|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
«Война и мир» Л. Н. Толстого – героическая эпопея, рассказывающая о всенародном подвиге в войне 1812 года. Исторические судьбы русского народа, прежде всего дворянства и крестьянства, составляют главное содержание произведения. Одновременно автор повествует о жизненном пути отдельных героев, что определяет жанровую специфику «Войны и мира» как романа. Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный, противоречивый путь духовных исканий. Герои Толстого ищут смысл жизни и счастье. Смысл жизни, по убеждению писателя, состоит в обретении человеком духовного единства с другими людьми, в глубокой, искренней вере в Бога. Однако обретение смысла жизни немыслимо в представлении Толстого без личного счастья. Земное счастье писатель видит в любви, в создании семьи, в воспитании детей. Далеко не все герои Толстого способны к духовным исканиям. Этим качеством обладают личности незаурядные, стремящиеся к нравственному совершенствованию. Поэтому способность к духовным исканиям является важным критерием оценки личности у Толстого. Писателю важно показать не только конечную цель духовных исканий героев, но и сложный, противоречивый путь этих исканий: от обретения смысла жизни к его утрате, от счастья к несчастью и наоборот. С Андреем Болконским мы впервые встречаемся в Петербурге, в салоне Анны Павловны Шерер. Затем Толстой показывает героя в момент беседы с Пьером в петербургской квартире князя. Андрей объясняет другу, почему отправляется на войну. Герой не удовлетворен светской жизнью. Он не чувствует и семейного счастья. О главной же причине отъезда Андрея Болконского в армию мы узнаем позже. Князь Андрей мечтает о славе. Он хочет стать таким, как Наполеон, обрести свой «Тулон». Оказавшись на войне, Андрей Болконский постепенно разочаровывается в своих мечтах о славе. Так, настоящий герой Шенграбенского сражения капитан Тушин чуть было не попадает в немилость к начальству. Во время Аустерлицкого сражения Андрей Болконский совершает подвиг, возглавив атаку со знаменем в руках. Будучи тяжело ранен, князь Андрей лежит на поле Аустерлица и видит на фоне бесконечного неба ничтожную фигурку Наполеона. Мечты о славе оказываются призрачными. Небо Аустерлица напомнило князю Андрею о вечном. Однако, вспомнив об образке, подаренном ему княжной Марьей, Андрей сознает, что он еще далек от истинной веры, от Бога, от той тайны, о существовании которой напомнило ему бесконечное небо. Рождение сына и смерть жены – события радостное и скорбное – открыли новый этап духовных исканий героя. Князь Андрей решил отныне «жить для себя», для своих близких. Однако тихая, спокойная жизнь не может удовлетворить героя. Первым шагом к духовному пробуждению князя Андрея становится его встреча с Пьером в Богучарове, их последующий разговор на пароме. Для Пьера, увлеченного общественной деятельностью под влиянием масонства, приоткрылась вера в Бога. Андрей сочувствует вере Пьера, но все же не находит пока места для нее в своем сердце. И тем не менее перелом в сознании Андрея Болконского начался. Толстой пишет об этом: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Следующий важный момент в жизни Андрея Болконского – встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Этой встрече предшествует эпизод со старым дубом. Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности теперешней свой жизни. В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом, исходившим от Наташи. По дороге домой князя Андрея охватывает весёлое чувство при виде преобразившегося старого дуба. В душе героя возрождается вера в возможность земного счастья. Приехав в Петербург, Андрей Болконский принимает активное участие в реформаторской деятельности Сперанского. Поначалу эта деятельность увлекает героя. Вновь встретив Наташу на балу и влюбившись в нее, князь Андрей разочаровывается в деятельности Сперанского, а сам Сперанский кажется ему пошлым и ничтожным. Любовь к Наташе наполняет жизнь Андрея Болконского радостью и светлыми надеждами. Счастье любви продолжалось недолго. Измена Наташи вновь ввергает Андрея Болконского в состояние душевного кризиса. В горестных чувствах герой встречает 1812 год. Необходимость защищать родину постепенно выводит князя Андрея из душевного оцепенения. Отказавшись служить при штабе, он командует полком, заслуживает любовь и уважение солдат и офицеров. Накануне Бородинского сражения князь Андрей говорит Пьеру о своем духовном единстве с простыми солдатами. В результате, не найдя собственного предназначения в честолюбивых амбициях, Андрей Болконский приходит к истинному пониманию смысла жизни, который открывается ему в единении с народом. Данный момент можно назвать кульминационным в духовных исканиях героя. Смертельно раненный князь Андрей по воле Провидения снова встречает Наташу и прощает ее. Перед смертью герой чувствует отчужденность от всего земного. Одновременно ему открываются наконец глубокая вера в Бога и всеобъемлющая любовь. Сын Андрея Болконского, Николенька, изображенный в эпилоге, наследует лучшие черты своего отца: ум, честность, душевное благородство, высокие порывы. С Пьером мы также впервые встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер. Из эмоциональных высказываний героя мы узнаем, что он защитник идей Просвещения. В Наполеоне он видит великого человека, выдающегося государственного деятеля, обуздавшего крайности французской революции. Слова Пьера шокируют посетителей салона. Одновременно герой ведет разгульную жизнь в холостой компании Анатоля Курагина и Долохова. Затем в жизни Пьера наступает перемена. После смерти отца он становится богатым наследником, его женят на Элен Курагиной. Жена Пьера оказывается пустой и развратной женщиной. После дуэли с Долоховым и разрыва с женой Пьер оказывается в состоянии душевного кризиса. По дороге из Москвы в Петербург на станции Торжок Пьер встречает масона Осипа Алексеевича Баздеева. Выясняется, что Пьер не верит в Бога. Баздеев стремится пробудить в нём веру. Вскоре Пьер вступает в масонскую ложу. Затем он едет в свои имения в Киевской губернии, пытается освободить крестьян. И хотя героя обманывают и положение крестьян остается прежним, важно само стремление героя делать добрые дела. Ему открывается смысл жизни. По дороге домой Пьер заезжает к князю Андрею в Богучарово. Происходит их разговор на пароме. Искренняя вера Пьера, стремление делать добро производят неизгладимое впечатление на Андрея Болконского. Вскоре Пьер охладевает к масонству, видя в нем такие же фальшь, лицемерие, корыстные интересы, как и в опостылевшей ему светской жизни. Пьер порывает с петербургскими масонами. Он вновь ведет рассеянное существование, вновь не удовлетворен жизнью. Участие в судьбе Наташи после попытки похищения ее Анатолем и разрыва ее с князем Андреем пробуждает Пьера. Он сознает свою любовь к Наташе, но понимает при этом, что их совместное счастье невозможно. В состоянии душевного смятения Пьер наблюдает комету – предвестницу великих потрясений в жизни России и в его собственной судьбе. С началом Отечественной войны 1812 года Пьера охватывает патриотический порыв. Он принимает деятельное участие в формировании ополчения. Затем сам устремляется к месту решающих событий. Накануне Бородинского сражения Пьер наблюдает всеобщий духовный подъем. В действиях солдат и ополченцев, в словах Андрея Болконского о предстоящей битве Пьер ощущает «скрытую теплоту патриотизма». Во время сражения Пьер оказывается на батарее Раевского, наблюдает подвиг солдат-артиллеристов, ощущает себя причастным великому событию, чувствует духовную связь с народом. После сражения, на постоялом дворе в Можайске, Безухов сознает, что он хочет быть «таким, как они», хочет быть простым солдатом. Бородинское сражение становится одним из кульминационных моментов в духовных исканиях Пьера. Ощущение сопричастности «общей жизни», сознание необходимости подчинить свою свободу Божественной воле отразились в сне героя, который он видит в Можайске. Пьером овладевает идея сопряжения всего сущего в нравственном бытии человека. По возвращении Безухова в Москву им овладевает идея, что именно ему предначертано убить Наполеона. Пьер остается в захваченном французами городе. Убить Наполеона герою не удается, однако он совершает благородные поступки: на пожаре спасает ребенка, защищает от надругательств французов женщину. Пьер попадает в плен. От расстрела его спасает встреча с маршалом Даву. Пьер и Даву обменялись взглядами, по-человечески поняли друг друга, и Безухов был спасен от гибели. В плену Пьер встречает Платона Каратаева. Благодаря Каратаеву герой приобщается к духовной жизни народа, ощущает единение с другими людьми. Однако в отличие от Каратаева Пьер не утрачивает собственной индивидуальности. Он обретает гармонию личного и общего. Важным моментом в духовной жизни Пьера становится еще один сон героя – о чудесном глобусе. В этом сне он приходит к ощущению того, что жизнь есть Бог. Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы любить жизнь, любить Бога. Таинственныйобраз глобуса, явившийся во сне Пьеру, символизирует таким образом единство отдельного человека с миром и с Богом. В конце романа мы узнаем, что Безухов обрел не только смысл жизни, но и земное счастье. Любовь Пьера и Наташи увенчалась счастливой семейной жизнью. В эпилоге Пьер предстает перед нами как член тайного общества. Он возмущается реакционной политикой правительства и аракчеевщиной. В полемике с Николаем Ростовым герой отстаивает гражданские идеалы. Отныне его жизненный принцип – «деятельная добродетель». В сне,который видит в конце романа Николенька Болконский, образ Пьера сливается в детском представлении с образом покойного отца. В этом сне Пьер предстает как борец за справедливость, носитель высоких нравственных идеалов. Сделаем выводы. Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят долгий и сложный путь духовных исканий. Поиск смысла жизни для этих героев – это прежде всего процесс постижения ими духовных связей с другими людьми, со своим народом. Одновременно это и преодоление индивидуализма, замкнутости в пределах собственного «я», путь познания истинной любви к Богу и к ближнему.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |