|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Культурологический модуль
1. Культура как объект познания. Многозначность понятия «культура». В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин культура возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание (Цицерон). Именно из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры. В современном значении слово «культура» остается многозначным. Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни, следовательно, человек, пытаясь найти смысл своего существования, окружающий мир превращает в носитель человеческих смыслов, следовательно, в мир культуры. Познание — совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Согласно Н.А. Бердяеву, культура понимается как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от всех остальных животных, именно поэтому мы можем говорить о целостности культуры, в том смысле, что культура есть явление человеческое, которое развивается вместе с человеком. Поиски смысла жизни, раскрытие тайн природы, творческий порыв – вот те основания, которые и обеспечивают целостность культуры и единство социокультурного прогресса. Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать») — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.
Культура — это прежде всего фундаментальное понятие, лежащее в основании не только культурологии как науки, но и в основе понимания феномена человека, его бытия, сущности его природы. Понятие культуры — это универсалия, ибо независимо от конкретных, пространственно-временных различий разных культур, различия культурных проявлений и способов выражения их форм, смысл культуры как человеческого феномена остается неизменным и тождественным себе. Культура — это все, что окружает человека и что в самом человеке, и даже что на нем. Понятие культуры охватывает всю деятельность человека, ее процесс, ее результат; способность, возможность, оснащенность человека для совершения этой деятельности; уровень развития человека, его способности и готовность воспринимать и оценивать мир в целом. Многообразие феномена — многообразие дефиниций, в которых отражено различие позиций и теоретико-мировоззренческих ориентации исследователей, разные способы подхода к феномену культуры, разные способы самого его понимания. Это, наконец, разный уровень общности, на котором понимается и рассматривается культура. Можно понимать культуру как непрерывное усилие человека как рода по противостоянию хаосу и распаду, которым подчиняется физическое бытие мира. А можно определить культуру как уровень развития общества в данную историческую эпоху, обусловленный степенью овладения силами природы, достигнутым состоянием знания... Можно также говорить и о культуре политической, эстетической, правовой, профессиональной, о культуре слова, культуре чувств и т.д.
2. Предмет культурологии. Межпредметный характер изучения истории культуры. Наука, изучающая культуру – культурология. Всякая наука изучает и объясняет какую-нибудь выделенную из общей массы группу явлений. Для культурологии объектом является культура. Кроме объекта, всякую науку характеризует ее предмет. Предмет – это ракурс, с которого наука смотрит на свой объект, то, что она старается в нем понять. Относительно предмета культурология может быть разделена на две составные части: собственно культурологию (в узком смысле) и историю культуры. Предметом культурологии (в узком смысле) являются общие закономерности функционирования культуры, законы ее развития, т. е. теоретическое осмысление культуры как самостоятельного феномена, взятого достаточно абстрактно. Другими словами, это теория культуры (предмет культуры, ее функции, структура – все это теория культуры). Другая часть – история культуры – изучает конкретные исторические формы культуры (культура Англии, культура России). Предмет культурологии: - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Важно отметить интегративный, междисциплинарный характер культурологии. Действительно, трудно разорвать связи культурологии с историей, искусствоведением, философией, социологией, археологией, еще целым рядом синтетических дисциплин, таких как социология культуры, философия истории или социальная психология. Тем более необходимо отличать культурологию от всех тех наук, которые существуют в сфере ее интересов, дополняют и углубляют. Отдельные науки о культуре выступают базисом для формирования культурологии. Наиболее часто встречающееся ныне заблуждение – подмена культурологии историей культуры, является одновременно и самым грубым недочетом. История культуры – необходимый пласт знаний для культуролога, но это только материал, на основе которого строятся модели культуры, изучаются закономерности ее развития и механизмы трансформации. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе. Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие. Культурология — область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность. Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900 – 1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения. В отличие от культурологии, предметом исследования которой является собственно культура, cultural studies изучают культурные объекты, систему их отношений друг с другом и с окружающим миром, а также технологии производства, продвижения и потребления культурных продуктов, т.е. имеют выраженный прикладной характер. Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Понятие «культура» является центральным в социальной и культурной антропологии. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье. В этот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия. C XIX в. понятие «культура» постепенно приобретает статус научной (а не только философской) категории. Окончательно название науки «культурология» закрепил американский ученый Уайт в 1947 году.
3. Культура и природная среда. Культура и природа— понятия, которые, как правило, рассматриваются во взаимной оппозиции. Под К. в самом общем смысле понимается все, что было преобразовано и освоено человеком; П. — это то, что существует помимо и без человека, по независимым от него законам. Противоположность К. и П. не абсолютна: она подразумевает их сопряжение и взаимодействие. Ведь сам процесс создания К. есть деятельность человека по преобразованию природного в культурное. Следует учесть, что П. не только вне человека, но и внутри него, поскольку он обладает физическим телом, подверженным действию всех законов материального мира. В свою очередь и К. не только внутри, но и вовне человека (искусственная окружающая среда). Формы и грани взаимодействия К. и П. многообразны и изменчивы, как и удельный вес “природного” и “культурного” в различных сферах природно-культурного мира. По мере развития общества и увеличения масштабов человеческой деятельности культурный компонент и в материальной и в духовной сферах растет количественно и усложняется структурно. Особенности взаимодействия К. и П. в том, что внутренний динамизм, скорость содержательного и количественного развития К. на математический порядок превосходит аналогичные скорости эволюции природного мира. В рамках Вселенной пространственная область бытия К. бесконечно мала, так же как и время ее существования есть не более чем миг в астрофизическом измерении. Но в течение этого “мига” К. в пределах нашей планеты превратилась в глобальную доминирующую силу, от которой зависит существование всей биологической формы материи, существующей на земле уже более 3,5 (по новейшим данным — 4,5) миллиардов лет. В XX в. стало очевидно, что в К., взятой предельно широко, содержатся элементы, которые в своем развитии способны привести к уничтожению человеческого общества. Поэтому главной целью деятельности людей должно быть достижение состояния коэволюции К. и П.
4. Культура и цивилизация. Современная массовая и элитарная культура. Понятия «культура» и «цивилизация» занимают важнейшее место в современном гуманитарном знании. Они тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. Часто «цивилизация» выступает синонимом термина «культура»: в них заложено общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды; оба они являются антонимами понятий «дикость», «варварство», «невежество»; также применяются они для обозначения определенных исторических типов культуры и эпох. «Цивилизация» также может обозначать особый этап, ступень в развитии культуры: культура мыслится как нечто возникшее раньше цивилизации (например, первобытная культура); цивилизация — это прежде всего определенный материальный усовершенствованный уровень и т.д. Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия и по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях, в различных контекстах. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии («культ»), педагогики, философии и морали («пайдейя», внутреннее развитие, образование, воспитание, обучение), оно чаще применяется к явлениям так называемой «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима и формируется как самостоятельная категория философами Просвещения, в центре внимания которых находились проблемы общественной жизни. Поэтому слово «цивилизация» неразрывно связано с понятием «прогресс», с социальными отношениями, с явлениями «материальной культуры» (техника, производительные силы экономики, жилища, транспорт и связь и т.д.). Итак, с культурой мы связываем «духовную», а с цивилизацией — «материальную» сферу человеческой деятельности. Под элитарной культуройобычно понимают культуру привилегированных слоев общества, которая охватывает лишь его небольшую часть и отличается особыми формами как усвоения культуры, так и ее передачи. В этом смысле иногда говорят, что на самых ранних этапах развития общества элитарная культура отличает властвующую элиту. В данном случае это культура царствующего и жреческого сословий, их культура являлась «эзотерической», закрытой, священной, в то время как массовая культура была обращена к непосвященным в религиозные таинства и оставалась культурой профанной. В данном случае элитарная и массовая культуры рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества. Они выступают как категории общекультурные, при помощи которых характеризуются «элита» и «массы», власть и подчинение. Не переходя в область социологического и политологического анализа, отметим, что элитарная культура в этом случае выступает основанием власти и руководства обществом, поскольку содержит в себе мировоззренческие тайны, недоступные рядовому члену общества. Базовой особенностью этих культур является то, что прежде всего они противоречат друг другу по содержанию: элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого сообщества, о божественных нормах, а массовая культура — рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу. Можно.сказать, что уже в этом случае элитарная культура — это претензия и монополия на социальное обновление, социальное творчество и на хранение и трансляцию знания. Массовая же культура — это область репродукции, повтора, усвоенных технологий, привычных стереотипов и т.д. Отличие от элитарной культуры, ее альтернатива. Массовая культура возникла в Америке. Депрессия -> Голливуд. Средство ухода от действительности. Хосе Ортега – и Гассет: масса управляема, ее идеалы – средний человек. Прибегает к тиражированию. Идеалы универсальности. Средства массовой культуры: СМИ, реклама. Цель: стимулировать инстинкт потребления. Цель художественного произведения: не эстетическое, а удовлетворение массового потребителя. В массовой культуре, как правило, нет авторства. Художественные ценности производятся в массовом масштабе. Идеология – Фрейд. Жанры ее подчинены Эросу и Страху смерти. Бестселлеры – жанры однодневки. Хит продаж! Образ Микки Мауса – образ среднего человека, воспроизведение образа этого человека. Притупляется чувство реальности у человека (так как показывают ужасы). Реклама – средства стимуляции потребления. Элитарное рассчитано на зрителя, а не на потребителя. Элита – группа людей с творческими способностями (Не только аристократия), осознает свою ответственность. Элитарная культура существовала во все века. Контркультура, молодежная, современная. Массовая культура не всегда воспринимается со знаком отрицания. Исторически те явления, которые были массовыми, могут стать элитарными. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |