|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примеры диаграмм классов
В качестве первого примера на рис. 11.17 показана диаграмма классов системы управления полетом летательного аппарата. Рис. 11.17. Диаграмма классов системы управления полетом
Здесь представлен класс ПрограммаПолета, который имеет свойство ТраекторияПолета, операцию-модификатор ВыполнятьПрограмму () и операцию-селектор ПрогнозОкончУправления (). Имеется ассоциация между этим классом и классом Контроллер СУ — экземпляры программы задают параметры движения, которые должны обеспечивать экземпляры контроллера. Класс Контроллер СУ — агрегат, чьи экземпляры включают по одному экземпляру классов Регулятор скорости и Регулятор углов, а также по шесть экземпляров класса Датчик. Экземпляры Регулятора скорости и Регулятора углов включены в агрегат физически (с помощью отношения композиция), а экземпляры Датчика — по ссылке, то есть экземпляр Контроллера СУ включает лишь указатели на объекты-датчики. Регулятор скорости и Регулятор углов — это подклассы абстрактного суперкласса Регулятор, который передает им в наследство абстрактные операции Включить () и Выключить (). В свою очередь, класс Регулятор использует конкретный класс Порт. Как видим, ассоциация имеет имя (Определяет полет), роли участников ассоциации явно указаны (Сервер, Клиент). Отношения композиции также имеют имена (Включать), причем на эти отношения наложено ограничение — контроллер не может включать Регулятор скорости и Регулятор углов одновременно. Для класса Контроллер СУ задано ограничение на множественность — допускается не более трех экземпляров этого класса. Класс Регулятор скорости имеет ограничение другого типа — повторное включение его экземпляра разрешается не раньше, чем через 64 мс. В качестве второго примера на рис. 11.18 приведена диаграмма классов для информационной системы театра. Эту систему образует 6 классов. Классы-агрегаты Театр и Труппа имеют операции добавления и удаления своих частей, которые включаются в агрегаты по ссылке. Частями Театра являются Зрители и Труппы, а частями Труппы — Актеры. Отношения агрегации между классом Театр и классами Труппа и Зритель слегка отличны. Театр может состоять из одной или нескольких трупп, но каждая труппа находится в одном и только одном театре. С другой стороны, в театр может ходить любое количество зрителей (включая нулевое количество), причем зритель может посещать один или несколько театров. Между классами Труппа и Актер существуют два отношения — агрегация и ассоциация. Агрегация показывает, что каждый актер работает в одной или нескольких труппах, а в каждой труппе должен быть хотя бы один актер. Ассоциация отображает, что каждой труппой управляет только один актер — художественный руководитель, а некоторые актеры не являются руководителями. Ассоциация между классами Спектакль и Актер фиксирует, что в спектакле должен быть занят хотя бы один актер, впрочем, актер может играть в любом количестве спектаклей (или вообще может ничего не играть). Между классами Спектакль и Зритель тоже определена ассоциация. Она поясняет, что зритель может смотреть любое число спектаклей, а на каждом спектакле может быть любое число зрителей. И наконец, на диаграмме отображены два отношения наследования, утверждающие, что и в зрителях, и в актерах есть человеческое начало. Рис. 11.18. Диаграмма классов информационной системы театра
Контрольные вопросы
1. Поясните назначение статических моделей объектно-ориентированных программных систем. 2. Что является основным средством для представления статических моделей? 3. Как используются статические модели? 4. Какие секции входят в графическое обозначение класса? 5. Какие секции класса можно не показывать? 6. Какие имеются разновидности области действия свойства (операции)? 7. Поясните общий синтаксис представления свойства. 8. Какие уровни видимости вы знаете? Их смысл? 9. Какие характеристики свойств вам известны? 10. Поясните общий синтаксис представления операции. 11. Какой вид имеет форма представления параметра операции? 12. Какие характеристики операций вам известны? 13. Что означают три точки в списке свойств (операций)? 14. Как организуется группировка свойств (операций)? 15. Как ограничить количество экземпляров класса? 16. Перечислите известные вам «украшения» отношения ассоциации. 17. Может ли статическая модель программной системы не иметь отношений ассоциации? 18. Какой смысл имеет квалификатор? К чему он относится? 19. Какие отношения могут иметь пометки видимости и что эти пометки обозначают? 20. Какой смысл имеет класс-ассоциация? 21. Чем отличается агрегация от композиции? Разновидностями какого отношения (в UML) они являются? 22. Что обозначает в UML простая зависимость? 23. Какой смысл имеет отношение обобщения? 24. Какие недостатки у множественного наследования? 25. Перечислите недостатки ромбовидной решетки наследования. 26. В чем смысл отношения реализации? 27. Что обозначает мощность «многие-ко-многим» и в каких отношениях она применяется? 28. Что такое абстрактный класс (операция) и как он (она) отображается? 29. Как запретить полиморфизм операции? 30. Как обозначить корневой класс? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |