|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. 8 страницав отношении современных политических и культурных тенденций. Искренний защитник монархического принципа и династии Габсбургов, Лист отрицал все на- родные и демократические органы представительства. Парламентаризм был для него сущей нелепостью, пос- кольку опирался на большинство голосов, худо ли, хорошо ли, но определяющих политику. Современные культурные веяния также не радовали его: к феминизму он относился как к проклятию; к современной живописи -- как к насилию над идеей немецкого искус- ства; в театре преобладали иностранцы и евреи. Расхожие мнения этого периода отражали апокалиптическое убеж- дение в том, что мир на грани вырождения и распада.
Следуя штампам vцlkisch писателей, Лист говорил о сельских жителях как о гарантах здоровья нации. Но в результате крупных миграций в города в конце XIX века крестьянство также пришло в упадок. Посещая опу- стевшие усадьбы Нижней Австрии, Лист мог наблюдать печальные следствия этого процесса. Падение крестьян- ского сословия, по его мнению, являлось признаком обще- национального истощения. Кроме того, сокращение числа жителей деревни и резкий рост городского населения также вызывали серьезное беспокойство. Население Вены между 1870 и 1890 утроилось и городские службы уже с трудом поддерживали порядок. Одна треть временных жителей занимала помещения из двух комнат и менее; город занял одно из первых мест по заболеваемости туберкулезом в Европе. Лист заметил, что в основном жертвами перенаселения становились сельские иммигран- ты; трудности адаптации и плохое питание окончательно разрушали здоровье нации. Физический упадок сопро- вождался моральным вырождением. Подобно средневеко- вым моралистам, перечислявшим смертные грехи. Лист сравнивал современную городскую культуру с извра- щениями поздней Римской и Византийской цивилизаций.
Совершенно очевидно, что описание Листом реаль- ностей современной Австрии фундаментально обес- ценивало настоящее. Особенному осуждению подвергался индустриально-урбанистический комплекс и вызванные им к жизни социально-политические институты. Следуя апокалиптическим принципам, Лист зашел очень далеко в утверждениях о том, что настоящей ситуацией мир обязан владычеству злых сил. Разрушение традиционных социальных практик и институтов было вызвано, по мнению Листа, более простыми и более сознательными причинами, нежели игра рыночных сил, социальных обстоятельств и структурных изменений в экономике. Лист искал более точной персонификации социоэко- номических отношений и нашел ее в грандиозном заго- воре Великой Интернациональной Партии. Эта вообра- жаемая сила представляла собой антропоморфную идею социальных влияний; тем самым все исторические со- бытия связывались с наделенными волей посредниками. Происхождение партии датировалось христианским заго- вором против ариогерманской иерархии. В настоящее время злой умысел Великой Интернациональной Партии можно было обнаружить в финансовых институтах, политических партиях, пренебрегающих немецкими национальными интересами, в защите эмансипации, реформ и интернациональном сотрудничестве. Очевидный парадокс единой силы, стоящей за всеми многообразными проявлениями современного общества не мешал апо- калиптической логике Листа: обнаружение низкой и бес- честной силы оправдывало его религиозный и ре- волюционный пафос в деле критики Австрийского обще- ства. Великая Интернациональная Партия явно была воплощением сатаны, неуловимым, но злобным и чу- довищным.
Перед лицом этой опасности Лист занялся поиском признаков, свидетельствующих о национальном спа- сении, как этого требовала традиционная апокалиптиче- ская модель. Он изобрел несколько теорий, доказывая, что такие признаки уже имеют место, заимствуя хроно- логические понятия из индуистской космологии и запад- ной астрологии. В 1910 он вновь занялся космическими циклами и их теософской популярной версией. Размыш- ления о периодическом рождении и разрушении всех организмов позволили Листу связать его апо- калиптические настроения с предположением о близком конце цикла: начало нового соответствовало бы и пришествию нового времени. Он погрузился в сложные вычисления, опиравшиеся на схемы Блаватской, чтобы доказать, что в 1897 закончился весьма существенный цикл. Другим источником для подсчетов послужили тру- ды современных немецких астрологов-теософов. Блават- ская уже писала о солнечном или звездном годе -- вре- мени, необходимом планетам, для того, чтобы занять свое место в следующем доме зодиака. Она определяла этот период как 25.868 земных лет. Лист воспользовался этим термином и произвел от него звездный сезон, ко- торый длился 0.467 земных лет. Поскольку перемены сезона играли главную роль в пантеистической мифологии, применение концепции звездных лет к апо- калиптике было вполне последовательным. В серии ста- тей, опубликованных во время войны, Лист писал о «космических влияниях звездных сезонов», которые име- ют такую силу над человеческими делами. Арманистско- каббалистические вычисления убедили его в том, что зимнее солнцестояние 1899 совпало с зимним солнцесто- янием текущего звездного года. Несчастья времени и лишения войны поэтому были рассмотрены им как отра- жение космических бурь равноденствия, предвещающих приход звездной весны. Этот сезон означал и совершенно другой период в истории человечества. В рамках этой астрологической системы «мессианские страдания» вы- глядели космическими предвестниками искупления.
Другим знаком, наполнившим Листа мессианским оптимизмом, стало получение им в ноябре 1911 письма от некоего человека, называвшего себя Тарнхари. Этот человек, чье имя буквально означало «тайный король», называл себя наследником древнего рода Вольсунген. Таинственный эмиссар из далекого прошлого сообщил Листу, что его открытия, касающиеся ариогерманского прошлого совпадают с видениями его родовой памяти. Тарнхари также подтвердил существование Armanenschaft: он утверждал, что сам является реинкар- нацией короля-священника принадлежавшего к древней элите. И хотя появление Тарнхари подтверждало и ка- салось прошлого, Лист рассматривал реинкарнацию древ- него вождя как добрый знак скорого возрождения в будущем. Другие мессианские надежды, связанные с Тар- нхари, можно обнаружить в письме Фридриха Ванека к Листу, написанном в первые месяцы войны. Старый патрон считал, что Тарнхари должен выступить открыто, поскольку для Германии настал час нужды.
Все эти разнообразные знаки говорили о необ- ходимости уничтожить сатанического врага. Лист требо- вал истребления Великой Интернациональной Партии, чтобы ариогерманцы могли спокойно войти в обетованные земли счастья и благополучия. В 1911 году он написал пророчество о тысячелетнем сражении, которое странно предвосхищает военные действия Первой Мировой войны: «Да, арио-германо-австрийские -корабли еще пошлют своих ядовитых пчел, лучами Донара еще ударят огром- ные пушки наших дредноутов, наши армии еще пойдут на юг и на запад, чтобы сокрушить врага и восстановить порядок». Описание этих боев вполне соответствует апо- калиптической схеме. Грандиозный мятеж, напомина- ющий о сумерках богов или потоках варваров, сомнет адского врага, чтобы восстановить справедливый и все- германский порядок. В стремлении Листа к апо- калиптической мести легко угадать планы немецкой во- енной агрессии против негерманского мира. Он сам признавал, что интернациональная война могла бы более зримо удовлетворить его требования, и что антигер- манский враг все же лучше, чем воображаемая Великая Интернациональная Партия. Превращение тысячелетнего сражения в войну наций было выгодно Листу еще и в этом отношении, что отвлекало от бесполезного и неже- лательного протеста против местных структур, традиционные черты которых он все же надеялся сох- ранить. Соединение хилиастической агрессивности и неприязни к внутренней социальной революции подтвер- ждалось также стремлением к национальным войнам со стороны многих консервативных революционеров и фашистов в Европе.
Первая Мировая война поэтому была встречена лико- ванием во всех участвующих в конфликте странах. Не- которые историки предполагали, что такая реакция наро- да свидетельствовала о всеобщей жажде перемен, охва- тившей людей после нескольких десятилетий застоя. Другие думали, что это расцветающий империализм пытается отвлечь внимание от давления наступающих перемен. В любом случае, в Германии были популярны «Идеи 14 года», выразившие то чувство облегчения, ко- торое охватило всех, когда национальное единство прео- долело все социальные различия и проблемы перед лицом общего иностранного врага. Предвоенные пессимисты от культуры связывали все национальные трудности с вред- ными влияниями западных демократий, которые теперь пришло время уничтожить силой, в контексте этой эйфории вполне понятно и отношение Листа к войне.
В апреле 1915 Лист собрал встречу НАО в Вене. Он произнес торжественную речь, в которой приветствовал войну как начало тысячелетнего сражения, предвещавшее приход новой эпохи. Он предупредил, что этот переход- ный период первоначально может быть связан с увеличением трудностей, «ужасными преступлениями и сводящими с ума мучениями». Но все эти испытания должны окончательно послужить окончательному отде- лению добра от зла, поскольку все истинные немцы «вступая в новую эпоху не должны брать с собой ничего, что не принадлежало бы исконной природе арманизма». Война, таким образом, играла важную роль в представ- лениях Листа о золотом веке. Военные действия в отно- шении других государств отражали «страдания мессии» и также понимались как суд справедливости, который должен делить людей на эсхатологические лагеря спа- сенных и осужденных. Он завершил свою речь утверж- дением о дуализме времени, что совершенно соответст- вовало западной апокалиптической традиции.
Сторонники Листа разделяли его отношение к войне. Тарнхари говорил о войне как о «священной необ- ходимости». Эллегаард Эллербек датировал свои письма в соответствии с днями «святой войны». Лист тоже исполь- зовал такую хронологию, поставив под своим апо- калиптическим этюдом, озаглавленным «Es wird einmel..!» следующую подпись «Вена, тысячный день Свя- щенной Войны, 22 апреля 1917», и отметил этот день приглашением фотографа, который запечатлел его пог- руженным в исследования. И прочие, принадлежавшие к кругу Листа также смотрели на войну как на крестовый поход против демонических сил; ее суровые испытания, в траншеях ли, или в голодных городах, люди встречали с гордостью, уверенные в их апокалиптическом смысле.
Эта позиция добровольного принятия страданий под- талкивает к сравнению ее с феноменом, который Михаил Баркун определил как «утопию катастроф». Баркун на- блюдал амбивалентный характер катастроф, которые, с очевидностью приводя людей на край гибели, могут порождать также и неожиданное чувство счастья. Он отметил, что такие события часто создают временное ощущение общей цели и что «унизительные социальные различия растворяются во внезапно теплеющей, демок- ратической атмосфере». Эта оценка точно соответствует эйфории, описанной в «Идеях 1914» и освещает необ- ходимым светом энтузиазм Листа по отношению к действительным лишениям войны. Поскольку вера в зо- лотой век включала в себя убеждение в том, что счастью должны предшествовать ужасные несчастья, то объединение в эпицентре катастрофы только подтверж- дало апокалиптические ожидания. Для Листа страдание являлось залогом спасения.
Но как в действительности Лист представлял себе это коллективное спасение? Свой образ золотого века он строил на материалах средневековой немецкой апо- калиптики, северных легенд и современной теософии. Он рассказывал средневековую легенду об императоре Фридрихе Барбаросса, который долго спал в горе Kyffhдuser. Но однажды проснувшись, волной тевтонско- го гнева прокатился по всему миру, подчинив его не- мецкой гегемонии. В этой истории черпали вдохновение средневековые утописты, надежды которых в XIII веке сосредотачивались вокруг династии Гогенштауфенов. Позже исторические и культурные обстоятельства изменились и в XV веке основные надежды возлагались уже на императоров Фридриха IV и Максимилиана I из династии Габсбургов. Один утопический трактат того времени, озаглавленный Gamaleon, рассказывает о буду- щем немецком императоре, который должен подчинить себе французскую монархию и папство. Римская церковь должна была лишиться имущества, все ее духовенство предназначалось к истреблению. После победы над вра- гами, германцы должны были возвыситься над прочими народами. Вместо папы новый немецкий патриарх в Май- нце должен был возглавить новую церковь, подчиненную императору, новому Фридриху, власть которого обнимала собой всю землю.
Листовский образ золотого века во многом составлен из элементов раннего национализма и популярной эсха- тологии. Первые манифесты националистов содержали в себе ту же веру в немецкий мир, в котором однажды исполнилась божественная воля и который поэтому был источником всякого блага до тех пор, пока не был раз- рушен заговором низших, негерманских народов, церкви, капиталистов, евреев и кого угодно. Для восстановления идеального мира требовалась новая аристократия, руко- водимая божественным посланником, призванным отстоять религиозные и политические ожидания угнетен- ных. Лист развивал традиции исторического хилиазма, утверждая, что правление Фридриха IV и Максими- лиана I означало возрождение арманистского духа, но к несчастью потерпело крах по причине заговора лютеров- ской реформации. Также весьма значительным является то обстоятельство, что Лист с большим вниманием относился к идеям Джордано Бруно, философа и еретика XVI века. Бруно полагал, что иудаизм и христианство разложили древнюю и истинную религию, которой была для него магия египетской «Герметики» и мистицизм; такое мнение было весьма популярно среди неопла- тоников Ренессанса. Бруно также стремился к освобож- дению, которое могло дать вновь открытое знание древних. Соединение милленаристских чаяний и каб- балистической мысли характеризовали и листовский образ новой Германии. С большим одобрением он цитирует Бруно: «О Юпитер, позволь немцам понять свою силу и они станут не людьми, но богами».
Одна из северных эпических легенд предлагает дру- гой образ золотого века, который также весьма важен для нашего анализа. Еще в 1891 году Лист нашел стих «Волюспы», в котором появлялась устрашающая и вместе с тем великодушная мессианская фигура:
Великий человек вернулся в круг правителей Властвующий над всеми, он кладет конец раздорам Его решения мудры и справедливы Все, что он назначил, будет жить вечно.
Фигура «властвующего над всеми» стала основной идиомой Листа в его последующих обращениях к золо- тому веку. Исключительный, сверхчеловеческий индивид, способный решить все человеческие проблемы и установить вечный порядок. Божественный диктатор был особенно желанен для тех, кто страдал от не- устойчивости и безосновности индустриального общества. Лист предчувствовал пришествие такого лидера, чья мо- нолитная реальность определит социо-политические ус- ловия национального золотого века.
Наконец, и теософия предлагала свой оккультный образ золотого века. К концу войны, Лист приобрел уверенность, что австрийские и немецкие жертвы, павшие на фронтах, перевоплотятся в коллективное мессианское тело. При помощи принципа кармы он доказывал, что сотни тысяч убитых должны воскреснуть как бы охва- ченные пламенем милленаристской надежды: эти молодые люди должны были войти в состав элитарных мессианских корпусов в окончательной послевоенной национальной революции. Исходя из своих вычислений, основанных на «космических и астрологических законах». Лист пришел к выводу, что годы 1914, 1923, 1932 имели интимную связь с грядущим арманистским тысячелетием. Он вы- делял 1932 год, как время, когда божественная сила должна овладеть коллективным бессознательным не- мецким народом. Поколение воскресших революционеров должно было быть особенно чувствительным к воз- действиям божественной силы и потому составляло лигу фанатиков, возвещающих приход нового века. Порядок, национальная месть и национальная страсть должны были превратить современное плюралистическое общество в монолитное, вечное и нерушимое государство. Этот то- талитарный образ служил Листу наброском для будущего Великого Германского Рейха. В предвосхищении нацистской Германии его вычисления ошиблись на один год.
Глава 8. ИОРГ ЛАНЦ ФОН ЛИБЕНФЕЛЬС И ТЕОЗООЛОГИЯ
О младшем современнике Листа Иорге Ланце фон Либенфельсе речь уже шла; он был наиболее молодым из сторонников старого гуру, сошедшихся в 1893 в Gars am Kamp для встречи с Ванеками. Ланц также был озабочен утраченным первоначальным арийским миром, но его теории были лишены той атмосферы с ее восх- валениями древних тевтонцев и их обычаев, которая характеризовала Листа. Вместо этого его мысль опиралась на радикальную теологию, историческую избирательность и глубокомысленные научные построения. Ланц пытался оживить странный мир арийских сверхчеловеков, конт- ролирующих средневековую Европу через аристок- ратические религиозные и военные ордена; это был визионерский образ, насыщенный расистскими рыцарями, мистиками и святыми. Центром его арио-христианской доктрины служила дуалистическая ересь, которая описы- вала враждующие силы добра и зла, представленные лучшими арийцами и их спасителем Frauja -- готское имя для Иисуса, который требовал священной войны против ложных арийцев, выродившихся арийцев и всех расовых меньшинств. Терминология Ланца отвечала все- му разнообразию современных дисциплин, гуманитарных и естественных наук, включая антропологию, физику и зоологию; вместе с тем очевидна общая политическая направленность его мифологии и vцlkisch идей Листа. Ланц стал героем двух аналитических исследований и занял свое место как один из предвоенных учителей Гитлера в Вене, как об этом свидетельствуют классические биографии фюрера.
Человек, который называл себя Иорг Ланц фон Либенфельс, утверждавший, что он родился в Мессине 1 мая 1872 года от барона Иоганна Ланца фон Либен- фельса и его жены Катарины, урожденной Скала, в действительности родился 19 июля 1874 года в пригороде Вены. Его отец, Иоганн Ланц, был учителем, мать действительно звали Катарина, урожденная Гоффенрайх. При крещении ребенок получил имя Адольф Йозеф. В полной противоположности его зрелым фантазиям об аристократическом и сицилианском происхождении, его родители принадлежали среднему классу и по отцу он был наследником длинной ветви венских бюргеров, изве- стных с самого начала восемнадцатого столетия. В де- тстве Ланц горячо интересовался средневековым прошлым и религиозными орденами, к которым он относился как к духовной элите. Сам он рассказывал, что его особенно воодушевлял военный орден Рыцарей Храма (тамплиеров), и что он с головой ушел в их историю и легенды. Эти впечатления вполне могли определить его решение принять цистерцианское послушничество в аб- батстве Heiligen Kreuz недалеко от Вены. Несмотря на возражения семьи, он вступил в орден как брат Георг 31 июля 1893 года.
Аббатство Heiligen Kreuz оказало серьезное влияние на жизнь Ланца. Белый камень церковных нефов, белые плиты, строгий романский стиль, уединенный мона- стырский сад, мозаика цветных стекол и могилы двенад- цатого века герцогов Бабенбергов, -- все это глубоко сов- падало с атмосферой средневекового рыцарского романа. Ланц был истовым послушником и сделал серьезные успехи, 12 сентября 1897 он постригся в монахи, а с 19 сентября 1898 приступил к преподаванию в духовной семинарии.
Жизнь в монастыре удовлетворяла его сентименталь- ным стремлениям отождествить себя со священной элитой древности, кроме того, годы в Heiligen Kreuz дали ему исключительную возможность расширить свое образо- вание под руководством его учителя, Ниварда Шлегля, специалиста по Ветхому Завету и восточным языкам. Зрелые труды Ланца несут на себе ясный отпечаток глубокого знания Библии, редких апокрифов и гностических текстов, а также религиозных традиций и языков Ближнего Востока. Он также прилежно изучал историю аббатства и опубликовал свои исследования в нескольких научных журналах.
Особенно важна самая первая из опубликованных им работ, поскольку она является наиболее ранним свиде- тельством его зарождающейся ереси и специфического мировидения (Weltanschauung). Это был комментарий к отпечатку на могильном камне, извлеченном из-под мо- настырских плит в мае 1894. Отпечаток изображал дво- рянина, ошибочно идентифицированного как Бертольд фон Трейн (умер в 1254), топчущего неизвестное живот- ное. Ланц интерпретировал эту сцену как аллегорическое изображение вечной борьбы между силами добра и зла, соответственно представленными дворянином и странным чудовищем. Ланц был особенно увлечен бестиальной интерпретацией зла. Размышления над буквальными смыслами этой аллегории убедили его в том, что корень всякого зла в мире заложен в приближенной к человеку, но животной природе. Для того, чтобы найти решение этой проблеме, он начал заниматься зоологией. Изучая священное писание, апокрифы, современную археологию и антропологию, Лист объединил существующие расистские идеи в дуалистическую религию. Голубые глаза и светлые волосы, свойственные арийской расе (как это доказали современные социал-дарвинистские авторы Карл Пенка, Людвиг Вольтман и Людвиг Вильзер) окон- чательно отождествлялись для него с добрым началом, тогда как различные темные отклонения -- негроиды, монголоиды, жители Средиземноморья -- он связал с принципом зла. Собственным вкладом Листа в расистскую идеологию стала адаптация научных взглядов применительно к гностической доктрине, представляю- щей светлые и темные силы в качестве космических сущностей, ответственных за порядок и хаос в мире.
Трудно сказать, насколько этими идеями Ланц обязан своему послушничеству в монастыре. Его учитель Шлегль презирал евреев Ветхого Завета как самонадеянное и надменное сообщество и его переводы Библии попали в список книг, запрещенных церковью за антисемитизм. Расистские тенденции в мышлении Ланца вполне могли сформироваться под влиянием Шлегля. Впрочем, его не- ортодоксальные убеждения, по-видимому, вызывали серь- езные трения между ним и его наставниками. Стремление же Ланца к свободе, интеллектуальной и физической, стало причиной разочарований и личного несчастья, в связи с чем он отказался от обета и покинул Heiligen Kreuz 27 апреля 1899 года. Его отъезд по-разному был воспринят главами аббатства. Настоятель обратился к нему с призывом «отвергнуть соблазны мира и плотской любви». Но Ланц дерзко обосновал свое отступничество утверждением о том, что цистерцианский орден предал свои подлинные принципы (т. е. расистские) и что теперь ему удобнее было бы извне заняться его реформой. Три его антиклерикальные книги, вышедшие сразу после того, как он покинул аббатство подтверждают это намерение. Некоторые признаки свидетельствуют о том, что он присоединился к движению Шонерера и обратился в протестантство. Говорят также о его намерении жениться; такой поступок также вынуждал его к отказу от обета и мог бы объяснить загадочные упоминания о «плотской любви».
С этого времени Ланц был свободен в выборе путей для развития своих религиозных идей, и период с 1900 по 1905 был отмечен высокой активностью и сверхъ- естественной скоростью его интеллектуальной эволюции. В это время он был зарегистрирован как член, по мень- шей мере, двух научных обществ, где он имел возмож- ность встретиться с выдающимися историками и учеными. Он получил патент на три изобретения, среди них -- некое техническое приспособление и мотор. Он также начал писать для таких vцlkisch и социал-дарвинистских журналов как «Hammer» Теодора Фрича и «Политико- антропологический обзор» Людвига Вольтмана. Одна из статей Ланца содержала более ста ссылок на сугубо научные исследования, что подтверждало глубину его недавних занятий антропологией, палеонтологией и мифологией. Таким образом, первые работы Ланца имели научную направленность. Поскольку в 1902 году он по- лучил докторскую степень, видимо, он защитил и диссер- тацию на одну из тем в рамках этой доисторической сферы.
В 1903 году Ланц опубликовал статью в журнале, посвященном изучению Библии. Она называлась «Anthropozoon biblicum» и представляла собой исследо- вание прошлого при помощи его ранних теологических и научных гипотез. Он начал с анализа тайных культов, описанных такими древними авторами как Геродот, Плу- тарх, Страбон и Плиний. Он пришел к выводу, что древние античные цивилизации хранили в тайне все, связанное с сексуальностью, поскольку все, что происходило в этой области -- происходило в рамках оргиастических ритуалов. Он также убедился в том, что принципиальная локализация этих культов связана с Ближним Востоком. Обдумывая эти результаты, Ланц развил свои исследования в свете недавних архео- логических находок в Ассирии. Два отчетливых отпечатка с клиновидными надписями, дающими ключ к загадке этих культов: отпечаток Ашурназирпала II (883-859 до н. э.) и черный обелиск Салманасара III (858-824 до н. э.). Оба эти артефакта были найдены в Нимруде в 1848 британским ориенталистом сэром Остеном Генри Лайярдом.
Оба отпечатка изображали ассирийцев, ведущих рядом с собой странных животных неизвестных видов как прирученных и домашних. Сопутствующая клиновидная надпись на первом рельефе сообщает, что король Мюсри (территория, лежащая к востоку от пролива Agnaba) послал этих маленьких животных (pagatu) Ашурназирпалу II в качестве дани. Подобные животные были получены также от короля патинеан и короля египтян. Надпись содержала информацию о том, что Ашурназирпал разводил этих животных в своем зоологическом саду в Calah. Надпись на втором рельефе говорила о двух других видах (baziati и udumi), которые также поступали как дань из Мюсри. Сумбур фило- логических версий и косвенные свидетельства, почерп- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.056 сек.) |