|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Малый децимаккорд большие децимаккордыII10/4 (C-dur), S10/4 (a-moll) D10/4 (G-dur) T10/4 (D-dur) S10/4 (A-dur) VI10/4 (F-dur), t10/4 (d-moll) III10/4 (B-dur), d10/4 (g-moll) VIIН10/4 (e-moll) III10/4 (h-moll) VI10/4 (fis-moll) VII10 (Es-dur), II10/4 (c-moll)
ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ. Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков (ступеней лада), объединенных — на основе мелодических, функциональных связей — тяготением к единому устойчивому центру — тонике. музыкальная система включает в себя всего лишь двенадцать различных по высоте звуков хроматического ряда, из которых только семь являются основными (диатоническими) и имеют свои собственные наименования. Все эти звуки не только различаются по высоте, но и на основе обертонового звукоряда — находятся между собой в строго определенных акустических соотношениях. В условиях ладовой организации между звуками мелодии обнаруживаются четкие функциональные связи. Это приводит к тому, что в сознании человека возникают ясно ощутимые на слух проявления устойчивости и неустойчивости тех или иных звуков, свойственные им как ступеням какого-либо лада. Количество звуков, входящих в определенную ладовую организацию, всегда строго ограничено структурой лада, а сами звуки называются ступенями лада. Основным устоем семиступенных диатонических ладов является I ступень. При определенных условиях относительной устойчивостью обладают также V и, в меньшей мере, III ступени. В одноголосии как V, так и III ступени обладают тяготением непосредственно к I ступени (тонике), в многоголосии же — в одновременном сочетании с тоникой — они вместе представляют устойчивое тоническое трезвучие. Любая относительно законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно или многоголосно, обычно завершается устойчивым звуком (или аккордом) и чаще всего — тоникой. Все остальные ступени лада (II, IV, VI и VII) являются неустойчивыми, причем степень их неустойчивости определяется двумя факторами: интервальным соотношением с ближайшими устойчивыми звуками и «силой притяжения» данного устойчивого звука. Так, при полутоновом соотношении неустоя с устоем стремление к разрешению будет ощущаться сильнее, острее, нежели при целотоновом их соотношении. Кроме того, звук тоники (то есть I ступени) сильнее «притягивает» к себе неустойчивые звуки по сравнению с другими устоями. Стремление неустойчивых ступеней перейти в устойчивые называется тяготением, а сам переход в устойчивый звук — разрешением этого тяготения. Свойства устойчивости и неустойчивости присущи не тем или иным конкретным звукам музыкальной системы, а именно определенным ступеням лада. В свою очередь, любой лад может быть построен от каждого из двенадцати звуков хроматического ряда, содержащегося в октаве. Таким образом, один и тот же лад может встретиться на любой высоте, зависящей, в конечном итоге, от местонахождения его I ступени (тоники). Музыкальные звуки сами по себе — лишь элементы, из которых при определенной их организации может быть образована та или иная ладовая система. Между звуками, образующими какую-либо ладовую систему, всегда возникают не только звуковысотные (интервальные), но и так называемые ладофункциональные соотношения: каждый звук, становясь определенной ступенью лада, непременно приобретает свойство устойчивости или неустойчивости и, в соответствии с этим своим значением, выполняет ту или иную роль — функцию — в ладе, определяющую и само название данной ступени (в дополнение к ее нотному наименованию). Количество ступеней любого лада всегда строго определено: они получают закрепленные за ними порядковые номера, обозначаемые римскими цифрами, которые в нужных случаях пишутся внизу под нотами. Один и тот же звук в разных ладовых системах может иметь разное ступеневое (функциональное) значение. Однако сама роль функционально одинаковых ступеней лада, какими бы звуками в той или иной системе они ни были представлены, всегда остается неизменной. Любая ладовая система может быть выражена с достаточной ясностью и полнотой как одноголосно, так и многоголосно. Однако в многоголосии, благодаря одновременному звучанию нескольких голосов, образуются определенные гармонические комплексы (отдельные аккорды, созвучия и целые гармонические обороты), которые могут, с одной стороны, способствовать более яркому и характерному проявлению ладовых функций.
Мажорный лад. Мажорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие. Само слово «мажор» (ит. — maggiore) в буквальном переводе означает: «больший», «старший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «мажор» заменяется словом «dur» (от лат. durus, буквально — твердый). Главным характерным признаком мажорного лада является интервал большой терции между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику (т. е. мажорность) совместного звучания, как самих устойчивых звуков, так и лада в целом. Поскольку устойчивые звуки (I, III и V ступени) образуют трезвучие, базирующееся на тонике лада, все они вместе взятые также называются тоническим трезвучием, а входящие в него звуки получают, соответственно, названия примы, терции и квинты тоники. Ступени, не входящие в состав тонического трезвучия, являются неустойчивыми.
Гамма. Ступени лада. Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным является расположение ступеней лада в виде гаммы. Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы. Мажорный лад имеет три основные разновидности: натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop. Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение. Ступени лада всегда обозначаются римскими цифрами, а ладовые функции — латинскими буквами, выставляемыми под нотами, к которым они относятся, причем все эти обозначения сохраняются за каждой ступенью лада в данной тональности при любом порядке их расположения и чередования. Обозначения и названия ступеней лада по порядку их высотного расположения в гамме: I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. В мажоре обозначается прописной (заглавной) буквой Т, в миноре — строчной буквой t; II ступень — называется полунапряженным нисходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет; III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой m. (Геометрическое понятие «медиана» т.е. линия, проведенная из какого- либо угла треугольника и делящая противоположную его сторону пополам); IV ступень — называется субдоминантой (буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается в мажоре (и мелодическом миноре) прописной буквой S, а в миноре и в гармоническом мажоре — строчной буквой s; V ступень — называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается в мажоре и гармоническом миноре прописной буквой D, а в натуральном миноре (и мелодическом мажоре) — строчной буквой d; VI ступень — называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. Обозначается в мажоре заглавными (прописными) буквами SM, а в миноре — строчными буквами sm; VII ступень — называется (в натуральном мажоре и гармоническом миноре) напряженным восходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет. Мажорный лад с пониженной VI ступенью называется гармоническим мажором. Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями лада.
Минорный лад. Минорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие. Слово «минор» в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально-«мягкий»), Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции между I и III ступенями, которая и определяет специфику, т.е. минорность совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней. Минорный лад имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минор. Минорный лад с повышенной VII ступенью называется гармоническим минором. Минорный лад с повышенными VI и VII ступенями называется мелодическим минором.
Тональность.
Высотный уровень расположения лада, определяемый звуком тоники, называется тональностью. Мажорные тональности.
Образуются в результате расположения звуков: по чистым квинтам вверх (диезные) по чистым квинтам вниз (бемольные)
Минорные тональности.
Образуются в результате расположения звуков: по чистым квинтам вверх (диезные) по чистым квинтам вниз (бемольные)
Параллельные и одноименные тональности мажора и минора.
Тональности мажора и минора, имеющие одну и ту же тонику, называются одноименными. Тональности мажора и минора, имеющие в своем натуральном виде общий звуковой состав и одни и те же ключевые знаки альтерации, называются параллельными.
Энгармонизм тональностей.
Энгармонически равными являются тональности, имеющие одинаковое ладовое наклонение и расположенные На одной и той же высоте, но тоники которых (а следовательно, и все остальные звуки при полном сохранении их ртупеневого значения и соответствующих обозначений) называются по-разному.
Кварто-квинтовый круг. Кварто-квинтовымкругом называете я общая система построения мажорных и минорных тональностей. Эта система графически может быть, в частности, выражена в виде замкнутого (или незамкнутого — наподобие спирали) круга, в котором с одной стороны (обычно справа) располагаются по восходящему квинтовому ряду диезные, а с другой (слева) — по нисходящему квинтовому ряду — бемольные тональности.
Диатоника.
Диатоника — слово греческого происхождения, буквально переводимое как «идущая по тонам». Диатоника как музыкальный термин относится к семизвуковой системе, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам (или квартам).
Различные диатонические лады.
В зависимости от положения главного устойчивого звука — тоники — в диатоническом звукоряде могут образовываться и различные диатонические лады. То, какой именно звук принимает на себя роль тоники, зависит от данного конкретного мелодического построения. Тоника может быть выявлена по-разному. Важнейшую роль при этом играет частота возвращения какого-либо звука и его метроритмическое положение. Свои названия эти лады получили от древнегреческих диатонических ладов, которые назывались по тем областям Греции, где они, по-видимому, были распространены:
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |