АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовные ценности и традиции белорусского народа

Читайте также:
  1. I.1.8. Философия и ценности.
  2. II.4.3.Три драгоценности буддизма
  3. Абсолютною, в чьих бы руках она ни находилась, в руках народа
  4. Августа. Единение царя с народом и народа с царем
  5. Барацьба беларускага народа з германскімі і польскімі захоп-нікамі. Другое абвяшчэнне БССР.
  6. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  7. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  8. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  9. Белорусская экономическая модель как составляющая идеологии белорусского государства.
  10. Белорусская экономическая модель, как компонент идеологии белорусского государства
  11. Белорусского государства.
  12. Белорусского государства.

В наиболее общем виде культуру можно определить как свойство, объединяющие все предметы и явления искусствен­ного (т.е. антропогенного) происхождения в противоположность природному (естественному). Любые проявления культуры могут рассматриваться с двух сторон: во-первых, это создаваемое людьми предметное богатство мира, во-вторых, свидетельство развития человеческих качеств и способностей. Главной функ­цией культуры является обеспечение безопасности и благопри­ятных условий существования человечества. Кроме того, имея символическое значение, предметы и явления культуры служат основой для реализации неисчерпаемых творческих возмож­ностей человека, для совершенствования способов познания, освоения и преобразования человеком окружающего его мира.

Политическая культура представляет собой систему истори­чески сложившихся относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убежде­ний и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политики и определяющих специфику политических институтов.

Для политической культуры Беларуси характерны следую­щие черты:

1) отсутствие четко выраженных национально-культурных форм;

2) доминирование местных интересов над общенациональ­ными;

3) различия в политических ориентациях западных и вос­точных областей (Минская, Гродненская и Брестская области характеризуются политической активностью, в то время как в Могилевской, Витебской и Гомельской областях преобладает пассивно-подданническое отношение к власти);

4) различия в политической культуре между центром и пе­риферией (жители столицы и областных центров склонны ру­ководствоваться собственной позицией в политической сфере, в то время как для глубинки более свойственна ориентация на традиции подчинения ценностям политической системы).

Национальные черты культуры выражаются в национальном характере как совокупности относительно постоянных психи­ческих свойств, являющихся общими для большинства пред­ставителей данной нации и отличающих- ее от других наций. Черты национального характера отражаются в литературе, ле­гендах, фольклоре и традициях народа.

Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отра­жены в духовных ценностях и традициях белорусского наро­да. С одной стороны, они имеют чрезвычайно важное значение для формирования идеологии государства. Духов­ные ценности и традиции выступают в роли квинтэссенции «судьбы» народа, его культурного наследия, они воплощают в себе опыт прошлых поколений, особенности принадлежности к определенному цивилизационному типу.

В структуру духовных ценностей белорусского народа вхо­дят:

I) общечеловеческие ценности;

2) общеславянские ценности;

3) ценности восточного славянства (русских, украинцев и т.д.);

4) духовные ценности белорусов.

Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял вни­мание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальное™, он видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мыш­ления (рационализм). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к влас­ти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к святости, добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на про­тестантскую этику, в основе которой лежит стремление к лич­ному обогащению, а, следовательно, - напористость, прагма­тизм, расчетливость.

Наряду с общеславянскими ценностями значительное влия­ние на формирование белорусской ментальности оказали цен­ности восточного славянства, в частности, русского народа. Особенностям русского характера посвящено немало исследо­ваний. Н. Бердяев в очерке «О власти пространства над рус­ской душой» отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, отчего происходят духовные метания в поисках формы, следствием которых является смирение перед необъятной ширью, недостаток инициативы. Особенность ментальности русских исходит из географического расположения России на стыке двух ци­вилизаций: западной и восточной. С этим связана амбивален­тность, двойственность русской души. В русском характере нашли причудливое сочетание славянский, византийско-право-славный и ордынский (татаро-монгольский) компоненты. При­сутствие последнего принесло в ментальность русского народа радикализм, агрессивность, основанную на иррациональном стремлении к свободе и проявляющуюся в бунтах, революци­ях, деспотизме и безбожии, порой доходящего до откровенного богохульства. Напротив, православная составляющая внесла в русский характер смирение, покорность, святость, аскетизм, от­речение от себя и служение обществу, идее, Богу.

Духовные ценности белорусского народа формировались на базе восточнославянского менталитета и, вместе с тем, претер­пели влияние западной культуры. Они впитали в себя русскую соборность и протестантское тру­долюбие, героику католицизма и униатскую склонность к ком­промиссам.

В иерархии духовных ценностей белорусского народа осо­бое значение имеют:

1. Толерантность, выражающаяся в отсутствии вражды, склон­ности к компромиссам, поиске справедливости без насилия.

2. Терпимость - умение прислушаться к чужому мнению, ува­жение к людям с другими взглядами, религией (веротерпимость).

3. Любовь к Родине, которая проявляется в уважительном отношении к родному краю, заботе о сохранении и приумноже­нии его богатства.

4. Христианские принципы находят свое отражение в воздер­жании, терпении, соблюдении заповедей, любви к ближнему.

5. Справедливость проявляется в стремлении к социально­му равенству, помощи нуждающимся, непримиримостью с уни­жением слабых.

6. Неприятие угнетения и стремление к свободе обусловле­но историческим прошлым белорусского народа, связанного с его борьбой за независимость и право на самоопределение.

7. Трудолюбие основано на крестьянском происхождении белорусов, их заботе о собственном «клочке земли», работос­пособности, выносливости, хозяйственности.

8. Толока (крестьянская взаимопомощь) предполагает кол­лективное решение всех вопросов.

9. Громада (община, объединяющая крестьян соседних де­ревень) выражается в семейственности, клановости, «кумовст­ве», стремлении поддержать «своих», «тутэйшых», т.е. людей из одной местности, наладить родственные связи.

10. Миролюбие - отсутствие чувства национального превос­ходства, мирное сосуществование с другими народами.

11. Осторожность, связанная с привычной не выпячивать­ся и не втягиваться в конфликты.

Различия в характере белорусов обнаруживаются в зави­симости от их местонахождения. В западных областях, нахо­дящихся долгое время под влиянием Польши, более заметна индивидуализация жизни, в Полесье доминируют ценности сельской общины, а в восточных областях - сочетание право­славной соборности и советского коллективизма.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)