|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИАЛЕКТИКА
1. Понятие и принципы диалектики, ее исторические формы. 2. Законы диалектики. 3. Категории диалектики. 4. Методологическое значение диалектики и ее альтернативы.
ЛИТЕРАТУРА: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. Гл. XXIII – XXV. Введение в философию. – М., 1989. Ч. 2. Гл. 7. Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. Тема 11. Краткая история философии. – М., 1996. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002. Тема 2. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003. Гл. IV. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 2001. Хрусталев Ю.М. Общий курс философии: В 2 т. – М., 2003.
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. Андреев И.А. Диалектическая логика. – М., 1985. Глядков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. – М., 1982. Диалектика отрицания отрицания. – М., 1983. Диалектическая логика. – М., 1985. Диалектическое противоречие. – М., 1979. Дудель С.П., Штракс Г.М. Закон единства и борьбы противоположностей. – М., 1967. Зак С.Е. Принципы, основные законы материалистической диалектики. – М., 1974. Закон, необходимость, вероятность. – М., 1967. Категории диалектики как ступени познания. – М., 1971. Категории социальной диалектики (Под ред. Ю.А. Харина). – Минск, 1978. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. – М., 1973. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. – М., 1985. Оруджев З.М. Диалектика как система. – М., 1973. Петров Ю.А. Логические функции категорий диалектики. – М., 1985. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. – М., 1981. Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. – М., 1975. Чайковский Ю.В. О природе случайности – М., 2001. Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. – М., 1963.
Контрольные вопросы: 1. Каковы основные исторические формы диалектики? 2. Назовите основные принципы диалектики. 3. В чем заключается тождество и различие субъективной и объективной диалектики? 4. Почему противоречие есть источник движения и развития? 5. Назовите основные типы противоречий и способы их разрешения. 6. Почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики? 7. Почему скачок является всеобщей формой перехода количественных изменений в качественные? 8. Какие две тенденции развития синтезирует закон отрицания отрицания? 9. Раскройте соотношение формы и содержания, структуры и функции, системы и элементов. 10. Что означает выражение: «сущность является, явление существенно»?
Темы рефератов: 1. Диалектика как система. 2. Исторические формы диалектики. 3. Диалектика Г. Гегеля. 4. Принципы диалектики. 5. Альтернативы диалектики. 6. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений в контексте проблемы качественной определенности болезни. 7. Диалектическое противоречие и его методологическое и онтологическое значение. 8. Диалектика как логика и теория познания. 9. Философский анализ понятий, выражающих диалектическую противоречивость жизни. 10. Категории содержание и форма. Проблема структурно-функциональных отношений в медицине.
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через свои законы, категории и принципы. Такое разнообразие значений объясняется тем, что хотя диалектика и характеризует развитие природы, но создается людьми. Поэтому целесообразно различать диалектику объективную и субъективную. Диалектика объективная – это процессы развития самого мира. Диалектика субъективная – это диалектическое мышление. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в сознании человека. Однако субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из материального мира, она тождественна объективной диалектике, выступая более или менее полным и постоянно развивающимся отражением ее. Иначе говоря, поскольку наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, то поэтому противоречия между ними быть не может. История. Термин «диалектика» в истории философии употребляется в различных значениях и смыслах. Сократ (который впервые и ввел это понятие) рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали этому термину дурной оттенок, трактуя диалектику как искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы называли диалектику искусством спора. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства; диалектические, применяемые в споре; и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Дунс Скотт называл диалектику особым учением о сущем, П. Абеляр — искусством различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении «логика», а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования. В философии И. Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой. Г. Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли и придал ей широкое понимание, увидев столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка. В марксистской философии термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Открытые Г. Гегелем и идеалистически мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К. Марксом и Ф. Энгельсом из социальной и природной действительности. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления и развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое направленное движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сегодня диалектика как наука и методология представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Диалектическое мышление – не прирожденная способность человека, это – достижение культуры, требующее тщательного освоения. Исторически сложились два альтернативных способа понимания связей и развития, и, соответственно, два метода философского размышления, – диалектический и метафизический. Определяющей особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении явлений и процессов. На этой основе сложились следующие отличия метафизики от диалектики: Ø если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; Ø согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний (божественный) первотолчок; Ø сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством, по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), качество изменяется благодаря качеству, т.е. само по себе улучшается или ухудшается; Ø если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; Ø и, наконец, если диалектика признает всеобщую связь и взаимозависимость, то метафизика отрицает их и рассматривает мир как состоящий из отдельных вещей и явлений. Принципы диалектики. Для раскрытия общей картины развития выработана специальная стратегия исследования, основой которой являются принципы диалектики. Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят: 1. принцип развития и становления, 2. принцип всеобщей связи между предметами и явлениями, 3. принцип причинности, 4. принцип восхождения от абстрактного к конкретному, 5. принцип единства исторического и логического, предполагающий целостный и системный подход к развитию. Законы диалектики. Закон – это объективные, существенные, общие, необходимые и повторяющиеся связи и отношения между сущностями и внутри сущностей. Они указывают на определенный порядок, последовательность, устойчивую тенденцию развития явлений. По характеру связей различают законы динамические и статистические. В зависимости от сферы действия законы делятся на частные, общие и всеобщие (универсальные). К универсальным законам относятся прежде всего законы диалектики. В своем происхождении, историческом развитии и внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития. Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |