|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Размер и тактОчень близко к понятию метра, понятие размера. Если метр определяет лишь двухдольность или трехдольность, то размер представляет собой конкретизацию метра, т.е. связывает метр с определенной длительностью долей. Цифровое выражение размера называется показателем размера. Обычно оно обозначается двумя арабскими цифрами, расположенными строго вертикально (исключение составляют знаки: С соответствующий размеру 4/4 и ¢ (alla breve), соответствующий, как правило, размеру 2/2). Верхняя цифра показателя размера указывает количество метричесих долей, а нижняя – продолжительность каждой доли. Размеры подразделяются на простые, сложные однородные и сложные смешанные. Размеры, в которых имеется один метрический акцент, называются простыми. Они бывают двухдольными и трехдольными (2/2,3/2,2/4, 3/4 и т.д.). Слияние двух или нескольких, простых размеров образует сложный размер. От слияния двух или нескольких простых однородных размеров образуются сложные однородные размеры: 4/2=2/2+2/4, 9/8=3/8+3/8+3/8 От слияния двух или нескольких простых разнородных размеров, образуются сложные смешанные рамеры: 5/4=2/4+3/4, 7/8=3/8+2/8+2/8
В сложных, как однородных, так смешанных размеров оказываются, таким образом, две, а иногда и три сильные доли, т.е. столько метрических акцентов, сколько простых размеров входит в его состав. Однако эти метрические акценты неравнозначны. Первая из них является основной сильной долей, последующие - относительно сильными долями. В музыке встречаются также и переменные размеры, меняющиеся в пределах данного построения. Смена размера может быть строго периодической по тактам. В этом случае в начале произведения сразу выставляются два размера. Если же смена различных размеров будет происходить лишь эпизодически, т.е. без определенной системы, то данный размер называется непериодическим переменным размером, что является отражением свободной метрики. Тогда размер выставляется в нотном тексте всякий раз при его смене. В современной нотации метрическая основа выражается в тактовой системе, внешне обозначаемой вертикальными тактовыми чертами. Отрезок музыкального времени между двумя равносильными метрическими акцентами называется тактом.
Основное и произвольное деление длительностей. В музыке применяются длительности: 1) основные (четного деления), это - целые, половинные, четверти, восьмые и т.д.,. 2) длительности, образующиеся От произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. К числу их относятся наиболее часто встречающиеся следующие формы произвольного деления: В группу длительностей может входить пауза, равная одной длительности из числа составляющих группу:
Полиметрия и полиритмия
Одновременное сочетание нескольких тактовых размеров называется полиметрией. Полиметрия характеризуется несовпадением либо метрических акцентов, либо метрических долей. В связи с этим различают междутактовую и внутритактовую полиметрию. Одновременное сочетание в разных голосах различного ритмического деления при сохранении общей метрической структуры такта называется полиритмией. Ритмическое тождество голосов в многоголосии называется моноритмией. Моноритмия более всего присуща хоралу.
Группировка
Объединение нот по долям в соответствии с размером называется группировкой. Согласно нормативной группировке в такте должно быть столько групп, сколько долей указано в размере. Каждая группа, заключающая в себе различные ритмические длительности, в целом равняется одной доле. В сложных размерах ноты могут группироваться не только по долям, но и по простым тактам.
Группировка в вокальной музыке с текстом
Соотношение мелодии и слогов текста может быть различным. Когда на каждый звук приходится один слог текста, тогда каждая нота пишется отдельно, не группируясь с соседними. Такое соотношение текста и музыки ближе к разговорной речи и декламации. Поэтому оно господствует в речитативах, преобладает в массовых песнях, в романсах речитативнодекламационного склада. Когда же одному слогу соответствует несколько звуков (слог распевается), тогда соответствующие ноты распева группируются по обычным нормам группировки и объединяются общей лигой. Распев слога может выходить за пределы одной доли и даже такта.
Синкопа
Несовпадение ритмического акцента с метрическим называется синкопой т.е. на сильную долю приходятся звуки более короткие, чем на последующую слабую долю). Синкопы могут быть междутактовьми, внутритактовыми, внутридолевыми. Междутактовая синкопа идет от легкой доли одного такта к тяжелой доле другого. Внутритактовая и внутридолевая синкопы возможны благодаря наличию сильного и слабого времени внутри доли:
Темп. Темпом называется скорость движения музыки, определяемая частотой пульсации метрических долей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |