|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткие сведения из историй нотацииНотная запись музыки. В течение многих веков шли поиски точной наглядной системы записи музыкального произведения. Сложность фиксация музыкального текста заключается в том, что два основных свойства музыкального звука-высоту и длительность (протяженность) - необходимо выразить одним знаком. Такой знак получил название ноты (от лат. nota - письменный знак, заметка). Древнейшим видом нотного письма явилась буквенная нотация, возникшая еще в древнегреческом искусстве (на основе национальной письменности). Начиная примерно с VI века наряду с греческими буквами в нотации стали использоваться также буквы латинского алфавита, а к Х столетию они полностью вытеснили греческую систему названий и обозначений звуков. В средние века семиступенный диатонический звукоряд строился от звука ля по следующей схеме (что в нашем понимании соответствует гамме фригийского лада)
Поэтому за образующими его тонами, начиная от ля, закрепились в качестве буквенных обозначений ступеней первые шесть букв латинского алфавита А, В, С, D, Е, F, G, соответствующие (по современной слоговой системе обозначений) звукам Ля, Си♭, До, Ре, Ми, Фа, Соль. Когда же впоследствии произошло изменение строя и основным тоном звукоряда стал звук С (До), то для обозначения нового звука, возникшего на VII ст., стали использовать очередную букву латинского алфавита - Н(Һ), соответствующую звуку Си (си). Около IX века нашей эры на Западе появились первые попытки графического изображения относительной высоты, звуков и направленности мелодического движения с помощью особых звуков невм (от, греч, пента - кивок, знак) и их комбинаций. Они лишь приблизительно указывали на изменение высоты звука. Невменное письмо применялось только для записи вокальной музыки и указывало певцу на характер мелодического распева слога. Знаки, сходные по значению с невмами, появились в конце Х в. в России. Они носили название крючков или знамен. В эпоху средневековья письменность была сосредоточена в монастырях, являвшихся в те времена очагами культуры. В конце Х в. во французском монастыре Корби была введена пересекавшая невмы горизонтальная красная линия. Первоначальное ее звуковысотное значение не было постоянным, но постепенно за ней закрепился звук фа малой октавы. В дальнейшем прибавилась ещё одна - желтая линия (выше красной), обозначавшая звук до для всех невм, расположенных на ней. Истинным реформатором явился создатель современной нотной записи, видающийся итальянский теоретик музыки Гвидо из Ареццо (Гвидо Аретинский, XI в.). Наряду с введением слоговых названий ступеней, он установил систему четырех линий. В XIV веке была добавлена пятая линия. В установившемся 12 тоновом звукоряде равномерно-темперированного строя каждый основной звук-носит слоговое название или обозначается буквой латинского алфавита. Слоговые обозначение (кроме, звука си) были введены вХ1 веке. Для того, чтобы облегчить певцам процесс чтения нот и освоение интервалов, Гвидо Аретинский использовал известный тогда гимн в честь святого Иоанна (легендарного покровителя певцов), сочиненного около 700 года Павлом Диаконом. Напев каждой строки этого гимна начинался последовательно в восходящем движении от каждого из шести звуков 6- ступенного згвукоряда - гексахорда, господствовавшего в профессиональной музыке того времени. Каждая ступень гексахорда стала обозначаться начальным слогом соответствующей строки гимна:1 ст. – Ut, Il -Re, III - Mi, IV- Fa, V — Sol и VI -La.. Первоначально слоговые названия имели относительное значение и могли перемешаться по ступеням звукоряда. Однако их высотные соотношения внутри гексахорда оставались неизменными. Ut - Re - тон, Re - Ut - тон, Mi-Fa-полутон, Fa - Soil -тон, Soil - La - тон. VII ст. звукоряда, завоевав свое место в преобразовавшейся к концу XVI века музыкальной системе, получила слоговое обозначение си (его ввел Анжель из Фландрии), образовав его из начальных букв последних слов текста того же гимна святому Иоанну-Sancte-Iohannes. В середине XVII в. итальянец Дж.Б. Донн заменил неудобный для пения слог Ut слогом до. Постепенно слоговые названия были присвоены звукам звукоряда в их абсолютном значении. Закрепление за абсолютной высотой каждого из основных звуков современного звукоряда слоговых обозначений (наряду с буквеными) осуществилось окончательно лишь к концу XVIII века.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |