|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Народ как носитель нравственных ценностей. Платон Каратаев и идея крестьянского «мира». Другие персонажи – представители народа. Народ-бунтарь (богучаровский бунт)
«Мысль народная» воплощена в произведении Толстого не только как героическая тема. Она связана с осмыслением писателем духовных ценностей, носителем которых является крестьянство. В этом отношении в романе важен образ Платона Каратаева. Этот персонаж олицетворяет простоту и правду народной жизни, свойственную народу искреннюю веру в Бога и в Божественный Промысл. Особенно ярко это проявляется в рассказе Платона о невинно пострадавшем купце, оказавшемся на каторге за убийство, которое он не совершал. Доминирующая черта характера Платона – любовь ко всем людям, ко всему живому. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера», – пишет Толстой. Платон стал для Пьера олицетворением «всего русского, доброго и круглого». Если сопоставить две фигуры в романе – Наполеона и Платона Каратаева, то мы увидим, что это два полюса в осмыслении Толстым проблемы индивидуального и общего. Наполеон олицетворяет крайний индивидуализм, Каратаев – полное растворение индивидуальности в общей жизни. Знакомясь с Пьером, Платон говорит о себе во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка», «Каратаевы». Жизнь Платона, по замечанию Толстого, не имела смысла как отдельная жизнь, она была частицей целого. Народность характера Каратаева подчеркивает тот факт, что в его речи много пословиц: «Час терпеть, а век жить»; «Где суд, там и неправда»; «Не нашим умом, а Божьим судом»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки»; «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». Благодаря Каратаеву Пьер приобщился к духовным ценностям народной жизни, узнал не только героическую ее сторону, но и повседневную, обыденную. В «Войне и мире» перед читателем проходит вереница художественных образов простых людей. Это няня Наташи Ростовой, Тихон, Алпатыч и другие дворовые люди в Лысых Горах, няня княжны Марьи, «Божьи люди» княжны Марьи, богучаровские мужики, Данила и другие охотники в Отрадном, Анисья Федоровна, ямщик Балага, денщик Ростова Лаврушка и многие другие. Яркий представитель народа – крепостной Ростовых Данила. Страстный охотник, знаток своего дела, он не скрывает досады на барина, упустившего матерого волка. Запоминающейся фигурой в романе является экономка дядюшки Анисья Федоровна – хранительница старинного уклада жизни. В толстовском Тихоне, камердинере старого князя Болконского, подчеркнуто глубочайшее смирение, безропотное отношение к деспотическим привычкам господина. Тихона отличает необычайная душевная теплота. Старый слуга изучил характер князя, самоотверженно заботится о нём. Ямщик Балага – яркий народный характер. Богатырская удаль сочетается в нем с диким разгулом, а также с откровенной разнузданностью раба, который не боится творить беззаконие в надежде на покровительство господ – Анатоля Курагина и Долохова. Балага выгодно противопоставлен тупому и ограниченному Анатолю Курагину: ямщика отличают сметливость, лукавый мужицкий ум. В комическом ключе изображен Лаврушка – хитроумный денщик Николая Ростова. Яркий эпизод, раскрывающий его характер, – разговор с Наполеоном. Лаврушка первоначально сделал вид, что не узнал Наполеона, а затем разыграл сцену неописуемого восторга от встречи с французским императором. Важен и эпизодический образ крестьянской девочки Малаши, наблюдающей за военным советом в Филях. Ребенок бессознательно тянется к дедушке Кутузову: доброта, мудрость, душевная красота народного полководца открываются читателю через детское восприятие. А вот сцены богучаровского бунта освещают «мысль народную» с необычной для «Войны и мира» стороны. Тема угнетения народа, тема народного гнева против помещиков оказывается в романе на втором плане по отношению к теме героической. И все же Толстой показывает скрытое недовольство крестьян по отношению к помещикам, которое и проявилось в эпизоде бунта. Здесь крупным планом показаны два образа крестьян. Это мужик Карп – предводитель деревенской бедноты – и староста Дрон, зажиточный крестьянин, не одобряющий бунта и в то же время не решающийся открыто поддержать княжну Марью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |