|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды воображения
Воображение — это очень сложный и многомерный психический процесс. Основанием его классификации выступают несколько параметров. К ним относятся уровень субъективности (произвольности), степень уникальности, особенности мотивации, модальность (форма) и содержание. Как одна из форм психической деятельности, воображение может быть преднамеренным или непреднамеренным со стороны субъекта. В соответствии с этим критерием выделяют два основных вида воображения: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воображение связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Иногда оно может даже выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений и получает от этого какое-то удовлетворение. При этом он не ощущает себя активным субъектом. Самопроизвольно рождающиеся образы и сюжеты незаметно увлекают и уносят его в какой-то иной фантастический мир. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы. Непреднамеренное воображение возникает в случае, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики. Произвольное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень характерно для деятельности художников, конструкторов, композиторов, режиссеров и других представителей творческих профессий. В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют два вида воображения: репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, то есть примерно так, как она была воспринята субъектом. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении книги в воображении воссоздаются воспринимаемые из описания образы героев того или иного художественного произведения. Но созданы они были не читателем, а автором произведения. Продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов. В результате творческой деятельности создаются произведения искусства и литературы, которые представляют собой творческое преобразование образов, взятых из реальной жизни. Реальность пропускается через призму творческого воображения художников, которые по-новому конструируют ее. При создании нового образа человек преобразует, изменяет, соединяет черты известных объектов в необычные сочетания. В этой особенности новых образов и представлений заключаются механизмы воображения. Сущность творческого воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал — глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил новую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей. Основанием следующей классификации воображения являются мотивы, побуждающие человека к созданию новых образов. Этот критерий позволяет выделить два вида воображения: прагматическое и гедонистическое. Прагматическое воображение имеет четкую практическую ориентацию. Оно выступает для субъекта как инструмент решения конкретных жизненных задач. Например, художник-модельер создает образы модной одежды для того, чтобы воплотить их в реальную практику, кулинар придумывает образ праздничного торта для того, чтобы испечь его и т. п. Мотивы гедонистического воображения лежат в самом процессе фантазирования и творчества. Это могут быть непосредственные мотивы творчества, когда человек получает удовольствие от самого процесса, совершенно не заботясь о его практической стороне. Это очень характерно для подлинных художников, ученых, писателей, музыкантов. Нередко бывает так, что их творения не находят общественного признания и не приносят им ни материального благополучия, ни славы. Тем не менее это не служит преградой для творчества. Но чаще всего движущей силой гедонистического воображения представляются сугубо личностные потребности и мотивы, которые по каким-то причинам (внутренним или внешним) не могут быть удовлетворены, по крайней мере в ближайшем будущем. Например, молодой человек не осмеливается объясниться в любви, заурядный актер жаждет славы, и т. д. Воображение выступает в подобных случаях как иллюзорный способ удовлетворения соответствующих потребностей и мотивов. Субъект погружается в безудержные фантазии, мечты и грезы, рисуя для себя картины, где он успешно объясняется в любви, купается в успехе и славе, и т.п. Такие фантазии имеют очень важное значение для человека как механизм психологической защиты, поскольку они действительно приводят к частичному удовлетворению значимых личностных потребностей и мотивов и снижению внутренней напряженности. Они очень характерны для подросткового и юношеского возраста. Однако чрезмерное увлечение ими приводит к своеобразному уходу личности в свой внутренний иллюзорный мир и мешает полноценному развитию и социальному бытию. Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модальности (форме). В зависимости от этого различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое воображение. Наиболее распространенным из них является зрительное воображение. Особенно хорошо оно развито у художников. Слуховое воображение реализуется на основе слуховых образов. Оно необходимо музыкантам: композиторам, певцам, исполнителям. Осязательное воображение у большинства людей развито незначительно. В основном оно представлено у слепорожденных людей и у специалистов, профессиональная деятельность которых тесно связана с осязанием. Обонятельное и вкусовое воображения «обслуживают» пищевую потребность. Чаще всего они актуализируются в моменты ее обострения. Они имеют важное значение в профессиональной деятельности таких специалистов, как парфюмеры, виноделы, дегустаторы, повара и т. п. В реальной жизни воображение далеко не всегда представляется «чистым» по форме то есть либо зрительным, либо слуховым, либо осязательным и т.п. Модальность воображения очень индивидуальна. Это необходимо учитывать в практической работе с людьми. Например, ученики с ведущим зрительным воображением значительно хуже усваивают информацию, представленную им в другой форме. Как правило, они стараются перевести ее в зрительную модальность. Если учитель не будет учитывать этого, то он не сможет обеспечить полноценное усвоение материала. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |