|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиозное представлениеВ чем состоит буддийское вероучение? Основу учения Будды составляют открытые им четыреблагородныеистины. Первая истина: всякое существование принципиально является страданием (духкха). Страдание есть неудовлетворенность. Но удовлетворенность (сухкха) не противопоставлено страданию (духкхе), а включено в него. Любое сансарическое существование есть страдание. Страдание – фундаментальная и безначальная характеристика существования. Именно это положение кардинально отличает буддизм от всех мировых религий, является его отличительной чертой. Вторая истина: причина страдания – увлечения, желания, привязанности (тришна, таньха). Истина о причине страдания связана и категорией кармы. Увлечения и желания стимулируют развитие кармы. Третья истина: есть такое состояние, в котором нет страдания – это нирвана [25]. Термин "нирвана" употребляется и в индуизме. Но в буддизме он имеет особое значение и означает "освобождение". В одной из дхарм (заповедей) буддизма говорится, что нирвана является свидетельством потенциального присутствия в сознании каждого живого существа психического сознания. Все живые существа наделены природой будды, или – в каждом живом существе есть "зародыш состояния будды" (татхагатагарбха). Четвертая истина: путь, ведущий к нирване, имеет восемь ступеней. Эти восемь ступеней разделены на три этапа. Первый этап – мудрости, истины (праджня). Второй этап – нравственности (шила). Третий этап – сосредоточения (самадхи). Этап мудрости, в свою очередь, включает в себя две ступени – правильное видение и правильную решимость. Этап шилы включает в себя три ступени -– правильную речь (воздержание от лжи и ругательств), правильное поведение (отказ от насилия, сексуальных извращений и алкоголя), правильный образ жизни (соответствующая профессия). Этап самадхи включает четыре ступени – психотехнику монаха-созерцателя, правильное усердие, правильную память, правильное сосредоточение. Таким образом, к нирване ведет восемь ступеней. Восьмеричный путь освобождения – это техника достижения нирваны. Он состоит из последовательно связанных ступеней совершенствования. Это: 1. – правильные взгляды, т.е. знание четырех благородных истин; 2. – правильная решимость, т.е. готовность на все ради истины; 3. - правильная речь, т.е. речь, полная доброжелательности и искренности; 4. - правильное поведение, т.е. непричинение зла ничему живому; 5. – правильный образ жизни, т.е. миролюбие и честность во всем и, прежде всего, в профессиональной работе; 6. - правильное усилие, т.е. самообладание; 7. – правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания; 8. – правильное сосредоточение, т.е. применение методов медитации. Согласно буддизму, человек должен суметь спасти себя сам от несчастий и суеты, не обращаясь к какой-либо внешней (потусторонней) силе. Как может человек спасти себя сам? Он должен соблюдать пять минимальных заповедей нравственной жизни – Панча шила. Панча шила - это: 1. воздержание от убийства; 2. воздержание от воровства; 3. воздержание от блуда; 4. воздержание от лжи; 5. воздержание от возбуждающих напитков. Основатель вероучения буддизма – Будда стал, таким образом, открывателем истины, которую искали многие поколения людей. А.Шопенгауэр выразил суть этой истины. Буддизм, писал философ, "тоньше всего и ближе всего к истине". Великая истина буддизма состоит в учении о метемпсихозе, или палингенезии [26]. Будда показал нерушимое единство мира, своеобразный мост между отжившим и вновь рожденным. Будда, в отличие от обычных людей, имел то преимущество, что "он ясно помнил свое и других прежние рождения, как это сказано в "Ятаке". И, хотя идея метемпсихоза, или палингенезии, высказывалась и в других учениях и философских представлениях (Пифагора и Платона, например), однако, по мысли Шопенгауэра, нигде это не выражено с такой точностью, как в буддизме[27]. "Будда" – это слово происходит от саскр. "буддха", т.е. "просветленный". Символика состояния будды состоит в акценте на индивидуальное усилие человека в его достижении истины и личного спасения от сансары. Является ли Будда Богом? - Священное Писание буддизма отвечает на это: нет. Является ли Будда Посланником Бога, сошедшим на землю для спасения людей? - Буддийские тексты свидетельствуют: нет. Является ли Будда только человеком? - Да. Будда – не Бог, а человек, нашедший и указавший путь, знающий путь, он – путеводец [28]. Кроме того, Гаутама-Будда - это не единственный знающий, а один из многих, которые, возможно, уже были и еще явятся. Каждый человек, который приемлет и выполняет учение Будды, может, достигнув полноты мудрости, стать таким же буддой, как и сам Татагата (Благословенный). Не Будда спасает человека, а указанный им путь. Следуя этому пути, каждый человек может спастись своими собственными силами. Таким образом, буддизм – это учение о спасении без Спасителя. В этом состоит его коренное отличие от христианской религии. Характерной чертой, отличающей также буддизм, является преобладание размышления, саморефлексии над религиозным чувством, религиозной экзальтацией. Каковы основные отличительные черты буддийского вероучения? - Это учение не о Боге, а о Будде – человеке, достигшем истины собственными усилиями. - Это учение не о Посланнике Божьем, сошедшем на землю, а об обычном человеке, посвятившем себя духовному труду. - Это учение не о единственном в мире человеке, узнавшем истину, Каждый человек может стать таким буддой, обретя полноту мудрости на основе учения буддизма. - В основе спасения лежит разумное мировосприятие и размышление, в особенности – саморефлексия и самопознание. Буддизм, как это ни парадоксально звучит, это религия без религии. В основе религиозного представления буддизма лежат его сакральные тексты 6.3. Сакральные тексты буддизма. Дхаммапада. Основные категории буддийского учения. Вероучение буддизма отражено в его сакральных текстах " Типитака "[29]. Книги буддизма составляют канонический сборник, в котором центральное место отведено Типитаке. Типитака (пали), или Трипитака (саскр.) - "Три корзины (закона)", три сборника. В числе канона: Виная-питака, Сутта-питака и Абидхарма-питака. Первая книга учит правильному поведению и культу. Вторая – содержит нравственную идеологию буддизма. Третья – его метафизику. В каноне содержится учение "о четырех благородных истинах" и "восьмеричном пути спасения". " Дхаммапада" – одна из главных книг палийского канона Типитаки. Этот сакральный текст буддизма является символом и источником его мудрости в течение тысячелетий. Для последователей буддизма Дхаммапада – своеобразный учебник жизни, дающий ответы на многие вечные вопросы, всегда волновавшие человечество. Содержанием книги является нравственное учение, формулировка нравственных принципов. Нравственные принципы (дхармы) – это главные принципы бытия. Дхармы (санскр.) – первичные элементы бытия, они вечны и постоянно меняются. Их изменчивость – источник страдания, а покой дает состояние "освобождения" (нирвану). Каково содержание Дхаммапады? - В книге приводятся поучения Будды о том, как достичь счастья и мудрости; разъясняется, что такое счастье или несчастье. - Рассуждая о разуме, Будда говорит, что бывает благожелательный и злонамеренный разум. Первый – порождает счастье, а второй – несчастье. Ненависть и мстительность, неумеренность и трусость порождают несчастья для неразумного. - Будда учит серьезности, ибо легкомыслие приводит к глупости, беззаботность – к несчастью, страданию и смерти. Легкомысленный, говорит Будда, подобен мертвецу. - "Подлинные цветы", по выражению Будды, это люди, получившие просветление, познавшие истину, живущие разумной жизнью. Поистине, просветление – это "благоухающий цветок". А "слепой", ослепленный страстью, "подобен мусору". - Человек, живущий сиюминутной жизнью, глуп, и муки его – муки глупца. - Мудрец – тот, кто смиряет самого себя. Он преодолевает пять зол: страсть, гнев, невежество, высокомерие, гордыню. Мудрец знает семь основ жизни: ум, мудрость, энергию, радость, искренность самоуглубленность, хладнокровие. - Мудрец борется с асавами (т.е. греховными желаниями) по четырем видам: асава чувственности; асава повторных рождений и тяги к жизни; асава ложных взглядов; асава невежества. - Тот, кто преодолел цепь рождений и свободен, называется архатом. Архат – идеальная личность. Архат – олицетворение триады: спокойная мысль, спокойное слово, спокойное деяние. - Только тот является истинным победителем, кто смог победить свои страсти. - Нет жизни и смерти, а есть единый мир. - Бороться со скверной – значит соблюдать пять запретов. Не убивать живого, не говорить неправды, не брать чужого, не касаться чужой жены, не пить вина. - Подлинный брахман (т.е. человек высшей касты) – это тот, кто собственным усилием пришел к высшему духовному просветлению. Это тот, кто размышляет, свободен от страстей, спокоен, делает свое дело и преодолевает желания. Основные категории буддизма передают его смысл. Некоторые из них мы уже называли. Нирвана – "угасание", прекращение цепи перерождений. Сансара – перерождение человека из одного состояния в другое, нарушаемое нирваной. Шунья – пустота, обозначение сансары, пустого и бессмысленного перерождения. Самадхи – состояние отрешенности от сансары и слияния с Источником (Абсолютом). Архат – отшельник, святой, достигший нирваны. Дхармы (дхаммы) – первичные элементы бытия и сознания. Жизнь, согласно буддизму, это сочетание дхарм (дхамм). Нирвана означает исчезновение дхарм и переход бытия в небытие. Дхарма (дхамма) означает также мировой порядок и закон. Упасаки (или, если это женщина, упасики) – "почитатели", приверженцы буддизма, которые соблюдают только минимальные пять запретов, и делают пожертвования в пользу монашеской общины буддистов. Панча-Шила – пять нравственных запретов в буддизме. Сангха – буддийская община, в которую входят нищенствующие монахи (бикшу) и монахини (бикшуни). В буддийскую общину с самого начала принимались люди разных каст. Однако не принимались солдаты, преступники и должники, а также – те, кто шел против воли родителей. Из всех категорий буддизма есть три, которые названы " тремя сокровищами " буддизма, т.к. в них передаются основные положения буддизма. Первая категория – Будда, т.е. "просветленный", нашедший истину. Вторая категория – Дхарма, миропорядок, закон мироздания. Третья категория – Сангха, буддийская община. Согласно сакральным текстам буддизма, как уже говорилось, есть три истины. Во-первых, Будда – не Бог и не Творец, а тот, кто достиг истины. Во-вторых, мир не сотворен, он существует вечно. В-третьих, мир есть бесконечная смена дхамм. 6.4. Направления, культ и религиозные объекты буддизма. В буддизме различаются два основных направления – хинаяна и махаяна. Хинаяна, или "узкий путь спасения", предполагает монашество, жизнь в монашеской общине – санкхе, соблюдение простой обрядности, молитвы, аскетический образ жизни. Идеалом хинаяны является архат. Это человек, отрешившийся от суетной мирской жизни, освободившийся от сансары и достигший нирваны. Махаяна, или "широкий путь спасения", предполагает большую свободу жизни, меньшую строгость в соблюдении запретов, необязательность монашества, светскую жизнь. Идеальная личность в махаяне – бодхисаттва. Бодхисаттва – слово санскритского происхождения, оно состоит из двух слов: бодхи – пробуждение, саттва – существо. Бодхисаттва – человек, получивший "пробуждение", им, как и буддой, может стать любой. Кроме этих двух основных направлений есть и другие. Тибетский вариант буддизма – буддизм - ламаизм (его называют также ваджраяна). Он представляет собой синтез архаического буддизма и буддизма махаяны. Это направление развивается с 1 тыс. до н.э. В его основе лежит особая мистическая идея единства тела человека и космической энергии, энергетического начала всего сущего. Его идеология является основой йогической практики самадхи и озарения. Нирвана достигается с помощью продолжительной медитации. Буддизм ваджраяны с древних времен распространен, преимущественно, в тибетском монашестве. Вплоть до 1959 г. в Тибете во главе буддийских монахов стоял Далай-Лама. Лама – это наставник, духовный учитель. С монгольского языка "лама" буквально переводится как "Океан мудрости". Столица Тибета Лхаса была резиденцией Далай-Ламы. Мирная жизнь в трудах и молитвах была нарушена. Китайские власти разрушили буддийскую общину и вынудили Ламу обратиться в бегство. Причиной этого события стали территориальные претензия КНР. Из 1 млн. последователей буддизма в Тибете осталось примерно 100 тыс. Основная же часть тибетских буддистов живет теперь в Индии и Непале. В изгнании и Далай-Лама. В настоящее время он пытается восстановить буддийскую общину и вернуть ей ее исконную территорию. Тантризм (от санскр. слова "тантра" – путь) – еще одно направление в буддизме (и в индуизме). Оно существует с первых веков н.э. В его основе –тексты-тантры. Тантризм воспринял методы йоги и разработал систему эзотерической практики. В основе учения тантризма лежит идея человека как микрокосма и представление о некоем половом энергетическом начале (женском или мужском). В Индии сторонниками тантризма стали представители неарийских племен. Кроме Индии, тантризм получил широкое распространение также в Японии, Непале, Китае. Наставник в тантризме, как и в индуизме, называется гуру. В тантризме используются молитвенные формулы, которые называются мантры, и культовые символы – янтры. Существует культ воплощений будд – бодхисаттв. Почитается Шакти – женская ипостась божеств. В храмах – изображения основателя буддизма – Шакьямуни Будды, а также – Майтреи, будущего будды, Будды-мессии. Тантрический буддизм (который тоже называется Ваджраяна, т.е. "Алмазная Колесница, с санср.) в большой степени сохранил следы древних народных культов. Тотемизм в нем переплетается с оккультизмом и психоделикой. Тантрические многоголовые божества плодородия, и по сей день, представлены в храмовых изображениях. Тантрический шаманизм учит высвобождению внутренних импульсов от зла. Тантрический йогин совершает медитативную практику для обретения состояния будды (бодхичитта). Практика бодхичитты является непременным условием для занятий тантрической психотехникой-йогой (ваджраяной). Наконец, дзен - буддизи (чань-буддизм) – направление в буддизме Китая и Японии, основой которого стала медитативная практика, распространенная на повседневную жизнь (военные искусства, ритуалы чаепития, составление икэбаны и т.п.). Дзен-буддизм – это дальневосточная модификация буддизма. Название этого направления происходит от санскр. слова "дхьяна" (кит. "чань"), что означает созерцание, самоуглубление, внутреннее сосредоточение. По преданию, первый полулегендарный патриарх дзен Бодхидхарма (1У в.) просидел в молчаливом сосредоточении в пещере, лицом к стене 9 лет, пока не пережил просветление (сатори). Практика концентрации сознания затем перешла в стремление к пробуждению в человеке высшей формы интуиции, ведущей к просветлению (как Гаутама). Просветление – это условие спасения и достижения конечной цели всякого существа – нирваны. Это такое состояние сознания, которое свободно от чувственного мира и способно разорвать путы кармической причинности, ведущей к бесконечной цепи перерождений. Сатори (просветление) у последователей дзена – акт внезапный. К нему подводит практика школы сото (школа дзен-буддизма), со сложной физической и психической подготовкой. За многовековую историю буддизма в нем возникло много направлений и школ. Главная граница проходит между консервативным южноазиатским буддизмом, распространенным в таких странах как Шри-Ланка. Бирма, Таиланд. И – более прогрессивным направлением, распространенным в Тибете, Центральной Азии и Японии. В Южной Азии преобладает тхеравада. Это слово переводится как «неизменное учение, или «первоначальное учение», хотя обычно оно переводится как «путь старейшин». Эта школа весьма распространена сегодня и считает себя хранителем истинного учения Будды. Школы Северной Азии[30] принадлежат к направлению, которое называется махаяна. Северное и южное направления – это своего рода два семейства одной религии – буддизма. Они соотносятся между собой таким же образом, как сунниты и шииты в мусульманстве, или - протестанты и католики в западном христианстве. В буддизме известно много выражений и афоризмов, которые широко распространены и не только среди сторонников этого религиозного учения. Вот, к примеру, несколько правил-заповедей из тантризма: - сомкни уста и молчи; опустоши свой ум, и ни о чем не думай; подобно полому бамбуку, пусть отдыхает твое тело; ничего не давая и не принимая, успокой свой ум; - не будьте тождественным, а будьте зрителем, свидетелем – это есть второе рождение, это ум свидетеля; - тантра посвящает в саньясу (состояние святости) всех и каждого; надо только услышать истину; - подобно мулле Насредину, мы заходим в одну и ту же пивную, из которой нас уже выгоняли. Известны также и многообразные буддийские притчи, в которых, по сути, противопоставляется логика и отношение к жизни последователя буддизма и обычного человека. В качестве иллюстрации приведем две притчи. Одна называется "Спор за ночлег", а другая – "Неужели?" "Спор за ночлег". В буддийский монастырь обратился один странствующий монах с просьбой о ночлеге. Его встретил сторож – обычный человек, далекий от премудростей религии буддизма. Сторож был слеп на один глаз, и ему казалось, что все это замечают и посмеиваются над ним. Поэтому он был раздражен и зол на всех. Сторож согласился впустить странника, если тот выиграет с ним спор. Спор следовало вести молча. Начинать должен был путник. Он начал с того, что показал один палец, как бы говоря: "Есть один мудрец, и это Будда". Сторож же понял, что его дразнят за слепоту ("Ты слеп на один глаз!") Оскорбившись, он выставил страннику два пальца: "Поздравляю тебя, у тебя два глаза!" Монах же поняв это так, что ему указывают на Будду с учеником, согласился и добавил к этому еще один палец. Он хотел сказать, что у Будды был не один ученик. Сторож же решил, что гость смеется над ним: "У нас на двоих три глаза!" И показал ему кулак, пригрозив за оскорбление. В ответ философ-монах тоже показал кулак, по-своему поняв жест сторожа. Он подумал, что человек говорит ему: "Все – и Будда, и его ученики – это одно". Этот сюжет отлично показывает, как мало люди понимают друг друга, как они расходятся в суждениях, находясь на разных уровнях мировоззрения. " Неужели?" – это притча об одном буддийском монахе Хакуине и простой девушке. В одном селении жила юная девушка, которая в какое-то время забеременела и родила ребенка. На окраине этого села жил Хакуин, который ни с кем не общался, вел замкнутый, аскетический образ жизни. Однако девушка сказала родителям, что именно он отец ее ребенка. Родителя взяли ребенка и отправились в Хакуину: "Ты отец!" Хакуин удивился: "Неужели?" Но взял ребенка, и год растил его. Через год девушка призналась, что отец ребенка другой, он торговец на рынке. Родители вновь отправились к Хакуину с извинениями. Хакуин удивился: "Неужели?" И охотно вернул ребенка. Эта притча иллюстрирует восточную заповедь недеяния, о которой мы ни раз говорили. Она показывает смысл буддийского приятия свершившегося. Таковы основные направления в буддизме, распространенные, и по сей день. В завершение этого раздела остановимся вкратце на характеристике буддийского культа и религиозных объектов буддизма. Буддийский культ несложен. В его основе – почитание основателя религии – Будды, день рождения которого ежегодно отмечается (в апреле). Распространение буддийского культа относится к Ш-1 в.в. до н.э. Вначале - в буддизме хинаяны (на севере Индии). А примерно с 1 в. н.э. культ развивается в буддизме махаяны (на юге и северо-востоке Индии.) В хинаяне путь к спасению проходит через членство в сангхе (буддийской общине), через монашество. Обрядность в сангхе относительно простая. Идеалом праведника является архат, отошедший от мирской жизни, аскет. В махаяне допускается возможность спасения мирянина. Здесь велика роль молитвы, эмоциональной, иррациональной связи с высшими существами, бодхисаттвами. Молитва состоит в механическом повторении религиозных формул. (Например: "О, сокровище на Лотосе!" – "Ом мани падве хум!"). Молитвы пишутся на обложках книг, на придорожных камнях, на листках бумаги. Подобные листки бумаги с молитвами - мантрами закладываются в мельницы (" хурдэ "), которые затем вращают (руками или с помощью воды и ветра). Буддийские храмы – это либо деревенские небольшие сооружения, часовни, либо чортены (ступы), храмы-башни, с многоярусными крышами. Стены и камни храмов расписаны молитвами-мантрами. Внутри храмов содержатся молитвенные барабаны, цилиндры с текстами молитв, которые вращают во время служб. Ступа – это основной тип буддийской храмовой архитектуры. В переводе с санскрита это слово означает «»узел, пучок из волос», «верхняя часть головы», «вершина», «курган над землей», «возвышение (столб) из земли». В раннем буддизме это слово означало курган, насыпь, воздвигнутую над святыми мощами Будды или на месте его проповеди. Позднее священными реликвиями стали махаянские тексты. Ступа выглядит так. Это каменное основание и полусфера над ним, которая часто имеет вид шпиля с уменьшающимися кверху зонтиками. Ранние ступы имели просто округлую форму. Конечно, главными священными реликвиями являются части тела Будды. Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, а останки разделены на 8 частей (напомним, что 8 – священное число и в Китае, и в Японии, и во всех местах распространения буддизма). Части тела помещены в ступы. В ряде мест почитаются также останки буддийских святых. Кроме ступы, к священным сооружениям буддизма относятся также чайтьи. Чвйтья – это слово на санскрите означает любое место захоронения посмертных останков святого. В Индии в таких местах издревле возводились ступы, колонны и храмы, высаживались деревья. В одном из ведических текстов говорится: священное место (чайтья) находится там, где изучают Закон (Дхаммападу) и где не творятся злодеяния. Последователи буддизма называют паломнические места лесенками, ведущими в небо. И в таких местах паломникам предлагают соответствующие символы – миниатюрные лесенки и посохи – для туристов. История паломничества в буддизме насчитывает тысячи лет. Кроме буддийских храмов, широко распространены монастыри (дацаны – у бурятов, дзонги – в Бутане). В монастырях и храмах – большое количество статуй будд. В некоторых крупных монастырях находится до 100 статуй будд. Монахи - ламы одеты в пышные одежды (особенно во время служб, церемоний, в праздничные дни). В храмах хранятся также и музыкальные инструменты, которые используются во время религиозных служб, праздников, обрядов. Основные культовые предметы: иконы - танка, реликвии (например, "зуб Будды", который хранится в центральном буддийском храме Шри-Ланки), ксилограммы канонических текстов, многочисленные изображения божеств - докшитов (которые преследуют врагов буддизма) и т.д. В храмах и монастырях буддизма можно также увидеть изображения картин ада и рая. Понятие ада (Нарака) и рая (Сукавати) существуют преимущественно в буддизме махаяны. Нарака изображается как шесть кругов мучений и страданий человека. А Сукавати изображается в виде прекрасного сада, где проходит последнее воплощение праведника бодхисаттвы перед его погружением в нирвану. В центре картины Сукавати восседают Будда и святые. Согласно буддизму, человек в своей жизни проходит три уровня сознания: 1. – мир желаний (кама дхату); 2 – мир форм (рупа дхату); и 3 – мир не-форм (арупа дхату). Последний мир обретается с помощью психотехники (йоги). Религиозные объекты буддизма - монастыри, храмы, ступы. Некоторые из них являются действующими, культовыми, их посещают паломники и экскурсанты[31]. Другие являются памятниками истории и архитектуры. Каждая разновидность буддизма – тибетский буддизм, японский, бирманский, тайский и др. – имеют свои особенности и в религиозной идеологии, и в культовой практике, и в традициях паломничества. 6.5. Современный буддизм и его религиозные центры. Буддизм распространен в мире уже с Ш-1 в.в. до н.э. В Индии он был вытеснен индуизмом и джайнизмом, а впоследствии – мусульманскими завоевателями, которые разрушали буддийские школы и монастыри. Буддийские монахи, покидая Индию, бежали в Тибет и Непал. Однако и там их ждала нелегкая судьба. Если в ХУП в. тибетский буддизм процветал, то в середине ХХ столетия ему вновь предстояло быть разграбленным, но уже соседним Китаем. В настоящее время буддизм более всего распространен в Таиланде, Камбодже, Лаосе, Шри-Ланке, Непале, Малайзии и др. В Таиланде 93% населения исповедует буддизм. Это государственная религия Таиланда. Тайский правитель покровительствует буддизму. На религиозной буддийской идеологии строится социальная программа государства. На ней основана система государственного образования. Буддийская религия и мораль ненасилия, соблюдения принципов панча шила включены не только в программы религиозного, но и светского образования. Здесь более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 расположены в столице страны – Бангкоке. Это храм Рассвета с башней в 104 м высотой. А также широко известный во все мире храм Изумрудного Будды. В Камбодже 90 % населения исповедует буддизм. До 1953 г. (т.е. до провозглашения республики) буддизм был здесь государственной религией. Религия буддизм была положена в основу идеологии "кхмерского буддийского социализма". Буддийская община (сангха) сотрудничала с правительством в области образования и социально-экономической сфере. При режиме Пол Пота буддийская сангха была упразднена (1975-1979 г.г.) и буддийские монастыри закрыты. В настоящее время буддизм в Камбодже переживает период возрождения. В 1990 г. он вновь провозглашен государственной религией. В Лаосе 90% населения исповедует буддизм. До 1975 г. буддизм в Лаосе был государственной религией. В настоящее время в Лаосе объявлена свобода совести, свобода вероисповедания. Однако буддийская сангха остается очень влиятельной и в религиозно-нравственном, и в политическом отношениях. Буддийская сангха активно сотрудничает с правительством Лаоса. Столицу Лаоса Вьентьян называют «городом тысячи храмов». Центральной ступой храмового комплекса является Локошуламани – Шпиль Мироздания. Здесь хранится священная реликвия - замурованный волос Будды. В Малайзии (Джорджтаун) находится пагода [32] 10 тыс. Будд. В Индонезии на острове Ява находится храмовый комплекс Боробудур - монументальное сооружение, названное «каменной энциклопедией буддизма». В комплексе 500 ступ и более 1,5 тыс. скульптурных изображений, рельефов, буддийских символов. В Шри-Ланке также большинство населения исповедует буддизм, он является официальной религией республики Шри-Ланка. Из пяти университетов страны два являются буддийскими. Повсюду можно видеть трехметровые статуи Будды (это, по преданию, его естественный рост), священные деревья (Бо, где он получил просветление), множество храмов, больших и малых, посвященных Будде. Один из центральных храмов буддизма (недалеко от Коломбо, в г. Канди) хранит священную реликвию – "зуб Будды". Верующие со всего мира совершают сюда паломничество. Трижды в день паломники входят в лал Видения райского блаженства, чтобы посмотреть на реликварий – хранилище святыни. При этом храме устраивают праздник нового урожая риса – Ахитсахал.. Приносят с полей рис, варят его вы воде из колодца храма, подносят к священной реликвии, чтобы освятить. А затем раздают паломникам и нищим. Здесь проживает примерно 20 тыс. буддийских монахов. Буддийская сангха в этом месте самая сильная, многочисленная и влиятельная из всех политических объединений страны. В Непале проживает примерно 100 тыс. последователей буддизма. На территории России последователи буддизма проживают преимущественно в Бурятии, Калмыкии, Туве. Буддизм распространен здесь со времен Средневековья. Особенностью этой формы буддизма является его этнический характер. Буддийские традиции воспринимаются как этноспецифические. Люди обращаются к буддийским священникам, участвуют в совершении ламаистских общебуддийских праздников и обрядов. Во многих селениях открываются храмы и монастыри, которые вновь обретают социально-нравственную значимость для населения. В школах изучаются национально-этническое и тибетское письмо и язык, история буддизма, основы тибетской медицины и т.д. В настоящее время в Бурятии восстановлено более 20 дацанов. А в Калмыкии в 1996 г. сооружен главный храм буддийского комплекса, который стал крупнейшим в Европе. Внутри храма – золоченая статуя Будды[33]. Кроме названных районов традиционного распространения буддизма, существуют сангхи и храмы и в других городах России. Большие объединения буддистов имеются в Санкт-Петербурге и в Москве.
6. Структурная схема. Буддизм Религиозные Религиозный Религиозные представления культ организации
1. Религиозные представления. 1. Буддизм - неведическая, неортодоксальная религия Индии, ставшая мировой религией. Основана на антикастовости и антибрахманизме. Вместе с тем, религиозные представления синкретические, включают элементы даосизма и брахманизма. 2. Основа вероучения: представление о четырех благородных истинах и восьмеричном пути спасения. Основа нравственности: пять заповедей, "панча шила". 3.Отсутствие веры в существование души как неизменной субстанции. Человек как определенный набор дхамм. Нет противопоставления субъективного и объективного духа и материи. 4. Отсутствие веры в Бога как Творца и высшего существа. 5. Идеи аскетизма и социального (и иного) равенства. Асоциальность и отрешенность от мира. 6. Профетизм, вера в пророческую миссию Будды. Будда – не Бог, не Посланник Бога. Будда – учитель, мудрец, "просветленный", достигший истины. Каждый человек собственным усилием может стать буддой. Это "религия без религии". 7. Нирвана – важнейшее понятие вероучения буддизма. 8. Идея палингенезии (повторного рождения). 9. Три "драгоценности" буддизма: Будда, дхарма и сангха. Глоссарий по дисциплине «Религиоведение»
Авеста (Закон) – древнеперсидская сакральная книга, авторство которой приписывают пророку Заратустре (Зороастру) (У1 – 1У вв. до н.э.). Авестизм – название древнеперсидской религии. Авраам – родоначальник еврейского монотеизма, библейский патриарх, праведник. По преданию, в 1800 г. до н.э. он, по велению Бога, покинул своих соплеменников-язычников и отправился в Ханаан. За веру и послушание Бог обещал ему и его потомству землю на восточном берегу Средиземного моря. Эта Земля Обетованная, т.е. обещанная, стала потом называться Палестиной. Из рода Аврамова явился и Спаситель – Иисус Христос. Адигрантх («Изначальная книга») - сакральная книга сикхов, одной из ветвей индуизма (ХУ-ХУ1 вв.). Аминь! – «Истинно так!». Слово означает согласие, истину. Адвентизм (от лат. адвентус – пришествие) – христианская секта, основанная на вере в близость «второго пришествия» Иисуса Христа. Возникла в США в 30-е годы Х1Х в. Англиканство – английская протестантская церковь. Архат (достигший конечной цели) – идеал совершенной личности в буддизме. Апокалипсис – книга Нового Завета о будущей судьбе мира и веры. Во время гонений на христиан апостол Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос. Бог открыл ему в видении, что ожидает мир. Слово «Апокалипсис» в переводе с греческого означает «Откровение». Апостол – посланник, ученик Иисуса Христа, проповедник христовой веры. Вначале у Христа было 12 учеников – по числу племен, народов хзраилевых. Со временем их стало 70. Эта цифра означает полное число всех библейских народов и важность Библии для всех народов вообще. Ариман - имя персидского божества зла и тьмы. Символ тьмы, лжи, злобы, беспорядка. Ахимся – ведийское понятие, означающее воздержание от нанесения вреда всему живому. Ахура – Мазда – имя верховного бога в древнеперсидской религии. Символ света, добра, мудрости, порядка. Ашрам – религиозный, духовный центр в индуизме. Баптизм – направление в протестантизме (с ХУП в.), основанное на обряде крещения взрослых (греч. баптицо – погружаю). Бахаизм – религия, возникшая на основе мусульманства в Х1Х в. Основатель – Баха-Улла (1817-1892). Иранский пацифист и проповедник новой и единой веры, суть которой состоит в идее равенства всех религий и всех народов мира. Главный тезис религии бахаи: «Земля – единая страна, все люди – ее граждане». Бесы – ангелы, которые отпали от Бога и стали Его противниками. Этим термином называют ангелов, не захотевших служить Богу, по-гречески – это «демоны». Главный из них – сатана. Слово «сатана» («сатан») в переводе с древнееврейского означает «противник», противостоящий Богу. Библия - книга, написанная людьми при помощи Духа Святого, это Священное Писание и Откровение Божье. Собрание богооткровенных книг, Ветхого и Нового Завета, написанных в ХШ в. до н.э. – П в. н.э.- Бог – высшее, сверхъестественное существо, предмет религиозного культа. В теизме – личное и сверхприродное начало; в пантеизме – безличная сила, присущая и тождественная природе; в деизме – первопричина и создатель мира, не вмешавающийся в его развитие. Бодхи (просветление) – конечное, идеальное состояние в буддизме. Будда (просветленный) – мифический основатель буддизма (У1-У в.в. до н.э.). Бхагавадгита – одна из книг индуизма (1 тыс. до н.э.). Веды – совокупность ранних текстов на древнеиндийском (ведийском) языке (сер. П – 1 тыс. до н.э.). Гурудвар – храм сикхов. Дао – дэ – Цзин («Книга о пути и добродетели») – книга, приписываемая основателю даосизма Лао-Цзы. Даршан – паломничество к гуру (духовному учителю) в индуизме. Дзен - буддизм – японское название направления буддизма махаяны (с УП- ХП в.в.). Дзингу – храм синто, святилище богини Аматэрасу (Япония, УП в.). Джина («Победитель»), Вардхаман, Махавиру («Великий герой») – имя мифического основателя джайнизма (У1-У в.в. до н.э.). Дхаммапада ("Учение о правилах") – одна из буддийских книг Типитаки ("Три корзины мудрости", или "Три корзины Закона"), посвящена нравственным правилам буддиста. Друиды (от лат. друидес) – жрецы у древних кельтов, ведали жертвоприношениями. Выполняли также судебные функции. Были врачами. Евхаристия – причащение, одно из христианских таинств, основанное, по преданию, Иисусом Христом. Имманентный – внутренне присущий явлению или предмету, сознанию человека. Ислам ("покорность", "предание себя Богу") – мировая религия, основанная в УП в. в Мекке арабским пророком Мухаммедом. Иудаизм (Яхудат) – термин, обозначающий религию евреев (по имени Игуды – одного из основателей 12 израилевых колен). Иудей – последователь иудаизма, эквивалент термину «еврей», т.е. «другой» («эвер»), пришедщий с другой стороны, из-за другой реки (Прат, или Евфрат). Кааба ("куб") – мусульманская святыня, камень кубической формы, метеоритного происхождения, по преданию, посланный Аллахом. Этим термином называют также мечеть в г. Мекка, куда мусульмане совершают свой ежегодный хадж (паломничество). Каббала («Предание») – учение, возникшее на основе иудаизма, использующее мистику чисел, рассматривающее Тору как мир символов. Изложено в книгах «Зогар» («Сияние») и др. (1Х- ХШ в.в.). Кальвинизм – направление в швейцарской реформатской (протестантской) церкви. Карма – сумма поступков, определяющая характер нового рождения всякого живого существа. Понятие индуизма, джайнизма, буддизма. Католицизм ("всеобщий", "вселенский") – направление в христианстве, возникшее в результате раскола христианской церкви в Х1 в. на западное направление (католицизм) и восточное (православие). Коран ("Чтение") – сакральная (священная) книга мусульман, переданная, по преданию, Аллахом через пророка Мухаммеда (УП в.). Кодзики – одна из древних японских летописей УП – УШ в.в. Конфессия – религиозное объединение. Конфуций (Кун-Цзы, 551-479 до н.э.) – основатель религии и этико-философского учения Китая. Ламаизм (от монг. "лама" – "океан мудрости", монах, жрец) – направление буддизма (Монголия, Бурятия, Тибет). Лютеранство, или евангелизм – направление в немецком протестантизме. Махаяна ("Большая колесница") – направление буддизма. Мечеть ("Место поклонения") – мусульманский храм. Мистика (таинственное) – религиозная практика, цель которой – переживание экстаза: непосредственного единения с таинством (практически – во всех религиозных культах). Масоны (от франц. «вольные каменщики») – религиозно-этическое общество, основанное в Англии в ХУШ в. и создавшее «ложи» (ячейки) в Европе и России. Проповедь нравственного совершенствования дополнялась специальной обрядностью и таинственностью. Масонские организации (ложи) и по сей день существуют во Франции, США и некоторых европейских странах. Мормоны – религиозно-христианская секта. Название произошло от имени последнего пророка (ангела) Морони, который явился основателю адвентистко-хилиастической секты американских мормонов Джозефу Смиту в 1820 г. Социальная среда – фермеры. Русские мормоны – христоверческая секта, сформировавшаяся в конце Х1Х в. Вероучение секты глубоко рационалистично и не допускает мистики. Как и некоторые американские мормоны, русские мормоны признают многоженство. Матх – монастырь в индуизме. Неоориентализм – нетрадиционное, религиозное направление. К нему относятся "Международное общество сознания Кришны" (ИСККОН), "Миссия божественного света" Махара Джи, "Трансцендентная Медитация" (ТМ) и др. Неохристианство – нетрадиционное, религиозное направление, основанное на синкретизме (смешении) христианства и восточных религий (например, "Церковь Унификации" С.М. Муна). Нирвана ("Угасание") – высшее состояние всех человеческих стремлений в буддизме. Нихонги – японская летопись УП – УШ в.в. Пагода (от санскр. бхагават – священный) – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагода имеет вид павильона или башни (часто многоярусной). Пагоды возникли в начале н.э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме. Падука – священные сандалии гуру. Палестина – страна в Малой Азии, названная в Библии Землей Обетованной, Землей Израильской. В древности она была заселена потомками Ханаана, сына Хамова (внука Ноева). Поэтому она называлась Ханаанской. Позже она стала называться по имени самого богатого торгового племени – филистимлян - Пелиштим, или Пллистиной. Затем Иисус Христос освятил ее Своим пребыванием, и отсюда Слово Его разошлось по миру. Парсизм – название древнеперсидской религии. Православие – направление в христианстве, возникшее в результате раскола христианской церкви в Х1 в. на западное направление (католицизм) и восточное (православие). Протестантизм – направление в христианстве, возникшее в результате движения Реформации ("Преобразования") в католицизме в ХУ1 в. Церкви, возникшие в результате нового раскола христианства, получили также название реформатских церквей. Религиозныйсинкретизм – смешение религиозных верований и культов. Религия (от лат. благочестие) - мировоззрение и мироощущение, психология и культ, действие, практика, основанные на вере в существование трансценденции, потустороннего. Сайентология – нетрадиционное, религиозное направление, использующее науку в религиозных целях ("Церковь сайентологии" Хаббарда). Самадхи ("Слияние") - состояние буддиста в результате длительных практик медитации (сосредоточения), в результате которого достигается якобы слияние с Источником бытия. Сангха ("община") – община буддийских монахов. Синагога – молитвенный дом, дом собрания, совершения молитв еврейского народа. Синагоги возникли после возвращения евреев из вавилонского плена и разрушения Вавилоном Храма в Иерусалиме. Дома - синагоги возводились на возвышенном месте, внутри были прямоугольные комнаты со скамьями. У передней стены находился шкаф – Ковчег со Скрижалями Завета (Торой). Он был обращен к Иерусалиму. Во время собраний, кроме молитв, читали и толковали Тору (Ветхий Завет). Каждый иудей мог выступить в синагоге с чтением Торы и проповедью. Известно, что Иисус читал и толковал Писание в синагоге. Эти традиции сохранились, и по сей день. Сунна ("обычай", "пример") - мусульманский сборник (хадисов, т.е. пророков), содержащий изречения о заповедях и деяниях Мухаммеда. Суннизм – традиционное, ортодоксальное направление в исламе, признающее священной книгой не только Коран, но и Сунну. Согласно суннизму, глава мусульманской общины должен быть избранным, пользующимся авторитетом у членов общины. Тантризм ("В путь") – направление в буддизме махаяны. Типитака ("Три корзины Закона") – собрание буддийских текстов, или палийский канон (У в. до н.э.). Тиртха – священный природный источник, место паломничества в индуизме (озеро, река, колодец, побережье океана). Хадж ("Примирение") – мусульманское паломничество в Мекку к святыне Каабе или в Медину к гробу Мухаммеда, подвиг благочестия и смирения в исламе. Халифат (арабск. "халиф" – глава мусульмаской общины, правитель) – мусульманское теократическое государство в эпоху Средневековья. Хасидизм (благочестивые) – направление в иудаизме, возникшее в средневековой Европе и возрожденное в ХУШ – Х1Х в.в. Хилиазм (от греч. хилиазмус - тысяча) – религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном «царствовании Христа», которое должно наступить перед «концом света». Учение возникло в период раннего христианства и было развито до Х1 в. Сейчас существует в некоторых христианских сектах. Хинаяна ("Малая колесница") - направление в буддизме. Шариат ("Прямой путь") – система мусульманских законов, составленных на основе Корана и Сунны в УШ в. Шиизм – направление в исламе, признающее священной книгой только Коран, отвергающее Сунну. Согласно шиизму, главой мусульманской общины может быть только родственник Мухаммеда. Экуменизм (от греч. ойкумене – обитаемая земля) – движение за объединение церквей. Эсхатология (от греч. эсхатос – последний и логос – понятие, учение) – учение о конечной судьбе мира и человека.
0. Направления буддизма: хинаяна, махаяна, тантризм, буддизм-ламаизм и др. Ад и рай (Нарака и Сукавати) в буддизме. Буддизм Китая и Японии, его приближенность к практической, повседневной жизни.
П. Религиозный культ. 1. Простая обрядность, аскетический образ жизни, молитвы, медитации. Культ Будды и бодхисаттв. 2. Психотехника йоги. Йогическая практика самадхи. 3. Ритуалы, чтение молитвенных формул (мантры), использование в ритуале культовых символов и образов (янтры). 4. Культ многочисленных воплощений Будды и будущего Будды-мессии (Майтрея). 5. Элементы фетишизма и древних культов (почитание многоголовых божеств плодородия и т.п., поклонение их изображениям в храмах, особенно в тантризме). 6. Шаманство (особенно в тантризме). 7. Практика бодхичитты в целях получения состояния будды. 8. Медитативная практика дзен и ее распространение на повседневную жизнь (военные искусства, ритуалы чаепития, уход за садом и т.п.), особенно в буддизме Китая и Японии. 9. Буддийские храмы – чортены (ступы). 10. Членство в сангхе. Монастыри (дацаны, дзонги). Многочисленные статуи Будд в храмах и монастырях. 11. Праздники (день рождения Будды, день первой проповеди Будды и др.). Ламы и их культовые одежды. Музыкальные инструменты для сопровождения службы в храме и монастыре. Культовые предметы: икона-танка, реликвии, ксилограммы канонических текстов, изображения Будды, будд и бодхисаттв, божеств-докшитов и др. 12. Изображения картин ада и рая в храмах и монастырях. Шесть кругов мучений ада (Нараки). Прекрасный сад рая (Сукавати), в центре – праведники и святые. Ш. Религиозные организации. 1. Сангха – буддийская община. Бикшу – монахи, члены буддийской общины, нищенствующие. 2. Хинаяна ("узкий путь спасения") буддизма и монашеская жизнь в сангхе. Архатство. Махаяна ("широкий путь спасения") и жизнь с целью достижения идеала – бодхисаттвы. 3. Ваджраяна (тибетский буддизм-ламаизм). Жизнь с целью достижения самадхи (слияния с Источником, Абсолютом). 4. Тантризм – система эзотерической практики и методики йоги. 5. Государственная религия, или официальная идеология ряда стран (Таиланд, Камбоджа, Лаос, Непал, Шри-Ланка). Буддийская система образования и воспитания, права и политики. 6. Государственные средства – для деятельности буддийских общин и монастырей. 7. Буддийские политические союзы и партии.
Основные термины. Будда, буддизм, махаяна, хинаяна, тхеравада, ламаизм, тантризм, санкхья, архат, Дхаммапада, дацан, ступа, мандала, танка, чайтья, вайджраяна, самадха.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.05 сек.) |