|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Закон отрицания отрицания. Всякое развитие есть определенным образом направленный процессВсякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Отрицание означает переход от одного качества к другому, точнее, превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого предмета на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется «снятием». В результате диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс (а метафизическое отрицание включает только первый и второй аспекты – деструкцию и конструкцию): Ø деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего; Ø кумуляции (накопление старого качества) и одновременно его частичного сохранения, трансляции; Ø конструкции (формирования, создания нового). Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость при общем развитии. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Категории диалектики – это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях. Различия категорий и законов возникают на основе предмета отражения. Если категории отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности, то законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны. Категории и законы различаются также по форме отражения. Категории являются особым видом понимания. Законы диалектики, как и любые другие законы, представляют собой особый вид суждений. Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики. Эти категории, как правило, парные, они отражают «полярные» стороны явлений, вещей, процессов – в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. В процессе познания можно выделить два категориальных ряда: 1. первый категориальный ряд выражает «устройство» и «организованность» бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: «единичное и общее», «многое и единое», «сходство и различие», «качество и количество», «простое и сложное», «часть и целое», «конечное и бесконечное», «форма и содержание» и т.д. 2. другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: «явление и сущность», «причина и следствие», «случайность и необходимость», «возможность и действительность» и др. Первый ряд категорий можно назвать «горизонтальным», а второй – «вертикальным». А теперь сформулируем смысловое разъяснение категорий: Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным. Единичное есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Единичное есть диалектическая противоположность всеобщего. Общее – это то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее – это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. Особенное – категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. При более глубоком рассмотрении особенное выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее ихначало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории особенного, которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. Особенное выступает как реализованное общее. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным «властвует» общее, которое безжалостно заставляет последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как чего-то устойчивого; единичное умирает, но род живет. Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами – неповторимое. Таким образом, единичное, особенное и общее – это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов. Явление и сущность. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности. Внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу и другие признаки данного предмета, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность свойств, создающих качество объекта. Одни авторы утверждают: форма проявления и сущность вещей совпадают. Но если это было бы верно, тогда наука была бы излишней. Другие же предполагают: явление и сущность не имеют общую связь. Если это считать верным, то тогда в принципе невозможно познание сути вещей. По Канту явление – это форма опытно постигаемого человеком бытия. Платон: сущность тождественна идеи (эйдосу), она не сводима к телесным, чувственно воспринимаемым формам бытия. Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего. С точки зрения современной диалектики сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных им необходимых сторон и связей, и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Поэтому «сущность является, явление – существенно». Структурные связи выражаются с помощью категорий часть и целое; форма и содержание; элемент и система. Расположение вещей бывает: либо структурное, либо хаотическое. Любая система составляет целое, которое состоит из взаимосвязанных частей. Целое рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета, а части – как такие «предметы», которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Конечно, данное утверждение несколько примитивно, прямолинейно. Целое может быть и просто сбором составляющих частей, где части могут быть собраны спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Целостность имеет различные типы: a) структурный тип целостности отражает связи строения. b) функциональный тип целостности-принципы действия. c) генетический тип целостности характеризует развитие. Целое представляет собой предмет, включающий в себя в качестве составных частей другие, функционально и органически связанные между собой предметы, и обладающие такими общими (интегральными) свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. В понятие «целое» основной акцент делается на единстве данного системного образования, а в понятии «система» – на единстве в многообразии, на взаимосвязях элементов. С рассмотренными категориями тесно связаны категории «содержание и форма». Под содержанием понимается категория материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех разнообразных компонентов системы: элементы, отношения между ними, связи, процессы, тенденции развития, все части и уровни системы. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его внутренняя организация (поэтому форму нельзя сводить только к внешней конфигурации вещи, к его границам. Это – внешняя форма). Диалектическая трактовка соотношения содержания и формы означает: Ø неразрывность содержания и формы; Ø неоднозначность связей между ними; Ø противоречивость единства; Ø относительная самостоятельность по отношению друг к другу; Ø ведущей стороной является содержание: форма организации зависит от того, что организуется, поэтому изменения обычно начинаются с содержания; Ø оптимальность развития – при соответствии формы содержанию, и наоборот. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы выражается в том, что она может несколько отставать в развитии от содержания. Диалектика этих категорий проявляется и в том, что одно и то же содержание может облекаться в разные формы. Поэтому диалектика учит внимательно анализировать содержание и форму изучаемых явлений и их конкретное соотношение между собой. Понятие структура обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие элемент обозначает минимальную единицу в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Иначе говоря, элементы – это наипростейшие компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Понятие «часть» представляет собой характеристику, «винтик», «клеточку» целого. Элемент от части отличается: Ø неделимостью, это далее неразложимый компонент системы (при попытке дальнейшего деления утрачивается его функция); Ø функциональной обособленностью: каждый элемент обладает свои функциональным значением в составе системы; Ø неразрывная связь с другими элементами и системой в целом. Связи детерминации. Детерминизм – это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений. В основе этого утверждения – универсальная связь всех явлений. Поэтому исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия. При этом в основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая, причинная обусловленность. Причем отношения обусловливания (детерминации) носят регулярный и упорядоченный, т.е. закономерный характер. Содержание детерминизма раскрывается путем использования таких категорий, как причина и следствие, закономерность, сущность и явление, необходимость и случайность, свобода, возможность и действительность. Эти категории используются, как парные категории. Их основные характеристики: Причина и следствие. Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения. Подчеркнем, что причинность предполагает генетическую связь между явлениями. Иначе говоря, причина – это явление, которое с необходимостью порождает другое явление – следствие. В содержательном плане причина есть взаимодействие, а следствие – результат этого взаимодействия. Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образования в результате их взаимодействия. При этом формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Причины бывают внешние и внутренние, полные и специфические, главные и неглавные. Следует различать причину и условие. Условие также необходимо для возникновения следствия, но отличие от причины само по себе следствия не порождает. Условия влияют на реализацию причины, на характер следствия, но не вызывают его. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Повод – это явление, которое приводит в действие явление-причину, но никак не влияет на следствие. В зависимости от характера причинных связей выделяют несколько видов причинных отношений (цепей): Ø однолинейные отношения, сочетающие преемственность и транзитивность (А ® В ® С ® Д…); Ø двулинейные отношения с обратной связью; Ø разветвляющиеся отношения. Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходят восприятие, хранение, переработка и использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие систем. Необходимость и случайность. Эти категории конкретизируют представление о характере зависимости явлений, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явлений. Необходимостью называются сущностные свойства и связи данной системы, обусловленные внутренними сущностными причинами вещи, явления, которые в силу своего сущностного характера происходят именно так, а не иначе. Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств. Необходимость и случайность не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Между ними диалектическое противоречие. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. С другой стороны, еще Г. Гегель предложил рассматривать случайность как форму необходимости: необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. И случайность может выступить как дополнение необходимости. В процессе развития и эволюции материальных систем необходимость и случайность превращаются друг в друга. Возможность и действительность. Возможностью называется тенденции, предпосылки возникновения и развития определенного объекта, процесса, явления, а действительностью называется то, что уже появилось реально и объективно. Иначе говоря, действительность – это актуальное бытие, а возможность – это бытие потенциальное, это будущее, содержащиеся в настоящем. Возможность и действительность предполагают друг друга: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, да и возникает она как результат реализации ранее существовавших возможностей. Поэтому и весь процесс развития в самом общем виде может быть охарактеризован как процесс зарождения и определения спектра возможностей постепенного сужения этого спектра до одной реальной возможности, дальнейшего ее превращения в новую действительность. Таким образом диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития именно как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени. Вместе с тем в этих категориях раскрывается сущность объективного процесса обусловливания, детерминации, в них выражается закономерный характер процесса становления, конкретизируется диалектика взаимосвязи сущности (закона) и явления, причины и следствия. Выделяют различные виды возможностей: Ø существенная и несущественная; Ø обратимая и необратимая (в зависимости от сохранения первоначальной возможности); Ø формальная и реальная; Ø абстрактная и конкретная. Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Вероятностные отношения имеют две стороны: внутреннюю, проистекающую из структуры предмета, и внешнюю, зависящую от частоты реализации события. Объективную связь между этими сторонами вероятности выражает закон больших чисел: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при общих условиях к результату, почти не зависящему от случая. Этот закон выступает как закон постоянных причин, преодолевающих влияние случайностей. Диалектика является вовсе не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории развития, которые также являются философскими методами. К альтернативам диалектики относятся: 1. Метафизика. Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и статичности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития. 2. Догматизм возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. Главным признаком догматизма в процессе познания выступает отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в неизменные, застывшие догмы, сохраняющие свою истинность на все времена. 3. Релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. События превращаются в сплошной поток изменения, поэтому, например, в реку нельзя вступить и единожды. 4. Софистика – это учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путем, используя недостаточность логического и семантического анализа. 5. Эклектика как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни. В отличие от софистики она прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи. Однако на деле эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета (или разные предметы), не выявляя их подлинной взаимосвязи.
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики – научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Все, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие – подчиняется законам диалектики. При этом и сама теория диалектики находится в процессе развития, аккумулируя в себе достижение современной научной мысли. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |