|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории обществаЖизнь человечества развёрнута во времени и в социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Философия истории – область философского знания, ориентированная на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин «философия истории» впервые введен в философский оборот в 18 в. Вольтером. В эпоху Просвещения «философия истории» была выделена в особую область знания. Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса. В истории философии существует много различных описаний исторического процесса. Все эти описания можно свести к двум основным моделям истории, в основе которых лежит различное понимание социального времени: один из них представляет историю человечества как линейный (стадиальный) процесс, другой – как нелинейный (циклический процесс). Линейная (стадиальная) модель представляет историко-культурный процесс как непрерывное поступательное, восходящее развитие человечества, которое при этом проходит определённые стадии в своём развитии. Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени». Примерами линейного подхода к историческому процессу могут служить следующие модели: 1.Библейская периодизация по возрастам (Адам – Ной – Моисей - … - Иисус Христос – последующие века). 2.Периодизация А. Тюрго, А. Смита (первобытная охотничье-собирательная стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая (торгово-промышленная) стадии).3.Формационная концепция исторического процесса К. Маркса, Ф. Энгельса. Линейное развитие общества может происходить в двух направлениях: прогрессивном (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному); регрессивном (процесс сужения возможностей системы, упрощение и разрушение системы). В рамках отечественной социальной философии в советский её период господствовал формационный подход к исследованию общества и истории. Этот подход сформировался в классическом марксизме в 19 в. В этот подходе центральным является понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – общества, взятое в единстве всех его сторон и существующее на основе конкретно-исторического способа материального производства. В этой концепции периодизация исторического процесса даётся через закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Впервые К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали пятичленную схему деления исторического процесса в «Немецкой идеологии», основываясь на разных формах собственности. Это учение имело ряд достоинств: 1.история предстала как последовательная смена качественно различных этапов, каждый из которых имеет свои специфический законы возникновения и функционирования; 2. История предстала как совокупность революционных и эволюционных изменений; 3. История предстала как процесс прогрессивного развития общества. Недостатки формационной концепции: 1. Она упрощала исторический процесс, сводя его к простой схеме из пяти формаций; 2. Коммунизм выступает как финал мировой истории; 3. Формационное учение абсолютизировало роль экономического фактора в истории общества – труда, материального производства, техники и технологии. Человек здесь – экономический человек. Не раскрывались в полной мере вся человеческая субъективность, психология людей, их религия и мораль, традиции и обычаи. Нелинейная (циклическая) модель исторического процесса отрицает идею прямолинейного культурного прогресса и представляет собой осмысление истории как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам. Весь путь развития общества представляет собой совокупность различных по величине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь – не стрела, а круг. Нелинейные интерпретации истории восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени). Согласно теории Дж. Вико, одного из основоположников истории в 18 в, исторический круговорот складывается из трёх стадий: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия). Кризис одной эпохи знаменует начало новой, «век человеческий» приближает нацию к первобытному состоянию, и исторический цикл начинается сначала. Современные социальной философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационном анализе общества. Центральным понятием в данном подходе является понятие «цивилизация», которое в настоящее время употребляется в разных смыслах. В отличие от общественно-экономической формации, понятие цивилизация являет собой степень развития всего общества, а не только его экономической сферы. Оно показывает, насколько человек сумел в своём становлении и развитии выйти за пределы чисто животного состояния. История рассматривается как деятельность человека в разнообразных формах её проявления. В цивилизационном подходе конкурируют между собой два подхода: теории локальных цивилизаций и теория стадиального развития. Теории локальных цивилизаций представлены в концепциях культурно-исторических типов Н. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, теории локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие «цивилизация» используется для обозначения устойчивого этнокультурного образования, сохраняющего свою специфику и целостность на протяжении длительного исторического промежутка времени. Теория стадиального развития рассматривала цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые стадии. Стадиальный характер носят теория «третьей волны» А. Тоффлера, теория постиндустриального общества Д. Бэлла. В теории постиндустриального общества Д. Белл в истории человечества выделял три стадии: Традиционная (доиндустриальная) стадия. Общество на этой стадии характеризуется: преобладанием аграрного уклада в экономике, низкие темпы развития производительных сил, низкая социальная мобильность, господство традиций в культуре, низкий уровень свободы личности. Индустриальная стадия (становление и развитие которой связано с промышленной революцией конца 18-начала 19в.). индустриальному обществу присущи высокий уровень развития производительных сил, гибкие социальные структуры, более высокий уровень социальной мобильности, более высокий уровень развития свободы личности. Постиндустриальная стадия развития общества. (вторая половина 20 в.). для постиндустриального общества характерно: ведущая роль сферы услуг, изменение в социальной структуре общества, создаются интеллектуальные технологии. Решающим становится уровень знания и образования, а главным институтами общества становятся университеты
35.Политическая система общества. Политика и власть. Политика и управление. Политическая система - сложноорганизованное образование, совокупность и взаимодействие всех политических институтов в обществе, регулирующих политическую жизнь и выполняющих определенные функции в обществе. Политическая система предполагает наличие: - принципов и норм, т.е. систему правил, запретов, ограничений для деятельности; - политических отношений, которые проявляют себя, например, в формах солидарности, сотрудничества, компромисса. Но эти отношения нередко существуют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конфликта сторон; - политической культуры, под которой понимают типичные для данного общества и исторического времени образцы (формы) мышления и практической деятельности людей. Политическую систему общества невозможно представить без политических институтов, которые выступают в качестве специальных «инструментов» в борьбе за власть. К институтам политической системы относятся государство, политические партии, различного рода движения, ассоциации и иные объединения, средства массовой информации и т.д. Основным институтом политической системы является государство как воплощение официальной власти. Государство – образование, где в различных сочетаниях представлены и переплетены этно-национальные, социокультурные, имущественные и гражданские интересы людей. Что касается форм государства, то она определяется способами и механизмами осуществления власти. Это, во-первых, монархия как власть одного лица, которая передается по наследству. Монархия может быть абсолютной (полной) или же конституционной (ограниченной). И, во-вторых, республика, где основным источником власти является народ, который осуществляет свою волю через систему представительных и исполнительных органов (парламент, правительство и т.д.). С точки зрения территориального устройства, государство может быть унитарным (единым, при наличии централизованной власти) или же федеративным (союз относительно самостоятельных государственно-административных образований). Возможна также и конфедерация как союз полностью самостоятельных государств. При исследовании политической жизни политическая философия применяет понятие власти. Власть и господство представляют собой основные характеристики любого человеческого общества. С этим феноменом мы встречаемся во всех сферах жизни людей. Можно говорить о власти родителей над детьми в семье, власти руководителя предприятия над работниками и т.д. Часто, понятие «власть» используют как метафору: «власть традиций», «власть предрассудков» «власть любви» и т.д. Власть возникла с появлением человеческого общества и вместе с ним прошла длительный путь развития. Исторический опыт человечества показал, что без власти невозможно функционирование и жизнеспособность общества. Власть является главным ресурсом любого человеческого сообщества, т.к. только властные рычаги дают возможность влиять на производство, распределение и потребление остальных ресурсов. Поэтому вполне естественно, что те люди, которые занимают подчиненное положение, будут стремиться к свержению существующих властей, чтобы занять их положение. Борьба между теми, кто обладает властными рычагами, и теми, кто стремиться их приобрести, составляет неизменный закон человеческой жизни. Наиболее адекватное выражение понятие власти находит в политической сфере. Политическая власть - есть реальная способность индивида или группы людей осуществлять свою волю ("хотение"), опираясь на соответствующие институты общества, законы, идеи и иные ресурсы. Большинство исследователей придерживаются того мнения, что лишь власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами, можно назвать политической властью. Единственным носителем политической власти является государство. Специфической особенностью государственной власти является то, что она осуществляется единой системой взаимосвязанных между собой специальных центральных (высших) и местных (нижестоящих) органов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |