|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Истоки белорусской государственностиПроблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика находится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни белорусской государственности, а также какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, и, наконец, в СССР. В процессе формирования белорусской народности можно выделить несколько периодов: доиндоевропейекий, совпадающий с каменным веком (до конца III тыс. до н.э.); балтский, относящийся к бронзовому и к железному веку (II тыс. до н.э. - сер. I тыс. н.э.); славянский (вторая половина I тыс. - до наших дней). Окончательное расселение славян на территории Беларуси произошло в VI-VII вв. н.э. Первым политическим центром восточных славян, к которым относились русские, белорусы и украинцы, был Киев. Название города происходит от его основателя Кия, после смерти которого, эти земли стали принадлежать его потомкам. В 882 году один из родственников варяжского конунга Рюрика Олег захватил Киев и создал государство Киевскую Русь. На территории Беларуси в этот период находятся самостоятельные политические образования - Полоцкое княжество (Х-ХП вв.) и Туровское княжество (X - нач. XIII вв.), которые, хотя и входили в состав Киевской Руси, но имели свои собственные княжеские династии. К XIII веку Полоцкое и Туровское княжество перешли в полное подчинение Киевской Руси. В X веке на территорию Беларуси стало проникать христианство. К периоду XII столетия относится деятельность таких видных христианских просветителей, как Е. Полоцкая, К. Туровский. В XIII-XIV веках восточная Русь попала под гнет монголо-татарского ига, а западные и южные земли вошли в состав Великого княжества Литовского, которое позднее стало называться Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским. Форма правления в ВКЛ представляла собой сословную монархию. Во главе государства стоял Великий князь, при котором находился совещательный орган («паны-рада»), состоящий из местного дворянства. Князь по всем вопросам должен был советоваться с Радой. С XV века в ВКЛ стал созываться Сейм, выполняющий функции законодательного органа. В состав Сейма входили паны-радные, чиновники, могла присутствовать вся шляхта. Несмотря на то, что официальным языком ВКЛ считался старобелорусский, его нельзя назвать самостоятельным белорусским государством, поскольку в состав ВКЛ входили также и литовские, и русские земли. В 1385 году в результате Кревской Унии ВКЛ образовало союз с Польшей, во главе которого стоял король польский и Великий князь литовский. В период XV-XVI веков происходит процесс оформления белорусского этноса, проявляющийся в развитии родного языка, письменности, народного художественного творчества, ремесел, формируется религиозная принадлежность, традиции, обычаи, особенности быта. С 1569 года, когда после Люблинской Унии белорусские земли вошли в состав Речи Посполитой, увеличивается влияние Польши в культурной и политической жизни. Несмотря на то, что во главе государства стоял польский король и великий князь в одном лице, на территории ВКЛ все же оставались отдельная государственная администрация, судебная власть и свои законы. Важное значение для развития политико-правовой мысли имели Статуты ВКЛ (1529, 1566, 1588). Статуты предусматривали двойную судебную систему, состоящую из общих судов для всего населения и сословных судов - для шляхты. Возрастанию роли шляхты способствовало введение права либерум вето (от лат. liberum veto - свободное «запрещаю»). Смысл его заключался в том, что в случае несогласия любого депутата с решением Сейма, это означало непринятие данного решения. Позднее это право было отменено Конституцией 1791 года. В период нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой была предпринята попытка объединения православия и католичества в униатскую церковь {Брестская Уния 1596 года), в результате чего устанавливалось подчинение римскому папе при сохранении восточной обрядности. К этому периоду также относится возникновение книгопечатания на Беларуси (в 1520 году в Вильно Ф. Скорина основал первую типографию), распространение итальянского барокко, развивается живопись, графика, архитектура. Духовная жизнь ознаменовалась творчеством таких мыслителей, как Н. Гусовский (1470-1533?), В. Тяпинский (ок. 1540-1603), М. Смотрицкий (1577-1633), Л. Сапега (1557-1633), С. Полоцкий (1629-1680). В результате разделов Речи Посполитой 1772, 1793, 1795 годов белорусские земли вошли в состав Российской империи. На территории Беларуси начали действовать губернские управления, царские судебные органы. После ликвидации униатства в 1839 году начался массовый переход в православие. В 1840 году белорусские земли получили наименование Северо-Западный край. Попыткой обретения самостоятельности белорусских земель было восстание под предводительством К. Калиновского в 1863-64 годах. В начале XX века борьба за независимость белорусского народа развивалась в русле общего революционного движения. Начиная с изданий «Мужыцкая прауда» и «Гоман» (80-е гг. XIX века) и вплоть до газеты «Наша шва» (1906-1915), издаваемой И. и А. Луцкевичами, все белорусские издания имели социально-политическую направленность. В целом, находясь в составе Речи Посполитой и Российской империи, белорусская культура формируется в основном в русле народного творчества, фольклорной традиции, поэтому эта культура впитала в себя особенности крестьянского сознания. После революционных событий 1917 года наметились два пути создания белорусской национальной государственности. Первый - пойти по пути формирования белорусского государства в составе федерации равноправных республик. Второй - связан с попыткой Белорусской социалистической громады (первой белорусской партии, основанной еще в 1902 году) реализовать в условиях гражданской войны и немецкой оккупации идею полной национальной независимости белорусского государства, результатом чего было провозглашение 25 марта 1918 года Белорусской народной республики (БНР). Хотя БНР признали Эстония, Латвия, Грузия, Армения, Финляндия, Литва, Украина, Польша и некоторые другие страны, она не была признана ни германской оккупационной администрацией, ни правительствами ведущих стран мира - США, Англии, Франции и другие. Из этого следует, что БНР так и не смогла стать самостоятельным белорусским государством и прекратила свое существование в 1925 г. В результате создания в 1919 году Литовско-Белорусской ССР, а затем в 1920 году БССР, и присоединению к ней Западной Белоруссии в 1939 году, белорусские земли впервые были объединены в одно государство, которое находилось в составе СССР на правах субъекта федерации. Важное значение для развития белорусской культуры имел период белорусизации, проходивший в 20-е годы XX века. В это время происходит увеличение сферы употребления белорусского языка, возвращаются на родину видные представители белорусской интеллигенции В. Ластовский, В. Игнатовский, А. Цвикевич и др. В 1921 году начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета, кроме которого в стране действовало еще три высших учебных заведения, 25 техникумов, 20 специальных учебных заведений, в 1929 году была создана Академия наук БССР. Однако период возрождения национальной культуры сменяется репрессиями в 30-е годы XX века, когда многие представители белорусской интеллигенции подверглись обвинению в национал-демократизме и антисоветской деятельности. В целом же во времена Советского Союза белорусская культура развивалась в русле единой советской культуры, для которой характерно своя особая стилистика. В конце 80-х – начале 90-х годов XX века в СССР наметились политические и экономические предпосылки для изменения политической системы. Вслед за республиками Балтии свой выход из состава СССР объявили Россия, Украина и др. республики. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР провозгласил Декларацию «О государственном суверенитете Белорусской ССР», что означало верховенство Конституции и законов БССР на ее территории, хотя это и являлось еще только заявлением о намерениях.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |