АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Придумывание рассказов об игрушке

Читайте также:
  1. идейная проблематика прозы чехова на материале рассказов
  2. Кроме того, ему принадлежат еще и ряд повестей и рассказов.
  3. Поэтика ранних рассказов А.Н.Толстого
  4. Придумывание рассказа на предложенный сюжет
  5. Придумывание рассказа по картине
  6. Процедура содержательного анализа рассказов-сочинений испытуемых
  7. Рассказов» Дж. Чосера).
  8. Рассказывание по игрушке


Для занятий данного вида можно использовать образные игрушки, а также некоторые сенсорные, дидактические: пирамидки, матрешки, флажки, погремушки и др. Первые занятия, как правило, проводят с использованием демонстрационного материала.
Педагог, знакомя детей с новым заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приемы. Например, показав игрушку, воспитатель предлагает ребятам придумать рассказ про мальчика или девочку, у которых якобы была эта игрушка. Вот наиболее употребительный план такого рассказа: 1) Как оказалась эта игрушка у ребенка? 2) Какая она была? 3) Что он стал с нею делать? На первых занятиях целесообразно начать в разбора первого и третьего пунктов плана, подсказав детям 2—3 варианта для составления рассказов (игрушку купили, подарили — кто, когда, по какому случаю; с игрушкой мальчик стал играть на один, а с товарищем или принес в детский сад).
По ходу занятия заслушиваются рассказы сначала об одной, а затем о других игрушках, которые поочередно показывает воспитатель. Если дети придерживаются названных вариантов и никто не проявляет творческой инициативы, воспитатель предлагает еще 1—2 варианта развития сюжета (игрушку нашли — кто, где, когда). Новая завязка влечет за собой изменение содержания рассказа. Это задание, как более сложное, дается хорошо рассказывающим детям.
В подготовительной к школе группе приведенный выше план может быть дополнен такими пунктами: долго ли игрушка была у ребенка? Что он делал, чтобы она была целой и красивой? Эти вопросы также побуждают детей творчески подойти к выполнению задания. Во второй половине занятия воспитатель может поставить перед детьми 3—4 игрушки (уже использованные на этом занятии и новые) и предложить придумать рассказы о любой из них на выбор. Целесообразно разрешить во время рассказа взять игрушку в руки, показать некоторые действия с ней.
Если дети легко придумывают короткие рассказы о какой-либо одной простой игрушке, воспитатель предлагает игрушки более сложные, а также две сразу или комплект (плита и холодильник, стиральный набор, конструктор, гараж с машинами и т. д.). Такими занятиями надо пользоваться прежде всего для развития речи отстающих детей, учитывая при подборе материала их интересы и добиваясь от них возможно более подробного, связного рассказа.
В тех случаях, когда дошкольники уже овладели умением придумывать реалистические рассказы и знают много сказок, любят их, можно дать им задание придумать сказку об игрушке. Для начала целесообразно использовать игрушки, изображающие сказочных персонажей (Кот в сапогах, Красная Шапочка, Буратино). План сказки примерно таков: какая игрушка попала ночью в детский сад? О чем она разговаривала с другими игрушками? Сказка включает описание пгрушки и диалог игрушек.
Разновидностью указанных занятий, где игрушка статична, являются рассказы-инсценировки, которые придумывают сами дети. Специфика зтих рассказов в том, что ребенок одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он и драматург, и режиссер, и актер).
Организация таких занятий должна быть продумана заранее: местоположение стола для показа инсценировки, хранение игрушек, положение рассказывающего. Занятия очень заинтересовывают детей, они с удовольствием слушают и смотрят инсценировки товарищей. На первых порах роль рассказчика затрудняет ребенка, так как требует быстрой реакции, распределения внимания между показом и словом. Поэтому на первом занятии воспитатель применяет образец рассказа, повторив его 2—3 раза и объяснив, как надо рассказывать, например: «Сегодня мы снова будем придумывать рассказы об игрушках, но не так, как раньше. Я приготовлю свой стол. Нужно сразу говорить и передвигать игрушку на столе. Посмотрите, вот легковой автомобиль. Послушайте о нем рассказ. Однажды выехал шофер на работу (передвигает автомобиль). Вдруг он вспомнил, что не заправил машину бензином (останавливает машину). Делать нечего, придется повернуть обратно (поворачивает). Набрал он бензина (останавливает машину у края стола) н быстро поехал на работу (быстро передвигает машину)».
Воспитатель повторяет образец еще раз, затем вызывает ребенка (такой рассказ особенно охотно повторяют мальчики). Следует подчеркнуть, что первый рассказ должен быть кратким и включать лишь несколько действий с игрушкой.
На этом же занятии придумываются рассказы или сказки еще про 2—3 другие игрушки (котенок, матрешка). При появлении игрушки, отличающейся по характеру от предыдущих, целесообразно снова дать образец рассказа, наметив его план (куда шла матрешка, что она по дороге делала). На последующих занятиях с демонстрационным, а затем и с раздаточным материалом можно использовать уже две игрушки, а также элементы декорации (животные, елочки, дом, кукла; кукла, стол, плита, посуда).
Э. П. Короткова разработала подобные занятия с заводными и музыкальными игрушками.
Чрезвычайно полезны аналогичные занятия с раздаточным материалом. Воспитатель может раздать детям одинаковые мелкие игрушки, предназначенные для счета (автомобильчики, утята, матрешки). Дети, рассмотрев полученные игрушки, ставят их на свой стол и по предложенному образцу или плану пытаются составить рассказ «про себя», вполголоса.
После такой предварительной работы один ребенок рассказывает вслух, остальные, используя свои игрушки, изображают (молча) называемые им действия (матрешка пошла прямо, посмотрела по сторонам, остановилась, свернула направо). В процессе занятия дети контролируют действия друг друга.
Е. И. Тихеева рекомендовала еще один прием — совместное составление рассказов подгруппками детей. Можно применить этот прием в наиболее легком варианте: двум детям, сидящим за одним столом, предложить один набор игрушек для настольной инсценировки и дать задание вместе отобрать нужные им игрушки, составить рассказ, а затем решить, кто будет его рассказывать ребятам.
На всех занятиях-инсценировках важен неторопливый темп, предоставление детям времени для обдумывания и пробного проигрывания рассказа «для себя». Очень важно создать условия для использования дошкольниками полученных на занятиях умений в повседневной жизни, например при ноказе настольного театра игрушек.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)