|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ключи Соль Фа и До
Свое точное значение и название ноты получают лишь в том случае, когда известно фактическое звуковысотное местоположение хотя бы одной из них. Поскольку нотоносцы сами по себе ничем не отличаются друг от друга, то в начале каждого из них выставляются особые знаки-ключи, точно определяющие местонахождение ноты, соответствующей названию самого ключа, а вместе с ней - и всех остальных нот звукоряда. Исторические названия и современные графические написания ключей произошли от буквенной нотации. Многообразие диапазонов певческих голосов и инструментов, охватывающих различные разделы звукоряда, потребовало системы разных ключей. В XIV — XVI веках, в период расцвета многоголосного вокального искусства, в нотной записи главенствовали ключи До (С): на линии, пересекающей середину ключа, всегда помещался звук до первой октавы. Эти ключи, перемещая звук до c одной линии на другую, давали возможность использовать и сочетать диапазоны различных певческих голосов в наиболее удобных для них регистрах, не выходя за пределы нотного стана (согласно требованиям нотной записи того времени). В зависимости от расположения на нотном стане различают ключи До: сопрановый, меццо-сопранавый, альтовый, теноровый и баритоновый.
Теноровый ключ долго сохранял свое значение в вокальной музыке, т.к. запись партии тенора в современных ключах требовала большого количества добавочных линий. Однако в начале 1900-х годов его заменил скрипичный ключ, в котором партия тенора исполняется на октаву ниже. Иногда для записи партии тенора используется двойной скрипичный ключ или скрипичный ключ с цифрой 8 внизу. Они позволяют ясно отличать данную партию женских голосов и одновременно указывают на необходимость ее транспонирования, на октаву вниз. В настоящее время из всех разновидностей ключа До практическое значение сохранили лишь альтовый и теноровый ключи: в альтовом пишутся ноты для смычкового альта, а в теноровом - высокие ноты для виолончели, тромбона и фагота. Развитие инструментальной музыки заставило привлечь на помощь два других ключа, которые призваны были охватить в записи расширившийся диапазон звучания музыкального произведения: это ключ Соль (скрипичный), расположенный на второй линии нотного стана и указывающий на положение ноты соль I октавы, и ключ Фа (басовый), расположённый на 4 линейке и указывающий на положение ноты фа малой октавы. Первоначально эти ключи тоже перемещались с одной линии на другую для удобства размещения основных звуков диапазона, таковы, например, старофранцузский ключ и ключи Фа баритоновый и басо-профундовый:
К началу XVII века всё большее значение стала приобретать система ключей, существующая и по настоящее время. Она объединяет две нотные строчки в один нотный стан и дает возможность охватить весь звукоряд, используемый в музыкальной искусстве. Единство системы двух ключей (скрипичного и басового) подчеркивается тем, что звук до первой октавы, являясь центром звукоряда, расположен симметрично на воображаемой средней линии между обеими строчками:
Обе нотные строчки объединяются чертой и фигурной скобкой, которая носит название акколады (от франц. accolade - обнимать, соединять скобкой). Такая система нотных строчек и ключей используется при записи музыки для фортепиано, органа, арфы, челесты, аккордеона и баяна. При записи произведений для хора, разного рода ансамблей, оркестра, голоса и инструменты сводятся в партитуру. Принято более высокие партии помещать над более низкими, а однородные инструменты объединять в группы (с помощью общих акколад) и располагать в определенном порядке.
Регистры. . Общий диапазон музыкального звукоряда довольно велик, и отдельные его участки заметно различаются, по характеру или тембру, своего звучания. Относительно крупные участки звукоряда, имеющие однородные или близкие тембровые свойства, называются регистрами. Во всем музыкальном диапазоне имеется три основных регистра: низкий или басовый, куда входят звуки субконтрактавы, контрактавы и большой октавы, средний образуемый звуками малой, первой и второй октав, и высокий, включающий в себя третью, четвертую, и, пятую октавы. Каждый звук общего диапазона музыкального звукоряда имеет собственное буквенное или слоговое обозначение, к которым добавляются цифры. Звуки большой октавы обозначаются соответственно большими буквами или слогами. Звуки малой октавы - малыми. Звуки 1, 2, 3, 4 и 5 октав пишутся малыми буквами (или слогами) с добавлением справа вверху цифр, в соответствии с их порядковыми номерами. Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются всегда большими буквами (или слогами) с добавлением к ним справа внизу цифры, контроктава 1, субконтроктава 2.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |