АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ 6 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

ФИЛОСОФСКИЕ

n i G., Nuovo dizionario di cultura filosofica e scientifi-ca, Torino, 1952); Словарь по философии, под ред. А. Бираги (Dizionario di filosofia, a cura di A. Biraghi, Mil., 1957); Филос. энциклопедия, под ред. Центра филос. исследований Галларате, т. 1—4 (Enciclopedia filosofica, a cura del Centre di studi filos. di Gallarate, v. 1—4, Venrzia — Roma, 1957; v. 1—6, 19672). Мек­сика: Пальярес Э., Словарь по философии (Р а 11 а-r e s E., Diccionario de filosofia, Мех., 1964); Ферратер Мора X., Словарь по философии (F e r r a t e r M о-га.1., Diccionario de filosofia, Мех., 1941; 19584). С Ш А л Великобритания: Вюлнер Б., Словарь по схоластич. философии (W u e l l n e r В., Dictionary of scholastic philosophy, Milwaukee, 1956; 19663); «Крат­кая энциклопедия по зап. философии и философам», под ред. Дж. О. Урмсона («The concise encyclopaedia of western philosophy and philosophers», ed. by J. 0. Urm-son, L., 1960); Лейси А. Р., Словар"ь по философии (L a-cey A. R., A dictionary of philosophy, L.—[a. o.], 1979); Науман С., Словарь по амер. философии (N a u-man S., Dictionary of American philosophy, N. Y.. 1973); Словарь по философии, под ред. Д. Д. Ранса (Dictionary of philosophy, eb. by D. D. Runes, Ν. Υ.. 1942; I96015); Словарь по философии и психологии, под ред. Дж. М. Болдуина, т. 1—3 (Dictionary of philosophy and psychology, ed. by J.M. Baldwin, v. 1—3, N. Y.—L., 1901—05; Gloucester, 1957); Энциклопедия по философии, гл. ред. П. Эдуарде, т. 1—8 (The encyclopedia of philo­sophy, ed. P. Edwards, v. 1—8, N. Y.—L., 1967; 19722). Франция: Блая Э., Словарь по древней, новой и совр. философии, т. 1—2, доп. (Blanc Ё., Dictionnai-re de philosophie ancienne, moderne et contemporaine, t. 1—2, suppl., P., 1906—09); Гобло Э., Филос. словарь (G o b l o t E., Le vocabulaire philosophique, P., 1901; 19387); Жоллве Р., Словарь по философии (J oli­vet4 R., Vocabulaire de la philosophie, Lyon, 1942; 19574); Кювилье Α., Новый филос. словарь (Сuvil­lier Α., Nouveau vocabulaire philosophique. P., 1956); Лаланд Α., Специальный критич. словарь по философии (L a l a n d e Α., Vocabulaire technique et critique de la philosophie, fasc. 1—21, P., 1902—22; 197211); Лег­ран Ж., Словарь по философии (L e g r a n d G., Dic-lionnaire de philosophie, P., 1973); Словарь великих филос. доктрин, под ред. Л. Жерфаньона (Dictionnai-re desgrandes philosophies, sous la dir. de L. Jerphagnon, Toulouse, 1973); Фулькье П., Словарь филос. языка (F o u l q u i ё Р., Dictionnaire de la langue philoso­phique, P., 1962; 19692). ФРГ: Краткий филос. сло­варь [издательства] Хердера, под ред. М. Мюллера и А. Хальдера (Herders Kleines philosophisches Wörter­buch, hrsg. v. M. Müller und A. Halder, Freiburg im Breis­gau, 1958); Мецке Э., Настольный словарь по философии (M e t z k e E., Handlexikon der Philosophie. Hdlb., 1948, 19493); Философия, под ред. А. Димера и И. Френ-целя (Philosophie, hrsg. ν. Λ. Diemer und I. Frenzel, Fr./M., 1958; 196911); Философский словарь, осн. Г. Шмидтом (Schmidt H., Philosophisches Wörter­buch, Lpz., 1912; 197419); Филос. словарь, под ред. В. Бруггера (Philosophisches Wörterbuch, hrsg. v. W. Brugger, Freiburg im Breisgau, 1947; 196713).

Историко-филос. и биогpафич. Ф. с. и э. Вильман О., Важнейшие филос. термины в историч. последовательности (W i 11 m a n n O., Die wichtig­sten philosophischen Fachausdrücke in historischen Anord­nung, Kempten — Münch., 1909; 19333); Декуртинс К., Краткий словарь философов. От досократиков до совре­менности (Decurtins С., Kleines Philosophen-Lexikon. Von den Vorsokratikern bis zur Gegenwart, Affoltern, 1952); Историч. словарь по философии, под ред. И. Риттера, т. 1—5 — (Historisches Wörterbuch der Philosophie, hrsg. v. J. Ritter, K. Gründer, Bd 1—5—, Basel —Stuttg., 1971—80); Кьернан Т., Биографич. сло­варь по истории философии (К i r1 r ]) я n Т.. Who's who in the history of philosophy, N. Y., 1965); Ноак Л., Историко-филос. лексикон (N о а с k L., Philosophie

 

geschichtliches Lexikon, Lpz., 1879; Stuttg.—Bad Cann-statt, 1968); Питере Ф., Греч, филос. термины. Историч. лексикон (Peters F. E., Greek philosophical terms. Ahistorical lexicon, N. Y.—L., 1967); Словарь фило­софов (Dictionnaire des philosophes, P., 1962); Томас Г. Биография, энциклопедия но философии (Т h от a s H., Biographical encyclopedia of philosophy, Garden City— N. Y., 1965); Цигенфус В., Юнг Г., Лексикон филосо­фов, т. 1—2 (Ziegenfuss W., Jung G., Philoso­phen-Lexikon, Bd 1—2, B., 1949—50); Эйслер Р., Лекси­кон философов. Жизнь, труды и учения мыслителей (E i s l o r R., Philosophen-Lexikon. Lehen, Werke und Lehren der Denker, B., 1912; 1972). Т. С. Лаврова. «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ», произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.

«Ф. т.» — это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Гегеля, Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914—16, а также отд. набросков, наиболее раз­вёрнутым и важным из к-рых является фрагмент «К воп­росу о диалектике». Впервые «Ф. т.» опубликованы в 1929—30. «Ф. т.» в целом представляют собой подготовит.

материал для задуманной Лениным работы по тео­рии материалистич. диалектики. Идеи «Ф. т.» составили методологич. основу теории империализма, использо­ваны Лениным в статьях по экономике и политике, напр. «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Дет­ская болезнь „левизны" в коммунизме», «Еще раз о проф­союзах...», «О значении воинствующего материализма» и др.

Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимо­стью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отри­цали наличие в марксизме собств. филос. системы, в особенности теории познания, и настаивали на соедине­нии экономич. учения К. Маркса с кантианством, пози­тивизмом или даже энергетизмом.

Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследова­тельность гегелевской диалектики, вскрывает её идеали-стич. и мистич. характер, но вместе с тем подчёркивает, что без её крития. освоения нельзя проникнуть в сущест­во марксистского метода мышления. Именно Гегелю пер­вому удалось угадать «... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противо­положностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы» (ПСС, т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской по­зиции заключается в обожествлении «логич. идеи», мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин при­меняет учение о развитии к процессу познания. Диалек­тика неполна без выражения движения в логике поня­тий, т.е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особое зна­чение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятель­ность рассматривается Лениным как основа для форми­рования категориального, логич. строя мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как филос. наука есть одновремен­но и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстри­руемой «суммой примеров» (см. там же, с. 316). «Согласие» с принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особый смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противо­положностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характер» связи противоположностей внутри единого целого Ленин упо­требляет различные термины (единство, совпадение,

тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимо­проникновение, взаиыопереход противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественны­ми противоположности,— при каких усло­виях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти про­тивоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (там же, с 98). Ленин обращает внимание на необходи­мость использования для изучения и изложения диа­лектики вообще логики «Капитала», в к-ром Маркс дал образец диалектико-материалистич. анализа реальности.

Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умств. развития человеч. рода и ин­дивидуума, историю языка, физиологию органов чувств. историю философии, историю всех отд. отраслей зна­ния. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобождённое от слу­чайностей историч. формы, должно составить существен­ное содержание науч. философии. В понимании про­цесса становления и применения логич. категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа «круга кругов», к-рый в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации раскрывает противоречивость, слож­ность, многосторонность, спиралевидность процес­са познания. Анализируя план диалектики (логи­ки) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеч. познания. Ленин требует пока­зать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые «...направ­ляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 301). «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причи­ны явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явле­ний к субстанции» (там же, с. 142—43). Ленин подчёр­кивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание челове­ка не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194).

Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеве­рие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Ге­геля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и нек-рыми др. марксистами кан­тианства, махизма и т. д. «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же, с. 161).

Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгель­са, Ленин прослеживает процесс перехода их на пози­ции науч. социализма и выделяет гл. моменты это­го процесса: 1) подход «к идее обществ. отношений произ-ва»; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание революц. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подво­дит к социализму. В «Ф. т.» Ленина изложена программа филос. исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной филос. науки, глубокого осво­ения классич. филос. наследия и острой, принципиаль­ной критики бурж. философии. Они сыграли громадную

ФИЛОСОФСКИЕ 739

роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-мар­ксистов.

• О «Ф. т.» В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Л. Н., Во­просы диалектики в «Ф. т.» В. И. Ленина, М., 1960; Ка-сымжанов А. X., Как читать и изучать «Ф. т.» В. II. Ле­нина, М., 1968; Кедров Б. М., Из лаборатории ленинской мысли, М., 1972. А. X. Касымжанов.

ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ, особый вид филос. лит-ры, раскрывающий филос. тему в инсценируемой беседе неск. лиц. Впервые получил распространение в мему­арной лит-ре о Будде и Сократе. В буддийской лит-ре Ф. д. ещё включён в повествоват. текст, беседа настав­ника с учеником преподносится как откровение истины: учитель авторитарно излагает доктрину, слушатель внимает ему, выражая своё согласие. В классич. Гре­ции 4 в. до н. э. Ф. д. впервые стал самостоят. жанром с особым присущим ему недогматич. способом разъясне­ния филос. мысли. Возник из записей, к-рые велись учениками Сократа. Из т. н. сократич. разговоров, составленных после смерти Сократа, до нас дошли полностью диалоги Ксенофонта и Платона. Воссоздавая образ Сократа, Платон раскрывает собств. философию; разоблачение («эленксис») общепринятых взглядов на духовные ценности служит гл. содержанием драматизи­рованного действия его Ф. д. По мере расширения по­зитивного содержания в Ф. д. Платона в них умалялась роль драматич. сценария, и Ф. д. всё больше прибли­жался к трактату. После Платона Ф. д. стал использо­ваться преим. в дидактич. целях в перипатетич. школе (Дикеарх, Гераклид Понтийский и др.). Цицерон под­ражал Платону в тематике своих Ф. д. («О законах», «О гос-ве», «Об ораторе»). В поздней античности (2— 5 вв.) Ф. д. использовался в раннехрист. лит-ре как средство апологии, полемики, наставления; авторы Ф. д. либо опирались на опыт Платона (Юстин, 2 в.; Ме-фодий Олимпийский, 3—4 вв.; Эней Газский, 5 в.) и Цицерона (Августин, Против академиков), либо давали в условной форме вопросов и ответов авторитарно-дидактич. изложение доктрины (Григорий Нисский, О душе и воскресении; Августин, Учитель). Послед­няя форма характерна для мн. Ф. д. средневековья (Ан-сельм Кентерберийский, Об истине, О свободе воли, и др.).

В ср. века и особенно в эпоху Возрождения, затем в 17—18 вв. получил распространение Ф. д.-диспут, дискуссия: Абеляр, Диалог между философом, иудеем, христианином; Л. Валла, О наслаждении и подлинном благе; Бруно, Пир на пепле; Галилей, Диалог о двух системах мира; Мальбранш, Беседа христ. и кит. фило­софа о существовании бога; Беркли, Три разговора меж­ду Гиласом и Филонусом; Сковорода, Диалог. Имя ему потоп, змеин, и др. В нач. 19 в. Ф. д. высоко ставился нем. романтиками как форма философствования, близ­кая к жизни (Ф. Шлегель, Разговор о поэзии; Шеллинг, Бруно; К. Зольгер, Эрвин. Четыре разговора о красоте и об иск-ве). В 19—20 вв. Ф. д. утрачивает своё преж­нее значение.

• Миллер Т. А., Мефодий Олимпийский и традиция пла­тоновского диалога, в сборнике: Античность и Византия, М., 1975, с. 175—94; H i r z е l R., Der Dialog, Bd 1—2, Lpz., 1895; Goldschmidt V., Les Dialogues de Platon, P., 1947; W i l d b o l z R., Der philosophische Dialog als litera­risches Kunstwerk, Bern, 1952; Ruch M., Le proemium phi-losophique chez Ciceron, P., 1958; Hofimann M., Der Dia­log bei den christlichen Schriftstellern der ersten vier Jahrhunder­te, B., 1966.

ФИНИТИЗМ (лат. finitus — определённый, ограничен­ный, законченный), методологич. установка в теории доказательств, возникшая в нач. 20 в. в работах Гиль­берта и его школы с целью обоснования непротиворечи­вости теоретико-множеств. математики. Программа Ф. предполагала формализацию теории (непротиворечи­вость к-рой доказывается), включая правила вывода и способы образования понятий, и одновременно её аксио-

ФИЛОСОФСКИЙ

матизацию (см. Аксиоматичеекий метод) при отвлечении от к.-л. (модельного) истолкования её формальных объ­ектов. К этим двум требованиям, касающимся изуча­емых теорий, Ф. присоединял требование обязат. наг­лядности (конкретности) объектов метатеории этих теорий, выражающее финитную т. зр. на задачу осно­ваний — сведение проблемы непротиворечивости к нек-рой комбинаторной (конечной) проблеме, разреши­мой без обращения к к.-л. «интуиции бесконечного». Т. о., в теории доказательств финитная т. зр. предпола­гала конкретно-содержат. способ рассмотрения и ко­нечную установку мышления. В известном смысле Ф. явился усилением интуиционистских (см. Интуи­ционизм) претензий к «технике мышления», используе-мой в метатеории, и, напротив, их ослаблением в соот-ветств. теории, где свободно допускались сколь угодно сильные т. н. платонистские абстракции бесконечности и все средства нефинитной (классич.) логики. Надёж­ность финитной т. зр., рассчитанной на минимум логико-математич. средств, привлекаемых для обоснования, оказалась, однако, препятствием для решения гл. за­дачи Ф. — доказательства непротиворечивости клас­сич. математики, что привело к последующему расши­рению финитной т. зр. и методов самой теории доказа­тельств (напр.. за счёт трансфинитной индукции, гёде-левских функционалов конечных типов и др. абстракт­ных понятий).

• Г ё д е л ь К., Об одном ещё не использованном расшире­нии финитной т. зр., в кн.: Математич. теория логич. вывода. Сб. переводов, М., 1967; Гильберт Д., Б е p н а й с П., Основания математики, пер. с нем., т. l, M., 1979, гл. 2; Kreisel G., Hubert's programme, «Dialectica», 1958, v. 12; Tait W. W., Finitism, «Journal of Philosophy», 1981, v. 78, № 9.

ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (19. 5. 1762, Рамме-нау,— 29. 1. 1814, Берлин), нем. философ и обществ. деятель, представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест. семье. Учился в ун-тах Йены и Лейпцига. На­писанный под влиянием Канта «Опыт критики всяче­ского откровения» («Versuch einer Kritik aller Ofi'en-barung», изд. анонимно в 1792) был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Под влиянием собы­тий Великой франц. революции Ф. написал работу, по­свящённую защите свободы мысли. Проф. Йенского ун-та (1794—99), Ф. был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. С 1800— в Берлине; первый выборный ректор (1810) Берлинского ун-та. В филос. развитии Ф. можно выделить два периода. В пер­вый период (до 1800) Ф. исходит из понятия абс. «Я», во второй (начиная с «Назначения человека», 1800, рус. пер. 1905) — из понятия абс. бытия, тождествен­ного богу, переходя, т. о., от идеализма субъективного к объективному.

Вслед за Кантом Ф. считал, что философия должна быть фундаментом всех наук — «учением о науке» (гл. соч. «Наукоучение»). Наука систематична, она должна исходить из единого самодостоверного основоположе­ния. В этом Ф. близок классич. рационализму 17 в. Следуя Канту, Ф. противопоставляет свою философию как критическую предшествующим системам как дог­матическим: если догматизм, по Ф., исходит из вещи, субстанции, то критицизм исходит из сознания и выво­дит из него мир со всеми его определениями. Таков ис­ходный субъективно-идеалистич. принцип учения Ф.

В основе философии Ф. лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету пред­шествует теоретически-созерцат. отношению к нему, и это отличает его в трактовке самосознания как самодо­стоверного начала знания от Декарта: сознание, у Ф., не дано, а задано, порождает себя; очевидность его по­коится не на созерцании, а на действии, она не усматри­вается интеллектом, а утверждается волей. «От приро­ды» индивид есть нечто непостоянное: его чувств. склон­ности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внеш. определений он освобождается в акте самосознания. Этим актом ин-

дивид рождает свой дух, свою свободу. Самоопределение предстаёт как требование, задача, к решению к-рой субъекту суждено вечно стремиться. Налицо противо­речие: самосознание, полагаемое в качестве начала системы, является в то же время бесконечно отодвига­ющейся целью «Я». Ф. принимает это противоречие за отправное начало своей системы, и последоват. раз­вёртывание его и есть построение системы с помощью диалектич. метода. Система Ф. имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завер­шению есть в то же время возвращение к истоку. Кан-товский принцип автономии воли, согласно к-рому практич. разум сам даёт себе закон, превращается у Ф. в универс. начало всей системы. Тем самым Ф. прео­долевает дуализм кантовекого учения и ставит своей задачей вывести из принципа практич. разума — сво­боды — также и теоретич. разум — природу. Позна­ние составляет у Ф. лишь подчинённый момент единого практически-нравств. действия. Всякая реальность, согласно Ф., есть продукт деятельности «Я», и задача наукоучения — показать, как и почему деятельность с необходимостью принимает форму предмета. Не допу­ская существования независимой от сознания «вещи в себе», Ф. вынужден ввести по существу два различных «Я»: одно из них тождественно индивидуальному соз­нанию, другое — не тождественно ему (Ф. наз. его абс. «Я»). Индивидуальное и абс. «Я» у Ф. то совпадают, то совершенно распадаются; эта «пульсация» совпадений π распадений — ядро диалектики Ф. как движущего принципа мышления. Вместе с самосознанием («Я есмь») полагается и его противоположность — «не-Я». Сосу­ществование этих противоположностей в одном «Я» возможно только путём ограничения ими друг друга, т. е. частичного взаимоуничтожения. Если «Я» опреде­ляется через «не-Я», то субъект выступает как теорети­ческий, если наоборот, — как практический.

Всё, что для теоретич. сознания выступает как сфера независимых от него вещей, есть, по Ф., продукт бес-сознат. деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, к-рые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т. д. вплоть до времени, пространства и всей системы кате­горий теоретич. «Я». Полагание этих ограничений, как и теоретич. «Я» вообще, необходимо для того, чтобы существовало лрактич. «Я», ставящее цели и реализу­ющее их. Деятельность «Я» у Ф. абсолютна; она сама обеспечивает себя задачами, делая это, впрочем, бес­сознательно. То «Я», к-рое ставит «препятствия», и то, к-рое их преодолевает, ничего не знают друг о друге. Мир, порождаемый бессознат. деятельностью абс. «Я», не есть нечто самостоятельное: природа только объект, материал, препятствие для преодоления; у неё нет не­зависимого существования и самостоят. ценности. Прео­долевая одно за другим препятствия, практич. субъект, сам того вначале не сознавая, всё более приближается к тождеству с собой. Идеал всего движения и развития общества у Ф., — совпадение индивидуального и абс. «Я», а тем самым осознание того, что вся предметная сфера человека есть лишь продукт собств. деятельности «Я», отчуждённый от него и выступающий в качестве внеш. ему действительности. Однако полное достиже­ние этого идеала невозможно, ибо привело бы к прекра­щению деятельности, к-рая, по Ф., абсолютна; вся чело­веческая история — лишь бесконечное приближение к идеалу.

Перед Ф. стояла и др. задача, не менее сложная, чем выведение «не-Я» из абс. «Я», — выведение «другого Я», тем более, что философа неоднократно упрекали в тенденции к солипсизму. В «Основах естеств. права» Ф. осуществляет дедукцию «другого (других) Я», пока­зывая, что наличие множества свободных индивидов служит условием возможности самого «Я» как разумно­го свободного существа. При этом правовая категория признания выступает у Ф. как конститутивный момент человеч. сознания, родового по своей природе.

После 1800 Ф. внёс существ. изменения в свою теорию деятельности, лишив её прежнего универс. значения. Если до этого он отождествлял нравственность и дея­тельность, а активизм — в соответствии с протестант­ской этикой — был для него важнейшим определением добра, то теперь он склонен разделить нравств. начало и деятельность. Оказались переосмысленными содер­жание абс. «Я» и его связь с конечным индивидом. Раньше абс. «Я» выступало как недостижимая цель дея­тельности индивидуального субъекта, как потенциаль­ная бесконечность самой этой деятельности, к-рая была по существу единств. реальным бытием. Теперь абсолют был понят как актуальное бытие, как бог, а всё, что вне его, в т. ч. и деятельность конечного «Я», предстало как только образ бытия (его «схема»), к-рый сам по себе, вне абсолюта, лишён реальности.

Социально-политич. взгляды Ф. также претерпели существ. эволюцию: от увлечения идеалами Великой франц. революции в ранний период до разработки идеи национальности как коллективной личности, имеющей своё особое призвание, в период борьбы с Наполеоном («Речи к нем. нации» — «Reden an die deutsche Nation», 1808). Идея назначения отд. наций завершается в фи­лософии истории Ф. История человечества, по Ф., есть процесс развития от состояния первонач. невинности (бессознат. господства разума) через всеобщее падение и глубокую испорченность, характерные для совр. ему эпохи, к сознат. царству разума.

Философия Ф. оказала большое влияние на развитие нем. классич. идеализма — раннего Шеллинга и отча­сти Гегеля, а также на формирование филос.-эстетич. идей йенских романтиков. В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Ф., под­вергли его философию разносторонней критике.

Критич. оценка философии Ф. была дана классиками марксизма, к-рые показали, что учение Ф. о субъекте есть «...метафизически переряженный дух в его оторванности от природы...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 154).

• Sämtliche Werke, Bd 1—8, В., 1845—46; Werke, Bd l—β Lpz., 1908—12; Briefwechsel, Bd 1—2, Lpz,, 1925; в рус. пер.— Осн. черты совр. эпохи, СПБ, 1906; Факты сознания, СПБ 1914; Избр. соч., т. 1, [М.], 1916; Замкнутое торг. гос-во, М., 1923; О назначении ученого, М., 1935; Ясное, как солнце, сооб­щение широкой публике о подлинной сущности новейшей фило­софии, М., 1937.

* Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909; «Вопросы философии и психологии», 1914, кн. 122(2); Вышеславцев Б., Этика Ф., М., 1914; О й з е р-м а н Т. И., Философия Ф., М., 1962; Гайденко П. П., Философия Ф. и современность, М., 1979; L a s k E., Fichtes Idealismus und die Geschichte, Tüb., 1914; Leon X., Fichte et son temps, t. l—2, P., 1922—27; Medicus F., Fichtes Leben, Lpz., 19222; Heimsoeth H., Fichte, Münch 1923; Schulte G., Die Wissenschaftslehre des späten Fichte, Fr./M., 1971: Der transzendentale Gedanke. Die gegenwärtige Darstellung der Philosophie Fichtes, hrsg. v. K. Hammacher, Hamb., 1981. П. П. Гайденко.

ФИЧИНО (Ficino) Марсилио (19. 10. 1433, Фильине-Вальдарно,— 1. 10. 1499, Кареджи, близ Флоренции), итал. гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской Академии во Флоренции. Перевёл на лат. яз. соч. Платона (1-е изд. 1484), Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопаги-тик» и трактаты т. н. Герметического свода (см. Герме-тизм). В комментариях к ним и в соч. «Платоновская теология о бессмертии души» («Theologiae platonicae de immortalitate animorum», 1469—74, l изд. 1482, по­следнее изд. — «Teologie platonicienne de rimmortalite des ames», v. 1—3, 1965—70), «О христ. религии» («De Christiana religione», 1476) и др. развил филос. систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатонизма (концепция эманации и др.) и мистич. учений поздней античности в духе согласования с осн. догматами христианства. Достоинство человека, ода­рённого способностью к познанию и свободной волей,—

ФИЧИНО 741

в его божеств. происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания к слиянию с богом — «божеств. безумию». Для Ф. характерна апология земной красоты, созерцание к-рой он рассмат­ривал как ступень к высшему мистич. созерцанию. Ис­торически существовавшие религии и религ.-филос. учения Ф. считал этапами развития «всеобщей религии». Способствовал возрождению платонизма и борьбе со схоластич. аристотелизмом, оказал значит. влияние па развитие философии Возрождения и 17—18 вв.

• Opera, v. 1—2, Basel, 1561; Supplementum Ficlnianum. v. l — 2, Firenze, 1937; Gommentaire sur le Banquet de Platon, P., 1955.

• Π у з и н о И. В., Уелиг. искания в ггаоху Возрождения, в. 1 — М. Фичнно, Берлин. 1923; Черняк И. X., Философия религии М. Ф., в кн.: Атеизм, религия, современность, в. 2, Л., 1976, с. 50—64; Б а т к и н Л., К истолкованию итал. Возрождения. Антропология Μ. Φ. и Пико делла Мирандолы, в кн.; Из истории классич. иск-ва Запада, М., 1980; Kris­teller Р. О., И pcnsiero iilosofico di M. Firino, Firenze, 1953; Saitta O., M. Ficino e la filosofia deü'Umanesimo, Bologna, 19543; Marcel R., M. Ficino (1433—1499), P., 1958.

ФИШЕР (Fischer) Куно (23. 7. 1824, Зандевальде, Си-лезия, — 5. 7. 1907. Гейдельберг), нем. историк фило­софии, гегельянец. Гл. произв.— «История новой фило­софии» (1852—77, наиболее полный рус. пер. т. 1—8, 1901—09), содержащая обширный материал об учениях, жизни и деятельности Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Автор работ о Гёте, Лессинге, Шиллере, Шекспире.

• в рус. пер.: Реальная философия и её век. Франциск Бэкон Веруламский, СПБ, 18702; Публичные лекции о Шиллере, М., 1890; А. Шопенгаузр, М., 1896; О свободе человека, СПБ, 1900.

• Windelband W., Kuno Fischer, Hdlb., 1907.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович [9(21). 1. 1882, Евлах, ныне Азерб. ССР,— 15. 12. 1943], рус. учёный, религ. философ. В осн. соч. «Столп и утверждение исти­ны» (1914) религ.-филос. проблематика, в центре к-рой — идущие от Вл. Соловьёва концепция всеединства и уче­ние о Софии, сочетается с экскурсами в самые различ­ные области знания. В дальнейшем стремился к созданию «конкретной метафизики», задачу её видел в выявлении и изучении неких первичных символов, фундаменталь­ных духовно-материальных структур, из к-рых, по Ф., слагаются различные сферы реальности и в соответствии с к-рыми организуются разные области культуры; поис­ки Ф. близки ряду концепций нач. 20 в., также основы­вавшихся на понятии символа (Кассирер, Юнг, Вяч. Иванов, ранние работы А. Ф. Лосева). Реализацией этой задачи Ф. считал не построение отвлечённой филос. си­стемы, а проводимые по единой методологии исследова­ния конкретного материала различных наук и искусств. Сам Ф. осуществлял подобные исследования в целом ряде дисциплин — лингвистике, теории пространств. искусств. математике, экспериментальной и теоретич. физике, к-рая стала гл. направлением его занятий пос­ле Οкт. революции 1917. Предвосхитил мн. идеи семио­тики.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)