АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административно-политическое устройство в Крымском ханстве 1 страница

Читайте также:
  1. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  2. I. Перевести текст. 1 страница
  3. I. Перевести текст. 10 страница
  4. I. Перевести текст. 11 страница
  5. I. Перевести текст. 2 страница
  6. I. Перевести текст. 3 страница
  7. I. Перевести текст. 4 страница
  8. I. Перевести текст. 5 страница
  9. I. Перевести текст. 6 страница
  10. I. Перевести текст. 7 страница
  11. I. Перевести текст. 8 страница
  12. I. Перевести текст. 9 страница

Характерной чертой кочевого, в частности татарского феодализма было то, что отношения между феодалами и зависимыми от них народами долгое время существовали под внешней оболочкой родовых отношений.Еще в XVII и даже в XVIII веке татары, как крымские, так и ногайские, делились на племена, членившиеся на роды. Во главе родов стояли беи — бывшая татарская знать, сосредоточившая в своих руках огромные массы скота и пастбищ, захваченных или пожалованных имханами. Крупные юрты — уделы (бейлики) этих родов, ставшие их вотчинными владениями, превратились в небольшие феодальные княжества, почти независимые от хана, со своей администрацией и судом, со своим ополчением.Ступенью ниже на социальной лестнице стояли вассалы беев и ханов — мурзы (татарское дворянство). Особую группу составляло мусульманское духовенство. Среди зависимой части населения можно выделить улусных татар, зависимое местное население, и на самой нижней ступени стояли рабы-невольники.Таким образом, родовая организация татар была лишь оболочкой отношений, типичных для кочевого феодализма. Номинально татарские роды с их беями и мурзами были в вассальной зависимости от ханов, они обязаны были выставлять войско в период военных походов, но фактически высшая татарская знать являлась хозяином в Крымском ханстве. Господство беев, мурз было характерной чертой политического строя Крымского ханства.Главные князья и мурзы Крыма принадлежали к немногим определенным родам. Старейшие из них давно обосновались в Крыму; они известны были уже в XIII веке. Какие из них занимали первое место в XIV веке, на это нет однозначного ответа. К старейшим можно отнести прежде всего род Яшлавских (Сулешев), Ширинов, Барынов, Аргынов, Кипчаков.В 1515 году великий князь всея Руси Василий III настаивал, чтобы были выделены поимённо Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, т. е. князья главных родов, для вручения поминков (подарков). Князья этих четырех родов, как известно, назывались «карачи». Институт карачей был общим явлением татарской жизни. В Казани, в Касимове, в Сибири у ногаев главные князья так и назывались — Карачи. При этом — как правило, допускающее, впрочем, исключение, — карачей всюду было четыре.Но карачи не все были равны по своему статусу и значению. Наиболее важным было звание первого князя Орды. Понятие и звание первого князя или второго лица в государстве после государя — очень древнее у народов Востока.

25. Внешняя политика Крымского ханства. Историография проблемы С отделением Крымского улуса от Золотой Орды и образованием Крымского ханства между Крымом и соседними странами сразу же завязались довольно оживленные дипломатические сношения, которые продолжались до присоединения Крыма к России.Образовавшееся Крымское ханство во главе с династией Гиреев оказывало сильное воздействие на политическую жизнь Московской Руси, Польско-Литовского государства, Большой Орды, а с 1475 года — Турции и еще целого ряда государств.Самому Крымскому ханству во главе со своим первым ханом Хаджи-Гиреем на первых порах своего существования предстояло решать целый ряд чрезвычайно сложных задач. При этом основной проблемой было закрепление своего положения как независимого государства, отбивая прежде всего притязания Большой Орды вновь объединить все татарские ханства под своим главенством.Исходя из создавшихся обстоятельств и строил свою внешнюю политику Хаджи-Гирей. В первые годы своего правления он прежде всего опирался на союз и поддержку Польско-Литовского государства, благодаря помощи которого получил возможность овладеть престолом в Крыму. Но вскоре умный и дальновидный Хаджи-Гирей понял, что самым надежным союзником в осуществлений его планов может быть только Московская Русь, так как и для Москвы и для Крыма ослабление и уничтожение Большой Орды было необходимым условием дальнейшего развития и существования этих государств.Между Москвой и Крымом начинают налаживаться тесные взаимоотношения. В. Д. Смирнов, хорошо изучивший историю Крымского ханства, утверждал: «Хаджи-Гирею выгоднее было щадить русских, лишь бы не дать оправиться Золотой Орде».Москве также был выгоден союз с Крымским ханством, так как оно к этому времени, благодаря расчетливым действиям Хаджи-Гирея, располагало довольно значительным войском. Автор краткой истории Крымского ханства писал: «Так как Хаджи-Гирей умел привлекать сердца, то он во время своего правления собрал в Крыму значительное количество народа с Волги. Поелику же от этого у него было много войска...» Таким образом, в борьбе с Большой Ордой Москва получила союзника, готового оказать помощь, и прежде всего своим большим войском.И когда в 1445 году хан Большой Орды Сейд-Ахмет начал наступательные операции против московского великого князя Василия II, то Хаджи-Гирей пришел на помощь последнему и нанес войскам Сейд-Ахмета сокрушительное поражение.По мере укрепления позиций Крымского ханства обострялись его взаимоотношения с Большой Ордой и все прочнее становился союз с Москвой. В 1465 году, как раз в этот момент, когда правитель Большой Орды хан Ахмат собрал большую армию для нанесения удара по Московскому государству, хан Хаджи-Гирей вновь нарушил планы Большой Орды, нанеся удар с тыла. Все это свидетельствовало о том, что крымский хан стремился предотвратить дальнейшее усиление Большой Орды, выработать новый курс внешней политики Крыма, добиться сближения с Москвой и одновременно ослабить контакты с Ягеллонами.Противоречия между Польско-Литовским государством и Крымским ханством из-за изменения внешнеполитического курса последнего (отказ от союза с Польшей и переход к союзу с Москвой) усиливаются. Об этом свидетельствует установление в первой половине 60-х годов XV века королем Казимиром тесных торговых и политических отношений с генуэзской Каффой, что было явно невыгодно Хаджи-Гирею. Кроме того, Польско-Литовское государство начинает союзничать с ханом Большой Орды. Имеются свидетельства о том, что в конце 60-х годов уже существовали враждебные отношения между королем Казимиром и Крымом, а' вместе с тем и союзные отношения между Польско-Литовским государством и правителем Волжской Орды ханом Ахматом — врагом Крыма и Москвы. Это подтверждается и прямыми дипломатическими переговорами Казимира и Ахмата в конце 60-х годов по поводу совместной борьбы против Москвы и развертывавшихся тогда военных действий — похода хана Ахмата против Московского государства.В то же время это привело к укреплению
союзных отношений между Москвой и Крымом. В ответ на поход хана Ахмата Хаджи-Гирей совершает целый ряд походов на южные окраиныПольско-Литовского государства. Таким образом, можно утверждать, что к концу правления Хаджи-Гирея внешняя политика Крымского ханства носила промосковский и вместе с тем антипольский и антиордынский характер.

26. Социально-экономическое развитие Крымского ханства. Джемаат. Бейлики.
Крымское ханство — феодальное государство в Крыму, которое основали татары, что появились на Крымском полуострове еще в 1239 году во время монголо-татарского нашествия на Восточную Европу. Сначала татары, которые вторглись в Крым, подчинили его степную часть, разрушив местное земледельческое хозяйство, и поставили в зависимость от себя население полуострова — аланов, половцев, славян, армян, греков и других.
Основным занятием завоевателей было примитивное скотоводство, которое требовало постоянного изменения пастбищ. Начиная с конца ХІІІ ст. монголо-татарские феодалы превратили Крым в постоянное место своего кочевничества, преимущественно для зимовки. Новообразованное Крымское ханство не было сильным государственным организмом. С одной стороны, централизованные тенденции в политике ханов всегда встречали сопротивление крымской знати, причем в этой борьбе и хан, и знать искали помощи у соседей. С другой стороны, и это главное, экономика Крымского ханства была основана на экстенсивных формах хозяйствования — на кочевом скотоводстве и примитивном земледелии, которые не обеспечивали потребности населения. Вместо того, чтобы развивать собственные производственные силы, крымские феодалы совершали набеги на соседние земли, и, прежде всего, на Украину.
Экономическая жизнь татар развивалась чрезвычайно медленно. Татарское население Крыма и Северного Причерноморья вело кочевой образ жизни. Экономической основой социально-политической власти феодалов Крыма считалась собственность на землю, которая закрепилась за ними в процессе перехода татарского населения к оседлости. Верховным собственником всех земель был хан. Это нашло отображение даже в пословице: «Куда ступит копыто ханского коня, то принадлежит хану».Калга владел земельным доменом, который назывался калгалик. Бывшая родоплеменная знать — беи сохраняли за собой родовые владения — бейлыки. Земля в бейликах принадлежала членам бейского рода — мурзам. Кроме того, землевладение мурз постоянно расширялось в связи с образованием служилого состояния. Как вознаграждение за службу широко практиковалась раздача земель. Со временем эти земли превращались в наследственные владения. Эти земли, как правило, были с хозяйственной структурой, которая уже сложилась — с колодцами, пахотными землями, покосный лугами, мельницами, огородами, садами, зимовьями и летними пастбищами.Джамаа́т — объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой.джемаат - Крымско татарская соседская община. Сложилась в 13-14 в. на основе существующей в Крыму земледельческой общины.Родовая организация служила для господствующего класса одним из средствукрепления своего влияния внутри рода и для удержания его населения вповиновении. Переселившись в Крым, татары познакомились с земледельческойобщиной "джемаат". Применяемая в ней форма поземельных отношений была вомногом воспринята татарами. И постепенно община "джемаат" пришла на сменуродовой общине. В ней существовали коллективная собственность на землю,общественные сенокосы, общественные колодцы, коллективная запашка земли,для осуществления которой объединялись несколько семей. Земля в общинераспределялась на паях, которые со временем превращались в собственностьземледельца. Это приводило к появлению имущественного неравенства средиобщинников.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)