АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ 1 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

вистич. коммуникации и т. п. Но одновременно про­исходит и размывание исходных философских принци­пов Ф. с.

• Критика совр. бурж. теоретической социологии, М., 1977; Новые направления в социологии, теории, пер. с англ., М., 1978; Ионин Л. Г., Понимающая социологич. М., 1979.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв.— учение о феноме­нах), вначале одна из филос. дисциплин, позднее — идеалистич. филос. направление, стремившееся осво­бодить филос. сознание от натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собств. области филос. анализа — рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы поз­нания, человеч. существования и культуры. Если в классич. философии Ф.— введение в систему логики и метафизики, то в совр. бурж. философии Ф. выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеч. существования.

Содержание и цель Ф. различным образом истолко­вывались в истории философии. Ф. трактовалась как наука о предметах опыта (И. Г. Ламберт, Кант). В «Фе­номенологии духа» Гегеля она понималась как учение о становлении науч.-филос. знания. К. Маркс считал Ф. духа Гегеля истоком и тайной спекулятивной фило­софии. Выделив рациональное зерно в гегелевской Ф.— проведение принципа деятельности в теории познания, Маркс вместе с тем выявил её существ. пороки — све­дение деятельности к абстрактно-духовной активности, а человека — к самосознанию (см. К. Маркс и Ф. Эн­гельс, Соч., т. 42, с. 169). В 19 в. Ф. интерпретирова­лась как описат. психологич. к-рая противопоставля­лась объясняющей психологии. В работах Ф. Брентано, К. Штумпфа и А. Мейнонга были предложены методо-логич. средства для описания и классификации психич. феноменов (трактовка сознания как интенционалъно-сти, идея о коррелятивности, соотносительности пред­мета и различных актов переживаний, утверждение о самоочевидности внутр. переживаний).

Возникновение к нач. 20 в. Ф. как определ. идеали­стич. направления зап. философии связано с именем Гуссерля. Исходным пунктом Ф. была попытка рас­смотрения внеопытных и внеисторич. структур созна­ния, к-рые обеспечивают его реальное функциониро­вание и совпадают с идеальными значениями, выра­женными в языке и психологич. переживаниях. Гус­серль рассматривает Ф. как метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных харак­теристик, к-рые делают возможным восприятие объекта и др. формы познания. Ф. основывается на истолкова­нии феномена не как явления чего-то иного (напр., сущ­ности), а как того, что само себя обнаруживает, как предмета, непосредственно явленного сознанию. Ф. мыслится как интуитивное усмотрение идеальных сущ­ностей (феноменов), обладающее непосредств. достовер­ностью. В феноменах Гуссерль выделяет различные слои: языковые оболочки; многообразные психич. пе-

-реживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл — инвариантную структуру и содержание языковых вы­ражений. Ф. обращается к последним двум слоям, об­разующим интенциональную структуру сознания. Пред­метное бытие, согласно Ф., имманентно присуще соз­нанию; оно обретает свой объективный смысл благодаря отнесённости к сознанию. Предметное бытие и сознание коррелятивны (соотносительны) друг другу. Сознание предстаёт в Ф. как двуединство, включающее в себя познават. акты — ноэзис и предметное содержание — ноэмы, к-рые по существу совпадают с идеальными зна­чениями (см. Ноэзис и ноэма). При описании сложной структуры и слоев сознания Гуссерль обращается к схоластич. терминологии.

Задача Ф.— раскрытие смысла предмета, затемнён­ного разноречивым мнением, словами и оценками. Об­ращение Ф. «к самим предметам» связано с её отказом от натуралистич. установки, противопоставляющей соз-

нание и бытие. Согласно Гуссерлю, эта установка, при­сущая обыденному сознанию, науке и прежней филосо­фии, привела к трактовке знания как однозначного и пассивного отражения реальности, данной в чувств. восприятиях, к господству позитивистско-натуралис-тич. философии и кризису европ. наук. Критика нату-ралистич. позитивизма, данная Гуссерлем, в определ. мере была созвучна марксистской критике натуралис-тич. фетишизма и метафизич. созерцательного материа­лизма, где сознание«...берется вполне натуралистически, просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 34). Однако Ф. отрицает любые формы материализма и ис-торич. понимания сознания. Отвергая историч. подход к сознанию, Гуссерль видит в нём лишь выражение ре­лятивизма и скептицизма.

Предмет Ф.— царство чистых истин, априорных смы­слов — как актуальных, так и возможных, как реализо­вавшихся в языке, так и мыслимых. Ф. определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универс. учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целост­ный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его дея­тельности.

Феноменология, установка достигается с помощью метода редукции (см. также Эпохе). На этом пути дости­гается понимание субъекта познания не как эмпириче­ского, а как трансцендентального субъекта, как ми­ра общезначимых истин, возвышающегося над эмпи­рически-психологическим сознанием и наполняющего его смыслом. Способ непосредственного усмотрения объективно-идеальной, идентичной сущности язы­ковых выражений (идеация) влечёт за собой пони­мание Ф. как науки о чистых возможностях, интен-ционально предначертанных в структуре «чистого сознания».

Трактовка Ф. у Гуссерля претерпела ряд изменений. Если в работах первого периода Гуссерль видит задачу Ф. в анализе структур «чистого сознания», то в послед­ний период своего творчества он во многом отказывается от первоначальных чисто логич. представлений о сущест­ве интенционального сознания и переходит на позицию, согласно к-рой «чистое (трансцендентальное) сознание» укоренено в «жизненном мире», в некоем универс. поле дорефлексивных структур, к-рые оказываются атмо­сферой и почвой как теоретической, так и практич. дея­тельности. В этот период усиливаются как свойственная Ф. субъективистская тенденция, так и разрыв с методо­логией естествознания. Эта линия получила наиболь­шее развитие в экзистенциальной Ф. (см. Экзистенциа­лизм), где с помощью метода Ф. выявляются априорные структуры человеч. существования — такие, как страх, забота (Хайдеггер, Сартр, Ясперс, Мерло-Понти). Фе-номенологич. школа, пытавшаяся применить методы Ф. в этике (Шелер), эстетике (Ингарден), праве (Конрад-Мартиус), психиатрии (Бинсвангер), социологии (На­тансон, Шюц, Фиркандт), педагогике (Литт), идейно распалась в сер. 20 в.; её представители сохранили лишь приверженность к нек-рым средствам феноменологич. анализа сознания.

Совр. форма Ф.— феноменологич. философия Гуссер­ля — одно из осн. направлений бурж. философии 20 в. Выявляя несостоятельность осн. принципов и положе­ний Ф.— её субъективизм, разрыв с методологией ес-теств. наук, схоластичность, марксисты отмечают и нек-рые рациональные моменты феноменологич. фило­софии — острую критику сциентизма и позитивизма, осознание кризиса зап.-европ. культуры. Марксист­ская оценка Ф. не имеет ничего общего ни с нигилистич. отрицанием познават. значения проблем анализа соз­нания, поставленных Ф., ни с ассимиляцией идей Ф,

• Μ ο т р о ш и л о в а Н. В., Принципы и противоречия фе­номенологич. философии, М., 1988; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 3; Бабушкин В. У., О природе филос. знания, М., 1978; Критика феноменологич. направления совр. бурж. философии. Сб. ст., Рига, 1981; Tran-Duc-Tao, Phenomenologie et materialisms dialectique, P., 1951; S p i e-gelbergH., The phenomenological movement. A historical introduction, v. 1—2, The Hague, 1960; Färber M., The aims of phenomenology, N. Y., [1966]; его же, The foundation of phenomenology, Camb., 19683; Landgrebe L., Phäno-menologie und Geschichte, Gütersloh, [1967]; Lyotard J.-P., La phenomenologie, P., 1969; Orr L,, Existentialism and phenomenology. A guide for research, N. Y., 1978.

А. П. Огурцов.

«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА» («Phänomenologie des Geistes»), одно из гл. соч. Гегеля, написано в 1805—06 в Йене, вышло в свет в 1807. По замыслу Гегеля, долж­на была составлять 1-ю часть «системы науки» — «нау­ку об опыте сознания» и вести ко 2-й — диалектич. нау­ке логики. Помимо предисловия и введения, «Ф. д.» со­держит 8 частей, к-рые распределены между 3 отдела­ми: «Сознание» (ч. 1—3), «Самосознание» (ч. 4) и «Ра­зум» (ч. 5—8); последний отдел, по замыслу Гегеля, раскрывает диалектику «духа» как носителя историч. ра­зума —«Дух» (ч. 6), «Религия» (ч. 7), «Абс. знание» (ч. 8).

В предисловии к «Ф. д.» излагается гегелевское по­нимание природы филос. познания (в полемике с роман­тизмом, концепцией непосредств. знания и др.). При этом развиваются след. осн. темы: философия как науч. система, требование её общепонятности и критика эзо-терич. интуитивизма; истина как целое — как процесс и итог законченного развития; абсолют не только как субстанция, но и как субъект; феноменология как «лест­ница знания», возводящая индивида от непосредств. обыденного сознания до филос. мышления и абс. зна­ния; «образование индивида» как усвоение им в своём развитии историч. этапов становления всеобщей ду­ховной «субстанции»; диалектика истины и заблужде­ния и т. д.

Во введении характеризуется метод «Ф. д.», изобра­жающей поступат. развитие сознания: переход созна­ния от одной ступени к другой обусловлен неизменно обнаруживающимся противоречием между предметом и понятием о нём, между сущностью и её явлением в сознании (изменение знания о предмете тождественно у Гегеля изменению самого предмета сознания). Движе­ние сознания в «Ф. д.» — это восхождение от абстракт­ного к конкретному, каждая последующая ступень зак­лючает в себе все предыдущие, воспроизводя их на но­вом, более высоком уровне; в то же время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах ди­алектич. развития.

На ступени «сознания» предмет противостоит человеч. «Я» как внеш. данность и определяет его; сознание оказывается «теоретическим», или созерцающим (опыт «чувств. достоверности», восприятия и рассудка). На сту­пени «самосознания» предмет и сознание тождественны, сознание определяет свой предмет (самоё себя) и потому выступает прежде всего «практически» — действующим, желающим, стремящимся. Свобода самосознания, до­стигаемая через его взаимодействие с др. самосознания­ми, воплощается в таких культурно-историч. явлениях, как «стоицизм», «скептицизм», «несчастное сознаиие». Когда самосознание постигает свою всеобщность, ус­матривает в себе абс. полноту реальности, оно выступа­ет как «разум».

На ступени «разума» различие сознания и самосозна­ния воспроизводится как различие между «наблюдаю­щим разумом», к-рый открывает в мире разумное содер­жание (в законах неорганич. и органич. природы, ду­шевного мира человека и т. д.), и деятельным «разумным самосознанием», осуществляющим разум в мире. Завер­шением диалектики разума становится у Гегеля возве­дение индивидуальности к историч. действительности социального бытия.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 719

На ступени «духа» сознание постигает духовную ре­альность мира и себя как выражение этой реальности (взаимоотношение «индивидуальности» и «субстан­ции»); здесь появляются социально-историч. «образы со­знания», историч. образы «мирового духа» — важнейшие эпохи культуры, играющие формообразующую роль в становлении «духа» и осознании им самого себя: «ис­тинный дух», «нравственность» как «живое непосредств. единство индивидуальности и субстанции» (его всемир­но-историч. образ — Древняя Греция); правовое состо­яние — множество самодовлеющих индивидов, связан­ных лишь формальной всеобщностью права (рим. мир); «отчуждённый от себя дух» — мир «образованности» с присущим ему «разорванным сознанием», находящим своё выражение в коллизиях «веры» и «здравомыслия», в «борьбе просвещения с суеверием» (эпоха Просвещения). Через негативность «абс. свободы» (франц. революция) сознание достигает новой ступени — достоверного для себя духа, «моральности» (кантовская этика, антино­мии к-рой подвергаются Гегелем острой критике). При­мирением противоречий «моральности» оказывается «религия», понятие к-рой объединяет различные сту­пени «самосознания» духа — «естеств. религию» (вост. религии), «художеств. религию» (др.-греч. иск-во) и «религию откровения». Наконец, на ступени «абс. зна­ния» содержание религии переводится в адекватную ему форму — понятийного «спекулятивного» мышле­ния.

К. Маркс видел в «Ф. д.» «...истинный исток и тайну гегелевской философии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 155). По характеристике Ф. Энгельса, «Ф. д.» является «...параллелью эмбриологии и палеон­тологии духа, отображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, историче­ски пройденных человеческим сознанием...» (там же, т. 21, с. 278).

Рус. пер.: под ред. Э. Л. Радлова (1913), Г. Г. Шпета (1937; опубл. 1959 в 4-м т. соч. Гегеля). Англ. пер. J. B. Baillie (v. 1—2, 1910), франц. пер. J. Hippolite (v. 1—2, 1939—41), итал. пер. E. De Negri (v. 1—2, 1933—36).

• Маркс К., Экономическо-филос. рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 152—74; Hyppolite J., Genese et structure de la «Phenomenologie de lEsprit» de Hegel, P., 1946; Pöggeler O., Hegels Idee einer Phänomenologie des Geistes, Freiburg — Münch., 1973; Heinrichs J., Die Logik der «Phänomenologie des Geistes», Bonn, 1974; Lauer Q., A reading of Hegel's «Phenomenology οί spirit», Ν. Υ., 1976. А. А. Митюшин.

ФЕОДАЛИЗМ (от позднелат. feodum — владение), классово антагонистич. обществ. формация, характери­зующаяся след. осн. признаками: 1) преобладание на­турального х-ва, к-рому свойственны простое воспро-из-во, тесное соединение работника со средствами про­из-ва, ориентация на самоудовлетворение осн. потреб­ностей; эта форма экономич. жизни соответствует ор-ганич. связи индивида с группой и относит. неотделён­ности его от природной среды. Товарное произ-во, су­ществующее при Ф. и развивающееся с ростом городов, не определяет системы господствующих обществ. производств.

отношений (когда оно начинает их опреде­лять, Ф. вступает в стадию разложения). 2) Личное и экономич. подчинение господств. классу крестьян, ве­дущих самостоят. х-ва, но лишённых права свободно владеть и распоряжаться своим наделом и под внеэко-номич. принуждением отдающих господам прибавочный продукт — феодальную ренту; внеэкономич. принуж­дение выражается в подвластности и подсудности кре­стьян феодалам, в разных формах зависимости не­посредств. производителей; в отличие от раба и колона феодально-зависимый крестьянин — обладатель орудий труда и домохозяйства — отчасти заинтересован в ин­тенсификации произ-ва, и с этой его заинтересованно-

ФЕОДАЛИЗМ

стью считается (в нормальных условиях) и феодал, признающий в крестьянине, при всей его зависимости, юридич. лицо. 3) Специфич. структура феодальной зем. собственности, выражающаяся в сочетании прав на зем­лю с политич. властью; феод. собственность условна: феодал «держит» землю на правах феода (лена, фьефа), полученного от вышестоящего сеньора, к-рый в свою очередь чей-то вассал. 4) Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимности: невыполнение вас­сальных обязательств лишает вассала прав на феод. от­каз сеньора оказывать покровительство вассалу осво­бождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться; для феодальных обществ. отношений характерны всеобщие связи зависимости между людь­ми, выражающиеся во взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями. 5) По­литич. господство воен. сословия, организованного в иерархию, связанную отношениями личного служения и покровительства. 6) Религия выступает при Ф. в ка­честве «...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции...» социального порядка (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 7, с. 361); философия, право, мо­раль, образование, иск-во, лит-pa в большей или мень­шей мере пронизаны религ. мировоззрением; политич. партикуляризм и разобщённость обществ. и экономич. жизни восполняются универсализмом религии и вселен­ским характером церкви; духовенство доминирует в идеологич. жизни общества, контролируя все отрасли духовного произ-ва и подчиняя его интересам церкви и господств. класса, частью к-рого высшее духовенство является.

Наряду с «вертикальными» отношениями господства и подчинения социальные связи выражались в «гори­зонтальных» отношениях корпоративного типа (сел. об­щины и гор. коммуны, союзы городов, курии васса­лов, социально-юридич. сословия, монашеские и ры­царские ордена, ремесл. цехи, религ. и купеч. гильдии и т. п.). Первый тип связей придаёт особый характер свободе человека при Ф., не признающем состояния независимости: свободен не тот, кто ни от кого не зави­сит, а тот, кто по своей воле выбрал себе господина и вступил с ним в феод. договор. В отличие от такого свободного вассала серв, виллан — несвободны, т. к. родились в состоянии зависимости и не вольны из него выйти. Поскольку человек, наряду с «вертикальной» связью с господином, одновременно включался и в «го­ризонтальную» связь с членами корпорации, у него раз­вивалось сознание равенства и необходимости взаим­ного уважения прав. Социальные связи между людьми при Ф. не были фетишизированы, т. е. не были опосре­дованы отношениями вещей, товаров и в этом смысле имели характер преим. межличных связей. Однако под­час они были мистифицированы религией и получали специфич. юридич. окраску. В отличие от рабовла-дельч. общества, строившегося на отрицании человеч. достоинства рабов, и язычества, противопоставлявшего людей своего племени или народа всем «чужим», феод. общество и всемирно-историч. религии, в нём господст­вовавшие (прежде всего христианство), исходят — в идеале — из принципа духовного равенства всех людей и отвергают социальные, нац. и политич. барьеры. Бу­дучи религиями классового общества и освящая его высшим авторитетом, эти религ. системы вместе с тем объективно знаменуют важную ступень в осознании со­циальных отношений как отношений между людьми. Наделяя свободой бога, человек эпохи Ф. тем самым осо­знавал важность свободы и для себя: отношения между людьми поэтому понимались как отношения между соз­нательными личностями.

Неправомерно отождествлять феод. зависимость и крепостничество, ибо прикрепление крестьян к зем­ле — явление, широко наблюдаемое в поздней Рим. им­перии (колонат), т. е. задолго до возникновения Ф.,— распространяется в Вост. и Центр. Европе лишь в пе­риод кризиса Ф., когда в условиях растущей товар-

ности сельского х-ва крупные землевладельцы при под­держке абс. монархии перешли в наступление на кре­стьян, лишая их всяких прав и превращая n придаток к земле. Между тем в период становления и расцвета Ф. в Зап. Европе крест. зависимость носила преим. личный характер: крестьянин считался прикреплён­ным лично к сеньору, а не к земле поместья, уход кре­стьянина от господина редко был полностью воспрещён.

Во всемирно-историч. процессе Ф. представляет со­бой социально-экономич. формацию, прогрессивную по сравнению с рабовладельч. строем, ибо она, заменяя рабство менее жёсткими формами зависимости, откры­вает больший простор для развития производит. сил и создаёт более благоприятные условия для развития лич­ности. Ф. возникает не только из разложения рабовла­дельческого, но также и общинно-родового строя у вар­варов, завоевавших цивилизованные гос-ва антич. или азиат. типа, либо живших на периферии таких гос-в. Под воздействием социальных порядков и культуры этих более развитых обществ у варваров усиливается распад традиц. родовых связей; возникают замкнутые социальные ячейки, возглавляемые сеньорами. Про­исходит разделение социальных функций между клас­сом, сосредоточивающим в своих руках управление, суд, воен. дело, законодательство, образование, рели­гию, и классом трудящихся — крестьянами и ремес­ленниками, к-рые, будучи оттеснены от обществ. уп­равления, оказываются под властью военного и ду­ховного сословий и вынуждены содержать их своим трудом. В зтом процессе в завоёванных варварами стра­нах древней высокой культуры принимает участие и местное население, включающееся во вновь создавае­мые классы феод. общества. На первой стадии Ф. от­личается от рабовладельч. общества более примитивны­ми производит. силами, возвратом к господству нату­рального х-ва, упадком средств сообщения, снижением уровня культуры. Экономич. и культурный подъём характерен лишь для стадии развитого Ф. (в Зап. Ев­ропе начиная с 11 в.).

Феод. общество представляло собой иерархию насле­дуемых социально-юридич. статусов. Право при Ф. вы­полняло роль всеобщего регулятора отношений между людьми. Каждый человек, группа, корпорация, сосло­вие характеризуются особым юридич. статусом. Пра­вом пользуются и неодушевлённые предметы и институ­ты — земли, владения, города, рынки, церкви, монас­тыри. Но право не унифицировано: это местное или личное право, бесконечно варьируемое, подчас неписан­ное и существующее в виде обычая. Право мыслится как исконное, старинное и потому «доброе»; его не соз­даёт государь и оно выше его; все подвластны праву и обязаны защищать его от нарушений; в случае необхо­димости подданные должны принудить монарха соблю­дать право. Идея права сочетается с идеей нравствен­ности, и все права и обязанности рассматривались при Ф. также и в моральном плане (служба, повиновение, как и покровительство,— моральный долг). В Зап. Ев­ропе тем не менее "разграничивали «божеств. право» и «человеч. право», тогда как в исламе право вообще сос­тавляет часть религии и правовая и религ. община сов­падают, поэтому мусульм. право, сложившееся вмес­те с религ. догмой, затем не развивалось.

Решающим фактором духовной жизни при переходе от антич. общества к Ф. является коренное переосмыс­ление всех обществ. ценностей: от преобладания интере­са к земному и материальному общество обращается к системе морали и религии. Высшей реальностью стали считать потусторонний мир, в земном же существова­нии — видеть лишь подготовит. ступень к царству небес­ному. Такая смена духовной ориентации с наибольшей ясностью выявилась в христианстве и повлияла на все стороны практич. деятельности людей: материальное произ-во не рассматривалось как самоцель и не находи­ло оправдания в богатстве; производств. идеал - само­обеспечение, создание условий.для «достойного» с сос-

ловной т. зр. существования человека, и в этих преде­лах трудовая активность оправдывалась и даже возво­дилась в этич. ценность. Тем не менее в труде видели преим. средство самообуздания, подавления греховно­сти, сопряжённой с праздностью. Торг. и особенно рос-товщич. прибыль осуждалась (учение о «справедливой цене»). Установки христианства относительно богат­ства и собственности не вытекали из природы Ф. и воз­никли ещё в древности, но находили широкое соответ­ствие в феод. действительности. Это связано с присущей феод. обществу тенденцией к символич. интерпретации всех отношений, явлений и предметов. В частности, и богатства ценились прежде всего благодаря своей зна­ковой функции; их следовало тратить, дарить при­ближённым и вассалам, жертвовать на постройку церк­вей и т. д. Богатство становилось знаком щедрости, широты натуры, гостеприимства и доблести феодала, престиж и влияние к-рого повышались. Так поддержи­валась рыцарская честь — гл. ценность в моральном кодексе господств. класса. Соответственно и обладание обширными зем. владениями позволяло раздавать феоды вассалам, большое число к-рых свидетельствовало о мо­гуществе и влиянии их сеньоров. Высокая «знаковость» феод. практики проявляется в ритуалах, клятвах, сим­волах, к-рыми сопровождались все договоры, сделки. собрания и без к-рых они не имели бы силы. Предельно символизированная и ритуализованная социальная практика Ф. подчиняла отд. человека нормам и требо­ваниям группы.

Установка на старину, на освящённые временем тра­диции и враждебность или недоверие ко всему новому характерны для Ф., как и для всякого общества, име­ющего тенденцию воспроизводить себя на прежней ос­нове. Поэтому и угнетённые крестьяне в борьбе против феодалов нередко преследовали цель возвратиться к старине: они добивались сохранения повинностей на ус­тановленном уровне, стремясь защитить свои вольности, выступали против «несправедливости» — нарушения обычая. Борьба между крестьянами и феодалами из-за земли и ренты проходит через всю эпоху Ф. Но задача ниспровержения эксплуататорских порядков и освобож­дения от Ф. ставилась крестьянами редко и на сравни­тельно поздней стадии Ф. В этом отношении сами по се­бе крест. восстания, неорганизованные и разобщённые, были безуспешными, хотя их накал в период кризиса Ф. (в Европе в 14—16 вв.) резко возрос. Больших ре­зультатов достигли бюргеры: после упорной борьбы города Зап. Европы завоевали независимость и самоуп­равление (в этом — одно из наиболее существенных и чреватых последствиями отличий зап.-европ. Ф. от ви­зантийского и вообще восточного). В рамках свободных городов развивались новые средства произ-ва, требо­вавшие непосредств. производителя, избавленного от личной зависимости и сословного неравенства. В го­родах менялся стиль и ритм обществ. жизни, росли сво­бодомыслие и идеологич. сопротивление Ф. и засилью церкви. Возрастание значения денег и торговли, пред-. принимат. деятельности подрывало систему Ф., выдви­гая на первый план вещные, коммерч. отношения. Гор. общество постепенно переориентировалось на новые ценности: знатности происхождения и «героич. лени» феодалов противопоставлялись индивидуальные спо­собности и предприимчивость, традиции — новатор­ское поведение, землевладению — опоре политич. влас­ти— деньги, движимое богатство, условному держа- нию — безусловная частная собственность, вере в ав­торитеты и букву Писания — исследоват. пытливость, ортодоксальной церкви — боевая ересь. Созревание элементов бурж. общества в недрах Ф. занимает в ис­тории Европы эпоху «первонач. накопления капитала», к-рая завершается бурж. революциями, более или ме­нее радикально покончившими с Ф.

ФЕОДАЛИЗМ 721

Данная выше характеристика Ф. относится преим. к Европе, поскольку и европ. варианте в наибольшей мере выявились заложенные в Ф. прогрессивные воз­можности: в Европе в недрах Ф. спонтанно зародился капиталистический способ производства, в конце концов взорвавший Ф. Поскольку же только в Европе наблю­дается последоват. смена всех обществ.-экономич. фор­маций, изучение именно европ. Ф. как фазы всемирной истории представляет особый интерес с филос. и социологич.

т. зр. В конце эпохи Ф. Европа, отстававшая в начале её от мн. стран Востока в культурном и экономич.

отношениях, начинает их быстро опережать и на­кладывать определяющий отпечаток на всемирно-исто-рия. процесс. Ф. констатирован наукой за пределами Ев­ропы в странах ср.-век. Востока, в частности в Японии, у арабов. Нуждается в дальнейшем исследовании во­прос о существовании Ф. (как и рабовладельч. форма­ции) у нек-рых народов Азии и Африки. Трудность вы­деления феод. типа обществ. отношений в рамках дока-питалистич. антагонистич. формаций заключается в том, что всем им соответствует преобладание системы межличных обществ. связей, мелкое произ-во, на­туральное х-во, внеэкономич. принуждение, господст­во вооруж. знати и духовенства.

Слово «Ф.» (feodalite) появляется во Франции в 17 в. для обозначения ленного права; в науку термин «Ф.» был введён Ф. Гизо («История цивилизации во Франции», пер. с франц., т. 1—4, 1877—81), к-рый дал политико-юридич. определение Ф. (соединение верхов­ной власти с землевладением, условный характер зем. собственности, вассальная иерархия). С кон. 19 в. ста­ло вырабатываться и социологич. истолкование Ф.; П. Г. Виноградов и нек-рые др. историки отмечали связь между полития. Ф. («рассеяние суверенитета»), социальными отношениями («вотчинная система») и нату­ральным х-вом. В 20 в. растёт интерес к историко-срав-нит. изучению Ф. в Европе и Азии (О. Хинце). Однако в совр. историографии сильна и противоположная тенденция — видеть в Ф. лишь зап.-европ. феномен (О. Бруннер) и давать чисто юридич. описание феод. институтов. Наиболее содержат. анализ Ф. в за­рубежной историографии принадлежит М. Блоку (М. В 1 о с h, La societe feodale, t. 1—2, 1939—40). Ис­следователи-марксисты рассматривают Ф. как си­стему и исходят из понимания закономерности возникновения Ф.— формации, типологически стоя­щей между рабовладельч. и капиталистич. форма­циями. Однако существуют разные т. зр. относительно сравнит. важности тех или иных черт Ф. В частности, соотношение экономич. и личностных моментов расце­нивается по-разному. Остаётся также предметом науч. дискуссии типология Ф.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1, 3, там же, т. 23, т.25, ч. 2; е г о же, Формы, предшествующие капиталистич. производству, там же, т. 46, ч. 1; Энгельс Ф., Франкский период, там же, т. 19; его же, Происхож­дение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; его же, О разложении Ф. и возникновении нац. гос-в, там же; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; его же, О гос-ве, там же, т. 39; Π е т ρ у ш е в-с к и й Д. М., Очерки из истории ср.-век. общества и гос-ва, М., 19225; Косминский Ε. Α., Исследования по агр. истории Англии 13 в., М.— Л., 1947; Н е у с ы х и н А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеод. общества в Зап. Европе в 6—8 вв., М., 1956; Блок М., Ха­рактерные черты франц. агр. истории, пер. с франц., М., 1907; Б а р г Μ. Α., Исследования по истории англ. Ф. в 11 —13 вв., М., 1962; его же, Проблемы социальной истории в освеще­нии совр. зап. медиевистики, М., 1973; Сказкин С. Д., Очерки по истории зап.-европ. крестьянства в ср. века, М., 1968; Удальцова 3. В., Гутнова Е. В., Генезис Ф. в странах Европы, М., 1970; Гуревич А. Я., Проблемы генезиса Ф. в Зап. Европе, М., 1970; его же, Категории ср.-век. культуры, М., 1972; Ч е р е п н и н Л. В., Вопросы ме­тодологии историч. исследования: теоретич, проблемы истории Ф., М., 1981; Feudalismus, Materialien zur Theorie und Geschich­te, Fr./M.— B.— W., 1977; D üb у G., Les trols ordres ou


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)