АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ, 4 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

Столь значит. многообразие М. науки и гама творч. природа науч. мышления делают крайне проблема­тичной возможность построения единой теории науч. М. в строгом смысле слова — теории, к-рая давала бы полное и систематич. описание всех существующих и возможных М. Поэтому реальным предметом методоло-гйч. анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии сущест­вующих М., выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных М. в науч. исследовании. Один из аспектов этой послед­ней проблемы образует вопрос о роли филос. М. в науч. познании. Опыт развития науки свидетельствует, что эти М., не всегда в явном виде учитываемые иссле­дователем, имеют решающее значение в определении судьбы исследования, т. к. именно они задают общее найравление исследования, принципы подхода к объек­ту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренч. оценке полученных результатов. Как показывает история познания (особенно современного) адекватными филос. М. являются лишь диалектика и материализм. Методологич. роль материализма заклю­чается в том, что он срывает завесу сверхъестественнос­ти со сложных явлений природы, общества и человеч. сознания и ориентирует науку на раскрытие естеств., объективных связей, обязывает учёного оставаться на почве надёжно установленных фактов. Диалектика же является науч. М. материалистич. философии и всей науки в целом, т. к. она формулирует наиболее общие законы познания. Диалектика как М. есть реальная логика содержательного творч. мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Бу­дучи сознательно положенной в основу теоретич. мыш­ления, материалистич. диалектика освобождает учёного от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности; в диалектике все пробле­мы приобретают историч. характер, а исследование развития становится стратегич; принципом совр. нау­ки. Наконец, диалектика ориентируется на раскрытие и способы разрешения противоречий как в познании, так и в самой действительности.

Филос. М. «работают» в науке обычно не непосредст­венно, а опосредуясь другими, более конкретными М. Напр., принцип историзма как универсальный М., раз­рабатываемый философией, преломился в биологии в ви­де эволюц. учения — методологич. основы совр. био-логич. дисциплин; в астрономии этот же принцип по­родил совокупность космогонич. гипотез. В социаль­ном познании историч. материализм выполняет функ­ции М. для всех обществ. наук. М., имеющие общенауч. характер: сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретно­му, индукция и дедукция и т. д.,— также конкрети­зируются в каждой отд. науке. Важная особенность совр. этапа развития науки заключается в существ. возрастании роли конструктивных моментов в науч. по­знании: характер задач совр. науки таков, что она всё чаще не просто отражает те или иные аспекты реаль­ности, но и проектирует реальность в соответствии с опре-дел. целями. Это ведёт к необходимости осуществлять широкое конструирование М. познания, особенно фор­мальных, в частности математич. М. Соответственно расширяется и спец. изучение логич. структуры фор­мальных М. Одним из конкретных выражений усиления конструктивности познания является быстро расту­щее распространение М. моделирования, к-рый вообще может служить ярким примером подлинно эвристич. роли М. познания.

* см. к ст. Методология. · А. Г. Спиркин.

МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и греч. λόγος — слово, по­нятие, учение), система принципов и способов органи­зации и построения теоретич. и практич. деятельно­сти, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимо­отношений людей с объективным миром. В дальнейшем

она вычленяется в спец. предмет рационального позна­ния и фиксируется как система социально апробиро­ванных правил и нормативов познания и действия, к-рые соотносятся со свойствами и законами действи­тельности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации со­держащихся в самой деятельности принципов и пред­писаний, приёмов и операций. Начатки методологич. знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях раз­вития культуры. Так, в Др. Египте геометрия выступа­ла в форме нормативных предписаний, к-рые опреде­ляли последовательность измерит. процедур при раз­деле зем. площадей. Важную роль при этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбо­ру наиболее эффективного способа действия. С разви­тием произ-ва, техники, иск-ва, элементов науки и культуры в целом М. становится предметом спец. теоретич. рефлексии, формой к-рой выступает преж­де всего филос. осмысление принципов организации и регуляции познават. деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также пу­тей, ведущих к истине. Так, напр., в учении Гераклита «многознание» противопоставляется уму как способу познания диалектики мироздания — всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых ненадёжным путём «мнений», преданий и др. Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средст­ва познания стали предметом спец. исследования в философии софистов.

Особое место в разработке проблем М. принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ выдвинул на первый план диалектич. природу мышления как совме­стного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, рас­членения, определения и т. д. Учение о переходе от смутных представлений к расчленённым и отчётливым об­щим понятиям рассматривалось им как метод совершенст­вования иск-ва жить. Т. о., логич. операции подчиня­лись у Сократа этич. целям: предметом истинного зна­ния должно быть только то, что доступно целесообразной деятельности, цель же определяется посредством соот-ветств. образом организованной работы мысли. Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и катего­рий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объек­тивной логике познаваемого предмета. Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, пра­вила умозаключения и доказательства, вопросы опре­деления терминов, роль индукции и дедукции в дости­жении истины. Ему принадлежит важная для М. раз­работка учения о категориях как организующих фор­мах познания, их диалектике (соотношение Потен­циального и актуального, формы и материи и др.). Аристотель рассматривал созданную им логич. систему как «органон» — универс. орудие истинного познания.

До нового времени проблемы М. не занимали особо­го места в системе знания и включались в контекст натурфилос. и логич. построений. Развитие производит.

сил в условиях нарождающейся капиталистич. формации вызвало бурный расцвет естествознания, что потребовало коренных изменений в М. Эту потреб­ность отразило направленное против схоластики уче­ние Ф. Бэкона об индуктивном эмпирич. подходе к яв­лениям природы. В качестве образца науч. М. призна­вались принципы механики, ставшие руководящими для Галилея и Декарта. По Галилею, науч. познание должно базироваться на планомерном и точном экспе­рименте — как мысленном, так и реальном. Для реаль­ного эксперимента характерно непосредств. изменение условий возникновения явлений и установление между ними закономерных причинных связей, обобщаемых по-

МЕТОДОЛОГИЯ 365

средством математич. аппарата. У Декарта проблема М. выступает в связи с обсуждением вопроса о том, на каких основаниях и с помощью каких методов достижимо новое знание. Декарт разработал правила рационалистич. метода, среди к-рых первым является требование допускать в качестве истины только такие положения, к-рые осознаются ясно и отчётливо. За ис­ходные принимаются аксиомы как самоочевидные исти­ны, усматриваемые разумом интуитивно, без всякого доказательства; из непосредственно узреваемых поло­жений выводится путём дедуктивного доказательства новое знание.

Другая линия в М. нового времени была представле­на англ. эмпиризмом. Так, напр., Локк стремился раз­работать такие способы мышления, к-рые способствова­ли бы построению строго эмпирич. науки, основанной на чувств. опыте.

Ограниченность как рационалистич., так и эмпири-стского направлений в М. была выявлена нем. классич. философией, к-рая подвергла критич. анализу условия познания, его формы и организующие принципы. В противовес механистич. М., метафизически тракто­вавшей пути и способы познания, была развита диалек-тич. М., выступившая в классич. нем. философии в идеа-листич. форме (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Кант критически проанализировал структуру и ти­пы познават. способностей человека, разграничил конститутивные и регулятивные принципы познания, соотношение между его формой и содержанием. У Кан­та критич. отношение к наличному знанию служит ме-тодологич. основанием для преодоления догматич. и метафизич. воззрений на мир. Учение Канта утверж-дало принцип достоверности знания, к-рый, однако, не был последовательно реализован из-за кантовского ап­риоризма.

Элементы диалектики, содержавшиеся в кантовском анализе процесса познания, получили развитие в диа­лектич. философии Гегеля. Его диалектика имела харак­тер всеобщего метода познания и духовной деятельнос­ти. Разработанные Гегелем категории и законы диа­лектики образовали тот мыслит. аппарат, к-рый поз­волил под принципиально новым углом зрения исследо­вать взаимосвязи, противоречия и развитие бытия и мышления. Важнейшую роль в М. Гегеля играет принцип восхождения от абстрактного к конкретному— от общих и бедных содержанием форм к расчленённым и наиболее богатым содержанием, к системе понятий, позволяющей постичь предмет в его сущностных харак­теристиках.

Рациональные принципы М. предшествующих эпох были обобщены и переработаны на последовательно ма-териалистич. основе в марксистской философии, обога­щённой новыми достижениями науки и социальной прак­тики. Диалектич. метод претерпел в марксизме корен­ные преобразования: из метода анализа форм знания самих! по себе — безотносительно к реальности и объективным закономерностям её развития — он стал методом наиболее полного и содержат. исследования Этого развития, орудием не только теоретич. познания, но и революц. преобразования действительности на на­чалах науч. коммунизма. Стихийно-диалектич. методы мышления, способствовавшие прогрессу естеств. и обществ. наук, были теоретически переосмыслены в М. марксизма. Диалектико-материалистич. М. позво­ляет адекватно понять характер отношений между тео­рией и методом, а также роль практики в познании. Если теория представляет собой результат процесса познания, то М. является способом достижения и по­строения этого знания. Так, напр., методологич. прин­цип детерминистского объяснения мира является ор­ганизующим началом соответств. физич., биологич., социальных теорий. В свою очередь, будучи проверены

Методология

обществ. практикой, эти теории могут выполнять ме­тодологич. функцию, т. е. служить направляющим на­чалом в исследрват. деятельности.

Диалектико-материалистич. М., носящая всеобщий характер, конкретизируется применительно к различ­ным сферам црактич. и теоретич. деятельности соот­ветственно их условиям и задачам. Если в домарксист­ской философии понятие М. охватывает преим. позна­ват. деятельность (в силу чего наиболее разработанной оказалась М. науки), то новый подход к М., утверж­дённый марксизмом, позволил существенно расши­рить сферу М. и дать филос. обоснование способов и приёмов организации всего многообразия видов че-ловеч. деятельности. Специфика этих сфер предполагает разработку методов, адекватных изучаемым и преоб­разуемым объектам. При многообразии методов не­избежно возникает проблема выбора наиболее адек­ватного метода и его оценки с т. зр. перспектив реше­ния конкретных теоретич. и практич. задач. Это при­даёт М. аксиологич. аспект, побуждая оценивать мето­ды как с т. зр. их истинности, так и их эффективности.

Основой различных методов является единая диалек-тико-материалистич. М., к-рая соотносится со сложной иерархией конкретных способов и приёмов деятель­ности на различных уровнях организации материаль­ного и духовного произ-ва. Филос. уровень М. реаль­но функционирует не в виде жёсткой и однозначной системы норм, «рецептов» и формальных приёмов, а в качестве общей системы принципов и регулятивов чело-веч, деятельности. Такой общей системой является диалектич. и историч. материализм. Эвристич. роль диалектич. материализма обеспечивается тем, что он ориентирует исследования на раскрытие объективной диалектики, выражая её в законах и категориях. Миро­воззрение выступает как предпосылка и основание М., поскольку материалистической диалектике присуще единство мировоззренч. и методологич. функций. Вся система методологич. знания непременно включает в себя мировоззренч. интерпретацию оснований исследо­вания и его результатов.

В 20 в. происходит быстрый рост методологич. иссле­дований, что обусловлено революц. изменениями в со­циальной практике, науке, технике и др. сферах жиз­ни. Особое влияние на развитие М. оказывают процессы дифференциации и интеграции науч. знания, коренные преобразования классич. и появление множества новых дисциплин, превращение науки в непосредств. производит. силу общества. Перед обществом возникают гло­бальные проблемы экологии, демографии, урбанизации, освоения космоса и др., для решения к-рых требуются крупномасштабные программы, реализуемые благодаря взаимодействию мн. наук. Возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединить различные представления и решения в условиях принципиальной неполноты и не­определённости информации о комплексном объекте. Эти задачи обусловили разработку таких методов и средств, к-рые могли бы обеспечить эффективное взаимодейст­вие и синтез методов различных наук (теоретич. ки­бернетика, системный подход, концепция ноосферы В. И. Вернадского и др.).

Если раньше понятие М. охватывало преимуществен­но совокупность представлений о филос. основах науч.-познават. деятельности, то теперь ему соответст­вует внутренне дифференцированная и специализиро­ванная область знания. От теории познания, исследую­щей процесс познават. деятельности в целом и прежде всего — его содержат. основания, М. отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания. От социологии науки и науковеде-ния М. отлична своей направленностью на внутр. ме­ханизмы, логику движения и организации знания.

Существует неск. классификаций методологич. зна­ния. Одним из распространённых является деление М. на содержательную и формальную. Первая включает

в себя след. проблемы: структура науч. знания вообще и науч. теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения науч. теорий; понятий­ный каркас науки и её отд. дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и опера­циональный состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты М. связаны с анализом языка науки, формальной структурой науч. объясне­ния, описанием и анализом формальных и формализо­ванных методов исследования, в частности методов построения науч. теорий и условий их логич. истиннос­ти, типологии систем знания и т. д. В связи с разра­боткой этого круга проблем возник вопрос о логич. структуре науч. знания и началось развитие М. науки как самостоят. области знания, охватывающей всё многообразие методологич. и методич. принципов и приёмов, операций и форм построения науч. знания. Её высшим и определяющим уровнем является филос. М., направляющие принципы к-рой организуют мето­дологич. работу на конкретно-науч. уровне.

Нек-рым конкретно-науч. направлениям (структу­рализм, ряд интерпретаций системного подхода и др.) присуща неоправданная тенденция к универсализации, стремление обрести статус филос. концепций. Истоки такой универсализации — неправомерное отождеств­ление филос. и конкретно-науч. уровней М. Конструк­тивная роль материалистич. диалектики как М. со­стоит в том, что она показывает несостоятельность подобных устремлений, позволяет определить реаль­ные возможности и границы каждой формы конкрет­но-науч. М.

См. также Диалектический материализм, Истори­ческий материализм, Диалектика, Философия. • Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; M a p к с К., Нищета философии, там же, т. 4; е г о же, Эко­номим, рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46, ч. 1; Эн ге лье Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Л е н и н В. И., Материа­лизм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тет­ради, там же, т. 29; Философия и наука, М., 1972; Философия, М., наука, М., 1972; К о π н и н П. В., Диалектика, логика, на­ука. Сб. ст., М., 1973; его же, Гносеологич. и логич. основы науки, М., 1974; Проблемы истории и М. науч. познания, М., 1974; Ρ у з а в и н Г. И., Методы науч. исследования, М., 1974; Ракитов А. И., Филос. проблемы науки, М., 1977; И л ь и-ч е в Л. Ф., Философия и науч. прогресс, М., 1977; Ш т о ф ф Б. Α., Проблемы М. науч. познания, М., 1978; Ю д и н Э. Г., Системный подход и принцип деятельности. Методологич. проб­лемы совр. науки, М., 1978; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980.

А. Г. Спиркин, Э. Г. Юдин, М. Г. Ярошевский.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВА­НИЯ. Подразделяются на методы сбора информации и методы её анализа. К числу первых относятся раз­личные формы опроса (массовое анкетирование, интер­вью, экспертные опросы и т. д.), наблюдение, обработ­ка документов. К числу методов анализа материала от­носятся использование статистич. группировок, ран­жирование, шкалирование, индексирование, выявле­ние количеств. зависимостей между изучаемыми пере­менными. Применение электронно-вычислит. техники позволяет использовать для анализа массива получен­ных данных различные формы многомерной классифи­кации (факторный, регрессионный, дисперсионный анализ), с помощью к-рых можно выявлять устойчивые типы, основанные на сочетании большой совокупности признаков.

Вопрос о целесообразности использования того или иного метода в каждом данном исследовании решается в зависимости от содержания исследуемой проблемы, от степени разработанности её в лит-ре, от тех ресур­сов, к-рыми располагает исследовательский коллек­тив. Методич. сторона каждого исследования заключа­ется в обеспечении достоверности и надёжности полу­чаемых данных, и, следовательно, в новизне и истин­ности конечных выводов исследования. Особое место в решении этих задач принадлежит организации вы­борки, к-рая должна обеспечить определ. степень соот­ветствия между обследуемой и генеральной совокуп­ностями. Определение меры этого соответствия, т. е.

оценка репрезентативности выборочной совокупно­сти по наиболее важным параметрам — одна из важных методич. сторон каждого социологич. исследования. Надёжность и достоверность данных, полученных в ходе исследования, обеспечивается благодаря соблю­дению определ. правил, во-первых, при разработке осн. инструментов исследования — бланков, анкет, планов интервью, карточек наблюдения, ключевых по­нятий при контент-анализе документов и т. д.; во-вто­рых, при осуществлении полевых работ, т. е. при опро­се обследуемой совокупности респондентов; в-третьих, при первичной обработке полученных материалов — выбраковке анкет, шифровке и кодировании ответов на вопросы анкеты. Каждый из этих этапов работы требу­ет своеобразных навыков и определ. специализации.

Так, при разработке анкеты должны соблюдаться след. правила: 1) содержание анкеты должно быть под­чинено теме и задачам исследования. Для этого каж­дый из вопросов анкеты должен быть соотнесён с ис­следовательскими задачами. Эта процедура должна быть зафиксирована в рабочем варианте анкеты. 2) Язык анкеты должен быть освобождён от распростра­нённых клише, газетных штампов и стереотипных обо­ротов. Он должен быть близок к разговорной речи об­следуемой совокупности лиц и оперировать ситуация­ми, достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов должна строиться таким образом, чтобы на всём протяжении заполнения анкеты у респондента сохранялся интерес к ней и стимулирова­лось желание отвечать на вопросы. 3) При формули­ровках «подсказок» — избираемых вариантов ответа — необходимо избегать психологич. давления на респон­дента, навязывания ему т. зр., наиболее удобной для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе «положит.» и «отрицат.» суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете. 4) Рес­пондент не должен решать в ходе опроса сложных за­дач, отнимающих у него много времени. 5) Анкета должна быть выверена во времени и построена с учётом обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса. 6) Анкета должна быть оформлена аккурат­но, в полиграфич. оформлении анкеты рекомендуется использовать разные шрифты, отделяющие формули­ровки вопросов и ответов, пояснения респондентам относительно заполнения анкеты. При составлении анкеты наиболее часто встречаются такие ошибки, как обнаружение установки исследователя, неадекватность терминов и ошибка несоразмерности, состоящая в пред­ложении выбрать одну или несколько из ряда цен­ностей, не сопоставимых между собою.

При отборе тех или иных методов социологич. ис­следования необходимо иметь в виду, что массовость опроса не является гарантией достоверности и надёж­ности результатов. Гораздо эффективнее использовать более точный инструментарий, требующий квалифици-ров. работы интервьюеров, статистиков, вычислителей и аналитиков, нежели проводить многотысячные опро­сы, к-рые в силу проф. слабости не могут дать новой информации о состоянии обществ. мнения. Важным средством обработки методики является пробный опрос, в ходе к-рого на неск. десятках человек уточняется ре­акция респондентов на предлагаемые вопросы и воз­можности последующей интерпретации результатов исследования.

Наиболее плодотворным методом сбора материала в социологич. исследовании оказывается стандартизи­рованное интервью, т. е. очный индивидуальный опрос по заранее отработанной анкете с возможными устными пояснениями респонденту со стороны интервьюера. Такой опрос позволяет свести к минимуму число невоз­вращённых анкет и позволяет достаточно строго прове­сти в жизнь намеченный план выборки.

МЕТОДЫ 367

Методы анализа материала в социологич. исследова­ний в принципе не отличаются от принятых в статисти­ке. Предварит. условием надёжности сложных видов анализа является получение общей картины простых

-распределений ответов на заданные вопросы, группи­ровки по наиболее важным признакам, исчисление средних, величин и анализ отклонений от средних в ту

или другую сторону. При изучении силы влияния тех или иных факторов

на изучаемые процессы необходимо различать факторы общего характера, в равной мере действующие на всю совокупность обследуемых, и факторы специфические. Последние в свою очередь подразделяются на две груп­пы; "факторы социально-демографич, порядка (пол, воз-pacт, образование, профессия и т. д.) и факторы, сви-детельствующие о разной степени включённости (пар-тийностьили членство в ВЛКСМ при изучении уровня сознательности обследуемых; семейное состояние и на-наличие детей при изучении проблем семейного, воспита-ния, социологич. аспектов рождаемости; наличие опы-та участия в управлении при изучении обществ.-поли-тич. активности в коллективе и т. д.). Осн. правило, к-рое необходимо иметь в виду на этой стадии работы,— постоянное соединение содержатель-ного и.формального анализа, уяснения реального со-циологич. смысла. получаемых индексов, статистич. зависимостей и моделей частных социальных процес-сов. Содержат анализ, опирающийся на разработку специальных социологических теорий, раскрывающих закономерности частных социальных процессов, позво-ляет датьболее глубокую интерпретацию данных ис­следования, сформулировать выводы, имеющие глубокое теоретич. и практич. значение, (см. также Социология).

*Количеств. методы в социологии, М., 1966; Методика и тех-ника статистич. обработки первичной социологии, информации, М., 1968; -3 д p а в о м ы с л о в А. Г., Методология и процедура социологич. исследований,. М., 1969; Ядов В. А., Социологич. исследование. Методология. Программа. Методы, М., 1972; Анализ социологич. информации с применением ЭВМ, ч. 11-2, M., 1973-76; Процесс социального исследования, пер. с нем., М., 1975; Рабочая книга социолога, М., 1976.

А. Г. Здравомыслов.

МЕТРИОПАТИЯ (греч. - μετριοπά εια, от μετριοπα ής -умеряющий свои страсти: μέτριος — умеренный, πά ος - страсть, аффект), термин перипатетической школы, возникший в полемике со стоицизмом: стоич. идеалу полного искоренения аффектов и абс. бесстра-стия мудреца перипатетики противопоставили учение

Аристотеля о золотой «середине» и «умеренности» как формуле счастья; стоич. апатия («бес-страстие») была

при этом полемически трансформирована в метриопа-тию («умеренно-страстие»). Учение о М. разделялось

также представителями платоновской Академии (начи-ная с Крантора), среднего платонизма (Плутарх) и нек-ми скептиками. У Порфирия (Sententiae, 32)

М. и апатия выступают одновременно: первая — как

прринцип «гражд.» («политич.») добродетелей, вторая — как принцип «теоретич.» («созерцательных») доброде­телей; цель первой — «жизнь в качестве естеств. чело-

века», второй — «уподобление богу».

«МЕХАНИСТЫ», термин, обозначавший в сер. 20-х —:нач. 30-х гг. 20 в. группу сов. философов, стоящих на

позициях подмены философии выводами совр. естество-знания, сведения высших форм движения материи к ме-

ханич. и физико-химич. взаимодействиям, подмены

диалектики - теорией «равновесия», отрицания объек­тивной природы случайности и т. д. Группа включала

Л. И. Аксельрод-Ортодокс, А. И. Варьяша, В. М. Са-рабьянова, И. И. Скворцова-Степанова, А. К. Тими-рязева. и др. Концепция «М.» была своеобразным вос-произведением в марксистской философии ряда идей

механистич. материализма и позитивизма. Взгляды «М.» были подвергнуты критике в сов. печати, на ряде науч. конференций и диспутов.

МЕТРИОПАТИЯ

• О журн. «Под знаменем марксизма» [Из пост. ЦК ВКП(б)], в сб.: О парт, и сов. печати, М., 1954; H a p с к и й И. С., С у-в о ρ о в Л. Н., Позитивизм и механистич. ревизия марксизма, М., 1962.

МЕХАНИЦИЗМ, односторонний метод познания, осно­ванный на признании механич. формы движения мате­рии единственно объективной. М. наз. также соответст­вующее этому методу миропонимание и основанные на нём подходы к общенауч. (прежде всего естеств.-науч.) и мировоззренч. проблемам. В своём конкретном применении М. выступает как крайняя форма редук-ционизма. Для М. характерно отрицание качеств. специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей. Выдвигая на первый план механич. формы движения, М. переносит понятия механики в об­ласть физики, химии и биологии, в результате чего «неизбежна путаница» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 407), и в духе механики трактует такие филос. категории, как причинность, взаимосвязь и др.

Отд. черты М. встречаются уже в антич. атомизме и ср.-век. номинализме. В 16—18 вв. М. приобрёл зна­чение господствующего направления в филос. мышле­нии о природе, что было обусловлено особым положе­нием в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематич. разработку и широкое практич. применение. М. нашёл распростра­нение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов-материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах), а также среди идеалистов (соче­таясь с различными типами идеалистич. систем). Так, Декарт, выделяя «душу» в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые др. организмы к искус­ным механич. автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно «потому, что мир есть машина»; Кант признавал гипотезу о единственности механич. связи необходимой предпосылкой естеств.-науч. исследова­ния. Типичными представителями М. в 19 в. были Бюх-нер, Фохт, Молешотт, Дюринг.

Будучи одним из осн. проявлений метафизич. спосо­ба мышления, М. не способен учесть реальной диа-лектич. сложности движения и строения материального мира. М. как филос. позиция обусловил мировоззренч.. кризис в 19 в. в ряде отраслей естествознания и связан­ных с ними областях философии: новые открытия, ра­дикально преобразовавшие естеств.-науч. познание и углубившие его основы, требовали диалектического осмысления. В этот период М. привёл многих естест­воиспытателей к агностицизму, витализму и идеа­лизму.

Для естествознания 20 в. в целом характерно пре­одоление М., связанное с освоением диалектич. метода познания. Однако применение диалектич. методологии не всегда было сознательным (см. Естественнонаучный материализм), поэтому появление новых или углубле­ние старых сфер исследования в естествознании неред­ко вело к рецидивам М. Так, своеобразная разновид­ность М. возникла на почве кибернетики, нек-рые представители к-рой игнорировали отличие живых систем от автоматов и пытались свести к кибернетич. схемам всю деятельность человека. Гл. путь преодоле­ния М. как в мышлении отд. учёных, так и в науч. мы­сли в целом — последоват. разработка проблем науки под углом зрения материалистич. диалектики, пред­ставляющей собой основу для союза философии и есте­ствознания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)