|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изображение дворянства
Жизнь дворянства ( наряду с жизнью народа) – одна из наиболее широких тем в романе «Война и мира». Начиная с первых страниц Толстой рисует великосветское общество. Высший свет изображен писателем в ярких сатирических тонах – на примере хозяев и посетителей петербургских салонов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой. К высшей аристократии принадлежит также семья Курагиных (см. ниже). Эту часть дворянского общества отличают полный разрыв с интересами народа, забвение национальных традиций, русского языка, преклонение перед французской аристократией. Посетителей салона Анны Павловны Шерер характеризует также неестественность, отсутствие всякого живого начала. Недаром писатель сравнивает его с прядильной мастерской. Главный принцип обитателей петербургских салонов – соблюдение внешних приличий при внутренней бездуховности. Во время Отечественной войны 1812 года Анна Павловна и ее гости демонстрировали враждебность Наполеону. Посетители салона Элен, напротив, сочувствовали французам. Однако различия во взглядах лишь внешне разделяли эти два круга. Так, князь Василий Курагин в салоне Анны Павловны высказывался как патриот, а в салоне Элен придерживался французской ориентации. Но временами он путался и говорил у Анны Павловны то, что следовало сказать у Элен. С основной сюжетной линией, охватывающей жизнь петербургских салонов, связана тема «золотой молодежи». Толстой обличает порочность Анатоля Курагина, жестокость Долохова, оргии, участникам которых сходили с рук даже преступления. Федор Долохов являет собой характер противоречивый. В первых двух томах романа он изображен как бретёр, карточный шулер, заводила холостой компании «золотой молодежи». Индивидуализм, эгоизм Долохова – доминирующие черты его характера. Особенно ярко раскрываются они в сценах ссоры и дуэли Долохова с Пьером Безуховым. Долохов проявляет жестокость в отношении Николая Ростова, обыграв его в карты на сорок три тысячи рублей. Долохов – участник заговора Анатоля Курагина, решившего похитить Наташу Ростову (правда, он пытается отговорить Анатоля от этой затеи). Долохов выступает в романе как «маленький Наполеон». В то же время характер героя не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд. Долохов оказывается заботливым сыном, любящим братом. Накануне Бородинского сражения жестокий индивидуалист Долохов протягивает руку своему сопернику Пьеру в знак примирения перед великим событием. Во главе партизанского отряда Долохов проявляет себя как человек мужественный и одновременно жестокий. В отличие от Денисова, он не оставляет в живых пленных французов. Развитием темы великосветских салонов служит и характеристика петербургского масонства. Толстой показывает, как условность масонских обрядов скрывает корыстные, эгоистические интересы петербургской аристократии. Участие в деятельности масонов было для многих лишь формой, удобной для преуспеяния в свете, а не для поисков истины. К кругу аристократии, сосредоточенному в великосветских салонах, примыкает и дипломатическая среда. Здесь следует отметить яркую фигуру Билибина. Это незаурядная личность. Билибин умен, его отличает тонкое остроумие. Однако этому герою свойственно полное отсутствие патриотизма, который представляется ему признаком наивности и может вызвать только иронию. Если Билибин отличается незаурядным умом, то Ипполит Курагин воплощает собой умственную и духовную деградацию аристократии. Высшие административные круги также оказываются в поле зрения Толстого. Крупным планом Толстой показывает Аракчеева и Сперанского, причем фигура Сперанского очерчена наиболее ярко. Сперанский – выходец из среды духовенства, сделавшийкарьеру при Александре I.Это историческое лицо является своеобразным символом бюрократической машины. Бесполезность начинаний Сперанского – в их оторванности от реалий русской жизни. Не случайно Андрей Болконский быстро разочаровывается в этом государственном деятеле. Сперанского отличают фальшь и лицемерие. Даже в семейном кругу он не снимает маски. Смеется он неестественно, как плохой актер на сцене. Характеристика петербургского света, дипломатических, масонских, административных кругов имеет одну общую черту: люди, оторванные от живой жизни, утратившие связь с народом, обречены на бессмысленное существование; их человеческое лицо заменяется бездушной, лицемерной маской. Петербургскому высшему свету в романе противопоставлено московское дворянство. Оно показано прежде всего на примере Ростовых (см. ниже), их родственников, гостей. Москвичей, в отличие от петербургской знати, характеризуют такие черты, как искренность в общении, гостеприимство, хлебосольство, следование национальным традициям, истинный патриотизм. Наиболее яркая фигура из круга Ростовых – Марья Дмитриевна Ахросимова. Властность натуры соединяется в ней с прямотой ума и простотой обращения. Марье Дмитриевне свойственны нелицемерная вера в Бога, сила воли, твёрдость и мужественное отношение к жизни. Она не печалится о том, что четыре ее сына в армии. «И на печи лежа умрёшь, и в сражении Бог помилует», – говорит она, выражая свою мысль пословицей. Резко и непримиримо противостоит Ахросимова великосветской знати, которую отличают распущенность нравов и отрыв от национальных традиций. Марья Дмитриевна гневно обличает Элен Безухову в распутстве. Твёрдость характера и решительность проявляет Ахросимова в эпизоде с попыткой похищения Наташи Ростовой Анатолем Курагиным. Марья Дмитриевна не признает французского языка и говорит только по-русски. Среди гостей Ростовых мы встречаем и таких персонажей, как светский остряк Шиншин, самовлюбленный Берг, ограниченный гусарский полковник Шуберт, богатая невеста Жюли Карагина. Картина старинной дворянской Москвы напоминает нам сцены из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». С семьей Ростовых связано в романе и изображение поместного дворянства. Сцены охоты, святочных гаданий подчеркивают единство Ростовых с жизнью природы, их близость к народу. Национальный характер описания охоты дополняется картиной патриархальной жизни в усадьбе дядюшки. Деревенский бытовой уклад в корне отличается от столичной жизни. Этот уклад соотнесен со сменой времён года, подчинен церковному календарному кругу. Жизнь поместного дворянства изображена на примере не только Ростовых, но и Болконских (в частности, старого князя Николая и княжны Марьи), принадлежащих к высшей аристократии, но живущих по преимуществу в родовой усадьбе Лысые Горы. Характерно, что старик Болконский, суворовский генерал и истинный патриот, отличившийся в военных походах времён Екатерины II, неприязненно относится к лицемерной придворной знати александровского царствования, с презрением смотрит на льстивого князя Василия Курагина и бездельника Анатоля. Княжна Марья, человек глубоко религиозный, также предпочитает спокойную деревенскую жизнь суетному свету. О екатерининской эпохе напоминает не только яркий характер старого князя Болконского, но и образ умирающего графа Безухова. Сам граф не выступает в произведении как действующее лицо; его образ раскрывается через авторские описания и реплики персонажей. Толстой рисует величественную картину ухода из жизни всем известного вельможи, с которым навсегда уходит в прошлое XVIII век. С изображением дворянской жизни тесно связан и образ Александра I. Император Александр изображен в романе «властителем слабым и лукавым» (Пушкин). Толстой показывает его самоуверенным и самовлюбленным накануне Аустерлицкого сражения, растерянно-жалким после поражения в нем. В ярких сатирических красках показан Александр в Тильзите, в момент его «дружбы» с Наполеоном. Несостоятельность Александра I как полководца со всей очевидностью проявилась в начале Отечественной войны 1812 года. Недаром под давлением патриотических сил Александр отказался от роли главнокомандующего и возложил ее на Кутузова. Острый сатирический штрих к портрету императора – эпизод с бисквитами, которые он бросает в толпу. Итак, мы видим, что при изображении дворянского сословия Толстой противопоставляет патриархальное московское и поместное дворянство высшим кругам Петербурга, оторванным от национальных корней и занимающим антинародные позиции.
«Мысль семейная»
Семья, по убеждению Толстого, наиболее органичная общность людей. Мир семьи – важнейшая сфера человеческого бытия. В семье происходит становление личности. В семье, в детях человек обретает истинное счастье. Счастливая, гармоничная семья – существенная грань нравственного идеала писателя. Раскрывая тему семьи в романе «Война и мир», Толстой вступает в спор с нигилистами 1860-х годов,которые утверждали, чтосемья как социальный институт изжила себя. Отсюда полемическая заостренность темы семьи в романе Толстого, особенно в эпилоге. «Мысль семейную» Толстой раскрывает на примере Ростовых, Болконских, Курагиных, других семейств. Наиболее подробно освещена в романе жизнь семьи Ростовых. Её представляют в произведении граф Илья Андреевич, его жена графиня Наталья, их дети Вера, Николай, Наташа, Петя, их племянница и воспитанница Соня. В семье Ростовых царит «жизнь сердца». Ростовым присущи взаимная любовь, доброта по отношению друг к другу и к окружающим, широта души, гостеприимство. Естественность, непринужденность – характерные черты семейства Ростовых. Вера Ростова с ее неестественным поведением только оттеняет Наташу и других членов семьи. Младшее поколение Ростовых отличает артистичность. И Наташа, и Николай замечательно поют. Ростовым свойственна любовь к природе. Особенно ярко эта черта проявляется в эпизодах охоты в Отрадном. Ростовы чтут национальные обычаи, традиции. Ярко обрисована Толстым сцена святочных гаданий. Картины жизни в Отрадном важны для понимания характера Наташи Ростовой. Именно здесь Наташа незаметно для себя усваивает тот «русский дух», который обнаруживается в ней во время пляски у дядюшки, а также в эпизоде святочных гаданий, напоминающем нам о поэтических традициях В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Близость к народу, к национальным корням неотделима от патриотизма Ростовых. Николай Ростов избирает военное поприще, идет в армию, так как хочет служить отечеству. Это отличает Николая от его товарища Бориса Друбецкого, главная цель которого – блестящая карьера. Во время оставления Москвы Ростовы отдают свои подводы раненым, обрекая себя на окончательное разорение. В момент партизанской атаки погибает Петя Ростов, самый юный член семьи. Отдавая должное душевной щедрости, естественности, национальной самобытности, патриотизму Ростовых, Толстой не идеализирует эту семью. Граф Илья Андреевич нередко проявляет бесхозяйственность. Николай подчас бывает крут с дворовыми. Ему чужда мысль о духовных исканиях. Лучше всего герой чувствует себя в полку, где за него всё решает начальство. Если в семье Ростовых преобладает «жизнь сердца», то в семье Болконских – «жизнь ума». Интеллектуальная атмосфера этой семьи неотделима от просветительских традиций екатерининских времён. Постоянная работа ума отличает и старого князя Николая Андреевича, и Андрея Болконского. Оба они испытали на себе влияние рационализма XVIII века и оказались далеки от веры в Бога. Княжна Марья, напротив, глубоко верующий человек, всецело погруженный в духовную жизнь. Членов семьи Болконских, как и Ростовых, объединяет взаимная любовь. Однако отношения между старым князем и его детьми не так естественны и непосредственны, как в семействе Ростовых. Ум, образованность, независимость суждений и истинное благородство старика Болконского сочетаются в нем с проявлениями властности и самодурства. Твёрдость характера, сила воли боевого генерала соседствуют в характере князя с деспотизмом по отношению к окружающим, даже к собственной дочери. Властная натура отца подавляет княжну Марью, ее стремления и порывы. Во многом по этой причине княжне Марье, в отличие от Наташи Ростовой, присущи скованность, замкнутость. Любовь к ближнему проявляется у героини не в эмоциональных движениях, как у Наташи, а в глубоком взгляде лучистых глаз. Из своей семьи Андрей Болконский вынес стремление к неутомимой умственной работе, к общественной