение от единства к множественности), в то время как движение по часовой стрелке и линии, обращенных вверх, свидетельствовали об обратном пути к богу. Взаимное наложение «падающих» и «восходящих» линий образовывало знак сложной структуры, похожий на гек- саграмму и Мальтийский Крест <f5.gif>. Лист утверждал, что эти последние знаки особенно священны, поскольку они соединяют противостоящие силы творения: на вершине цикла они указывают на ариогерманского богочеловека высшую форму, которой только может достичь жизнь в универсуме. Две другие таблицы содержат каббалистиче- скую схему «соответствий» между растениями, деревьями птицами и божествами классического и немецкого пан- теонов. Франц Гартман комментировал эту работу, сравнивая ее с «Разоблаченной Изидой» Блаватской и хвалил Листа за раскрытую им связь германских и индуистских учений.
В 1914 году Лист опубликовал шестой и последний из своих «исследовательских отчетов», «Протоязык ариогерманцев», в котором вводились все новые тео- софские понятия применительно к национальному прош- лому. Для корневых рас лемурианцев и атлантов он предназначил земли затонувших континентов, о которых он прочитал у Вильяма Скотта-Эллиота, чью карту и зоспроизводил. Лист думал, что доисторические мегалиты и огромные обломки скал Нижней Австрии указывают на сохранившиеся Атлантические «островки» в центре современного европейского континента. На карте, прила- гаемой к работе. Лист пытался соединить геологические периоды Земли, по данным современной палеогеографии с фазами последнего теософического круга 4 320 000 000 лет или кальпа по индуистской хронологии.
Почему же теософия стала такой важной частью исследований Листа? Один из ответов на этот вопрос может связываться с чрезвычайной модой на теософию и с тем фактом, что многие участники Общества Листа глубоко интересовались оккультизмом. Фридрих Ванек, например, был рьяным спиритуалистом и верным учеником теософских махатм, Мория и Куут Хууми; полковник Блазиус фон Шемуя (1856-1920) был связан с мистической школой Алоиса Мэландера в Дармштадте, с 1890, среди последователей которого были также Франц Гартман и Вильгельм Губбе-Шлейден. Шемуя был вы- дающимся теософом и другом Деметера Джоржвитца- Витцера (1873-1949), издававшим Zentralblatt fьr Okkultismus и писавшим различные оккультные труды под псевдонимом G. W. Surya; Макс Зелинг написал статью о Мэландере и другие книги по спиритизму и оккультизму; Фридрих Швиккерт (1857-1930) изучал труды сэра Эдварда Бульвер-Литтона и написал иссле- дование об эликсире жизни. Он же стал одиним из ве- дущих астрологов в Веймарской Германии; Карл Хейзе оыл участником культа Mazdarnan и вместе со своим оратом Генрихом основал коммуну под названием «Ариана» близ Цюриха; Владимир фон Эглоффштейн увлекался хронологическими построениями, касательно циклов и написал эзотерическую историю церкви. На- конец, и сам Ланц фон Либенфельс со своим мощным направлением расистского оккультизма многим был обя- зан теософии. Лист заимствовал некоторые идеи у своего
молодого друга: об оккультном значении тамплиеров, о манихейской борьбе между расой господ (ариогерманцы) и расой рабов (не-арийцы); о первоначальной родины арийцев, исчезнувшем полярном континенте под на- званием Arktogдa.
Теософия предлагала этим людям целостный взгляд на мир, возможность видеть настоящее через призму прошлого. Воображаемое прошлое оправдывало множе- ство самых разных социальных, политических и куль- турных идеалов, таких как расизм, магия, иере фантический элитаризм, единодушно отвергавших со ременный мир. Будучи вполне мифологическим, это оправдание все же включало в себя современные научные достижения, представления об обществе и истории ссылки на сверхъестественное. И это было спасением для тех, кого не устраивала современная жизнь. В лучшем случае, оккультные предрассудки могли усилить и на- полнить смыслом сопротивление происходящим социаль- ным процессам. В худшем случае, они позволяли уйти в мир фантазии, где обладатели истинного знания могли чувствовать себя удобно и издалека сетовать на беды мира действительного.
ARMANENSCHAFT
Политическая мифология Листа о сословии служителей Вотана опирается на идею политической власти пос- вященных как в старом, так и новом обществе. Впервые эта идея была сформирована им в лекциях и статьях 1890-х годов, но как принципиальный элемент его во- ображаемого мира определилась в 1908. Термин Annanenschaft, которым Лист определил древнюю иерархию, восходит к его адаптации тевтонского мифа изложенного Тацитом в «Германии». Римский автор со- общает, что история происхождения древних германцев сохранилась в обрядовых песнях. Этими песнями встре- чали рождение земного бога Твиско и его сына Мануса - основателей расы. В них также пелось о том, что Манус имел трех сыновей, по имени которых были названы три главных племени древних германцев: племена, жившие на побережье, получили имя «Ингевонов»; жившие
континенте -- «Гермионов»; и прочие -- «Истевонов». В пику Тациту и другим классическими историкам, пытавшимся связать эти имена с географией. Лист ут- верждал, что они указывают на социальные сословия внутри ариогерманского племени. Он полагал, что Ин- гевоны, Гермионы и Истевоны представляют сельскохо- зяйственное, интеллектуальное и военное сословие соот- ветственно. Интеллектуальное сословие, клан королей- священников, послужило Листу основанием всех дальнейших политических построений. Он гер- манизировал слово Гермион в «Агшапеп», имея в виду наследников солнечного короля, а их сообщество опре- делил термином «Armanenschaft».
Короли-священники были ответственны за все дела правления и образования древнего общества, эти обязан- ности были возложены на них их глубокой мудростью. Мудрость состояла в знании германской теософии. Обла- дание этим знанием рассматривалось как абсолютное и священное право политической власти для посвященных, тогда как общество расслаивалось в соответствии с тем, насколько каждый класс причастен знанию. Лист под- черкивал то обстоятельство, что указанное знание не было одинаково доступно всем членам общества. Он ука- зывал на двухъярусную систему экзотерического и эзо- терического обучения знанию. Экзотерическая доктрина (Вотанизм) предполагала популярную форму мифов и притч, предназначенных для низших социальных классов, эзотерическая доктрина (арманизм) имела дело с тайнами знания и ограничивалась учениками из высшего круга. Поскольку Armanenschaft было структурой, ответствен- ной за образование, то такое разделение административно было легко достижимым.
Лист описывает Armanenschaft, пользуясь кон- цепциями франкмасонов и розенкрейцеров. Элита свя- щеннослужителей разделялась на три ранга в соот- ветствии с рангами иерархии ложи: вступающие в ученичество, братство и мастера масоны. Каждая ступень означала определенную степень посвящения в знание. Помня о масонских ритуалах, Лист каждый ранг древних священников снабдил собственными особыми знаками, рукопожатиями и паролями. Перед тем как перейти в ранг брата, неофит должен был провести семь лет за изучением Эдды и элементарной теософии. На следую- щей стадии обучения он путешествовал по другим цен- трам арманизма, приобретая необходимый опыт свя- щенника, руководителя и учителя. По прошествии семи лет, подготовленный и умудренный брат мог перейти в ранг мастера, на ступень полного посвящения. Здесь он прикасался к последним тайнам знания, которые не могли быть сообщены при помощи языка: Лист описывал эти таинства знания такими оккультными формулами как «утраченное слово мастера», «непроизносимое имя бога» и «философский камень», изъятых из масонского, каб- балистического и алхимического наследия XVIII века или же собственной формулой, составленной из пяти гласных <f6.gif> Arehisosur <f7.gif>. Франкмасонство, таким образом, по- служило Листу моделью для иерархии священников, осно- вывающей свою власть на механизмах посвящения.
Помимо власти мастера над подчиненными ему брать- ями, гностическая градация поддерживала и кол- лективную власть Annanenschaft над непосвященным большинством. Обладая «высшим и священным статусом» Annanenschaft пользовалась и соответствующими высшими привилегиями. Поскольку и король, и знать происходили из коллегии мастеров, сословие абсолютно доминировало в делах правления. Знание священников сочетало в себе науку, религию и право, что позволяло им пользоваться абсолютной властью как учителям, жре- цам и судьям. Органы правления, школы и суды являлись арманистскими центрами или «высшими зонами" (Halgadome). Всякая власть, таким образом, выступала как средоточие законности и святости.
