|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Актуальность темы исследованияКонтрольное задание к зачету по дисциплине социология культуры.
(Реконструкция программы социологического исследования по статье Л.А. Окольской, М.В.Комогорцева «Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах»//СоцИс №2, 2010 г.)
Выполнила: студентка 4 курса Золотопупова Карина Сергеевна
Научный руководитель: Доцент, кандидат социологических наук Глухова Татьяна Валерьевна ________________ работа защищена «___» _______ 200__г.
Самара, 2013 г. Содержание 1. Описание проблемы исследования………………………….………...3 2. Актуальность темы исследования……………………………………..4 3. Степень разработанности проблемы………………………………....7 4. Объект исследования…………………………………………………..8 5. Предмет исследования…………………………………………………8 6. Цель исследования ………..…………………………………………...9 7. Задачи исследования…….……………………………………..……....9 8. Гипотезы исследования………………………………………………..10 9. Описание стратегии исследования……………………………...…....11 10. Описание методологии и процедуры………………………………..12 11. Описание и обоснование метода……….……... ………………........13 12. Обоснование выборки………………………………………….……..14 13. Теоретическая интерпретация основных понятий……………….....15 14. Эмпирическая интерпретация …………………………………..…...16
Список используемых источников…………………………………………..17
Приложение…………………………………………………………………...18 Описание проблемы исследования Жизнь человека можно рассматривать как цепочку осуществленных проектов, которые становятся биографическими вехами для него самого и окружающих и определяют его как успешного, благополучного, счастливого — или же обделенного этими тотальными качествами. По мере взросления перед человеком встает все больше задач по обустройству жизни, а вместе с этим возникает все больше замыслов относительно их решения. С точки зрения феноменологической теории, проект — это когнитивный образ будущего действия, направленного на достижение цели в ситуации, которая еще не наступила, но мыслится как завершенная. Эта категория увязывает рациональное действие с социальным знанием. Основными элементами проекта являются: цель как предполагаемый результат действий с неким объектом; средства достижения цели и регулирующие их нормы и правила; временные рамки; знание о принципах функционировании той системы, в которой планируется действие. Проектирование — это предсказание вероятных изменений ситуации в результате применения доступных средств и вытекающий из этого выбор средства, имеющего шанс стать наиболее успешным. Массовые издания осуществляют вторичную социализацию девушек-подростков, вступающих во взрослую жизнь. Они предлагают читательницам жизненные проекты — привлекательные цели, которых нужно достичь, чтобы считать себя успешными, и нормативно приемлемые средства достижения этих целей.
Типизированные правила реализации проектов аккумулируются в анклавах коллективного знания, к которым индивид всегда может обратиться. Одним из таких анклавов являются глянцевые журналы — дискурс массовой культуры, предлагающий читателям заманчивые цели, образцы красивой жизни и средства к ним приблизиться. Актуальность темы исследования Альфред Шютц сравнивал систему повседневного знания с поваренной книгой, которая «содержит рецепты, списки ингредиентов, формулы их смешивания и наставления по приготовлению... все, что нам нужно, чтобы справляться с рутинными делами в повседневной жизни». Глянцевые журналы полностью подпадают под эту метафору. Если поваренная книга — это учебник кулинарного искусства, то глянцевые журналы — учебник искусства жить. Изобретенный в конце XIX в., данный тип периодических изданий стал заметным явлением в западной культуре. Ежемесячная аудитория лидирующих глянцевых журналов составляет десятки миллионов человек1. В конце XX в., завоевав иностранные рынки, глянцевая периодика сыграла существенную роль в вестернизации многих стран. С первой половины 1990-х годов адаптированные версии западных журналов начали выходить и в России; вслед за ними стали появляться отечественные аналоги, копирующие стиль зарубежных образцов. Несмотря на сравнительно короткую историю и меньший, по сравнению с западными странами, охват населения, глянцевые журналы стали одним из публичных дискурсов, открыто провозгласивших ценности консьюмеризма и сексуальной свободы, которые никогда не озвучивались советскими изданиями. Сегодня эти ценности транслируются и другими сферами культуры — киноискусством, массовым «чтивом», телепередачами, рекламой и эстрадой, некоторыми интернет-ресурсами. Вес «глянцевого» дискурса в общественном сознании трудно оценить. Тем не менее, мы считаем его достаточным для того, чтобы стать предметом научного исследования. Объединяющей идеей журнальных публикаций является успех — в личной жизни, конструировании внешнего облика, карьере и т. д. Среди целей, «рекламируемых» глянцевыми журналами, сильнее все го выражены те, что связаны с гендерной идентичностью2. Например, популярные западные журналы для мужчин предлагают читателям образ успешного «пикапера», завязывающего краткосрочные сексуальные связи и своевременно их обрывающего [20]. Женские журналы формируют у читательниц другие ориентиры — построить долгосрочные отношения с «правильным» мужчиной. Успех в проекте «женского счастья» существенно зависит от красоты, а красота — от ряда показателей, в том числе от массы тела [23]. Феминистическая критика обвиняет глянцевые журналы в том, что они преувеличивают значение гендерных оппозиций, игнорируя все другие различия — классовые, этнические, политические. Этим журналы упрощают и искажают картину мира, транслируемую читателям. Кроме того, глянцевый дискурс ставит во главу угла западные. Так, мировая ежемесячная аудитория «Men's Health» составляет 15 млн чел., «Glamour» — 12 млн. чел. «Cosmopolitan» издается более чем в 100 странах на 34 языках. стандарты женской и мужской красоты и провоцирует у читателей чувство неполноценности. Однако перманентная насыщенность журналов гендерной тематикой свидетельствует, что опыт управления гендерной идентичностью и сексуально-брачными отношениями более всего востребован, и именно за ним люди обращаются к журналам как к учебнику жизни. Механизм интернализации «журнального» знания читателями является отдельным исследовательским направлением. В нем используются концепции социальной психологии — например, теория социального сравнения Леона Фестингера, согласно которой у людей имеется потребность сравнивать себя с другими, причем эта потребность возрастает в случае, когда существует значительное сходство индивида с представителями референтной группы. Психологи выделяют так называемое «восходящее» социальное сравнение —когда эталон в чем-то превосходит подражателя. «Нисходящее» сравнение позволяет человеку сопоставить собственные проблемы с заведомо худшими и таким образом ощутить себя в выигрышном положении. Среди журнальных персонажей встречаются как знаменитости, так и отягощенные житейскими невзгодами обыватели, поэтому читатели могут осуществлять сравнения обоих типов. Помимо предъявления читателям объектов для сравнения, журналы еще и напрямую обращаются к ним как к носителям определенных качеств. Данное явление описывает концепция окликания Луи Альтюссера, согласно которой обращение к человеку как к исполнителю какой-либо роли (избирателя, студента, взрослого, красивой женщины) актуализирует в нем соответствующую идентичность и заставляет вести себя в соответствии с ней. Предложение роли зачастую предполагает формулировку цели, поэтому данный конструкт является полезным инструментом для нашего исследования. За рубежом проводились исследования, посвященные восприятию читателями информации в журналах. Показано, что люди интерпретируют содержимое глянцевых изданий довольно сложнымобразом. Идеи, проводимые в журналах, не усваиваются автоматически, а могут подвергаться критике и искажаться. Многие люди с предубеждением относятся к глянцевым журналам как к источнику информации и все же невольно соотносят свои поступки с вычитанными в них историями. Дж. Клаппер утверждает, что медийные образы кардинально не меняют мысли и поведение людей, но лишь поддерживают реально существующие представления и схемы действия и тем способствуют воспроизводству социального порядка..Важной чертой глянцевых журналов как учебника жизни является то, что они востребованы младшим поколением, особенно его женской половиной. Они предназначены именно тем, кто в силу возраста Активно приступает к многочисленным проектам, обустраивая свою жизнь. За неимением личного опыта молодежь охотно консультируется с культурными менторами. Подростки ценят их советы — в том числе и потому, что журналы обращаются к ним как к взрослым и предлагают точку зрения, отличную от мнения родителей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |