АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интервалы

Читайте также:
  1. X Вписывать рисунки в окно обозревателя
  2. Алгоритм с упорядоченным списком активных ребер (САР)
  3. Виды группировок
  4. Витрины как средство рекламы.
  5. Гармония П. Чайковского
  6. Где i - величина равного интервала; Хmax, Хmin - наибольшее и наименьшее значения признака; n - число групп.
  7. Закуски из овощей и грибов
  8. и канцелярские товары
  9. Китайские реформы: универсальные тенденции и специфические особенности
  10. Концепции тестирования и измерения
  11. Концепции тестирования и измерения.

Определение интервала.

Интервал в переводе в буквальном смысле означает промежуток между какими-либо двумя объектами (применительно к пространству) или событиями (применительно ко времени).

В музыке интервалом называется соотношение двух звуков по высоте.

Интервал определяется количеством ступеней и тонов, заключенных между двумя кон­кретными звуками, нижний из которых является основанием, а верхний - вершиной интервала.

Мелодические и гармонические интервалы

 

По способу воспроизведения составляющих их звуков интервалы бывают двух видов: ме­лодические и гармонические.

Мелодическим называется интервал, звуки которого берутся последовательно друг за дру­гом.

Гармоническим называется интервал, оба звука которого берутся вместе, одновременно.

Измерение интервалов в музыке.

 

Всякий музыкальный интервал обладает двумя измерениями: ступеневой величиной и то­новой величиной.

Ступеневая величина интервала определяется количеством основных ступеней диатони­ческого звукоряда содержащихся в интервале и выражается в названии интервала.

Для названий интервалов используется итальянские порядковые числительные. Обознача­ются интервалы арабской Цифрой.

прима 1 кварта 4 септима 7

секунда 2 квинта 5 октава 8

терция З секста 6

Тоновой величиной называется количество тонов или полутонов, содержащихся в данном интервале. Тоновая величина интервала арифметически может быть выражена дробным, целым или смешанным числом.

Простые интервалы и их основные виды.

 

Все интервалы в пределах октавы называются простыми. Прошлых интервалов по названи­ям всего восемь. Основными являются те интервалы, которые образуются между ступенями диатонического звукоряда. Такие интервалы как - прима, кварта, квинта, октава - имеют только один основной вид и называются чистыми.

Интервалы, относящиеся к другой части (секунда, терция, секста, септима) имеют по два основных вида, бывают большими и малыми. Исключение составляет стоящий особняком тритон, который образуется на двух ступенях натурального диатонического звукоряда и в за­висимости от своего местоположения, оказывается либо увеличенной квартой, либо уменьшенной квинтой. Оба варианта тритона также относятся к основным интервалам диатонического звукоряда.

Интервалы от примы до кварты включительно, называются тесными, а от квинты до октавы - широкими.

Уменьшенные и увеличенные интервалы.

 

Увеличенными или уменьшенными может быть всякий интервал, за исключением чистой примы, которая имеет нулевую тоновую величину.

Увеличенным называется такой интервал, величина которого на пол тона больше его основного вида - чистого или большого и ступеневая величина одинакова с ним.

Уменьшенным называется такой интервал, тоновая величина которого на полтона меньше его основного вида - чистого или малого, а ступеневая величина одинакова с ним.

Дважды увеличенным называется интервал, который на хроматический тон шире своего основного — чистого или большого вида, но имеет одинаковую с ним ступеневую величину.

Дважды уменьшенным называется интервал, который на хроматический тон уже своего основного — чистого или малого - вида, но имеет одинаковую с ним ступеневую величину.

Составные интервалы

 

Составными (или сложными) называются интервалы больше октавы.

Составные интервал до двух октав включительно имеют собственные названия (образо­ванные, как и у простых интервалов, от итальянских имен числительных) и обозначения, соот­ветствующие их ступеневой величине. Они образуются. в результате сложения какого-либо простого интервала с чистой октавой.

9 ступеней (секунда + окта­ва) называется ноной

10 ----------- (терция + октава) --------------- децимой

11 ----------- (кварта + октава) --------------- ундецимой (чистой)

12 ----------- (квинта + октава) --------------- дуодецимой (чистой)

13 ----------- (секста + октава) ---------------- терцдецимой

14 ----------- (септима + октава) ---------------- квартдецимой

15 ----------- (октава + октава) ---------------- квинтдецимой (чистой)

 

Как и всякий простой интервал, они могут также быть чистыми, малыми, большими, уве­личенными, уменьшенными, Дважды увеличенными, дважды уменьшенными.

Интервалы, превышающие диапазон квинтдецимы являются ультраширокими. Они не имеют собственных наименований и обозначений и определяются по простому интервалу, вхо­дящему в их состав, с непременным уточнением, через сколько октав он взят.

 

Диатонические и хроматические интервалы.

 

Как в музыке существуют две различные системы - диатоника и хроматика, - все интерва­лы также подразделяются на 2 аналогичные категории: диатонические и хроматические интер­валы.

Диатоническими называются те интервалы, которые образуются между основными сту­пенями диатонического звукоряда, т.е. к ним относятся все чистые, малые, большие интервалы и тритоны (независимо от того, содержат они в себе хроматически измененные звуки или нет).

Хроматическими называются интервалы, не являющиеся основными, т.е. все увеличен­ные и уменьшенные (за исключением тритонов), дважды увеличенные, дважды уменьшенные и т.п. интервалы, образующиеся в результате изменения ступеней диатонического звукоряда и, следовательно, не встречающиеся в рамках семиступенной диатоники.

Консонирующие и диссонирующие интервалы.

Всякий музыкальный интервал обладает определенными акустическими свойствами, при­сущими только данному виду интервала и влияющими на характер его звучания. По характеру звучания гармонические интервалы подразделяются на 2 категории - консонансы и диссонансы.

Консонансами, называются те интервалы, звуки которых на слух как бы сливаются друг с другом, образуя при этом мягкое и акустически устойчивое звучание, не требующее своего раз­решения.

Диссонансами называются интервалы, звуки которых как бы противоречат друг другу и воспринимаются раздельно, т.е. не сливаются в слуховом сознании воедино. Диссонансы звучат резче консонансов, по своей акустической природе они не устойчивы и требуют разрешения, т.е. перевода их в консонанс.

1) абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы

2) совершенные консонансы, к которым относятся интервалы чистой квинты и чистой кварты

3) несовершенные консонансы, к которым относятся больше и малые терции и большие и малые сексты.

Все остальные интервалы, а именно - большие и малые секунды, большие и малые септи­мы и тритоны являются диссонансами.

 

Энгармонизм интервалов.

 

Энгармонически равными называют интервалы, звучащие одинаково, но записанные по разному. Чаще всего их ступеневая величина различна, но может быть и одинаковой. Тоновая же величина у энгармонически равных интервалов всегда одна и та же. Энгармонизм интерва­лов достигается одним из двух способов;

1) посредством энгармонической замены одного из составляющих интервалов звуков. В этом, случае обязательно изменится ступеневая величина интервала и, следовательно, его на­именование;

2) посредством энгармонической замены обоих звуков интервала. В этом случае ступе­невая величина (и, соответственно, наименование) интервала может измениться, а может и ос­таться неизменной, но названия образующих его звуков обязательно будут другими.

Таким, образом, любой диатонический интервал может быть заменен энгармонически рав­ными ему диатоническим же или хроматическим интервалами. И наоборот: любой хроматиче­ский интервал, может быть заменен энгармонически равными ему хроматическим же или диа­тоническим интервалами.

Обращение простых интервалов.

 

Обращением интервала называется результат перемены мест составляющих его тонов, ко­гда основание становится вершиной, а вершина - основанием интервала.

При обращении обязательно образуется новый интервал, который вместе с первоначаль­ным непременно составляет октаву.

Сам процесс обращения простых интервалов сводится к следующему: один из звуков дан­ного интервала переносится на октаву в сторону, противоположную его местонахождению (ос­нование - вверх или вершина - вниз), а другой звук при этом остается на месте, в результате чего образуется новый интервал являющийся обращением первого, где функции составляющих его звуков меняются ролями: основание становится вершиной, вершина - основанием. Если подвергающийся переносу на октаву звук был альтерированным, то он сохраняет свой знак аль­терации. Что же касается вида интервала определяемого его тоновой величиной, то при обра­щении все интервалы, (за исключением чистых) получают противоположный вид, т.е. большие интервалы обращаются в малые,увеличенные - в уменьшенные, дважды увеличенные - в два­жды уменьшенные и наоборот. Только чистые интервалы при обращении сохраняют свой вид и обращаются тоже в чистые интервалы. Сумма тонов обоих взаимообращающихся интервалов всегда равняется 6 тонам. Другие же категории, характеризующие те или иные интервалы, при обращении последних не изменяются. Так диатонические интервалы обращаются тоже в диа­тонические, при обращении хроматических образуются хроматические интервалы. Консонансы обращаются в консонансы а диссонансы - в диссонансы. При обращении простых интервалов образуются тоже простые интервалы.

Обращение составных интервалов.

 

Обращение составных интервалов может производиться одним из следующих двух спосо­бов:

1) один из звуков составного интервала переносится на две октавы в сторону, противопо­ложную его местонахождению (основание - вверх или вершина - вниз), а другой звук при этом остается на месте;

2)оба звука составного интервала одновременно переносятся на одну октаву, навстречу друг другу, перекрещиваясь при этом.

В обоих случаях образуется простой интервал, являющийся обращением данного составно­го интервала. Второй способ часто оказывается более предпочтительным, т.к. позволяет избе­гать появления многих добавочных линий у отдельных нот и делает саму запись более ком­пактной и удобочитаемой.

Обязательным условием при обращении любых интервалов является перекрещивание го­лосов, перемена их местами, иначе не образуется нового интервала, являющегося обращением первого.

 

Способы транспонирования.

1) В заданный интервал.

2) Замена ключей.

3) Меняем ключи в хроматический полутон.

 

Аккорды и созвучия.


Понятие о созвучиях и аккордах.

 

Любое одновременное сочетание двух или нескольких звуков образует созвучие. Однако двузвучные созвучия принято называть интервалами, созвучия же из трех и более звуков распа­даются на две группы: аккорды и неаккордовые сочетания.

Аккордом называется созвучие, состоящее из трех и более звуков, расположенных по ка­кому-либо определенному принципу.

Трезвучия, их виды и обозначения.

 

Аккорд, состоящих из трех звуков, расположенных по терциям называется трезвучием. В зависимости от внутренней структуры различают 4 вида трезвучий: большое и малое (или ма­жорное и минорное) и уменьшенное и увеличенное.

Интервальная структура определяет как название, так и обозначение трезвучий.

Большие и малые трезвучия представляют собой консонирующие сочетания. Все осталь­ные аккорды (увеличенные и уменьшенные трезвучия, любые септаккорды, нонаккорды и т.д.) являются диссонирующими созвучиями.

Основной вид аккорда.

 

Расположение всех звуков по терциям всегда образует основной вид аккорды. За состав­ляющими аккорды тонами закрепляются определенные наименования, соответствующие их местоположению в аккорде. Так, нижний звук в основном виде является примой, средний - терцией и верхний - квинтой трезвучия, причем эти названия сохраняются в дальнейшем за равными звуками при любых их перестановках.

 

Обращения трезвучий.

 

Каждое трезвучие кроме своего основного вида имеет два обращения, первое из которых называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом.

Секстаккорд всегда строится на терцовом тоне, а квартсекстаккорд - на квинтовом тоне трезвучия. Обращения трезвучий об­разуются в результате перемещения нижнего звука аккорда на октаву вверх. Возможен и иной вариант, связанный с переносом верхнего звука на октаву вниз, но при этом обращения будут возникать в обратном порядке.

Оба обращения трезвучий «укладываются» в диапазон сексты, образующейся между край­ними звуками.

Отсюда возникли названия и обозначения этих аккордов. Так, в секстаккорде определяю­щим в этом смысле является интервал сексты между нижним (басовым) голосом и примой ак­корда (которая одновременно является верхним звуком) а в квартсекстаккорде - интервалы кварты (между басом и примой аккорда) и сексты (между басом и верхним звуком аккорда).

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)