Рассказывая историю Annanenschaft, Лист продолжая опираться на оккультные материалы розенкрейцеров алхимии, военных религиозных орденов и франкмасон ства. Он утверждал, что Armanenschaft, подвергнувшееся преследованиям в древней Германии, выжило до насто- ящего времени лишь в силу того, что его таинства тща- тельно оберегались в обществах розенкрейцеров и франк- масонов, рыцарскими орденами и учеными магами Ре- нессанса, превзошедшими все герметические каббалистические науки. Связь между этими различными группами скрывается запутанной мифологией теософов и атмосферой тайны, окружающей такие общества XVIII веке. Для того, чтобы понять оценку Листом этих групп как социальных агентов арманизма в темные вре- мена, необходимо подробно рассмотреть эти мифологии.
История указанных мистификаций может быть понята только в связи с ростом иррационализма в середине XVIII столетия. Эта тенденция частично оказалась реакцией на изменение взглядов просвещенных на- следников абсолютизма в Германии, которые отказались считаться с наследием традиционных законных привилегий, неприкосновенности духовенства и народных предрассудков. Реформа просвещения представляла уг- розу для многих людей, поскольку обещала разрушить скрепленные временем привычки и культурные ценности. В иррационализме люди нашли конкретное идеологиче- ское оружие для борьбы с грядущим обновлением. Су- ществовали и более древние источники нового иррационализма: традиционная религиозность, пиетизм, восхищение мистическим способом решения загадок природы, -- все это находило выражение в оккультных науках. Новый иррационализм был, таким образом, результатом слишком высокой оценки эмоций и интуиции, соединенной с отвращением ко всякому аналитическому разуму, материализму и эмпиризму. Ду- ховное настроение, широко распространенное в Германии, породило множество сект и обществ во второй половине восемнадцатого века, посвятивших себя всему оккульт- ному и таинственному. Именно они и ответственны за оживление интереса к алхимии, розенкрейцерам и франк- масонам.
Возникновение ордена розенкрейцеров следует датировать началом семнадцатого века, когда в Касселе были опубликованы два анонимных манифеста, приписы- ваемых Chymische Hochzeit Иоанна Валентина Андрее (1586-1654). В манифестах объявлялось о существо- вании тайного братства, имеющего целью «универсальное и всеобщее преобразование мира». Предположительным создателем братства назывался Христиан Розенкрейц, живший приблизительно с 1378 по 1484. Преобразование мира должно было совершиться путем соединения про- тестантизма с магией и алхимией и каббализма с сов- ременными медицинскими и научными знаниями. Фрэнсис Йетс высказывал предположение, что манифесты выражали надежды, возлагаемые на Фридриха II, как на «политико-религиозного лидера, призванного решить проблемы века» в то время как их содержание выглядело своеобразным герметическим возрождением среди проте- стантских интеллектуалов в эпоху, когда угасли перво- начальные импульсы герметизма (Возрождение, XV век). Привлекательность такого проекта во времена жесткого религиозного и идеологического противостояния кануна Тридцатилетней войны очевидна. Из этой смеси мистиче- ского благочестия, утопических надежд и герметико-каб- балистических идей возник миф о розенкрейцерах, ко- торый на протяжении многих лет очаровывал интеллек- туалов, стремящихся к знанию и моральному обнов- лению. Клаус Эпштейн отмечал, что особенно привлекательным он выглядел для консерваторов, пос- кольку подчеркивал ценность древней мудрости для бу- дущего развития.
Если розенкрейцеры начала XVII века лишь частично были связаны с алхимией, то их наследники серьезно сосредоточились на овладении секретами превращений, на «философском камне» и эликсире жизни. В 1710 году в Бреслау вышла работа под загадочным названием Die warhaffte und vollkommene Bereitung des Philosophischen Steins der Brьderschaft aus dem Orden des Gulden -- und Rosen-Creutzes. Ее автором был Sincerus Renatus, в действительности Зигмунд Рихтер, пастор в Силезии, изучавший Парацельса и Якоба Беме. В свете других документальных находок, касающихся Центральной Ев- ропы, Кристофер Макинтош утверждает, что распрост- раненное алхимическое движение под названием Gold und Rosenkrenz существовало во второй половине XVIII века. То ли в 1747, то ли в 1757 в Берлине возник квазимасонский розенкрейцеровский орден с ана- логичным названием, с иерархией из девяти рангов основанной на каббалистичееком Древе Жизни. Эта организация имела известное политическое влияние, пос- кольку среди ее братьев числились король Фридрих Вильгельм II и его первый министр Иоганн Кристоф фон Вольнер (конец 1780-х). Идеология ордена связывала мистицизм с консервативными и антипросвещенческими позициями.
Лист был знаком с источниками розенкрейцеров, пос- кольку использовал каббалистическую иерархию десяти степеней, особо отличающую некоторые ордена. Возмож- но, он унаследовал эту идею от Франца Гартмана, ко- торый мог быть знаком с розенкрейцеровскими структу- рами Ордена Золотого Дна (Англия), поскольку, в свою очередь, общался с Теодором Рейссом, основавшим в 1902 отдельные масонские и розенкрейцеровские ложи вi Германии совместно с Вильямом Весткоттом, непосред- ственным участником Золотого Дна. В любом случае литература о розенкрейцерах в Германии начала век была очень многообразной. О них писали и Франц Гарт- ман и Рудольф Штайнер, алхимико-розенкрейцеровские тексты конца XVIII века публиковались в журнале Цильмана (1905). Когда Лист сделал далеко идущее утверждение о том, что розенкрейцеры XVII и XVIII ве- ков являлись носителями арманистского знания, он тем самым пополнил штат адептов для своего учения. Кроме отклика, какой это утверждение нашло у теософов, мож- но было рассматривать его и как цель первоначальных розенкрейцеров. В контексте Листа «универсальное и все- общее преобразование» дополнялось национальным воз- рождением, возможным благодаря проникновению в традицию арийско-германской мудрости.
Помимо предположительной связи тамплиеров с ар- манизмом, необходимо отметить и отношения Рыцарей Храма с оккультизмом. Эта сложная история касается двух различных мифологических линий: средневековой легенды о тамплиерах и ее смешении с франкмасонством в XVIII веке. Основанный в 1118 году первый союз Ры- царей Храма был странствующим военно-религиозным орденом; он вынужден был покинуть Святую Землю в 1291 году. Затем орден стал жертвой клеветнической кампании, открытой королем Франции, который не мог терпеть в своих пределах их власти и влияния. Он обвинил тамплиеров в сатанинских культах, извра- щениях, богохульстве, включая поклонение огромному идолу в форме человеческой головы. По причине этих наветов, орден был безжалостно истреблен, а его руко- водители сожжены в 1314 году. Несмотря на возможную ложность обвинений, исторические свидетельства о тамплиерах окружены аурой тайны и ереси. Атмосфера средневекового преследования сказалась и на масонской версии движения.
В начале XVIII века возникли институты современ- ного масонства. Следует отметить, что новая организация молитвенных домов институционально была связана с действующими ложами масонов и мастеров-строителей, датирующихся еще XIV и XV веком. В конце XVII века франкмасоны стали объединять действующие ложи с целью создания организации, где профессиональная и правящая верхушка смогла бы обсуждать вопросы политики и бизнеса в атмосфере духовного единства и солидарности. Новая структура унаследовала ритуалы старой, только традиции братства стали аллегорией и символизировали идеи веры и всеобщей любви. После офицального возникновения в Англии в 1717 году, ма- соны вскоре переместились на континент. В Германии, где масонские обряды интенсивно проникали в мистические и теософские секты, франкмасонство начало смешиваться с наследием тамплиеров.
Хотя идея рыцарского масонства впервые проникла в 1737 во Францию, первый орден тамплиеров возник в Германии под началом барона Готтхельфа фон Хунда (1722-1776). Назвав свой орден Орденом Строгого Повиновения. Хунд объявил, что владеет секретными документами тамплиеров, датированными временем их преследования и доказывающих, что его орден является законным наследником тамплиеров. Хунд был убежден, что тамплиеры были причастны тайнам храма Соломона в Иерусалиме, что и послужило причиной возникновения ордена. Считается, что такая римская мистификация франкмасонства появилась с очевидной целью обеспечить аристократическим происхождением институт, состоящий из среднего класса, и компрометируемый низким прош- лым ремесленников.
Масонский и оккультный интерес к тамплиерам в конце XVIII века повлиял и на ученых, изучающих верования и культы исторических тамплиеров. В попытке связать их ересь с экзотическими культами внимание сосредоточилось на богохульстве и на поклонении голове идола. Одна из версий описания головы, содержащихся в судебных документах, называет ее Бафомет и связывает ее смысл с мусульманской верой. Это имя отсылает также к гностическому культу Офита, процветавшему в первые пять веков нашей эры. Иозеф фон Хаммер-Пургшталь предполагал, что идол заимствован из сектанстких куль- тов, с которыми тамплиеры находились в контакте во время пребывания в восточном Средиземноморье.
Все эти мифологии вошли в оккультный мир в конце XIX века благодаря творчеству выдающегося француз Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.057 сек.) |