|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткие биографические сведения
Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна. И по материнской, и по отцовской линии он принадлежал к старинной аристократии. Будущий писатель рано потерял родителей. Он получил домашнее образование, затем учился в Казанском университете, сначала на восточном факультете, потом на юридическом. Молодой Толстой живо интересовался философией, особенно увлекался сочинениями Ж.-Ж. Руссо, его идеей «естественного человека». Толстой оставил университет, не окончив его. Будущему писателю очень хотелось испытать свои силы на разных поприщах. Толстой отличался необыкновенно деятельной натурой. Он пытался провести преобразования в Ясной Поляне; поступил на гражданскую службу, затем оставил ее. Постоянный поиск смысла жизни – черта, присущая не только героям Толстого, но и самому писателю. С 1847 года и до конца своих дней Толстой вел дневник, который стал творческой лабораторией писателя. Два года (1851–1852) Толстой жил на Кавказе, где служил его старший брат Николай. Писатель был участником Кавказской войны – сначала юнкером, затем был произведен в офицеры. На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» (1852), которая была опубликована в журнале «Современник» и сразу же стала событием литературной жизни. Главное в этой повести – интерес писателя к внутреннему миру человека. Позже Толстой создаст еще две автобиографические повести – «Отрочество» и «Юность», составившие вместе с первой трилогию. Кавказские военные впечатления писателя отразились в рассказах «Набег» (1852), «Рубка леса» (1855). С начала Крымской войны Толстой переводится в Дунайскую армию, затем Севастополь. Он был участником Севастопольской обороны, посвятил ей три очерка: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе» (1855). Правда о войне, о ее ужасах – главное содержание севастопольских очерков, в которых Толстой показал патриотизм и героизм простых людей. К этим очеркам восходит героическая тема народа, получившая дальнейшее развитие в «Войне и мире». С 1855 года Толстой живет в Петербурге, где сближается с литераторами – авторами журнала «Современник». Толстой пишет рассказы, очерки, создает роман «Семейное счастье» (1859) – опыт разработки «мысли семейной». Интерес писателя к народной теме выразился в повести «Казаки» (1863), где Толстой осмысляет идею «естественного человека». Жизнь простых казаков, близких к природе, противопоставлена светской жизни. С 1859 года Толстой жил в Ясной Поляне, много сил отдавая открытой им школе для крестьянских детей. В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс. У Толстого была большая семья, восемь детей. Эпоха 1860-х годов – переломный период в истории России. Толстой пытается осмыслить противоречия современной ему жизни путем обращения к истории. Он начинает работать над романом «Декабристы». Интерес к судьбе вернувшегося из ссылки декабриста послужил толчком к созданию романа-эпопеи «Война и мир». Главная идея «Войны и мира» – духовное единение людей. В Отечественной войне 1812 года Толстой увидел пример единения русских людей в борьбе с иноземным врагом. Перед писателем неумолимо вставала проблема: возможно ли подобное единение в современности, в новых исторических условиях? Центральное произведение 1870-х годов – «Анна Каренина» – дает отрицательный ответ на этот вопрос. «Анна Каренина» – произведение о рушащихся человеческих связях, о разобщенности людей. В конце 1870-х годов в духовной жизни Толстого происходит перелом. Если до перелома писатель стоял на позициях патриархального дворянства, верил в возможность согласия между дворянством и крестьянством, то теперь он разочаровался в этих иллюзиях. Толстой становится на позиции патриархального крестьянства. Творчество писателя приобретает обличительный характер. Он выступает против частной собственности, самодержавного государства, церковных устоев. Неприятие Толстым православного вероучения приводит в конце концов к конфликту с церковными властями. Наиболее известные художественные произведения Толстого позднего периода творчества – роман «Воскресение» (1899), повесть «Хаджи-Мурат» (1904).
«Война и мир» как художественное целое. Основные темы, проблемы и идеи романа
«Война и мир» – произведение, написанное в 1860-е годы. Оно явилось живым откликом писателя на проблемы современной ему эпохи. Однако актуальные проблемы Толстой осмысляет сквозь призму истории. Отсюда значение темы Отечественной войны 1812 года, героической темы народа. Не менее важна в романе и тема дворянства. Освещая эти темы, Толстой рисует широкую картину жизни России первой четверти XIX века. Одновременно «Война и мир» – произведение философское. Большое место занимают в нем общечеловеческие проблемы. Здесь писатель воплотил свои представления о мире, о человеке, о смысле жизни, о вере в Бога и о безверии. Осмысляя эти проблемы, Толстой показал множество сфер, «миров», в которых протекает жизнь людей. Это самобытный, неповторимый мир отдельной личности; это семья, сословие, нация; это мир всех людей, живущих на земле; наконец, это природа в ее самостоятельном бытии. При всей значимости каждого из этих «миров» читателю передается авторское восприятие жизни как целого – гениальный дар Толстого-художника. Близость к природе, естественность того или иного персонажа или жизненного явления, как правило, вызывает положительную оценку автора. Здесь, несомненно, сказывается влияние на Толстого идеи «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо. Толстой симпатизирует своим «естественным» персонажам. Недаром любимой героиней писателя становится Наташа Ростова. В ней «настоящая жизнь» (выражение Толстого), естественность, жизнелюбие, ощущение радости бытия выражены полнее, чем в любом другом действующем лице. Почти всегда естественны персонажи, представляющие простой народ. Яркий пример – Платон Каратаев. Напротив, лица из высшего петербургского света неестественны; их отличают фальшь, лицемерие. Впрочем, естественность не является неким абсолютным нравственным критерием у Толстого. Например, Анатоль Курагин вполне естествен в своей страсти к Наташе. Тем не менее такая «естественность» разрушает жизнь других людей, влечет за собой несчастья, страдания. Любимые герои Толстого живут одновременно во множестве «миров»: в мире семьи, сословия; они ощущают свою принадлежность ко всему человечеству, свое единство с природой. Поиск смысла жизни героями Толстого – это прежде всего процесс постижения ими духовных связей с другими людьми. Одновременно это и преодоление индивидуализма, замкнутости в пределах собственного «я», путь познания истинной любви к Богу и к ближнему. Так, Андрей Болконский первоначально стремится завоевать любовь других людей через власть над ними. Он желает стать великим полководцем – таким, как Наполеон. Однако после ранения при Аустерлице герой осознал суетность своей мечты. Истинную связь с другими людьми он постигает во время войны 1812 года, соединившись в деле защиты родины со всем народом. А перед смертью в душе Андрея Болконского воцаряется всепрощающая любовь к людям, происходит примирение с Богом. К духовному единению с народом и к истинной вере в Бога приходит и Пьер Безухов. Этому во многом способствовали пережитые им во время войны испытания, тяготы пребывания в плену, общение с простыми солдатами, с Платоном Каратаевым. Толстой считал, что духовные связи между людьми превыше всех других связей. Именно в духовном единении русских людей писатель видел путь к преодолению противоречий современной ему жизни, к лучшему будущему русского народа. Этой своей идеей Толстой был близок к Достоевскому. Оба писателя считали, что путь к гармонии с другими людьми, с миром немыслим без веры в Бога. Не случайно Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят в своих исканиях мучительный путь от безверия к вере. Между тем Достоевский, утверждая в своем творчестве идеал духовного единения русского народа в Православной вере, понимал, что в земной жизни этот идеал может быть воплощен лишь отчасти – например, в подвигах праведников: Достоевский был далёк от социальных иллюзий. Деятельная натура Толстого искала идеала в реальности. Ему важно было показать конкретное историческое дело, в котором проявилось единение русских людей. Таким делом стала Отечественная война 1812 года. В патриотическом подвиге русского народа писатель увидел исторический пример духовного единения нации. Итак, в романе «Война и мир» Толстой, охватывая множество сфер жизни, освещая важнейшие события российской истории первой четверти XIX века, в первую очередь события войны 1812 года, выразил две главные идеи своего творчества – идею естественного бытия человека и идею духовного единения русских людей.
«Мысль народная»
«Война и мир» – произведение 1860-х годов. Это переломная эпоха в истории России, в жизни крестьянства, дворянства, других сословий – всей русской нации. Не случайно тема народа стала одной из центральных в литературе 1860-х годов. А. Н. Островский воссоздает в драме «Гроза» «решительный народный характер». Герои романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» ведут споры о русском народе. Н. А. Некрасов создает целую эпопею крестьянской жизни («Кому на Руси жить хорошо»). Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» делает акцент на духовных основах национальной жизни. Своеобразие подхода Толстого к теме народа – в осмыслении еёчерез историю. Не случайно писатель подчеркивал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную вследствие войны 1812 года». Народ в романе «Война и мир» – это и крестьянство, и нация в целом. Но народ – это и духовная категория. Народ выступает в произведении как носитель нравственных ценностей. Поэтому отношение к народу – важнейший критерий оценки личности у Толстого. Например, Наташа Ростова интуитивно близка к народу. Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят мучительный путь к нему. Представители высшего петербургского света бесконечно далеки от народа, враждебны ему. С темой народа связано и жанровое своеобразие произведения Толстого. «Война и мир» перерастает из романа в роман-эпопею прежде всего благодаря героической теме народа. В романе-эпопее повествование об исторических событиях становится основой для сопряжения многочисленных сюжетных линий, отражающих судьбы семей, личные судьбы героев. Кроме того, в романе-эпопее особое значение приобретают обширные философские отступления, где читатель находит авторское осмысление роли народных масс и личности в истории, других историко-философских и нравственных вопросов. В освещении Толстым темы народа можно выделить несколько аспектов. Это историко-философский аспект: писатель исследует вопрос о роли народных масс и личности в истории. Это конкретно-исторический аспект: Толстой изображает народ в войне 1805-1807 годов, в Отечественной войне 1812 года, а также в повседневной, мирной жизни. Это и нравственный аспект: писатель выявляет духовные ценности, носителем которых является народ.
Роль народных масс и личности в истории. Образы Кутузова и Наполеона и их идейно-художественное значение [2] Всем своим произведением Толстой утверждает важную роль народных масс в истории. При этом он отводит весьма незначительную роль личности в исторических событиях. Причина такого подхода – в фатализме [3] Толстого. В третьем томе «Войны и мира» (часть первая, глава первая) автор пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. <…> Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка. “Сердце царево в руце Божьей”. Царь есть раб истории». Кроме того, Толстой вводит нравственный критерий оценки деятельности исторических лиц. Вопрос о роли личности в истории, а также проблему нравственной оценки исторических деятелей Толстой осмысляет на примере Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что полководец во всех своих действиях вынужден подчиняться исторической необходимости. При этом он или действует слепо, или становится сознательным проводником исторической необходимости. Кутузову дано понимать смысл исторических событий в силу того, что он близок к народу, чувствует «дух войска». Толстой пишет о Кутузове: «Он один, в противность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события». Первый эпизод эпопеи, где изображен Кутузов, – смотр при Браунау. Писатель подчеркивает близость полководца к солдатам. Кутузов прост в обращении; он искренне сочувствует усталым, утомленным воинам. Благословляя Багратиона на подвиг в Шенграбенском сражении, Кутузов проявляет такие черты, как глубокая вера в Бога и любовь к боевому товарищу. Вот как Толстой описывает этот эпизод: «”Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг”. <…> Он притянул к себе левою рукою Багратиона, а правою, на которой было кольцо, видимо-привычным жестом перекрестил его». В сцене военного совета перед Аустерлицким сражением Кутузов противопоставлен императору Александру и австрийскому генералитету. Сравнивая Кутузова с Вейротером, Толстой подчеркивает такие черты русского полководца, как простота и естественность, в противоположность условностям придворного этикета. Кутузов со свойственной ему мудростью и полководческой прозорливостью понимает, что Аустерлицкое сражение будет проиграно, и покоряется воле Божией. Духовное единство полководца с простыми солдатами ярко выражено в эпизоде молебна Смоленской иконе Богоматери накануне Бородинского сражения. Во время самого сражения Кутузов, ясно понимая исторический и нравственный смысл этого события, сознавал, что главная сила в битве с врагом – это дух войска. Он «следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Наполеон в изображении Толстого становится воплощением крайнего индивидуализма, эгоизма, бесчеловечности. Он занят исключительно собой. Поэтому французский император не понимает ни смысла войны, которую он ведет против России, ни причин воодушевления русских во время Бородинского сражения. Нравственная слепота Наполеона, по убеждению Толстого, становится причиной его ограниченности как полководца. Впервые писатель показывает нам Наполеона на поле Аустерлица. Наполеон, который был героем в глазах Андрея Болконского, теперь предстал перед ним во всем ничтожестве своего мнимого величия. В эпизоде переправы польских улан через реку Вилию раскрывается такая черта Наполеона, как презрение к подданным. Он равнодушно наблюдает за гибелью польских улан, готовых пожертвовать жизнью за императора. Накануне Бородинского сражения Наполеон позирует перед портретом сына, принимает вид «задумчивой нежности». Он уверен, что каждое его слово, каждый жест войдут в историю. Во время Бородинского сражения Наполеон не может понять причин бессилия французов в схватке с русскими войсками. Писатель резко критиковал тех историков, которые оправдывали действия Наполеона. Толстой писал: «Для нас, с данною нам Христом мерою хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». О Кутузове же писатель говорит, что это «простая, скромная и потому истинно величественная фигура». Таким образом, нравственный критерий в оценке деятельности исторических лиц становится для Толстого решающим. По мнению писателя, индивидуализм Наполеона лишает его исторической проницательности и таланта великого полководца. Выдающимся полководцем делают Кутузова его высокая духовность, близость к народу. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |