АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свойства ощущений

Читайте также:
  1. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  2. Алгебраические свойства векторного произведения
  3. АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА
  4. Аллювиальные отложения и их свойства
  5. АТМОСФЕРА И ЕЕ СВОЙСТВА
  6. Атрибуты и свойства материи
  7. БЕСКОНЕЧНО МАЛЫЕ ФУНКЦИИ И ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
  8. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства
  9. Валентные свойства атомов
  10. Валериана лекарственная - лечебные свойства, рецепты
  11. Виды ощущений.
  12. Виды подшипников качения и их свойства

Чувствительность — это способность нервной системы реагировать на сравнительно слабые раздражители: она очень индивидуальна, может изменяться в зависимости от ряда факторов — характера деятельности, возраста, состояния организма. Например, известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость, в то время, как люди, обладающие слабой нервной системой, при меньшей выносливости обнаруживают большую чувствительность.

Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный и, соответственно, абсолютную и разностную чувствительность. Абсолютная чувствительность характеризуется двумя порогами — нижним и верхним.

Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговыми. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Так, для того чтобы возникло зрительное ощущение достаточно воздействия на рецепторы глаза примерно 7 квантов света. Абсолютный порог обонятельного ощущения равен примерно 8 молекулам пахучего вещества. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Верхний абсолютный порог — это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает болевые ощущения. Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста, состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п. Разностный порог — наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы. Наличие порогов предохраняет нас, например, от информационной перегрузки.

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация и сенсибилизация. Адаптация – приспособление к внешним условиям. При адаптации чувствительность изменяется в сторону повышения и в сторону понижения. При непрерывном и длительном воздействии какого-либо раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, при непрерывном действии того же раздражителя ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. В отдельных случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности.



Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса и свидетельствует о большой пластичности организма, его приспособлении к условиям среды. Например, адаптация к темноте. Человек, находящийся некоторое время в темной комнате, начинает видеть в темноте. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, требуется примерно 40 минут. Если измерить чувствительность, то окажется, что она возрастает, причем сначала очень быстро, потом все медленнее и, наконец, устанавливается на определенном уровне.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. При сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения, чувствительность зависит от состояния самого организма (физиологических или психологических причин). Так, возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности: острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. При создании интересной игровой ситуации дети демонстрируют более высокую остроту зрения по сравнению с ее измерением в обычных лабораторных условиях. В профессиональной деятельности часто возникает повышение чувствительности под влиянием тренировки. Например, специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета, в то время как нетренированному глазу они кажутся одинаковыми.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Это взаимодействие может протекать в двух формах: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида; 2) взаимодействие между ощущениями различных видов, например, освещение глаз делает слышимые звуки более громкими.

Синестезия – это возникновение под влиянием одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Примером могут служить хорошо известные факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, особенно у музыкантов (у А.Н. Скрябина). Так, хорошо известно, высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие – как «темные».

В заключение следует обратить внимание на то, что практически все виды ощущений взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этому взаимодействию мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов. Целостный же образ предмета в целом мы получаем благодаря восприятию.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)