|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Происхождение христианства: социально-теоретические причиныХристианская религия возникла в Палестине в 1 в. н.э. в среде иудейской общины ессеев. О происхождении христианства свидетельствуют материальные источники, а именно – свитки, найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря (Израиль). Эта религия, возникшая на территории восточной части огромной в те времена Римской империи, с самого начала она была религией угнетенного народа, искавшего избавления от бесчеловечных условий жизни. Важнейшим мировоззренческим принципом первоначального христианства была мессианская идея, о0жидание скорого пришествия Спасителя и Учителя праведности. Эсхатологическая идея заключалась в ожидании справедливого Суда и скорого конца света. Преобладающими были идея греховности и идея спасения. С ними связаны организация общины ранних христиан и культовая практика. Христианская идея обещала счастье и свободу в Царстве небесном, а потому особое распространение получило среди покоренных Римом народов. Христианство относительно быстро распространилось и в самом Риме, и в римской провинции. Социально - политические причины этого явления очевидны. Во - первых, в начале века новой эры назревал кризис Римской империи. Общая нестабильность порождала соответствующие настроения отчаяния, неуверенности, апатии. Во-вторых, кризис обострил враждебность между различными слоями населения (рабами и свободными, гражданами и негражданами, патрициями и плебеями и т.п.). В-третьих, христианство возникло как форма социального протеста против общественных порядков в Римской империи. Поскольку социальный протест вылился в религиозную форму, он стал мощной идеологической силой. На территории Римской империи в те времена были распространены различные, религиозные верования. Прежде всего, активно насаждалась властями официальная римская религия, с ее культом императора и абстрактными культами Справедливости, Мира, Юстиции и т.п. Кроме того, - восточные религии и культы (в том числе, митраизм, парсизм, египетские культы и т.д.). Однако подобные религии не давали какого--либо утешения отчаявшимся людям, то ли в силу своей этнической изолированности, то ли какой-то географической особенности и пр. Необходимы были идеи, способные дать всеобщую надежду на равенство и справедливость. Эти идеи принесло раннее христианство. Оно провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно не выделяло ни один народ. Оно отвергло социальное и этническое неравенство и призвало к новому социальному порядку, когда не будет ни господ, ни бесправных людей. Впоследствии эта идея получила название христианского коммунизма. По идейно-теоретическим истокам христианство имеет синкретический характер. Христианство усвоило и переработало различные религии, распространенные в те времена в Римской империи: иудаизм, парсизм, древние восточные верования. Особое значение для формирования христианства имела иудейская религия, поскольку к тому времени она была наиболее развита, это была первая монотеистическая религия. Христианство возникло как гонимая Римом иудейская секта. Парадокс состоял в том, что она сама впоследствии превратилась в государственную религию Римской империи (4 в. н.э.). Иудейские книги стали христианскими книгами, а иудейские патриархи и пророки – христианскими. Из парсизма перешло в христианство противопоставление Добра и Зла, Света и Тьмы, и их носителей – Бога Всемилостивого и Сатаны. Из древних восточных верований в христианство перешла вера в воскрешение Бога, в непорочное зачатие и т.п. Другим идейным источником христианства стала эллинистическая философия 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Основы христианского вероучения заложил римский мыслитель-неоплатоник Филон Александрийский и его учение о Логосе. Логос (в переводе с греч. – слово, учение) получил интерпретацию Слова Божьего. Одновременно Логос стал олицетворением Сына Божьего, благодаря которому человек мог созерцать Самого Бога. Этическое учение о Логосе было подкреплено философией римского стоика Сенеки о высшем проявлении свободы – свободе духа, основанной на познании божественной необходимости. Идеи покорности судьбе, апатии, невозмутимости приобретали религиозное оформление. Представления Сенеки о скоротечности жизни и обманчивости чувственных наслаждений, о свободе от страстей, об умеренности и аскетизме были усвоены христианством и стали частью христианских заповедей. ревращение христианства в государственную религию Римской империи происходило не сразу. Поначалу вероучение и культ христианских общин совпадали, по существу, с иудейской верой и культом. Ранние христианские общины не знали той сложной догматики, которая появилась много позже. Не было таинств и икон. Была одна объединяющая идея – добровольной искупительной жертвы за грехи всех людей. Ее принес Иисус Христос, Мессия и Спаситель, Посредник между Богом и людьми. Впоследствии усиливался христианский космополитизм [34] и формировались догматические представления [35]. Христианство все более отходило от иудаизма. В конце 1 – начале П в., после поражения ряда еврейских восстаний против Рима и усиления гонения на иудаизм, разрыв между новыми религиозными общинами христианства, возникшими на основе иудаизма, и – иудаизмом окончательно оформился. Со П в. в христианстве появился свой клир [36]. Менялся состав ранних христианских общин. Если прежде они объединяли рабов и свободную бедноту, то со П в. в их состав вошли и состоятельные граждане, и римская знать. Состоятельная часть христиан сосредоточивала в своих руках управление имуществом, осуществляла руководство богослужением. Священнослужители вначале избирались на определенный срок, а затем – и пожизненно. Усложнялась церковная иерархия. Епископы и митрополиты постепенно вытесняли харизматиков (влиятельных пророков) и сосредоточивали в своих руках и духовную, и материальную власть. Такая эволюция христианства обеспечивала отход от первоначального коммунизма и демократизма, создавала почву для союза с императорской властью. В свою очередь, императорская власть в Риме все более слабела и ощущала потребность в сильной идеологической опоре. До сих пор для этой цели не подходила ни одна из религиозных идеологий. Нужна была некая общая религия, понятная всем и способная объединить все народы империи. Гонения на христиан постепенно сменились поддержкой христианской веры. Император Константин (ок. 285-337 г.г.)своим эдиктом (приказом) от 324 г. положил начало превращения христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством в Никее собрался Первый Вселенский Собор Христианских церквей, который утвердил христианское вероучение. Итак, что же послужило причиной превращению христианства в мировую религию? Во-первых, космополитизм, т.е. идея наднациональной и надгосударственной религии, идея некого вселенского человека, его принадлежности Богу Вселенной. Во-вторых, мессианская идея, идея всеобщего Спасителя людей и равенства всех в греховности. В-третьих, универсализм нравственных принципов равенства, покорности, смирения, справедливости. В-четвертых, нивелирование социальных, классовых, национальных, этнических различий между людьми. 7.2 Вероучение и основные принципы (догматы) христианства. Новый Завет: состав и содержание. Религиозные представления христианства основаны на догматах. Христианские догматы сформировались не сразу. Они прошли длительный эволюционный путь развития. В основе христианского вероучения лежат три догмата. Первый – догмат о триединстве Бога. Второй – догмат о Боговоплощении. Третий – догмат об искуплении. Вокруг догматов с самого начала их формирования происходили острые споры, которые не смолкают до сих пор. В основном это христологические споры. На Никейском и Константинопольском соборах (1У в.) были преданы проклятию ариане [37] и другие многочисленные ереси. Было установлено понимание догмата, в соответствии с которым, Бог определялся как единство трех Лиц (ипостасей). Сын – вечнорождающийся от Отца, единосущ Отцу и есть Бог и самостоятельная Личность. В У в. разгорелся спор вокруг догмата Боговоплощения. Часть духовенства, во главе с патриархом Несторием, отвергла представление о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, может быть христиродицей, но не Богородицей. Рожден был человек, а не Бог. Но потом в человека Иисуса вселился Дух Божий, и он стал Спасителем. На третьем Эфесском соборе (431 г.) были утверждены правила по защите догмата о Боговоплощении и отвергнуто несторианство. На четвертом Халкидонском соборе (451 г.) было принято обоснование догмата Искупления и Боговоплощения. Здесь произошла борьба с монофизитством [38]. Монофизиты полагали, что у Христа только одна, божественная, природа. Монофизиты полагали, что человеческая природа Иисуса Христа поглощена божественной природой. Согласно же христианскому догмату, Христос признавался истинным Богом и одновременно истинным человеком. По Богу Отцу, Христос – вечно рожденный Бог. По Деве Марии – Христос есть соединение Божества и человечества. Итак, христианский догмат о Боговоплощении признавал, что в Иисусе Христе сосуществуют две природы, но они не сливаются в одну. Тем самым был дан ответ одновременно и несторианцам (которые разделяли две природы Христа), и монофизитам (которые сливали две природы Христа в одну). Так формировалось догматическое представление христианства о Богочеловеке. В следующую эпоху продолжился спор об Иисусе Христе. Речь шла об изображении Христа. В 553 г. на П Константинопольском соборе было принято правило изображать Сына Божьего в облике человека, а не в виде агнца (как было до сих пор). В первые века формирования христианских догматов церковь запрещала изображения святых. В 1У в. употребление икон считалось идолопоклонством. В храмах запрещалось помещать какие-либо изображения или предметы поклонения. Все это объявлялось язычеством и пресекалось. Против икон в УП в. выступали и несториане, и монофизиты. Спор был разрешен только в УШ в. В 787в. было утверждено правило, в соответствии с которым, считалось необходимым изображение святых и поклонение им. Однако иконоборчество еще продолжалось довольно длительное время. Так, в Византии вплоть до 843 г. иконы сжигались, а их владельцы казнились. Параллельно с догматикой формировались христианские обряды. В конце У в. – обряд крещения. Несколько позже – евхаристия (обряд причащения). Затем – миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь, священство. Основным источником и христианского вероучения, и христианской обрядности является Новый Завет. Новый Завет формировался в первые века н.э. В его основе – иудейские тексты Ветхого Завета (Танаха), эллинистические философские представления о Логосе, древние восточные культы (митраизм, парсизм и др.). Название религии " христианство " произошло от слова "мессия" (евр. мащиах, греч. христос). В состав Нового Завета входят 27 канонических книг: четыре Евангелия, книга Деяний апостолов, 21 книга Посланий апостолов (из них 14 Посланий апостола Павла) и Апокалипсис (книга апостола Иоанна). Другие книги – неканонические. В их число входят новозаветные апокрифы: "Об Иуде-злодее", "О рождестве Девы Марии", "Евангелие Никодима", "Тибетское Евангелие", "Евангелие от ессенов" и др. Их истина не признается христианской церковью. Есть, кроме этого, апологетическая литература "отцов церкви" - патристика. А также – историческая литература – произведения римских историков Тацита, Иосифа Флавия, Плиния Младшего. Библеистика опирается также на данные археологической науки. Основные идеи Нового Завета – две: идея греховности всех людей и идея спасения. Спасение обеспечивается каждому верующему человеку, благодаря Спасителю, посланному Богом Отцом – Иисусу Христу. Иисус Христос ради спасения людей от первородного греха (Адама и Евы) добровольно принял мученическую смерть – распятие на кресте. Этим он освятил, сделал священным символом и распятие, и изображение распятого Иисуса Христа. И то, и другое стало сакральным, священным для христианской религии. В Евангелии от Матфея, которое наиболее полно передает смысл истории и поучений Иисуса, приводится Нагорная проповедь. В ней содержатся Десять заповедей, которые являются главными нравственными требованиями христианства. Они, с однойстороны, стали наследием десяти заповедей иудейского пророка Моисея, а с другой – их корректировкой. Первая заповедь – о предпочтении аскетизма и бедности богатству и роскоши (" Блаженны нищие духом…"). Вторая заповедь – о гневе человека. В Ветхом Завете основным запретом является запрет убийства. Новый Завет усиливает эту заповедь и требует не только не убивать, но и не гневаться. Гнев становится тяжким грехом. Третья заповедь – "не смотри на женщину с вожделением". Это корректировка ветхозаветной заповеди " не прелюбодействуй ". В Новом Завете она также усиливается. Четвертая заповедь – о запрете разводов, ибо развод – повод для прелюбодеяния. Пятая заповедь – " не клянись ". Это корректировка ветхозаветной заповеди "не нарушай клятвы свои". В Новом Завете она усиливается требованием "не клянись" вовсе. Шестая заповедь – об отношении ко злу. Ветхий Завет учил противостоять злу: "око за око, зуб за зуб". А Христос поправлял: " Не противься злому "; сторонись зла, и оно будет сторониться тебя. Седьмая заповедь – о любви к врагам своим. Ветхий Завет учил: люби ближнего своего и ненавидь врага. Эта заповедь была обращена к людям одного рода и против идолопоклонников. Новый Завет кардинально меняет ее: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и гонящим вас". Новая заповедь – о смирении и крайнем миролюбии. Восьмая заповедь – о любви к Богу Единственному, ибо нет других богов, кроме Него. Девятая заповедь – о любви к ближнему как проявлению любви к Богу. "Ближние" – это все люди Земли. Десятая заповедь – " не сотвори себе кумира ", "не служи Богу и мамоне" (т.е. роскоши, богатству и т.п.). Три последние заповеди – из Торы, они показывают преемственность Ветхого и Нового Завета. Как мы видели, главной заповедью Ветхого Завета был монотеизм, вера в Бога Единого. Новый Завет, признавая и продолжая эту традицию, формулирует, прежде всего, нравственные заповеди, основанные на монотеистической вере. Духовно - нравственные идеи пронизывают весь текст Евангелий. Противопоставляются "свет" веры и "тьма" неверия: "Если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма?" Противопоставляются сомнительные ценности ("дом на песке") и подлинные, жизненные ценности ("дом на камне"). Новый Завет убеждает человека: не опирайся на ложные убеждения, а на прочные нравственные правила. Противопоставляются стремления к власти над людьми и духовная жизнь ("Ты можешь завладеть всем миром, но душе своей навредить"). Поучения Иисуса Христа распространяли его многочисленные ученики, апостолы. Наиболее известный из них – апостол Павел. Уроки апостола Павла все же несколько отличались от Христовых. Апостол Павел учил значительно позже Христа, и поэтому его учение получило название " паулизм". Именно паулизм в значительной мере повлиял на окончательное оформление христианства в сложную религиозную структуру. Свои проповеди апостол Павел называл "обновлением ума". В чем состояло это " обновление ума "? Во-первых, в полном отделении от иудаизма и обращении ко всем людям эллинистического мира, в том числе и к язычникам. Этого не было в учении самого Иисуса Христа. В христианстве, представленном в такой "обновленной" форме монотеизм переплетается с язычеством. Во-вторых, в проповеди примирения с властями Рима ("всякая власть – от Бога"). Известно, что Иисус Христос был бунтовщиком, и, благодаря этому, пострадал именно от римской власти. В-третьих, в требовании смирения, квиетизма, покорности. Иисуса Христа никак нельзя назвать смиренным, он был смелым и отважным новатором религиозной идеи. В-четвертых, в социально - политических требованиях единения всех христианских церквей. Апостол Павел отодвинул самую возможность повторного Пришествия Иисуса Христа на неопределенный срок. Итак, вероучение христианства представляло собой уже нечто существенно отличное от предшествующего ему монотеизма в иудейской форме. Вместе с тем, это было дальнейшее развитие монотеизма. А главное – распространение монотеизма на другие народы, бывшие прежде язычниками. Тогда как иудаизм оставался довольно изолированной религией, верой одного народа, христианство стало мировой религией. Христианство характеризовалось новой системой ценностей, не связанных с этническими особенностями. Вскоре оно стало государственной религией, поэтому для него важнейшими были и вопросы отношения с властью, и нравственные общечеловеческие принципы.
7. 3 Формирование христианских церквей. Христианский культ. Формирование христианских церквей – длительный исторический процесс. С самого начала христианство не было единой религией. Это было связано и огромной территорией Рима, на которой оно возникло, и с большим числом разнообразных его последователей. Первое крупное разделение христианства (схизма) произошло уже в 1У в. Христианство разделилось на четыре автокефальные (самостоятельные) церкви. Выделились Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская ортодоксальные церкви. От Антиохийской церкви впоследствии откололись Кипрская православная и Грузинская православная церкви. Кроме этого, с 1У в. (301 г.) отдельно действовала армянская апостольская церковь, основанная христианским епископом Григором. В У в. армянское духовенство выступило против ортодоксального христианства за монофизитство [39]. В УП в. в Византии возникло также монофелитство (от греч. "одна воля") как официальная попытка компромисса между ортодоксальным христианством и монофизитством. Согласно монофелитам, Христос обладает двойной природой, но одной волей и одной энергией, богочеловеческой. Впоследствии монофелитство было осуждено как ересь. Христианство формировалось как догматическая религия. Уровень догматизации христианства значительно выше, чем в иудаизме и исламе. По большей части, догматизация христианства является производной от его институализации, т.е. церковности. Немалое значение в догматике христианства придается проблеме теодицеи. Теодицея – это идея богооправдания, т.е. оправдания Бога за то зло, которое царит в мире. Другая, не менее важная догматическая идея, - профетическая. Онасостоит в признании роли пророков, и, прежде всего – Иисуса Христа. Эволюция христианства – сложный процесс. Некоторые его вехи показывают преемственность с древними учениями и практиками. Важнейшую роль в эволюции христианства и христианских церквей сыграло формирование византийского исихазма. Слово " исихазм " греческого происхождения (от греч. исихия – внутреннее спокойствие, отрешенность). Исихазм – религиозно-мистическое направление, возникшее в Византии в Х1У в., основные положения которого были сформулированы Григорием Паламой и другими византийскими монахами. Оно известно также как паламизм. Но зародился исихазм значительно раньше – в среде раннехристианских монахов (1У в.). Происхождение исихазма связано с возникновением среди христианских монахов увлечения мистикой. В общинах христианских монахов появилось понятие " умная голова ". Этимологически исихазм явился аналогом буддийской нирване и йоге. Можно сказать, что греческий исихазм - это своеобразная форма йоги, только на другой почве. Монахи, следуя отрешенности и аскезе, пытались получить состояние "обожения", т.е. уподобления Богу через Иисуса Христа. Исихазм следовал теоретически разработанному учению о "пути". "Путь" исихазма имел три ступени. Первая – очищение (катарсис), достигаемое мироотречением. Вторая – просветление, получение божественного света. Третья - целеобретение, т.е. мистическое совершенство, единение с Богом. Следующие этому "пути" греческие исихасты Григорий Нисский (1У в.), Исаак Сирин (У1 в.), Максим Исповедник (УП в.), Григорий Палама (Х1У в.) достигли совершенства и стали святыми в христианской догматике. Исихазм, признанный и введенный церковными соборами 1341 и 1351 г.г., пришел и в Россию. Среди русских исихастов особенно известные и почитаемые церковные деятели: С.Радонежский (Х1У в.), Нил Сорский (ХУ-ХУ1 в.в.), старцы конца ХУШ-начала Х1Х в.в., Серафим Саровский. Исихазм оказал влияние на русскую икону. Так, одна из икон ("Христос в силах") была написана под его влиянием. "Сила" в данном случае есть "Энергия" Бога. Исихазм – это одно из направлений раннего христианства, сохранившее свое значение до сих пор. Исихазм – это своеобразная христианская мистика. Он свидетельствует о глубине христианской веры и о силе христианской психики. В 867 г. произошел крупнейший церковный раскол (схизма ), деление христианства на западную и восточную церкви. В 1054 г. этот раскол окончательно оформился, и христианство оказалось разделенным на католицизм и православие, две значительно отличающиеся между собой церкви. Первый раскол (1У в.) был следствием децентрализации Римского государства. Новый раскол назревал в течение нескольких столетий и определялся особенностью развития социально - экономических отношений в восточной и западной частях Римской империи, а также – соперничеством между ними. Христианскийкульт довольно сложен. Главное в нем - почитание Иисуса Христа, распятого за людские грехи на кресте, а также – почитание креста как объекта религиозного культа. Крест – важнейший символ христианства, он является знаком распятия Иисуса Христа. Крест, омытый кровью Спасителя, из орудия казни в Римской империи стал символом искупления грехов человечества и объектом религиозного почитания. В качестве такого он был введен в христианстве с 1У в., согласно легенде об обретении святого креста императрицей Еленой. В православии крест является принадлежностью престола в церкви. Он венчает иконостас, возлагается на верующих при крещении, а также возлагается руками при крестном знамении. С ХУП в. в официальном православии применяется трехперстное, а в старообрядческом православии – двухперстное крестное знамение. Крест кладется в основу при постройке христианского храма. Верующие люди носят нательный крест. Форма креста может быть четырех- или шестиконечной. Шестиконечная форма креста используется для изображения надписи, прибиваемой над головой распятого Иисуса Христа. Иногда изображают и восьмиконечный крест, – если прибивают брус для ног Спасителя. Распятие – крест с фигурой Иисуса Христа – больше распространен в католицизме. В православной России, в эпоху самодержавия, крест был также формой государственных орденов (напр., Георгиевский крест). Основой христианского культа являются семьтаинств, семь сакральных обрядов (слово "таинство" произошло от латинского термина sakramenta). Первое таинство - крещение (греч. баптизма – "окунаю"). Это таинство впервые упоминается у одного из родоначальников христианской догматики и "отцов церкви" – Августина Аврелия (354-430). Августин – христианский теолог и церковный деятель, главный представитель патристики[40]. Это таинство было принято церковью с УШ в. Его цель – искупление первородного греха. Крещение призвано показать, что человек как бы умирает и вновь рождается. Второе таинство – причащение (евхаристия). Слово "евхаристия" происходит от греческого термина "благодарность". Причащение производится хлебом и вином. Вкушение хлеба и вина проводится во время богослужения. Это таинство, как считается, введено самим Иисусом Христом. Иисус сказал своим ученикам: "Вот хлеб – тело мое вам в воспоминание; вот чаша с вином – кровь моя, которая за вас прольется". Обряд символизирует вкушение "тела и крови" Иисуса Христа в память о нем. Третье таинство – миропомазание (смазывание маслом миры лба, глаз, ушей и у католиков, и у православных; иногда оно проводится во время крещения). В католицизме миропомазание проводится также при обряде конфирмации (от лат. "упрочение") над детьми 7-12 лет. В протестантизме миропомазание – знак сознательного обращения к вере, оно проводится в 14-16 лет (над совершеннолетними). Четвертое таинство – покаяние (исповедь). Пятое таинство – священство, т.е. рукоположение священников, хиротония. Некоторые богословы (например, Фома Аквинский) считали его самым возвышенным из семи таинств. Шестое таинство – брак, венчание. Оно было принято в ХШ в. в католицизме и в ХУП в. – православии. Седьмое таинство – соборование (или елеосвящение ). У постели больного производится чтение молитв и благословение. В православии – для выздоровления, в католицизме соборование проводится для умирающего. Семь таинств в христианстве впервые утвердились в 1439 г. Эти культовые правила имели целью, во-первых, передачу верующему особого психологического состояния религиозной благодати; а во-вторых, они были направлены против христианских ересей[41], которых в раннем христианстве хватало в избытке. Христианский культ – это также основныехристианскиепраздники. К ним относятся: Рождество Христово, Крещение (сопровождаемое освящением воды), Сретение (в память о встрече праведником Симеоном Иисуса Христа-ребенка, которого родители несли в храм, отмечается через 40 дней после Рождества), Благовещение (в честь оповещения Девы Марии архангелом Гавриилом о том, что она "непорочно зачнет" сына от Господа Бога; от Благовещения до Рождества должно пройти 9 месяцев), Вербное воскресение (за неделю до Пасхи, символизирует въезд Иисуса Христа в Иерусалим, когда Его путь люди устилали ветвями деревьев). Слово " Пасха " происходит от древнеевр. "миновал". Праздник символизирует исход евреев из Египта, из страны рабства к свободе, радость и весну. Пасха в христианстве – главный праздник, наряду с Троицей. В его основе лежит евангельское предание о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте. Поскольку идея воскресения является центральной идеей христианства, особая роль отводится и празднику в честь этого события. Православные богословы называют его "праздником праздников и торжеством из торжеств". Первоначально этот праздник христиане отмечали одновременно с иудеями. Затем было решено отмечать его в первое воскресение после весеннего равнодействия и полнолуния при условии, чтобы христианская пасха никогда не совпадала с иудейской. Вознесение, или Преображение, отмечается через 40 дней после Пасхи. Троица празднуется через 10 дней после Преображения и 50 дней после Пасхи, Она называется также Пятидесятицей. У древних еврейских племен это был праздник жатвы, а затем праздник проводился в честь дарования Моисею Богом заповедей на г. Синай. В основе христианского праздника Троицы лежит предание о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-ый день после Пасхи. Этому событию придается большое значение. Оно толкуется, как указание Иисуса Христа нести весть о новой вере всем народам. На Руси Троица слилась с бытовавшим у славян праздником растительности, почитанием духов растений. Отсюда берет начало традиция украшать на Троицу дома зеленью, водить хороводы вокруг березок и т.п. В ХУ1 в. произошел следующий крупный раскол в христианстве. От католицизма отделился протестантизм. Некоторые христианские таинства, обряды, праздники были упрощены или вовсе отменены. Итак, христианская религия никогда не была единой конфессией (одним вероисповеданием). В христианских конфессиях и сейчас существует множество толков, течений, направлений. Несмотря на это, создан и действует Всемирный Совет Церквей - всемирная христианская организация. Основная цель этой организации – мирная инициатива и экуменическая деятельность. Экуменизм – это движение за объединение церквей. Инициатором создания ВСЦ были протестантские церкви как наиболее демократичные и свободные от строгой и сложной догматики. С 1948 г. ВСЦ активно выступает за мир и разоружение, занимается решением экологических проблем и футурологии (предвидения будущего устройства обществ), проблем научно-технического развития и его влияния на жизнь человека. В ВСЦ входят 300 церквей из 100 стран мира. Теперь туда входят не только протестантские церкви, но и Русская православная церковь, Грузинская православная церковь, Армянская апостольская церковь и все другие церкви, заинтересованные в решении мировых проблем.
7.4 Основные направления: православие, католицизм, протестантизм. Христианство в России. Основные направления в христианстве: православие, католицизм, протестантизм. Православие – это ортодоксальная христианская церковь. Католичество – это западная разновидность христианства. Это римско-католическое (или кафолическое, т.е. всеобщее) исповедание. Католицизм оформился как вероучение и церковная организация в 1054 г. Он имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации (в них отразились специфические черты развития западноевропейского общества). Протестантизм отделился от католицизма в связи с широким демократическим антикатолическим движением ХУ1 в. в Европе. Существенное место в религиозной жизни занимает и христианское сектантство. Православие. ХристианствовРоссии. Православие представлено в мире рядом автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей. В их число входят: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская и другие православные церкви. В автокефальных церквах имеются также автономные православные церкви. В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты (церковные округа), епархии (поместные церкви во главе с епископом, состоящие из приходов) и приходы (начальная административная единица). Все многообразие православных церквей объединяет христианское вероучение, культ, каноническая деятельность. Между православием и католицизмом в течение долгого времени шли споры по догматическим вопросам. В частности, по проблеме "филиокве". Слово " филиокве " латинского происхождения и может быть переведено как словосочетание "и Сына". Католики полагают, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. В этом состоял предмет спора. Но не только. Шли споры о безбрачии духовенства, о посте в субботу и т.п. Споры эти оказались неразрешимыми, и 16 июля 1054 г. привели к окончательному разрыву западного и восточного христианства. Конечно, за каноническим спором скрывались подлинные социально-политические разногласия и борьба за власть. Проникновение христианства на Киевскую Русь началось с середины Х в., но официально государственной религией оно стало в 988 г. Киевская Русь имела тесные торговые и культурные связи с Византией, где формировалось православие, и светская власть подчиняла себе церковь. Эти обстоятельства, а также возможность совершать богослужение на родном языке, способствовали принятию на Руси христианства. Славяне не имели развитой религии, и введение христианства должно было содействовать прогрессу. Важная роль в этом принадлежала Киевскому князю Владимиру 1 Святославовичу. Он был настоящим реформатором, и в числе других провел и религиозную реформу. В "Повести временных лет" говорится, что соседние племена предлагали Владимиру различные религии. Волжские болгары предлагали принять ислам. Хазары – иудаизм. Папский легат (посланник) – католицизм. А византийский посол - православие. Предпочтение было отдано православию, т.е. византийской разновидности христианства. После принятия христианства в Киеве была создана митрополия, во главе с греческим митрополитом. Сын Владимира Ярослав Мудрый заложил собор святой Софии и Киево-Печерский монастырь (1051). Русская митрополия стала делиться на епархии, во главе с епископами (в основном, это были греки). Уже при Владимире церковь получала "десятину", и вскоре стала крупным землевладельцем. Появились монастыри. С ХП в. церковь и князья начали борьбу за независимость от Византии. В 1589 г. на поместном соборе митрополит Иов был объявлен патриархом, с этого времени Русская православная церковь стала самостоятельной. Укрепление церковной организации Русской православной церкви относится к ХУП в. и связано с именем патриарха Никона (1605-1681). При нем была проведена реформа богослужебных книг и некоторых обрядов (введено трехперстное крестное знамение вместе двухперстного, напр.), рассматривалась возможность приоритета религиозной власти над светской. Против нововведений Никона выступили старообрядцы. Начался внутрицерковный раскол. Попытка Никона утвердить приоритет духовной власти над светской потерпела неудачу. Поместный собор 1887 г. осудил Никона и лишил его сана. В результате раскола образовались две группы старообрядцев: поповцы и беспоповцы. Поповцы имели священников, а беспоповцы священников заменили уставщиками. Эти две группы делились на множество толков. В ХУШ в. появились новые течения. Среди них – " духовные христиане " (молокане и духоборы). Молокане отвергали церковную иерархию, монашество, иконы, святые мощи. Они ценили более всего личную веру. Духоборы отказались брать в руки оружие, служить в армии и выступали против всех форм насилия. Молокане признавали Библию единственным источником божественной истины и выступали против почитания икон и креста. Духоборы также отвергали иконы и крест, не признавали обрядности и таинств, а также – имущественного неравенства. Они полагали, что не Библия, а "Книга жизни" (Сборник псалмов) – главный источник веры. А Иисус Христос – человек, с божественным разумом. Особенностиправославноговероучения и культа состоят в следующем. Главным догматом православия является догмат о Троице. Суть тринитарного догмата – в том, что Бог признается как Лицо и Духовная сущность. Одновременно Он выступает в трех Ипостасях (Лицах): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три Лица составляют единую святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Одним из важнейших элементов православного культа являются праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица (Пятидесятица), Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вербное воскресение, Вознесение Господне и др. Некоторые праздники в православии сопровождаются языческими обрядами. Так, на Рождество проводятся святки (колядование) – древнеславянский праздник с гаданиями, народными гуляниями. Особенностикатолическоговероучения икульта состоят в следующем. Католицизм – самое крупное направление в христианстве. Он распространен в Европе, Латинской Америке, США, Литве, на Украине и в Белоруссии. Основой вероучения католицизм признает Священное Писание (Библия Вульгата, т.е. латинский перевод Библии)и Священное Предание (Постановления соборов, Обращения римских пап и пр.). Католическая церковь играет особую роль в спасении людей от грехов. Основойкульта католицизма является семь таинств. Это причащение (евхаристия), крещение, покаяние, миропомазание,исповедь, соборование и брак. Таинство крещения проводится путем обливания водой (в православии – погружением в воду). Таинство миропомазания (конфирмация) совершается при достижении семи-восьмилетнего возраста. Как и православие, католицизм признает существование ада и рая. Но наряду с этим, в католицизме признается чистилище, т.е. промежуточное место, где "очищаются" души грешников. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Для католицизма характерно особое почитание Богородицы – Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. – принят догмат о телесном вознесении Богоматери. В 1954 г. установлен специальный праздник "Королевы небес", т.е. Богоматери. В католицизме весьма распространен культ ангелов, святых, икон, реликвий. Храмы украшены живописной скульптурой на религиозные сюжеты. Как и в православии, некоторые праздники католицизма соединены с народными традициями. Одним из них является День святого Валентина, Праздник влюбленных, который теперь стал едва ли ни всемирным. Еще одной важной особенностью католицизма является почитание главы католической церкви, главы Ватикана – папы Римского. Он считается наместником на Земле Иисуса Христа. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом) кардиналов. С 1978 г. папой был польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанна Павла П, после его кончины избран папа Бенедикт ХУ1.. Особенностивероученияикультапротестантизма. Протестантская христианская церковь возникла в результате Реформации (лат. преобразование). Реформация – это движение в ряде европейских стран, направленное на преобразование средневекового католицизма. В Германии – это движение под руководством Лютера (лютеранство) и Мюнцера (меннониты). В Швейцарии – под руководством Кальвина (кальвинизм). Движение Реформации проходило в Европе в ХУ1 в. Основные идеи реформатских церквей: упор на личность и личную веру; право каждого верующего читать и толковать Библию; спасение верой, а "не делами" (т.е. отказ от пожертвований в пользу церкви); предпочтение Евангелия всем другим христианским книгам. Лютеранство распространено более всего в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. Последователей лютеранства насчитывается примерно 75 млн. человек (из примерно 408 млн. протестантов). Лютеране не признают икон, хотя почитают распятие. В лютеранстве признается облачение духовенства; алтарь; крещение младенцев; причащение. Существует епископат и церковная иерархия. Кальвинизм распространен в Швейцарии, Франции (гугеноты), Нидерландах (пуритане), Германии, Венгрии, Чехии, Англии, США, Канаде, Австралии. В мире примерно 40 млн. кальвинистов. Они не признают икон, свечей, креста. Крещение и причащение у кальвинистов весьма символичны. Центральное место в кальвинизме отводится нравственной проповеди. Из доктрин особое место отводится доктрине о предопределении. Из заповедей – " мирскому призванию " и " мирскому аскетизму ". Эти заповеди были положены впоследствии в основу идеологии делового успеха и профессионализма. Т.н. пуританский образ жизни на первое место ставит такие религиозно-этические ценности, как доктрину призвания. Она включает в себяосуждениепраздностиирасточительности, культтрудолюбияиделовогоуспеха. Как культурно-исторический феномен, пуританство явилось важным фактором формирования американского образа жизни и американского национального характера. Англиканство распространено в Англии (государственная религия), Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии. Сторонников англиканской церкви 68 млн. Есть и другие протестантские церкви. Из них – квакеры (т.е. "находящиеся в трепете"; название происходит от англ. слова кваке – "трястись). Их вера состоит во внутренней (эмоциональной) беседе с Богом. Упор делается на нравственную проповедь и личную веру. Методисты – "методично исполняющие заповеди Христа". В ХУШ в. они отделились от англиканства. Методисты занимаются миссионерской деятельностью, признают спасение верой и добрыми делами. Методисты распространены в США, Великобритании, Австралии, Южной Корее, России Наконец, меннониты, наследники Мюнцера, голландского проповедника ХУ1 в. Среди них особенно популярны идеи социального равенства и ненасилия. Они не признают службы в армии. Производят крещение взрослых по вере. Меннонитов примерно 500 тыс. человек. Они распространены в Голландии, Германии, России, СЩА, Канаде.
7. 5. Христианское сектантство. Христианские секты распространены, главным образом, в протестантизме. В православии также есть, как говорилось, внутрицерковные течения, среди которых наиболее влиятельны молокане и духоборы. Их активность падает на ХУШ-нач.Х1Х в.в.. В настоящее время эти сектантские группы немногочисленны. Основные секты в протестантизме: баптизм, адвентизм, пятидесятники, свидетели Иеговы. Баптизм возник в начале ХУП в. Эта конфессия исторически близка к меннонитам (ХУ1 в. Голландия). Баптизм отстаивает право на личную, сознательную веру и проводит крещение взрослых посредством погружения в воду (отсюда происходит и название религии: греч. baptizo – погружать в воду, крестить). Баптистские общины возникли в Англии. Вероучение основано на идеалах равенства и братства, любви. Особое значение придается личной вере и обращению (каждый член общины обязан привлечь новых членов). Членом общины становится человек, прошедший испытательный срок и покаявшийся перед молитвенным собранием за свои грехи. Только принявший водное крещение считается полноправным членом общины. Из всех обрядов на первом месте стоит крещение. Крещение, а также хлебопреломление считаются обрядами, символизирующими единение в любви с Иисусом Христом. Во главе общины стоит пресвитер, рекомендованный вышестоящей организацией и избираемый членами общины. Пресвитеру помогают диаконы и проповедники. Активная миссионерская деятельность является важнейшей для общины. Баптизм – одна из самых многочисленных христианских сект. Приверженцев этой религии примерно 35 млн. человек (а вместе с "приближенными" – свыше 75 млн.). Баптистские церкви ныне существуют более чем в 120 странах. Наиболее крупные организации баптизма – в США, Англии, Канаде. В России баптизм распространен с Х1Х в. В конце Х1Х в. баптизм объединился с родственным ему течением евангельских христиан. В настоящее время эта конфессия называется евангельские христиане - баптисты. В отдельных случаях они объединены также с пятидесятниками и меннонитами. В 1944 г. был создан Союз евангельских христиан - баптистов СССР. В 60-е годы во главе Союза стоял избираемый Съездом верующих Всесоюзный Совет (ВСЕХБ). В настоящее время процесс реорганизации ЕХБ не завершен. Наряду с единением существует и тенденция автономизации церквей. Адвентизм возник на основе религиозного течения, отделившегося от баптизма в 30-е годы Х1Х в. в США. Название эта конфессия получила от лат. adventus – пришествие. Летом 1831 г. проповедник У.Миллер объявил о дате второго пришествия Христа – 21 марта 1843 г. Преемники Миллера в последующие годы не называли более точного срока второго пришествия. В настоящее время они просто призывают верить в то, что это будет скоро и внезапно. Внутри адвентизма есть разные течения. Наиболее распространено из них – адвентизм седьмого дня (АСД). АСД имеет централизованную организацию. Его основные культы – это празднование субботы и т.н. "санитарная реформа". Сторонники этого направления верят в воскрешение праведников после Страшного Суда и уничтожение всех неверных. Санитарная реформа должна подготовить тело верующего к воскресению. Она включает в себя некоторые пищевые и иные запреты (в том числе, не есть свинины, не пить чай, кофе, вино, не курить и т.п.). Сторонников АСД в настоящее время примерно 5 млн. человек. Во главе – Генеральная Конференция АСД (с 1863 г.). В России АСД существует с 80-х гг. Х1Х в. В настоящее время в нашей стране есть республиканские центры АСД и учебные заведения. Пятидесятники распространены в США с конца Х1Х в. В основе этой конфессии лежит вера в то, что на истинных христиан снизошел Святой Дух на пятидесятый день после пасхи, подобно тому, как это случилось с апостолами Иисуса Христа. Рассказ об этом событии описан в книге "Деяний апостолов" (2: 1-18) Нового Завета. Христианин, получивший этот дар, приобретает способность к пророчеству, исцелению больных, "говорению на разных языках" (глоссолалии). Пятидесятники по своему вероучению и обрядности близки к баптизму. Однако они подчеркивают свое особое, мистическое общение с Богом и "крещение Святым Духом". Пятидесятники, как и другие христианские секты, имеют несколько течений: "Церковь Бога", "Ассамблея Бога", Объединенная пятидесятническая церковь" и др. С 1947 г. существует Всемирная пятидесятническая конференция. Эта конфессия насчитывает свыше 51 млн. человек. В настоящее время пятидесятники актуализированы т.н. "харизматическим движением", получившим распространение и среди католиков (особенно в Латинской Америке). Большое число последователей пятидесятников в России. СвидетелиИеговы – эта конфессия берет свое начало от "Международного общества исследователей Библии", возникшего в США в 1872 г. В 1931 г. его руководители объявили о создании "Общества Свидетелей Иеговы". Вероучение этой конфессии существенно отличается от других христианских сект. Секта отвергает Троицу и признает только одного Бога Иегову. Иисус Христос готовит, согласно их вероучению, на Земле войну с Сатаной – " армагеддон ". В результате войны дьявол и его приспешники погибнут, и возникнет Царство мира. В настоящее время насчитывается примерно 3 млн. человек сторонников этой конфессии. Они выпускают журналы "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь!" на многих языках и большими тиражами. Центр секты находится в США (Бруклин, близ Нью-Йорка). Ее последователи есть и в России. Современные протестантские объединения, в большинстве своем, сегодня придают большое значение экуменической деятельности. Экуменизм, как говорилось, – движение за объединение церквей. При этом консолидируются многие организации (например, создана "Национальная ассоциация евангелистов" и другие ассоциации). В Европе и США усилились деноминации, ориентирующиеся на личную веру. В широком масштабе используются средства массовой информации (телепроповедь), с учетом требований сегодняшнего дня (идеи свободы предпринимательства и конкурентности, протестантская этика личного успеха, ценностей семьи и патриотизма). Протестантские христианские объединения стремятся к налаживанию экуменических связей и сотрудничества со всеми конфессиями во всем мире, в том числе и с Россией.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.039 сек.) |