деятельности. Честность, благородство, высокие моральные принципы также составляют важнейшие черты его характера, воспитанные в семье. В то же время в процессе духовных исканий Андрею пришлось преодолеть и индивидуализм, и рационализм, и безверие. Процесс этот был долгим и мучительным. Болконским, как и Ростовым, свойствен истинный патриотизм. Князь Андрей проявляет мужество и героизм и в войне 1805 года, и в Отечественной войне 1812 года. Настоящий патриотизм обнаруживает и княжна Марья. Она категорически отказывается оставаться под властью французов. Ростовым и Болконским в романе Толстого противопоставлены Курагины. Это князь Василий Курагин, княгиня Курагина, их дети Элен, Анатоль и Ипполит. «Бессердечная, подлая порода», – говорит о них Пьер Безухов. Фальшь, грубость, черствость, эгоизм, лицемерие – характерные черты этого семейства. Курагиных трудно назвать семьей, настолько они разобщены, далеки друг от друга. Князь Василий не любит своих сыновей. «Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль беспокойный», – говорит он о них. Анатолю чужды умственные и духовные интересы. Время он проводит в кутежах и карточной игре. Будучи женатым человеком, пытается соблазнить и похитить Наташу Ростову. Элен – олицетворение непорядочности, распутства. Ипполит воплощает собой скудость ума, интеллектуальную ограниченность, свойственную всем Курагиным. Курагиным чужд патриотизм. Характерно пренебрежительное отношение Анатоля к службе, что возмущает старого князя Болконского во время визита к нему князя Василия с сыном. Элен в разгар войны с Наполеоном возглавляет пробонапартистский салон. Жизнь народа, его судьба никак не интересуют Курагиных и их окружение. Род Курагиных у Толстого – выморочный: погибает Анатоль; умирает Элен; мы ничего не знаем о судьбе Ипполита. Назовем еще несколько молодых семей, образы которых углубляют «мысль семейную» в романе, оттеняют мир Ростовых и Болконских. Князь Андрей несчастлив в браке. Его жена Лиза, внешне привлекательная и вполне порядочная женщина, живет интересами света и весьма далека от духовных устремлений своего мужа. Однако и сам Андрей не всегда внимателен к жене, иногда высокомерен и презрителен по отношению к ней. Недостаток любви – главная причина отсутствия счастья в этой семье. После смерти жены князь Андрей винит себя в душевной черствости к покойной супруге. Семья Веры и Берга противопоставлена семье Ростовых. Это яркий пример брака по расчету. Молодожены не хотят иметь детей; их цель – «жить для общества». Брак Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной также заключен по расчету. Ухаживая за Жюли, Борис прекрасно сознает, что не любит свою невесту, однако стремится получить огромное приданое. Понимает это и Жюли. Все это, впрочем, не мешает им разыгрывать сентиментальный, меланхолический роман. Совсем по-другому в романе изображены молодые семьи Наташи и Пьера, Марьи Болконской и Николая Ростова. В этих семьях царят любовь, уважение друг к другу, забота о детях. Глубина души Марьи восполняет некоторую ограниченность Николая. Наташа привязана к Пьеру, она душевно одобряет деятельность мужа, даже до конца не понимая ее содержания. Наташа Ростова изображена в конце романа как «сильная, красивая и плодовитая самка». Это определение несколько шокирует читателя. Однако необходимо иметь в виду, что в своем романе Толстой полемизировал с теми, кто утверждал, что семья как ячейка общества отжила свой век, что предназначение женщины – общественная деятельность. В противовес таким мнениям писатель утверждает идеал многодетной женщины-матери, хранительницы семейного очага. Итак, мы видим, что «мысль семейная», наряду с «мыслью народной», занимает важное место в романе «Война и мир». Прослеживая судьбы семей Ростовых, Болконских, Курагиных и других, Толстой защищает саму идею семьи, утверждает идеал гармоничного семейного мира – средоточия вечных духовных ценностей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |