АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть третья. АРИОСОФИЫ ГЕРМАНИИ

Читайте также:
  1. II часть «Математическая статистика»
  2. II. Недвижимое и движимое имущество. Составная часть и принадлежность
  3. II. Практическая часть.
  4. II. Практическая часть.
  5. II. Теоретическая часть урока.
  6. III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  7. А. Основная часть
  8. Александр Хатыбов и Николай Левашов - слияние концепций. Часть 2. Мерность и октава
  9. Анализатор – это сложная нейродинамическая система, которая представляет собой афферентную часть рефлекторного аппарата.
  10. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  11. Аналитическая часть.
  12. Аналитическая часть.

 

Глава 10. АРИОСОФИЯ В ГЕРМАНИИ

 

Поскольку Лист предпочитал роль мистагога и мастера, окруженного учениками, перед ним стояла задача передачи идей своим последователям, входившим в различные расистские организации вильгельмовской Германии. Среди тех, на кого идеи Листа производили глубокое впечатление были полковник Карл Август Хельвиг, Георг Хауэрштайн старший, Бернард Кернер, Филипп Штауфф и Эберхард фон Брокхузен. Через них оккультно-националистические идеи Листа проникали в организации правого крыла Немецкого Рейха. Хельвиг и Хауэрштайн были среди основателей Reichshammerbund в мае 1912 в Лейпциге, а Керенер, Штауфф и Брокхузен занимали ключевые посты в Germanennorden, ее подпольной филиации. История ариософии в Германии не сможет обойтись и без Рудольфа фон Зеботсендорфа, горячего поклонника Листа и Ланца фон Либенфельса, учредившим между 1917 и 1919 годами две расистские секты в Мюнхене, из которых впоследствии произошла Национал-социалистическая Немецкая Рабочая Партия (нацистская).

 

Reichshammerbund и Germanennorden были крайне

антисемитскими группировками, многим обязанными

выдающимся организаторским способностям Теодора

Фрича, крупнейшей фигуры предвоенного немецкого

антисемитизма и немецкой политики между 1900 и 1914

годами. Фрич родился в семье саксонских крестьян 28

октября 1852 года в Визенау близ Лейпцига и получил

образование как инженер-фрезеровщик. Его организа-

торские способности вскоре обнаружили себя и вполне

проявились в профессиональной и политической деятель-

ности. С октября 1880 он издавал 'Маленький Журнал

Фрезеровщиков, в 1882 приступил к изданию второго

журнала, а затем попытался объединить представителей

своей профессии в Немецкую Лигу Фрезеровщиков.

 

Фрич был обеспокоен тем, что отдельным

предпринимателям и ремесленникам угрожали крупные

фирмы, заводы и массовое производство. Он хотел

ослабить влияние этих факторов путем создания новой

гильдии. Защита интересов малого бизнеса сочеталась у

него с антисемитскими взглядами. Фрич связывал новый

экономический порядок с растущим влиянием еврейского

бизнеса и финансов в Германии. В 1881 он опубликовал

сборник пангерманистских и антисемитских текстов под

названием «Шаровые молнии». В 1887 он написал свой

Антисемитский катехизис и большую серию памфлетов,

озаглавленную «Наболевшие вопросы». В 1884 он создал

свою первую антисемитскую организацию Leipziger

Reformverein, а с 1885 начал выходить ее журнал. В

июне 1889 в Бохуме состоялась антисемитская конфе-

ренция, на ней присутствовали представители из

Франции, Венгрии, Германии и Австрии, включая Георга

фон Щонерера; здесь было принято решение о создании

двух антисемитских парламентских партий. Deutsch-

Coriale Partei, под руководством Макса Либермана и

Antisemitische Volkspartei, возглавляемой вышедшим из

крестьян оратором Отто Боккелем.

 

Фрич не предлагал себя в качестве кандидата для

этих партий, поскольку был убежден, что антисемитизм

не преуспеет в парламенте в качестве политической силы.

Его уверенность в парламентской неэффективности

антисемитизма оказалась правильной. Поскольку после

конференции в Бохуме партий стало больше чем одна,

они конкурировали между собой, снижая тем самым

общее количество антисемитов, прошедших на выборах.

Но образование партий повлекло за собой и другие проб-

лемы. После того как в 1894 обе партии объединились

в Deutsch-Soziale Reformpartei, стремление к парламен-

тскому согласию и сотрудничеству изменило характер

манифеста, акцент на антисемитизм был снижен в пользу

консерваторов и экономических интересов среднего клас-

са. В 1903 антисемитов в парламенте было большинство,

но все они были поглощены консервативным правитель-

ством и целиком зависели от соглашения с такими вне-

парламентскими силами как Сельскохозяйственная Лига

и Немецкая Националистическая Ассоциация Коммер-

ческих Служащих. В 1907 году Deutsch-Soziale

Reformpartei имела на выборах только шесть мест, а в

1912 уже три.

 

Фрич поносил евреев как расово чуждых. В своем

Zur Bekдmpfung zweitausendjдhriger Irrthumer (1886) он

подчеркивал «арийский характер» и его связь с не-

мецкими традициями в языческом контексте. Фрич хотел

переорганизовать интеллектуальную, экономическую,

политическую жизнь нации таким образом, чтобы евреи

не имели в ней места. Это направление мысли Фрича

нашло свое отражение в более «научных» расовых иссле-

дованиях в конце 1890-х. Когда Артур де Гобино (1816-

82) написал свое рассуждение о расовой эволюции и

упадке и пришел к выводу, что арийцы назначены к

вымиранию под натиском черных и желтых рас, Вашер

де Лапуг (1854-1936) и Хьюстон Стюарт Чемберлен

(1855-1927), находясь под влиянием новых зоо-

логических и биологических наук, также сообщили, что

евреи есть раса наиболее вредная для арийского расового

превосходства. В отличие от Гобино, с его опорой на

лингвистику как принцип расовых различий, эти более

поздние расистские авторы занимались измерением че-

репов, регистрацией и других физических характеристик,

таких как волосы или цвет глаз.

 

Фрич стремился к созданию широкого и мощного

антисемитского движения за пределами парламента, он

считал, что это более эффективно. В октябре 1901 года

он разослал проспекты более чем трем сотням людей,

которые прежде входили в актив антисемитской партии.

Ответ оказался разочаровывающим, но в январе 1902 он

создал Hammer, сначала ежемесячный, а затем выхо-

дящий раз в две недели журнал, который должен был

послужить в качестве точки кристаллизации нового

движения. В 1905 году читатели Hammer, число которых

превысило три тысячи человек начали собираться в ме-

стные Hammer группы. Члены этих групп в основном

пришли из распавшегося Jugendbundbewegung и Немец-

кой Националистической Ассоциации Коммерческих

Служащих (DHV). В 1908 году эти группы взяли имя

Dentscherneuerungs-Cemeinde (группы немецкого обнов-

ления): их интересовали антикапиталистические формы

земельной реформы, программа город-сад и

Lebensreform Фрич активно поддерживал самопроизволь-

но возникающие местные организации. В 1904 году его

сотрудник Пауль Форстер опубликовал воззвание к ге-

неральному штабу Vцlkisch движения о форсировании

националистического и расистского возрождения Гер-

мании; в нем говорилось о необходимости объединить

различные группировки и лиги, стремящиеся к созданию

немецких колоний за границей, построить мощный флот,

который мог бы конкурировать с английским и вообще

поднять международный престиж Немецкого Рейха,

очистить родину от вредных социальных элементов, осо-

бенно от социалистов, евреев и других противников

воинствующего немецкого империализма.

 

В марте 1912 года Фрич вспомнил о бессилии прежних

антисемитских политических партий и потребовал соз-

дания новой «надпартийной» организации. 1912 год был

решающим для тех, кто всерьез был обеспокоен поло-

жением нации. В июле 1911 разразился второй марок-

канский кризис и правительство отправило в Агадир

канонерскую лодку, чтобы оказать давление на Францию,

защитить немецкие интересы в Западном Марокко и

передать части французского Конго Германии; все эти

события показали насколько немецкий колониализм ско-

вывают Франция и Британия. Имперские разочарования

усугубились внутренним шоком: на- выборах в Рейхстаг

в январе 1912 года Социал-демократическая партия по-

лучила 110 голосов, тогда как на прошлых выборах их

было только 43. Наиболее пострадавшими на выборах

оказались консерваторы и антисемиты, они получили

только 68 из тех 109 мест, что они имели в парламенте

с 1907 года. Эти тревожные события подвинули Генриха

Класса, лидера антисемитов в Лиге пангерманистов к

публикации политического манифеста. «Если бы я был

Кайзером!» (1912), в котором он призвал к диктатуре и

роспуску парламента, а также обличил евреев в гневной

диатрибе. Фрич представил обзор книги в Hammer и

рекомендовал своим читателям немедленно привести ее

в исполнение. 24/25 мая 1912 года в собственном доме

в Лейпциге состоялась встреча Фрича и двадцати выда-

ющихся пангерманистов и антисемитов, в результате чего

возникли две группы по распространению их идей в

немецком обществе. Карл Август Хельвиг, демобилизо-

ванный полковник из Касселя и член Общества Листа

с марта 1908, возглавил Reichshammerbund, как союз

всех существующих Hammer -- групп; Герман Поль, кан-

цлер палаты мер и весов Магдебурга, стал главой

Germanennorden -- ее тайной организации-близнеца.

 

Очевидно влияние идей Листа на первую из этих

организаций. Уже в феврале 1912- Хельвиг разработал

конституцию для Reichshammerbund. Исполнительная

власть была представлена Bundeswart -- должность,

занимаемая Хельвигом, Ehrenbun-deswert -- почетная

должность, занимаемая Теодором Фричем, и Armanen-

rat -- из двенадцати членов. Последнее название указы-

вает на влияние Листа. Предполагаемые члены

Reichshammerbund должны были гарантировать чистоту

своей арийской крови и крови своих супруг, поскольку

их потомство должно было послужить главным оружием

в борьбе против евреев. Дополнительные указания, вне-

сенные в апреле 1912 предполагали сотрудничество с

католиками, пропаганду среди рабочих, крестьян, учите-

лей и гражданских служащих, офицеров вооруженных

сил и, что особенно важно, среди студентов университе-

тов. Переписка Юлиуса Руттингера, главы Нюрнбергской

ветви Reichshammerbund свидетельствует о медленном

росте организации, о постоянных внутренних раздорах

и мелочных проблемах. В конце 1912 года отчеты нюрн-

бергской группы сообщали, что общее число ее членов

составляет 23 человека, из которых в среднем только 10

присутствуют на собраниях, а из ежегодного дохода в

94,64 марки в кассе находится 5,58 марок. К июню 1913

только девятнадцать филиалов Reichshammerbund суще-

ствовали по всей Германии, наиболее активной была

гамбургская группа. Несмотря на тысячи листовок и

активную пропаганду, лига смогла набрать не более чем

несколько сотен членов.

 

История Germanennorden более сложно связана с иде-

ями Листа. Представление об антисемитском обществе,

организованном по типу тайной масонской ложи возникло

среди vцlkisch активистов около 1910 г. Некоторые

антисемиты были убеждены, что мощное влияние евреев

на немецкую общественную жизнь можно понять только

как результат всепроникающего тайного заговора евреев;

предполагалось, что с таким заговором можно справиться

лишь создав аналогичную антисемитскую организацию.

Весной 1910 года известный vцlkisch журналист Филипп

Штауфф, упомянул в одной из своих статей об идее

такой антисемитской ложи, которая держала бы имена

своих членов в секрете, дабы уберечься от проникновения

врагов. В следующем году Иоханнес Геринг, принадле-

жавший мюнхенской группе Hammer, известной также

как Alldeutscher Verband хорошо знавший Листа и Ланца

фон Либенфельса, написал Штауффу о франкмасонах.

Геринг утверждал, что и сам был франкмасоном с 1894

года, но что этот «древний немецкий институт»

осквернили евреи и новые идеи: в заключение он выражал

уверенность, что возрождение арийской ложи будет весь-

ма полезным для антисемитов.

 

В конце 1911 Герман Поль разослал письма, посвя-

щенные этому вопросу приблизительно пятидесяти

потенциальным сотрудникам-антисемитам. Поль сооб-

щал, что магдебургекая группа Hammer уже создала

ложу, основанную на расовых принципах и ритуалах

германского язычества. Он восхищался церемониалом

ложи, применительно к антисемитской организации: тор-

жественность, тайна, иерархическая дисциплина порож-

дали единодушие столь редкое среди маленьких Hammer-

групп. Поль призывал своих корреспондентов присо-

единиться к движению и создавать другие ложи на основе

этой, добавляя, что проект пользуется полной поддержкой

Теодора Фрича. Возникновение магдебургской ложи мож-

но проследить по документам, отражающим полемику

против Поля в конце 1918. В соответствии с этим

источником, группа Hammer возникла в Магдебурге

осенью 1910и некто Хейнатц захотел превратить ее ядро

в ложу. Члены группы проконсультировались по этому

поводу с Фричем и тот ответил, что такая идея уже

обсуждается в других группах Hammer. 5 апреля 1911

года возникла ложа Вотана, ее мастером был избран

Герман Поль. 15 апреля возникла Великая Ложа с Те-

одором Фричем в качестве Великого Мастера, но работа

над правилами и ритуалами была исполнена ложей Во-

тана. 12 марта 1912 года по совету фрича организация

приняла имя Gertmanennorden.

 

1912 год стал свидетелем быстрого распространения

лож Germanennorden по всей Северной и Восточной

Германии. В январе Поль написал обращение к «предан-

ным ложам», в котором выразил желание иметь скорее

верных, чем многочисленных последователей, которые

смогли бы принять участие в «арио-германском религиоз-

ном возрождении» и подчеркнул необходимость строгого

повиновения и искреннего служения пангерманской

«Арманистской империи». Он потребовал восстановления

расово-чистой немецкой нации, из которой «пара-

зитические и революционные элементы (евреи, выродки

и цыгане)» должны быть исключены. В июле того же

года Поль выпустил первый информационный бюллетень

Germanennorden, в котором сообщалось о торжественном

открытии лож в Бреслау, Дрездене и Кенигсберге; ложи

в Берлине и Гамбурге уже действовали к тому времени.

А братья в Бромберге, Нюрнберге, Тюрингии и Дюссель-

дорфе собирались основать их в ближайшем будущем.

Полный список братьев в это время насчитывал 140

человек, а к декабрю 1912 в Germanennorden состояло

316 братьев, распределялись они следующим образом:

Бреслау 99, Дрезден 100, Кенигсберг 42, Гамбург 27,

Берлин 30, Ганновер 18. В следующем январе ложа из

тридцати братьев возникла в Дуйсбурге. Поль принял

на себя титул секретаря и подписывался «Канцлер Орде-

на». В 1913 возникли ложи в Нюрнберге и в Мюнхене,

но в целом распространение Ордена в Северной и Восточ-

ной Германии шло успешнее, чем в южных провинциях.

Весной 1914 группу Reichshammerbund в Мюнхене воз-

главил Вильгельм Ромедер, лидер Deutscher Schulverein

член Общества Листа с 1908 года. Очень многие члены

одновременно принадлежали двум организациям.

 

История возникновения Germanennorden должна быть

дополнена сообщением о ее задачах, правилах и ритуалах.

В соответствии с программой, разосланной по провинциям

основной задачей Germanennorden была борьба с евреями

и их деятельностью путем создания центра, в котором

собирались антисемитические материалы, которыми все

могли бы пользоваться. Дополнительной задачей являлась

взаимопомощь братьев в отношении деловых контрактов

и финансирования. Наконец, все братья обязаны были

принимать участие в распространении vцlkisch журналов,

особенно Hammer, как «наиболее радикального оружия

против евреев и других врагов человечества». Принципы

Germanennorden выдавали явное влияние ариософии. К

вступлению в Орден были допущены мужчины и

женщины безупречного германского происхождения. В

специальной анкете приводилась подробная информация

о коже, глазах и волосах вступающего в Орден. Наиболее

предпочтительным был диапазон волос от светлых к

русым, глаз -- от голубых к светлокарим, кожа бледная.

Дальнейшие детали касались личных особенностей

родителей поступающего и его дедушки с бабушкой, в

случае супружества те же данные сообщались о партнере

по браку.

 

Руководство к приему в члены указывало на то, что

необходимо воздерживаться от принятия в Орден

физически неполноценных и «отталкивающего вида» лю-

дей; руководство отсылало предполагаемых кандидатов

к номерам Ostara, посвященным расовой соматологии,

вышедшим между 1908 и 1913 годами. Бюллетень

Germanennorden сообщал, что законы Ордена были сфор-

мулированы после обсуждения их с Карлом Августом

Хельвигом из Armenenschaft. Ритуал Ордена также был

заимствован у Armenenschaft, но вместе с тем был на-

ложен запрет для братьев высших разрядов называться

Armanen. Эти положения означают, что Хельвиг на-

ходился в контакте с организацией, именуемой ее можно

отождествить и с Armanen-Rat Reichshammerbund'a и с

НАО, основным немецким представителем которой в

Берлине был Филипп Штауфф.

 

Эмблемы Germanennorden также указывают на

ариософские источники. С середины 1916 года официаль-

ный информационный бюллетень Ордена, Allgemeine

Ordens-Nachrichten начал изображать на фронтисписе

свастику, совмещенную с крестом: <f9.gif>. Время от времени

там появлялась реклама драгоценностей, колец, подвесок,

булавок и тогда она непременно включала в себя

различные руны или свастику. Фирма-поставщик, Дом

Эклоха Люденшайда в Вестфалии, работала по проектам,

разработанным членами Общества Листа во время войны.

Свастика была популярна среди нескольких vцlkisch ас-

социаций в Германии и через Germanennorden, а затем

через Общество Thule, очередную организацию в после-

военном Мюнхене, она могла быть усвоена и национал-

социалистами.

 

Церемонии и ритуал Germanennorden указывают на

странный синтез расистских, масонских и вагнерианских

мотивов. Приглашение на церемонию посвящения в

берлинской области II января 1914 года извещало братьев

о необходимой форме одежды и о том, что новые кандида-

ты обязаны пройти расовые тесты у берлинского френо-

лога Роберта Бюргера-Вилингена, изобретшего «пласто-

метр» -- новый инструмент для определения расовой

чистоты посредством измерений черепа. Сохранившиеся

документы от 1912 года описывают процедуру посвя-

щения новичков в низший разряд Ордена. Пока неофиты

ждали в примыкающих комнатах, братья собирались в

церемониальном зале ложи. Мастер занимал свое место

на переднем плане под балдахином, по обе стороны от

которого стояли два рыцаря в белых сутанах и шлемах,

увенчанных рогами, руки их опирались на шпаги. Перед

ними располагались казначей и секретарь в белых ма-

сонских поясах, глашатай занимал свое место в центре

зала. В конце зала у чаши Грааля находился певец в

белой мантии, перед ним Мастер Церемоний в голубой

мантии, а вокруг них полукругом стояли братья ложи,

на таком же расстоянии как столы казначея и секретаря.

За Граалем находилась музыкальная комната, в которой

фисгармония и пиано сопровождались маленьким хором

«лесных эльфов».

 

Церемония начиналась мягкими звуками фисгар-

монии, братья исполняли Хор пилигримов из Тангейзера

Вагнера. Ритуал начинался в сумерки, когда братья со-

вершали жест, символизирующий свастику -- Мастер

отвечал им. Затем Мастер Церемоний вводил в зал не-

офитов, одетых в мантии странников с завязанными

глазами. Здесь Мастер рассказывал им об Ордене. Певец

зажигал священное пламя в Чаше, с послушников

снимали мантии и повязки. Мастер приближался к не-

офиту и совершал магические действия копьем Вотана,

рыцари скрещивали над ними свои мечи. Звучали вопросы

и ответы, сопровождаемые музыкой Лоэнгрина, затем

послушники приносили клятву верности. Посвященных

окружали с криками «лесные эльфы» и как новых братьев

вели их к Чаше Грааля, где горело священное пламя

певца. В этом ритуале члены ложи должны были олицет-

ворять собой основных персонажей германской

мифологии, потому весь церемониал производил сильней-

шее впечатление на кандидатов.

 

Война угрожала Germanennorden. Юлиус Рутингер,

Мастер франконианской области, почти сразу ушел на

фронт. Герман Поль писал ему в ноябре 1914, что

деньги становятся серьезной проблемой, поскольку

почти половина братьев служит в вооруженных силах:

«война быстро обескровит нас, Germanennorden еще

не достаточна крепка и организованна, если война

продлится дольше, Орден распадется на части. И так

уже многие братья погибли в боях». Несмотря на заботу

Поля о сохранении Ордена, некоторым влиятельным

братьям не нравилось его руководство. В июле 1914

Мастер лейпцигской ложи предложил Полю выйти в

отставку, в 1915 берлинская ложа сделала попытку

отделиться. В конце 1915 Топфер, наследник Рутингера

в Нюрнберге писал о том, что братья заняты

исключительно ритуалами, церемониями и банкетами,

поскольку Поль рассматривает их в качестве основной

задачи Ордена.

 

Эти разногласия достигли апогея к тюрингианскому

собранию, проводимому в Готе 8 октября 1916 года, на

нем присутствовали братья Тюрингии и некоторых со-

седних провинций. Берлинские братья потребовали от

собравшихся в Готе освободить Поля от занимаемого им

поста Канцлера. Оскорбленный такой неблагодарностью

в ответ на его непрестанные усилия по сохранению

Ордена. Поль немедленно объявил себя Канцлером

отделившегося Gennanennorden Walvater Священной

Чаши, оппозиционной по отношению к ложам Силезии

(Бреслау), Гамбурга, Берлина и Остерланда (Гера). Под-

держали Поля в Берлине Фрииз и Браунлих, основавшие

новые ложи в самом городе и Гросс-Лихтерфельде. Пер-

воначальный Орден возглавили: генерал-майор Эрвин

фон Хаймердингер (род. в 1856) в качестве Канцлера,

доктор Генш в качестве Казначея и Вернер Кернер --

Хранитель Родословной Grossippenviahrer, должность

вполне отвечающая его генеалогическим и ге-

ральдическим увлечениям. Строгой секретности потребо-

вали они от всей документации Ордена, а сами решили,

что с этого момента будут известны лишь анонимно,

обозначенные рунами <f10.gif>,. Филипп Штауфф и

Эберхард фон Брокхузен были также упомянуты как

важные должностные лица лояльной части берлинского

ордена.

 

Новый взрыв активности берлинского Ордена (его

ортодоксальной части) связан с усилиями Филиппа Шта-

уффа. Он родился 26 марта 1876 года, в Мозбахе, работал

журналистом, затем начал издавать собственную

националистическую газету Wegweiser und Wegwarte в

Enzisweiler на озере Констанс с 1907. В 1910 переехал

в Кульмбах, во Франконии, где начал издавать другую

газету, но в том же роде. Штауфф намеревался создать

организацию vцlkisch авторов и осуществил это желание

в конце 1910, после того как заручился поддержкой у

более чем ста известных националистических,

расистских и антисемитских писателей, среди них были:

Адольф Бартельс, Людвиг Вильзер, Иоханнес Геринг,

Ланц фон Либенфельс. В начале 1912 Штауфф переб-

рался в Берлин и продолжил там свою издательскую

деятельность. Он опубликовал справочник современных

пангерманских и антисемитских групп (1912) и от имени

Генриха Крэгера вместе с Альфредом Брюннером, осно-

вавшим Deutsch-Sozialistische Partei в 1918, выпустил

Semi-Gotha и Semi-Allianen, генеалогический указатель,

имеющий целью опознание евреев в среде немецкой

аристократии. Этим проектом он не собирался компро-

метировать аристократию, но только способствовать про-

цессу «очищения» -- столь естественное понятие для

антисемитской психологии. Указатель выходил сериями

между 1912 и 1914 годами, Штауфф был привлечен к

суду. Указатель Semi-Kirschner, созданный по образцу

Немецкого Литературного Календаря Киршнера,

перечислял общественно активных евреев, известных

писателей, актеров, банкиров, военнослужащих, врачей

и юристов, также вызвал бурю корреспонденций, весь

1914 год на Штауффа обрушивались отрицания и гневные

протесты.

 

В 1910 году в Кульмбахе Штауфф стал членом Обще-

ства Листа, быстро и естественно вошел в ближайшее

окружение Мастера. Он был среди паломников, отпра-

вившихся в июне 1911 г. в Вену для участия в торжествах

НАО и посещения арманистских центров. В 1912 Штауфф

вошел в комитет Общества и стал одним из его щедрых

патронов. Его эзотерический трактат «Руны домов» (1912

соединял тезис Листа об арманистских реликтах с ут-

верждением о том, что древняя руническая мудрость

сохранилась в геометрических конфигурациях бревенча-

тых домов, которые строят по всей Германии. В начале

1913 Штауфф участвовал в спиритических сеансах, вы-

зывая духов давно умерших королей-священников. Су-

ществуют документальные свидетельства, подтвержда-

ющие близость Штауффа к ONT перед войной.

 

После раскола 1916в делах Ордена царил беспорядок.

Поль сохранил у себя печати и бланки старого Ордена

и поэтому мог выпускать циркулярные письма и бюл-

летени от имени «подлинного» Ордена -- практика, ко-

торая всех окончательно запутала. Члены обоих Орденом

теперь убедились в том, что Орден распался, так велик

был беспорядок. Вернер Кернер, служивший кава-

лерийским капитаном с 1915 года во Франции писал

Листу в январе 19170 том, что Germanennorden начинает

разлагаться. Несмотря на авторитетные циркуляры, рас-

сылаемые во всех направлениях, должностные лица уже

плохо представляли себе действительное положение дел

в Ордене.

 

После перемирия в ноябре 1918 года братья старого

Germanennorden занялись его восстановлением. Великий

Мастер, Эберхард фон Брокхузен (1869-1939), однов-

ременно являлся крупным бранденбургским землевла-

дельцем и щедрым патроном Общества Листа. Но в это

время он был очень занят мятежами польских наемных

рабочих в своих поместьях и возмущался хаосом в уп-

равлении Ордена, связанным с отсутствием всяческих

законов. В начале 1919 Эрвин фон Хаймердингер

попросил его сложить полномочия. В начале марта Шта-

уфф информировал Брокхузена о том, что его отставка

принята, но Брокхузен не уходил от дел, летом потре-

бовал конституционной реформы Ордена, а Штауффа

обвинил в клевете. Переписка Брокхузена полна глубо-

кого уныния по поводу послевоенной ситуации и не-

нависти поляков. В конце лета сам Хаймердингер сложил

полномочия в пользу Великого Герцога Иоганна Альбрех-

та Мекленбургского, известного энтузиаста Ордена, в

1919 году возглавившего экспедицию Свободных Корпу-

сов к Балтийским странам. Но Орден вскоре утратил

выдающегося лидера, 6 февраля 1920 герцог скончался

от сердечного приступа. Брокхузен сохранил свой пост

и в 1921 году наконец принял разработанную им же

конституцию, предполагавшую крайне сложную

организацию степеней, кругов и периферических «цита-

делей»; эта сложная структура была направлена на сох-

ранение секретности в рамках общенациональной сети

местных групп, имеющих многочисленные связи с во-

енизированными vцlkisch организациями, в том числе

Deutschvцlkisch: Schutz- und Trutzbund.

 

Пока старшие должностные лица Ордена ссорились

в Берлине, провинциальные организации Germa-

nennorden занимались подготовкой убийств выдающихся

общественных деятелей новой Германской Республики,

которая была символом поражения и позора для

радикальных националистов. В 1921 году Germa-

nennorden служила надежным прикрытием для

политических убийц. Так, убийцами Матиаса Эрцберге-

ра, бывшего министра финансов Рейха, ненавидимого за

подписание перемирия, стали Генрих Шульц и Генрих

Тиллессен, испытавшие сильное влияние vцlkisch пропа-

ганды после демобилизации в конце войны. В июне 1920

в Регенсбурге они встретились с Лоренцом Мешем, ме-

стным лидером Germanennorden. И уже в мае 1921

Шульц и Тиллессен отправились в Мюнхен, где получили

 

приказ убить Эрцбергера от человека, представлявшего

исполнительную власть Germanennorden. Попытка

убийства Максимилиана Хардена, республиканского

писателя, также принадлежала Ордену. Впечатляющая

таинственность и идеология Ордена воодушевляли

vцlkisch фанатиков на убийства евреев и республиканских

врагов немецкой нации.

 

После 1921 года «подлинная» Germanennorden стала

простой группой среди многочисленных правых и

антисемитских организаций, пользующихся поддержкой

реваншистов и людей, раздраженных Веймарской рес-

публикой. Но поскольку речь идет о влиянии

Germanennorden на нацизм, необходимо вернуться к Гер-

ману Полю и его Germanennorden Wolvater, которая в

конце 1916 привлекла к себе внимание Рудольфа фон

Зеботтендорфа. Зеботтендорф вступил в отколовшийся

Орден и восстановил его баварское отделение в Мюнхене

на рождество 1917, заложив тем самым фундамент для

vцlkisch организации, которая стала причиной рождения

национал-социалистической партии. Похоже, что без это-

го человека и Germanennorden, и ариософия были бы

преданы забвению.

 

 

II

 

 

РУДОЛЬФ ФОН ЗЕБОТТЕНДОРФ

И ОБЩЕСТВО THULE

 

 

Зеботтендорф присоединился к vцlkisch движению уже

на последних этапах войны, но жизнь его до этого тоже

весьма важна. В сравнении с выдающимися vцlkisch агита-

торами, Зеботтендорф выглядел просто космо-

политическим авантюристом. Его вечная тяга к темным

делишкам, к шпионажу, к хитрости и уверткам составила

ему репутацию опытного ловкача. Сын прусского рабо-

чего, Зеботтендорф рано порвал со своим прошлым --

сначала ушел в море, потом работал на Среднем Востоке.

Если внимательно всмотреться в приключения его мо-

лодости, можно лучше понять, какой жизненный опыт

определил его будущие взгляды, позволившие ему сыг-

 

рать немаловажную роль в мюнхенских контррево-

люционных событиях 1918 и 1919 годов.(1)

 

Человек, называвший себя барон Рудольф фон Зе-

боттевдорф, был, как это» часто случается с

ариософистами, которыми он восхищался, не более чем

самозваным аристократом. Он родился 9 ноября 1875 в

Hoyerswerda, торговом городе Саксонии, расположенном

к северо-востоку от Дрездена. Его отец -- Эрнст Рудольф

Глауэр был железнодорожником, мать звали Кристиан

Генриетта, урожденная Мюллер. При крещении ребенок

получил имя Адам Альфред Рудольф Глауэр. В соот-

ветствии с его полувымышленной автобиографией, се-

мейство Глауэр по мужской линии происходило от фран-

цузского солдата-лейтенанта Торра (1789-1821),

подобранного после боя при Кацбахе (1813) у деревни

Альзенау (Ольшаника) в восемнадцати километрах к

северо-востоку от Ловенберга в Прусской Силезии. Этот

француз и был прадедушкой Рудольфа Глауэра. Topp

женился на дочери местного крестьянина и в 1818 она

родила ему сына, который, в свою очередь, женился в

1845 и погиб в уличной перестрелке в Берлине во время

революции 1848 года. Как коренные жители Силезии,

члены семьи отличались крайне прусскими

политическими взглядами: может быть по этой причине

имя Topp было сменено ими на Глауэр. Эрнст Рудольф

Глауэр родился приблизительной 1846 и участвовал в

Австро-прусской кампании 1866 года, и в Франко-прус-

ской войне. Оставив армию в 1871, он принял назначение

на железную дорогу в Hoyerswerda. Умер он в июне

1893, оставив осиротевшему сыну средства, достаточные

для того, чтобы завершить среднее образование и начать

учиться на инженера.

 

----------------------------------------------------------------------------

(1) Прежде чем приступить к исследованию этого периода его

жизни, необходимо указать на использованные источники. Помимо

официальных документов, свидетельствующих о рождении, вступлении

в брак, местожительстве, все сведения о нем появляются только после

1918 года. Имеется краткий биографический очерк в Astrologisches

Lexicon Эрнста Тьеде, а кроме того два полуавтобиографических романа:

Эрвин Халлер (1918-1919) и Талисман розенкрейцеров (1925). Эти

труды содержат преимущественно вымышленный материал, но в них

также упоминаются точные даты и события, что оправдывает обращение

к ним как к историческим источникам, при соблюдении известных

предосторожностей. Что касается раннего периода жизни Зеботтендор-

фа, информацией о нем я обязан неопубликованной рукописи Эллика

Хау (Ellic Howe). «Рудольф Фрайхерр фон Зеботтендорф», копия

которой хранится в Институте Истории, в Мюнхене.

--------------------------------------------------------------------

 

Биографические подробности у Тьеде указывают на

то, что молодой Глауэр поступил- в Техническую Школу

Ильменау, тогда как автобиография утверждает, что его

жизнь началась с практической работы в инженерной

фирме Дж. Е. Кристофа в Niesky. Затем мы встречаем

Глауэра, остановившимся в гостинице Кобленца со ста-

рыми друзьями недалеко от Hoyerswerda во время рож-

дественских каникул второго семестра Политехнического

факультета Берлин-Шарлоттенбург. Он упоминает о том,

что не видел своих друзей два года. Если взять за точку

отсчета 1893 год (год смерти отца), то получается, что

речь идет о Рождестве 1896 года, несколько недель спустя

после его 21-летия. Близящийся конец века также может

служить причиной необходимости посещения

Hoyerswerda. Глауэр оставался в Берлине до конца лет-

него семестра, а затем 1 октября 1897 подал прошение

о поступлении на годичную службу во флот. Но ему

было отказано по медицинским соображениям: у Глауэра

была склонность к грыже. Тогда Глауэр отправился в

Ганновер и занимался там частным преподаванием до

марта 1898. Но ему пришлось оставить и этот пост,

после того как он позволил себе предосудительное путе-

шествие с матерью своих учеников в Ниццу, Монте-Кар-

ло, Геную и Люцерну.

 

Поскольку Глауэр не завершил своей учебы, он не

мог надеяться на хорошее место в Германии. Кроме того,

подобно многим своим ровесникам на родине он чувст-

вовал себя как в клетке и потому решил отправиться в

море. Подписав контракт на шесть месяцев, он нанялся

кочегаром на судно H. H. Meier водоизмещением 5140

тонн, вышедшее 2 апреля 1898 из Бремерхэвена в Нью-

Йорк и вернувшееся в Бремерхэвен 3 мая. В сентябре

1899 он нанялся на судно S. S. Ems (4912 тонн). А когда

этот корабль остановился в Неаполе по пути в Нью-Йорк,

Глауэр узнал о том, что имеется место электрика на

борту судна «С. С. Принц Регент Леопольд» (6288 тонн).

Поскольку «Принц Регент» свой первый рейс совершал

в Сидней, Глауэр решил воспользоваться случаем и

посетить Австралию. Он уволился с Эмса и после не-

скольких дней ожидания вышел из Неаполя на «Принце

Регенте» 15 февраля 1900 года. Во время путешествия

один из моряков уговорил Глауэра покинуть корабль и

попытать счастья в поисках золота в Западной Австралии.

После остановки во Фримантле 13 марта Глауэр и его

друг отправились через Южный Крест и Кулгардье к

цели их предприятия -- в Северный Кулгардье Годфилд,

на восточной окраине Великой Пустыни Виктория. Это

приключение было прервано смертью друга в июне. Гла-

уэр вернулся во Фримантль для того, чтобы сесть на

корабль, идущий в Египет, куда он имел рекомендатель-

ное письмо, данное ему Парсеем в Кулгардье. Так за-

кончился морской период Глауэра -- время, отмеченное

чужеземными приключениями, юношескими амбициями

и опытом работы на больших современных кораблях.

 

Прибыв в Александрию в июле 1900, Глауэр на-

правился прямо в Каир, для встречи с Гуссейном Пашой,

влиятельным турецким землевладельцем, состоявшим на

службе в Khedive Abbas Hilmi. Если верить Тьеде, Глауэр

проработал в службах Khedive с 1897 по 1900 в качестве

инженера; в соответствии же с «талисманом розенкрей-

церов» Глауэр менее месяца провел в Каире и отправился

в Константинополь, поскольку Гуссейн Паша лето про-

водил в своем турецком доме на азиатском побережье

Босфора. В отсутствии убедительных доказательств, до-

статочным будет утверждение о том, что Глауэр провел

в Египте столько времени, сколько нужно было для того,

чтобы узнать его людей и культуру. Все еще вы-

плачивавший значительные суммы султану Оттоману,

Египет к концу 1890-х все же стал преуспевающей стра-

ной после удачного англо-египетского кондоминиума, ус-

тановленного в 1882 с целью сохранения стабильности

в стране и охраны власти Khedive от фракционных раз-

доров, использующих экономику ради своей выгоды. Сэр

Эвелин Баринг, служивший британским консулом, писал

в 1901 году, о «фундаменте, на котором держится бла-

госостояние и материальное благополучие цивилизован-

ных обществ... институт рабства Corvee (неоплачиваемый

труд) практически исчез». Но за этот прогресс тоже надо

было платить. Глауэр получил здесь свои первые впе-

чатления о развивающихся странах, познакомился с проб-

лемами, которые влечет за собой вестернизация, с воз-

можными религиозными и националистическими

реакциями.

 

В конце июля 1900 года Глауэр совершает тыся-

чемильное путешествие из Александрии в Константино-

поль через Пирей и Измир. Прибыв на Золотой Мыс,

он находит каик и переплывает Босфор, направляясь во

владения Гуссейна Паши в Кувуклу около Бейкоца. До

сих пор намеревавшийся вернуться домой, чтобы про-

должить обучение, Глауэр оказывается настолько покорен

страной, ее обычаями, гостеприимством хозяев, что реша-

ет остаться. Он изучает турецкий язык у имама в мечети

Бейкоца и знакомится с обычаями во время частых

поездок в Стамбул: в октябре 1900 он принимает пред-

ложение проработать год надсмотрщиком в анатолийских

поместьях Гуссейна около Бандирмы и в Ениклоу около

Бурсы. Эта обширная территория располагалась на под-

ножиях горы Олимп, здесь жили турки, возвратившиеся

из бывших оттоманских провинций Болгарии. Глауэр

собирался построить здесь современные дома, на смену

жалким хижинам, в которых они там жили. Уже были

организованы маленький кирпичный завод и лесопилка.

Кроме того, он собирался заняться выращиванием туто-

вых деревьев для разведения шелковичных червей и

выращиванием ореховых деревьев для европейской шо-

коладной промышленности. Контракт с фирмой Nestle

был подписан и уже строилась дорога из деревни в Бурсу.

 

Помимо технического и организаторского освоения

Турции, Глауэр здесь серьезно увлекся оккультизмом.

Интерес к экзотической религии уже родился в нем,

когда он наблюдал безумствующих дервишей из секты

Nevlevi и посещал пирамиды Хеопса в Эль-Гизе в июле

1900. Его компаньон Ибрагим рассказывал ему о космо-

логическом и нумерологическом значении пирамид и

разбудил в Глауэре любопытство по отношению к тай-

ному знанию древних теократий. Гуссейн Паша, его

богатый и образованный хозяин, исповедовал суфизм и

обсуждал вопросы веры с Глауэром. В Бурсе он позна-

комился с семьей Термуди, греческими евреями из Са-

лоники. Старый Термуди ушел от дел и целиком посвятил

себя изучению Каббалы и коллекционированию

алхимических и розенкрейцеровских текстов, в то время

как его старший сын Абрахам управлял банком в Бурсе,

а младший -- его филиалом в Салонике. Помимо банка,

семья Термуди занималась шелковичным делом. Термуди

были франкмасонами и принадлежали ложе французский

Ритуал Мемфиса (Frinch Rite of Memphis), проникшей

в Левант и на Средний Восток. Глауэр был посвящен в

ложу старым Термуди и впоследствии унаследовал всю

его оккультную библиотеку. В одной из этих книг Глауэр

нашел пометки, сделанные рукой Гуссейна Паши, они

касались тайных мистических культов традиционных

исламских алхимиков, все еще практикуемых Baktashr

сектами дервишей. Когда Глауэр вернулся в Турцию в

1908 году, он продолжил занятия исламским

мистицизмом, который, по его мнению, имел общие

арийские корни с немецкими рунами.

 

Ход событий в «Талисмане розенкрейцеров» застав-

ляют думать, что Глауэр оставался в Ениклоу вплоть до

1908 года, после чего поехал в Константинополь, но

официальные документы свидетельствуют об обратном.

Существует запись о том, что с сентября 1902 по апрель

1903 он жил в Мюнхене, а затем отправился в Probstrella,

маленькую деревню в Тюрингаи. Он утверждал, что был

монтером по профессии. Другая запись также подтвер-

ждает его пребывание в Германии после 1901. 25 марта

1905 года в Дрездене Глауэр женился на Кларе Восс,

дочери саксонского фермера из Bischofswerda.. Но союз

оказался непрочным, 5 мая 1907 в Берлине пара была

разведена. Несколько лет спустя газеты сообщили о том,

что Глауэр предстал перед судом по обвинению в под-

делывании денег и других жульничествах. Глауэр кос-

венно упоминает об этом инциденте, когда описывает

размышления над своим жизненным выбором в Кафед-

ральном Соборе Фрайбурга в 1908 году -- возможно эти

столкновения с властями и послужили причиной его

решения оставить Германию.

 

В конце 1908 Глауэр снова был в Константинополе.

В «Эрвине Халлере» (1918-1919) описано железнодо-

рожное путешествие в сентябре из Бреслау в Констанцу,

тогда как на самом деле он прибыл в столицу на румын-

ском судне. Судя по роману, по-видимому Халлер/Глауэр

имел экономические виды на июльскую революцию Мо-

лодой Турции, установившей конституционную мо-

нархию и парламентское право. В Константинополе он

установил контакты со швейцарскими и немецкими

фирмами по поводу импортной торговли, а также раз-

работал проект Багдадской железной дороги с

финансированием немецкой стороной, но при этом не

смог найти работы для себя. Только случайно он на-

ткнулся на временное место учителя в колонии кье-

ванских евреев на склонах Алем-дага в 30 километрах

от Скутари. На пасху 1909 он вернулся в Константино-

поль и стал свидетелем реакционного переворота султана

Абдул-Хамида II, низложенного прошлым летом. После

нескольких дней кровавой борьбы Молодая Турция вер-

нула себе власть и выслала султана. Здесь стоит упомя-

нуть о том, что масонская ложа, в которую Глауэр

вступил в Бурсе в 1901 послужила остовом для дорево-

люционного Тайного Общества Единства и Прогресса,

основанного турками Салоники в целях воспитания либе-

рального сознания в условиях тиранического режима сул-

тана.

 

Учитывая неизменный интерес Глауэра к вес-

тернизации Турции, трудно объяснить его реакционную

политическую позицию в эпоху распада старого порядка

и революции в Германии. Известно, что Глауэр читал

лекции на эзотерические темы в своем доме, в одном

из районов Константинополя, а затем в декабре 1910

основал мистическую ложу. В это время он писал иссле-

дование о дервишах Baktashf, противоречиво мистическом

ордене, широко распространенном и очень влиятельном

в Турции: предание связывает его происхождение с яны-

чарами -- основной силой поддержания турецкого господ-

ства на Балканах в Средневековье. Существовала также

связь между орденом Baktдshr и европейским франкма-

сонством. Религиозная ориентация первоначально опре-

деляла собой и политические взгляды Глауэра: антима-

териализм паноттоманского мистицизма, алхимия, розен-

крейцеры в сочетании с послевоенной ненавистью к

большевикам, воплощающих в себе апофеоз ма-

териализма, -- все это привело его к исключительно

антидемократическим идеям. Его политическое мировоз-

зрение нашло историческую параллель в фигуре короля

Фридриха Вильгельма II, бывшего мистическим

иррационалистом и поддерживавшего Орден розенкрей-

церов, который сопротивлялся рациональным и осовре-

менивающим влияниям Просвещения (Пруссия, 1780-е

гг.).

 

Это сплетение политико-религиозных мотивов могут

объяснить и фантазии Глауэра об аристократическом

происхождении. История принятия имени и титула «Зе-

боттендорф фон дер Роз» заслуживает внимательного

рассмотрения, как и исследование генеалогии этой семьи:

любой факт здесь может помочь пролить свет на крайне

темный вопрос. По одной версии, Глауэр утверждал, что

он натурализовался как турецкий гражданин в 1911 году,

а затем был усыновлен экспатриированным бароном

Генрихом фон Зеботтендорф по турецким законам. По-

скольку этот акт не был признан в Германии, новоиспе-

ченный Рудольф фон Зеботтендорф был вторично усы-

новлен Зигмундом фон Зеботтендорф фон дер Роз (1843-

1915) в Висбадене в 1914 году и немного позже в той

же мере -- его вдовой Марией в Баден-Бадене. По другой

версии, Глауэр натурализовался и был усыновлен

американцем, носящим такое имя в Константинополе в

1908 году. Хотя усыновление могло приобрести силу

только с позволения Кайзера, отношения Глауэра с Зе-

боттендорфами подтверждаются этой семьей. В погре-

бальном извещении Зигмунда Рудольф Фрайхер фон Зе-

боттендорф и его вторая жена, Фрайфрау Анна, записаны

как скорбящие кузены.

 

В начале Средних Веков фамилия Зеботтендорфов

владела несколькими деревнями на Балтийском побе-

режье. Один из предков семьи служил дипломатом при

императоре Отто II (умер в 983), от которого получил

звание рыцаря империи и герб с ветвью циннамона. К

концу XII века балтийское семейство перебралось на юг

Силезии, в район преимущественно славянских посе-

лений, тогда колонизированных немецкими рыцарями

и крестьянами. С XIII по XVI век семейство процветало,

возникли по меньшей мере четыре новых линии, члены

его занимали выдающиеся посты в империи. К XVIII

веку сохранились еще две линии. Карл Мориц фон Зе-

боттендорф (1698-1760), родоначальник линии фон дер

Роз перебрался на юг -- в Австрию. Почти все его потомки

служили в армии Габсбургов, в Вене, Линце и Брно:

другая линия -- Лорцендорф занимала посты в Прусской

армии, поскольку при Фридрихе Великом в 1742 году

Силезия перешла от Австрии Прусской администрации.

 

В деле усыновления Глауэр пытался задействовать

обе линии семьи. Члены семьи, носившие имя Генрих

или жившие в Америке в настоящее время, происходили

от прусской линии. Некто Генрих фон Зеботтендорф

(род. в 1825) жил в 1887 в Гёрлице, городе, располо-

женном неподалеку от Hoyerswerda. Общее силезское

происхождение могло послужить причиной сближения

Генриха и Глауэра в Константинополе. Но когда усы-

новление было признано недействительным. Глауэр

сблизился с австрийским представителем семьи, Зигмун-

дом фон Зеботтендорф фон дер Роз. Обе линии были

отмечены ветвью циннамона, герб, который впоследствии

Глауэр носил как свой собственный. Если бы не связь

силезской и австрийской линии и не предполагаемое

масонство австрийской линии в конце XVII века, трудно

сказать почему Глауэра так привлекло это имя, тем

более, что связь эта могла быть целиком вымышленной.

Слухи, сопровождавшие историю усыновления, внесли в

нее еще больший хаос: единственное можно утверждать

с уверенностью -- Глауэр несомненно хотел иметь имя и

титул барона. Поскольку свою известность он приобрел

под этим именем, мы с этого момента будем говорить о

нем как о Рудольфе фон Зеботтендорф.

 

Второй период Зеботтендорфа в Турции длился

четыре года. После участия во Второй Балканской войне

(октябрь-декабрь 1912) на турецкой стороне и будучи

ранен, он вернулся в Германию, обосновавшись в начале

1913 в Берлине. О его деятельности в первой половине

Великой Войны известно мало. Он утверждал, что был

в Бреслау в 1913 году, где финансировал танк Гебеля.

Но машина погибла и его предприятие осталось невоз-

награжденным. Помимо частых визитов к Зигмунду фон

Зеботтендорф в Висбаден, он имел связи с Дрезденом в

это время. Когда Зигмунд умер в октябре 1915, Зебот-

тендорф поселился в Kleinzschachwitz, фешенебельном

пригороде, расположенном на берегу Эльбы. Здесь за

50 000 золотых марок он выстроил огромную виллу

(теперь Meusslitzer Strasse 41). Но вскоре Зеботтендорф

вновь стал объектом недоброжелательных слухов и вне-

запно уехал. Позже он сообщал, что стал жертвой кле-

ветнических нападок, имеющих отношение к его второй

жене. 15 июля 1915 в Вене Зеботтендорф женился на

разведенной Берте Анне Иффланд. Будучи дочерью

Фридриха Вильгельма Мюллера, богатого берлинского

торговца, она обладала значительным состоянием. Зебот-

тендорф утверждал, что Макс Альсберг, берлинский пове-

ренный, ответственный за ее поместья обнаружил свою

враждебность, после того как был освобожден от своей

доходной должности в связи с вступлением в брак.

Альсберг спровоцировал одного из старших офицеров

дрезденской полиции, Хендля на то, чтобы ославить

Зеботтендорфа как охотника за миллионами. Зеботтен-

дорф также имел проблемы с берлинскими властями

из-за своего турецкого гражданства, которое освобождало

его от службы в немецкой армии.

 

После ряда поездок во Франкфурт и Берлин Зебот-

тендорф с женой поселились в 1916 в Бад Айблинг,

элегантном баварском курорте. Отсюда Зеботтендорф

консультировался со своим мюнхенским поверенным Ге-

оргом Гаубатцем о том, как документально подтвердить

его турецкую национальность. Однажды Гаубатц показал

ему газетную рекламу Germanennorden, приглашавшую

светловолосых и голубоглазых немецких мужчин и

женщин к вступлению в Орден. Под объявлением рас-

полагались три руны. Зеботтендорф был заинтригован и

решил добиться членства. В сентябре 1916 он нанес визит

главе Germanennorden в Берлине. Этот человек оказался

Германом Полем. Зеботтендорф и Поль говорили о рунах,

эзотерический смысл которых интересовал последнего и

в Ордене. Поль объяснил, что он пришел к изучению

рун через Гвидо фон Листа и что он убежден -- утрата

арийцами знаний о магической их власти связана с

нарушением расовой чистоты, в особенности скрещивания

с евреями. Он полагал, что это знание может быть

восстановлено только путем очищения расы от иност-

ранных влияний.

 

Зеботтендорф стал расспрашивать о будущем Ордена

и ему объяснили, что оно определится после собрания,

которое должно привести в порядок дела Ордена. Неза-

долго перед Рождеством Зеботтендорф получил известия

о том, что Орден создан вновь, во главе с Полем в

звании Канцлера. Эта информация доказывает, что Зе-

боттендорф был знаком с Полем еще до раскола. Во

время встречи с Полем Зеботтендорф попросил у него

список возможных кандидатов Ордена в Баварии. По

возвращении в Бад Айблинг он получил около сотни

адресов и ему была поручена задача воскрешения почти

вымершего баварского отделения. Весь 1917 год Зебот-

тендорф активно действовал от имени Поля. Его пе-

реписка с людьми, чьи адреса он получил, измеряется

томами. Он начал посещать их, и эти визиты прев-

ратились в регулярные групповые встречи и лекции. В

то же время, он поддерживал оживленную переписку с

Полем, снимавшим этаж для ложи в одном из домов

недалеко от Берлина. 21 декабря 1917 состоялась цере-

мония посвящения, на которую Зеботтендорф был пригла-

шен. Предложение Зеботтендорфа издавать ежемесячный

журнал Ордена было тепло встречено братьями: и первый

номер «Рун» появился в январе 1918. Он согласился

принять на себя финансирование бюллетеня Allgemeine

Ordens-Nachrichten, адресованного только членам Орде-

на. На этом же собрании Зеботтендорф был официально

избран Мастером баварского отделения.

 

В 1918 Зеботтендорф познакомился с пострадавшим

на войне Вальтером Наухаузом, который стал его правой

рукой в деле пополнения рядов Ордена. Наухауз был

близок ему по духу в двух отношениях: он также был

экспатриирован и увлекался оккультными науками. Сын

немецкого миссионера, он родился 29 сентября 1892 в

Ботсабело, в Трансваале. Во время войны с бурами

английский гарнизон стоял под Миддельбургом, где с

июля 1901 по июнь 1902 жила его семья. В конце 1906,

после смерти отца, семья вернулась в Германию. В

Берлине Наухауз начал изучать резьбу по дереву, а

свободное время проводил, совершая поездки к родст-

венникам в Померанию и Силезию, или же принимал

участие в экспедициях юношеских vцlkisch групп по

Пруссии и Тюрингии, что указывает на его романтиче-

ское влечение к новой родине. Когда началась война, он

вступил в Померанский полк, одним из первых брошен-

ный на Западный фронт. 10 ноября 1914 года Наухауз

был тяжело ранен под Шалоном. Из госпиталя он вышел

только осенью 1915. Неспособный больше к военной

службе, он посвятил себя vцlkisch движению и в 1916

вступил в Germanennorden, заняв пост хранителя родос-

ловных. Диапазон его чтения открывался «исследо-

ваниями» Гвидо фон Листа и заканчивался трудами по

астрологии и хиромантии, он также был знаком с твор-

чеством Пери Шу (Peryt Shou). В письме к Листу он

признавался в своем интересе к Каббале, к индуистским

и египетским религиозным верованиям. Как и Зеботтен-

дорф, Наухауз был захвачен мистической идеологией

древних теократий и тайными культами. В апреле 1917

Наухауз вслед за своим учителем профессором Вакерле

приехал в Мюнхен, где вскоре открыл свою студию.

 

Зеботтендорф и Наухауз так организовали работу,

чтобы Наухауз мог целиком посвятить себя агитации

новых членов. Первоначально прогресс был незначитель-

ным, но спустя год темпы сильно ускорились. По свиде-

тельству Зеботтендорфа весной 1918 вверенное ему отде-

ление ордена насчитывало 200 человек; следующей

осенью по всей Баварии насчитывалось 1500 человек и

250 человек в самой столице. До июля 1918 Зеботтендорф

проводил встречи в своих мюнхенских апартаментах на

Цвейпптрассе, а затем они арендовали пять больших

клубных комнат в фешенебельном отеле Vierjahreszeiten;

здесь могло поместиться до 300 гостей. 18 августа 1918

Зеботтендорф, Гаубатц и Геринг подготовили церемонию

посвящения, на которой должны были присутствовать

Герман Поль, Г. В. Фрииз и другие братья

Germanennorden Walvater из Берлина и Лейпцига. Не-

делей позже произошло крупное рукоположение

новичков; ему предшествовал доклад Поля о «солнечных

замках» Бад Айблинга, имевший эзотерический

национальный смысл; также Геринг говорил о германской

мифологии. Записи в дневнике Геринга свидетельствуют

о том, что начиная с этого времени встречи участились:

ложа собиралась по меньшей мере раз в неделю для

рукоположений, лекций и осенних прогулок. Церемонии

сопровождались фортепиано, фисгармонией и женским

хором. Поскольку помимо ритуальных собраний

Gernamennorden постоянно устраивала правые митинги,

Орден принял название Thule Общество, чтобы избавить

себя от нежелательного любопытства со стороны

социалистов и прореспубликанских элементов. Комнаты

были украшены эмблемой Thule, изображающей длинный

кинжал и «солнечное колесо» свастики.

 

В субботу вечером, 9 ноября 1918 года в залах Thule

проходил музыкальный вечер. В предшествующие сорок

восемь часов в Баварии произошла бескровная рево-

люция. Королевская семья спешно и постыдно бежала,

военное правительство ушло в отставку, Советы Рабочих

и Солдат взяли власть. Через два дня баварская рево-

люция повторилась в Берлине, здесь ее возглавил

еврейский журналист из Богемии. Курт Эйснер был изве-

стен как пацифист и лидер Независимых («меньшевики»)

Социальных Демократов в Мюнхене. Он сыграл важную

роль в антивоенных забастовках в январе 1918, за что

был посажен в тюрьму и вышел только в октябре. Вос-

пользовавшись внутренним кризисом в потерпевшей

поражение стране, он провозгласил Социалистическую

Республику, объявив себя премьером и министром ино-

странных дел, в кабинете, состоящем из «большевиков»

и «меньшевиков». Члены Общества Thule, как и другие

правые Мюнхена, были ошеломлены этими неожидан-

ными и весьма травматическими событиями. Германия

потерпела крах, Кайзер и правящие принцы отреклись,

еврейские социалисты объявили республику. Vцlkisch

родина, за которую они боролись так долго и с таким

трудом, исчезла в одну ночь.

 

В ответ на эту катастрофу Зеботтендорф произнес

страстную речь в тот вечер в Thule. Сохранившийся

текст демонстрирует поразительную смесь мо-

нархических, антисемитских и ариософских чувств:

 

Вчера мы пережили гибель всего, что было нам

дорого, близко и свято. Вместо наших принцев

германской крови, у власти -- смертельные враги:

евреи. Чем грозит нам этот хаос, мы еще не знаем.

Но мы догадываемся. Время, которое придет, будет

временем борьбы, горьких утрат, временем опас-

ности... И пока я держу свой железный молот (речь

о молоте Мастера), я клянусь все силы отдать

этой борьбе. Наш Орден -- германский Орден и пре-

данность наша -- германская. Наш бог -- Вальватер,

его руна -- Аr. И триединство: Вотан, Вили, Ви --

едины в тройственности. Ar -- руна означает Ариан,

первоначальное пламя, солнце и орел. Чтобы пока-

зать волю орла к самопожертвованию, он окрашен

в красный. С сегодняшнего дня наш символ -- крас-

ный орел, пусть он предупреждает нас, что мы

должны умереть, чтобы выжить.

 

Ссылки Зеботтендорфа на Аr -- руну и на мистическую

фигуру воскресающего орла, ставшую воинствующим

символом арийцев, свидетельствуют о несомненном

влиянии Листа. Еще в 1908 Лист писал о том, что Ar -

руна означает солнце, первоначальный огонь, арийцев

и орла, при этом он также имел ввиду смерть и воск-


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.254 сек.)